Внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:55, реферат

Краткое описание

Социально-экономическая сущность целевых внебюджетных фондов. Особенности и преимущества внебюджетных целевых фондов. Источники внебюджетных фондов. Социальные внебюджетные фонды.

Файлы: 1 файл

внб.docx

— 33.62 Кб (Скачать)

Проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  органами управления и представляются органами исполнительной власти вместе с соответствующим бюджетом (федеральным, субъектов РФ).

Источники внебюджетных фондов.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

Обязательные платежи, установленные  законодательством РФ, субъектов  РФ, решениями местных органов  власти.

Добровольные взносы юридических  и физических лиц.

Прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами – юридическими лицами.

Другие доходы, предусмотренные  соответствующими законодательными актами.

Налоговый кодекс РФ предусматривает  в качестве основного источника  формирования внебюджетных социальных фондов социальный налог. Он предназначен для мобилизации средств на реализацию прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Налог платят работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в  том числе: организации, индивидуальные предприниматели, фермеры. Налог платят и физические лица.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого  фонда и определяется как соответствующая  процентная доля налоговой базы.

При налоговой базе до 100 тыс. руб. для  каждого работника  в :

Пенсионный фонд РФ – 28%;

Фонд социального страхования  – 4%;

Фонд обязательного медицинского страхования:

А) федеральный -  0,2% ;

Б) территориальный – 3,4%.

Самостоятельную категорию и с  юридической и с экономической  точек зрения представляют целевые фонды Правительства РФ. Они создаются и упраздняются по решению Правительства.

Основной источник их финансирования – бюджетные ассигнования.

Цель создания таких фондов –  оперативная финансовая поддержка  конкретных экономических программ.

 

2. Социальные  внебюджетные фонды.

В соответствии с ст. 1444 Бюджетного кодекса РФ в РФ функционирует  ряд внебюджетных социальных фондов:

Пенсионный фонд РФ.

Фонд социального страхования.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Государственный фонд занятости населения.

Эта группа внебюджетных фондов наиболее эффективно функционирует. Они заняли важное место в системе государственных  финансов и одновременно в социальной сфере. Их общей фундаментальной  характеристикой является то, что  по закону средства данных фондов не могут  быть изъяты или направлены на не целевое  использование ни парламентом, ни правительством, ни какой-либо властью.

 

Пенсионный фонд РФ.

Самым крупным является Пенсионный фонд, созданный в соответствии с  Законом РФ «О государственных пенсиях  в РФ» (1990). Деятельность его регламентируется Положением о пенсионном фонде (1991).

Назначение фонда – осуществлять выплату пенсий и некоторых видов  пособий.

Средства его – являются собственностью государства. Пенсионный фонд при этом вполне самостоятельный орган управления финансами пенсионного обеспечения.

Т.е. Пенсионный фонд РФ – самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление пенсионным обеспечением.

 Управляют Пенсионным фондом  Правление и исполнительная дирекция, которая при участии Министерства  финансов разрабатывает проект  бюджета фонда. Проект бюджета  утверждается Правлением, а затем  поступает для рассмотрения и  утверждения в Государственную  Думу.  В законе о бюджете  Пенсионного фонда утверждается  общая сумма доходов, в том  числе по источникам, и общая  сумма расходов по направлениям.

Пенсионный фонд подотчетен Правительству  РФ, которое ежегодно рассматривает  отчет о его деятельности.

Главными направлениями деятельности Пенсионного фонда являются:

Целевой сбор и аккумуляция страховых  взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения.

Организация работы по взысканию с  работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровья работников и других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие трудового  увечья, профессионального заболевания  или по случаю потери кормильца.

Капитализация средств фонда, а  также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических  лиц.

Контроль за своевременным и  полным поступлением в фонд страховых  взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его  средств.

Проведение научно-исследовательской  работы в области государственного пенсионного страхования.

Разъяснительная работа среди населения  и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

 

Источники образования  средств Пенсионного фонда РФ:

страховые взносы работодателей;

страховые взносы граждан;

ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и пособий;

средства, возмещаемые Пенсионному  фонду Фондом занятости населения  РФ в связи с назначением досрочных  пенсий безработным.

иные доходы.

Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, определяется Государственной Думой и Советом  Федерации по представлению правления  Фонда.

Тарифы страховых взносов в  Пенсионный фонд исчисляются дифференцированно.

Для лиц использующих наемный труд в личном хозяйстве тариф составляет 28%;

Для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции – 20,6% от выплат, начисленных работникам в виде оплаты труда по всем основаниям;

Для индивидуальных предпринимателей – 5% дохода, полученного от деятельности;

для работающих граждан – 1% от совокупного дохода.

 

Концентрируемые в Пенсионном фонде средства расходуются  на:

выплату в соответствии с действующим  на территории РФ законодательством, межгосударственными  и международными договорами государственных  пенсий;

выплату пособий по уходу за ребенком старше полутора лет;

оказание органами социальной защиты населения материальной помощи нетрудоспособным и престарелым гражданам;

обеспечение деятельности жилого фонда  и др.

 

 

Фонд социального  страхования РФ.

Фонд социального  страхования РФ был создан в 1992г Указом Президента.

Денежные средства фонда – государственная  собственность, они не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат. Система управления фонда сходна с вышеописанной системой управления Пенсионным фондом. Этот фонд подотчетен Правительству РФ, бюджет рассматривается  государственной Думой.

Основными задачами фонда социального страхования РФ являются:

Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и  оздоровление работников и членов их смей, а также другие цели государственного социального страхования.

Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию  социального страхования.

Разработка совместно с Министерством  труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений  о размерах тарифа страховых взносов  на государственное социальное страхование.

Организация работы по подготовке и  повышению квалификации специалистов для системы государственного социального  страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения  по вопросам социального страхования.

 

Источники образования  Фонда социального страхования:

страховые взносы работодателей;

страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

доходы от инвестирования временно свободных денежных средств в государственные ценные бумаги и банковские вклады (аналогично с другими фондами);

ассигнования из федерального бюджета  на покрытие расходов, связанных с  предоставлением  льгот лицам, пострадавшим от последствий Чернобыльской катастрофы и других.

Тарифы страховых взносов для  работодателей и граждан, использующих наемный труд в личном хозяйстве  – 5,4% по отношению к начисленной  оплате труда.

Целевое использование средств  – финансирование расходов по социальному  страхованию.

Федеральный и территориальные фонды обязательного

 медицинского страхования.

Эти фонды созданы на основании  Закона РФ «О медицинском страховании  граждан в РФ». Данным законом  в стране было введено медицинское  страхование.

 Цель медицинского страхования  – гарантировать гражданам при  возникновении страхового случая  получение медицинской помощи  за счет накопленных средств  и финансировать профилактические  мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах:

обязательном;

добровольном.

Обязательное  медицинское страхование является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с программами медицинского страхования, которые гарантируют объем и условия медицинской и лекарственной помощи гражданам.

Добровольное  медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение добровольных медицинских и иных услуг,  сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

В России источниками финансирования здравоохранения стали:

1 –   средства федерального, региональных и местных бюджетов;

2 – средства государственных  и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих  субъектов;

3 – личные средства граждан;

4 – безвозмездные и (или) благотворительные  взносы и пожертвования.

Из этих средств стали формироваться самостоятельные фонды здравоохранения и фонды медицинского страхования.

Фонды здравоохранения формируются за счет бюджетных средств, и распределителями этих фондов являются федеральные, региональные и местные исполнительные органы власти.

Фонды медицинского страхования – формируются за счет средств, получаемых от страховых взносов. Эти фонды предназначены для финансирования страховыми организациями медицинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми формами собственности, обладающие необходимым, для осуществления медицинского страхования, уставным фондом.

Страховые медицинские  организации имеют право:

выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;

устанавливать размер страховых взносов  по добровольному медицинскому страхованию;

принимать участие в определении  тарифов на медицинские услуги;

контролировать объем, сроки и  качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора, защищать интересы застрахованных.

Фонды медицинского страхования были созданы на федеральном и территориальных уровнях. Финансовые ресурсы, предназначенные для обязательного медицинского образования, направляются в эти фонды.

Средства этих фондов – собственность  государства, не включаемая в состав бюджетов.

Федеральный фонд создается Правительством РФ и управляется Правлением и  исполнительной дирекцией, которая  готовит проект бюджета, утверждаемый Правлением. В качестве органа управления фонд подотчетен Правительству РФ.

Бюджет и отчет об исполнении бюджета фонда рассматриваются  Государственной Думой. Аналогичная  система действует в субъектах  федерации.

Территориальные фонды – формируют  представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ.

Территориальные фонды взаимодействуют  с Федеральным фондом в отношении  распределения денежных средств.

Основным источником формирования  федерального и территориального фондов медицинского страхования являются страховые взносы хозяйствующих субъектов.

Их тариф в настоящий период установлен в размере – 3,6%. Кроме  того, поступают бюджетные ассигнования, а также доходы от использования временно свободных денежных средств. Расходуются средства фондов на финансирование обязательного медицинского страхования, и обеспечение деятельности самих фондов.

Государственный фонд занятости.

Государственный фонд занятости  населения  образован в соответствии с Законом  «О занятости населения РСФСР» (1991).

Средства этого фонда предназначены для проведения мероприятий государственной политики занятости населения.

Правовое положение Государственного фонда занятости населения несколько  отличается от вышеназванных внебюджетных фондов.

 Средства Государственного  фонда занятости населения также  являются государственной собственностью  и не входят  в состав бюджетов.

Однако, с августа 1996г. фонд находится  в оперативном управлении и распоряжении Министерства труда и социального  развития РФ. Структура фонда представлена: Федеральным фондом занятости, фондами  занятости в субъектах федерации  и фондами в городах и районах (кроме городских).

Целевое назначение фонда:

выплата пособий безработным;

организация и обеспечение деятельности бирж труда;

создание дополнительных рабочих  мест;

Информация о работе Внебюджетные фонды