Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:55, реферат
Социально-экономическая сущность целевых внебюджетных фондов. Особенности и преимущества внебюджетных целевых фондов. Источники внебюджетных фондов. Социальные внебюджетные фонды.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются органами управления и представляются органами исполнительной власти вместе с соответствующим бюджетом (федеральным, субъектов РФ).
Источники внебюджетных фондов.
Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
Обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти.
Добровольные взносы юридических и физических лиц.
Прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами – юридическими лицами.
Другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.
Налоговый кодекс РФ предусматривает в качестве основного источника формирования внебюджетных социальных фондов социальный налог. Он предназначен для мобилизации средств на реализацию прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Налог платят работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, фермеры. Налог платят и физические лица.
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
При налоговой базе до 100 тыс. руб. для каждого работника в :
Пенсионный фонд РФ – 28%;
Фонд социального страхования – 4%;
Фонд обязательного
А) федеральный - 0,2% ;
Б) территориальный – 3,4%.
Самостоятельную категорию и с юридической и с экономической точек зрения представляют целевые фонды Правительства РФ. Они создаются и упраздняются по решению Правительства.
Основной источник их финансирования – бюджетные ассигнования.
Цель создания таких фондов – оперативная финансовая поддержка конкретных экономических программ.
2. Социальные внебюджетные фонды.
В соответствии с ст. 1444 Бюджетного кодекса РФ в РФ функционирует ряд внебюджетных социальных фондов:
Пенсионный фонд РФ.
Фонд социального страхования.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Государственный фонд занятости населения.
Эта группа внебюджетных фондов наиболее
эффективно функционирует. Они заняли
важное место в системе
Пенсионный фонд РФ.
Самым крупным является Пенсионный фонд, созданный в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» (1990). Деятельность его регламентируется Положением о пенсионном фонде (1991).
Назначение фонда –
Средства его – являются собственностью
государства. Пенсионный фонд при этом
вполне самостоятельный орган
Т.е. Пенсионный фонд РФ – самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление пенсионным обеспечением.
Управляют Пенсионным фондом
Правление и исполнительная
Пенсионный фонд подотчетен Правительству РФ, которое ежегодно рассматривает отчет о его деятельности.
Главными направлениями
Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения.
Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровья работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.
Капитализация средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц.
Контроль за своевременным и полным поступлением в фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств.
Проведение научно-
Разъяснительная работа среди населения
и юридических лиц по вопросам,
относящимся к компетенции
Источники образования средств Пенсионного фонда РФ:
страховые взносы работодателей;
страховые взносы граждан;
ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и пособий;
средства, возмещаемые Пенсионному
фонду Фондом занятости населения
РФ в связи с назначением
иные доходы.
Размер взносов на социальное страхование,
уплачиваемых работодателями и гражданами
в Пенсионный фонд РФ, определяется
Государственной Думой и
Тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд исчисляются дифференцированно.
Для лиц использующих наемный труд в личном хозяйстве тариф составляет 28%;
Для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции – 20,6% от выплат, начисленных работникам в виде оплаты труда по всем основаниям;
Для индивидуальных предпринимателей – 5% дохода, полученного от деятельности;
для работающих граждан – 1% от совокупного дохода.
Концентрируемые в Пенсионном фонде средства расходуются на:
выплату в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий;
выплату пособий по уходу за ребенком старше полутора лет;
оказание органами социальной защиты населения материальной помощи нетрудоспособным и престарелым гражданам;
обеспечение деятельности жилого фонда и др.
Фонд социального страхования РФ.
Фонд социального страхования РФ был создан в 1992г Указом Президента.
Денежные средства фонда – государственная собственность, они не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат. Система управления фонда сходна с вышеописанной системой управления Пенсионным фондом. Этот фонд подотчетен Правительству РФ, бюджет рассматривается государственной Думой.
Основными задачами фонда социального страхования РФ являются:
Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их смей, а также другие цели государственного социального страхования.
Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.
Разработка совместно с
Организация работы по подготовке и
повышению квалификации специалистов
для системы государственного социального
страхования, разъяснительной работы
среди страхователей и
Источники образования Фонда социального страхования:
страховые взносы работодателей;
страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
доходы от инвестирования временно свободных денежных средств в государственные ценные бумаги и банковские вклады (аналогично с другими фондами);
ассигнования из федерального бюджета
на покрытие расходов, связанных с
предоставлением льгот лицам, пострадавшим
от последствий Чернобыльской
Тарифы страховых взносов для работодателей и граждан, использующих наемный труд в личном хозяйстве – 5,4% по отношению к начисленной оплате труда.
Целевое использование средств – финансирование расходов по социальному страхованию.
Федеральный и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования.
Эти фонды созданы на основании Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ». Данным законом в стране было введено медицинское страхование.
Цель медицинского
Медицинское страхование осуществляется в двух видах:
обязательном;
добровольном.
Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с программами медицинского страхования, которые гарантируют объем и условия медицинской и лекарственной помощи гражданам.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение добровольных медицинских и иных услуг, сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.
В России источниками финансирования здравоохранения стали:
1 – средства федерального,
региональных и местных
2 – средства государственных
и общественных организаций (
3 – личные средства граждан;
4 – безвозмездные и (или)
Из этих средств стали формироваться самостоятельные фонды здравоохранения и фонды медицинского страхования.
Фонды здравоохранения формируются за счет бюджетных средств, и распределителями этих фондов являются федеральные, региональные и местные исполнительные органы власти.
Фонды медицинского страхования – формируются за счет средств, получаемых от страховых взносов. Эти фонды предназначены для финансирования страховыми организациями медицинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.
Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми формами собственности, обладающие необходимым, для осуществления медицинского страхования, уставным фондом.
Страховые медицинские организации имеют право:
выбирать медицинские
устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию;
принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги;
контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора, защищать интересы застрахованных.
Фонды медицинского страхования были созданы на федеральном и территориальных уровнях. Финансовые ресурсы, предназначенные для обязательного медицинского образования, направляются в эти фонды.
Средства этих фондов – собственность государства, не включаемая в состав бюджетов.
Федеральный фонд создается Правительством РФ и управляется Правлением и исполнительной дирекцией, которая готовит проект бюджета, утверждаемый Правлением. В качестве органа управления фонд подотчетен Правительству РФ.
Бюджет и отчет об исполнении бюджета фонда рассматриваются Государственной Думой. Аналогичная система действует в субъектах федерации.
Территориальные фонды – формируют представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ.
Территориальные фонды взаимодействуют с Федеральным фондом в отношении распределения денежных средств.
Основным источником формирования федерального и территориального фондов медицинского страхования являются страховые взносы хозяйствующих субъектов.
Их тариф в настоящий период установлен в размере – 3,6%. Кроме того, поступают бюджетные ассигнования, а также доходы от использования временно свободных денежных средств. Расходуются средства фондов на финансирование обязательного медицинского страхования, и обеспечение деятельности самих фондов.
Государственный фонд занятости.
Государственный фонд занятости населения образован в соответствии с Законом «О занятости населения РСФСР» (1991).
Средства этого фонда предназна
Правовое положение
Средства Государственного
фонда занятости населения
Однако, с августа 1996г. фонд находится
в оперативном управлении и распоряжении
Министерства труда и социального
развития РФ. Структура фонда представлена:
Федеральным фондом занятости, фондами
занятости в субъектах
Целевое назначение фонда:
выплата пособий безработным;
организация и обеспечение деятельности бирж труда;
создание дополнительных рабочих мест;