Валютный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 20:12, доклад

Краткое описание

Валютный контроль: понятие, цели, нормативное закрепление. Виды валютного контроля. Система органов валютного контроля.

Файлы: 1 файл

валютный контроль.docx

— 30.52 Кб (Скачать)

               В Постановлении Правительства России от 26 февраля 1996 года №206 «О мерах по усилению и развитию  валютного контроля в Российской Федерации» указано импортерам-резидентам, что в случаях, когда они по объективным причинам не могут обеспечить возврат денежных средств в иностранной валюте, переведенных из России за границу в целях приобретения товаров, что подтверждается соответствующими документами, представляемыми указанными импортерами-резидентами, рассмотрение этих документов осуществляет МВЭС РФ. 

       Осуществление валютного  контроля при бартерных оперециях

               Следующим шагом в деле создания  эффективной системы валютного  регулирования и контроля ВЭД  в России стало принятие в  1996 г. ряда законодательных и  нормативных документов, устанавливающих  действенный контроль за бартерными сделками. Необходимость в принятие мер по упорядочению бартерный операций диктовалась стремлением сократить неоправданно высокий их удельный вес во внешнеторговом обороте страны, приносящий большие косвенные валютные потери, особенно из-за неэквивалентного обмена и несбалансированности экспорта и импорта бартерных товаров.

               Правовой основой создания эффективной  системы валютного контроля за бартерными операциями явились Указ Президента России от 18.07.96 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и постановление Правительства России от 31.10.96 № 1300 «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок»

               Во исполнение Указа Президента  РФ и постановления Правительства  РФ по регулированию внешнеторговых  бартерных сделок 03.12.96 Минфином  РФ (№01-14/197)МВЭС РФ (№10-83/3225) и ГТК  РФ (№01-23/2197) введен в действие  «Порядок оформления, учета паспортов  бартерных сделок».

               Под внешнеторговыми бартерными  сделками понимаются совершаемые  при осуществлении внешнеторговой  деятельности сделки, предусматривающие  обмен эквивалентными по стоимости  товарами, работами, услугами, результатами  интеллектуальной деятельности.

               Российские лица, заключившие бартерную  сделку, обязаны в сроки, установленные  законодательством для исполнения  текущих валютных операций, обеспечить  ввоз в Российскую Федерацию  эквивалентных по стоимости товаров,  работ, услуг, результатов интеллектуальной  деятельности, подтвердив это соответствующими  документами.

               Экспорт товаров, работ , услуг, результатов интеллектуальной деятельности производится только после оформления паспорта бартерной сделки (ПСб), который является основным документом контроля и учета бартерных операций. Оформление и переоформление ПСб осуществляет МВЭС РФ или его региональные отделения(представительства). 

     Осуществление валютного контроля в неторговом обороте.

     Таможенные  органы осущствляют валютный контроль в неторговом обороте с целью обеспечения соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через границу Российской Федерации юридическими и физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг в валюте РФ, драгоценных металлов и камней.

     При перемещении иностранной валюты физические лица могут ввозить иностранную  валюту без ограничений, при условии  заполнения таможенной декларации.

     Вывоз из РФ наличной иностранной валюты физическими лицами в размере  до 500 долларов США осуществляется без  ограничений при условии письменного  или устного декларирования ее наличия  таможенным органам.

     При вывозе из РФ наличной иностранной  валюты физическими лицами в сумме  свыше эквивалента 500 долларов США  в таможенный орган представляется справка по форме № 0406007, в противном  случае валюта может быть сдана на хранение в таможенный орган и  получена при въезде в РФ.

     Перемещение валюты РФ через таможенную границу  РФ осуществляется в соответствии с  «Положением о порядке вывоза и пересылки из РФ и ввоза и  пересылки в РФ валюты РФ, принятым в совместной редакции ЦБ РФ, Минфина  и ГТК РФ от 06.09.96 и письмом ЦБ РФ от 19.09.96 «О нормах вывоза и ввоза  наличной валюты РФ физическими лицами.

     Вывоз из РФ валюты России физическими лицами разрешен в пределах суммы, не превышающей 500 МРОТ.

     Ввоз  российской валюты на территорию РФ разрешен свыше 500 МРОТ при подтверждении  документами источников образования  этих сумм, заверенной консульской  службой МИД РФ.

     Вывоз из РФ памятных монет из драгоценных  металлов, находящихся в обращении  и являющихся законным платежным  средством в РФ, физическими лицами разрешается в количестве не более 10 штук на одно лицо и на одну поездку  без обязательства об обратном ввозе. В иных случаях вывоз и пересылка  из РФ таких монет запрещается  за исключением вывоза на основании  спец.разрешения ЦБ РФ. (Письмо ГТК РФ от 08.04.94 №01-13/3784 «О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ памятных монет из недрагоценных и драгоценных металлов. 
 
 

     Валютный  контроль экспортных операций 

     Положения валютного законодательства РФ о  контроле над поступлением выручки  от экспорта товаров распространяется на валютные операции между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) (далее - резидент) и нерезидентом, заключающиеся  в осуществлении расчетов и переводов  через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - банк-нерезидент) за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (далее - контракт)№.

     Действие  валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров не распространяется на операции, осуществляемые:

     -между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом;

     -между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" Правительством Российской Федерации;

     -между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракт 

     Согласно  Закону «О валютном регулировании и  валютном контроле» экспортеры обязаны  обеспечить зачисление валютной выручки  от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. При этом зачисление рассматриваемой  выручки на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, указанный  в контракте, допускается только при наличии у экспортера разрешения ЦБ РФ.

     Основной  принцип действия контрольных механизмов за поступлением валютной выручки от экспорта товаров заключается в  обмене информацией между банковской системой и таможенными органами. Банкам, на счета которых подлежит зачислению выручка от экспорта товаров, вменено в обязанность следить за поступлением указанной выручки на счет экспортера в полном объеме. Все сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля, излагаются экспортером в стандартизированной форме и фиксируются уполномоченными органами.

     С целью осуществления контроля за выполнением указанного требования на территории РФ введен следующий порядок действий экспортеров, органов и агентов валютного контроля:

     -оформление паспорта сделки;

     -таможенное оформление экспортных товаров;

     -передача в уполномоченные банки сведений об отгрузке экспортных товаров;

     -контроль уполномоченными банками за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;

     -передача уполномоченными банками в ФТС РФ сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров;

     -конечная проверка сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров органами валютного контроля. 

     Введена в действие инструкция ЦБ РФ «О порядке  представления резидентами и  нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении  валютных операций, порядке учета  уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов  сделок».

     Инструкция  направлена на ограничение и пресечение попыток отечественных предпринимателей скрыть экспортную выручку за рубежом, на обеспечение ее полного и своевременного поступления в Россию, а также  на борьбу с незаконным вывозом из страны материальных и финансовых ресурсов.

     Данной  инструкцией активно вовлекаются  в механизм валютного контроля все  коммерческие банки, а базовым документом становится паспорт сделки, оформляемый  экспортером в банке, где у  него открыт валютный счет. 

     Валютный  контроль импортных  операций 

     Наряду  с «невозвратом» валютной выручки по экспортным контрактам отток валютных ресурсов происходит зачастую в форме авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товаров и услуг.

     Некоторое сдерживающее действие оказывает введенный  порядок, когда условием платежа  при осуществлении международных  расчетов по импортным контрактам является обязательное представление российскими  предприятиями в уполномоченный банк товарораспорядительных документов, подтверждающих отправку товаров в  Россию.

     Механизм  контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, также как и валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, делает важным звеном валютного контроля коммерческие банки и усиливает роль ЦБ РФ.

     Система валютного контроля по импортным  операциям устанавливает контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары и вводится в целях обеспечения соответствия суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в РФ товаров. Действие системы валютного контроля распространяется на:

     а) валютные операции в отношении товаров, которые ввозятся в РФ в соответствии с таможенными режимами «выпуск  для свободного обращения» и «реимпорт»;

     б) сделки, по которым расчеты полностью  или частично предусмотрены в  иностранной валюте. 

     Базовым документом валютного контроля является паспорт импортной сделки (ПСи), который оформляется импортером в банке импортера и содержит основные условия внешнеторгового контракта.

     С предоставлением в банк импортера  ПСи импортер принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в ПСи, условиям контракта, а также за поступлением в РФ товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 дней между днем оплаты и датой таможенного оформления. При невозможности поставки товаров импортер обязан возвратить в установленные контрактом сроки на указанный в ПСи текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, которая ранее была переведена иностранной стороне. В случае невыполнения условий поставок товаров или невозврата валюты они несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, переведенной в оплату товаров. Однако штраф не налагается в случаях, когда форс-мажорные обстоятельства документально подтверждены.

     Банк  импортера после проверки соответствия данных ПСи условиям контракта подписывает экземпляры ПСи. Первый экземпляр возвращается импортеру, второй - служит основанием для открытия банком импортера досье, в котором он помещается для хранения вместе с другими документами. 

     Система органов валютного  контроля

     Валютные  нарушения в 2006 г.

     ► Услуги по валютному законодательтству ► Органы валютного контроля  

     Извлечение  из Интернет-конференции руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Сергея Юрьевича Павленко, проведенной 13 февраля 2007 г. в компании «Гарант» (www.garant.ru):

Информация о работе Валютный контроль