Валютный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 20:12, доклад

Краткое описание

Валютный контроль: понятие, цели, нормативное закрепление. Виды валютного контроля. Система органов валютного контроля.

Файлы: 1 файл

валютный контроль.docx

— 30.52 Кб (Скачать)

     Валютный  контроль: понятие, цели, нормативное закрепление.

     Валютный  контроль, являясь частью государственной  валютной политики, является инструментом реализации охранительной и регулятивной функции государства, позволяющим  обеспечивать экономическую безопасность и сохранять экономическую независимость  государства.

       В соответствии со ст. 10 Федерального  закона «О валютном регулировании  и валютном контроле» целью  валютного контроля является  обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций.

     Основными направлениями валютного  контроля являются:

     -         определение соответствия проводимых  валютных операций действующему  законодательству и наличия необходимых  для них лицензий и разрешений;

     -         проверка выполнения резидентами  обязательств в иностранной валюте  перед государством, а также обязательств  по продаже иностранной валюты  на внутреннем валютном рынке  Российской Федерации;

     -         проверка обоснованности платежей  в иностранной валюте;

     -         проверка полноты и объективности  учета и отчетности по валютным  операциям, а также по операциям  нерезидентов в валюте Российской  Федерации.

     Таким образом, валютный контроль является одним  из взаимосвязанных звеньев всей системы валютного контроля.

     В настоящее время валютный контроль экспортных операций в Российской Федерации  регулируется целым рядом нормативных  документов:

     -         Законом РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании  и валютном контроле" (с изм. и доп. от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г.);

     -         Распоряжением Правительства РФ  от 16 января 1996 г. N 55-р О контроле за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;

     -         Инструкцией ЦБР и ГТК РФ  от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 "О  порядке осуществления валютного  контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" (с изм. и доп. от 22 декабря 1999 г.);

     -         Распоряжением ГТК РФ от 20 декабря  1999 г. N 01-14/1418 "О порядке осуществления  валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров";

     -         Приказом МВЭС РФ от 16 февраля  1994 г. N 78 "О порядке проведения  экспертизы обоснованности недополучения или задержки получения валютной выручки от экспорта стратегически важных сырьевых товаров" (с изм. и доп. от 28 декабря 1994 г., 12 марта 1996 г.),а также многочисленными распоряжениями, приказами и указаниями ГТК РФ и ЦБ РФ.

     Объектом  рассматриваемых отношений, как  следует из определения целей  валютного контроля, являются валютные операции при экспорте. Таким образом, постановка вопроса «валютный контроль экспортных операций» не совсем корректна. Следовательно, для логической увязки между самими отношениями валютного  контроля с объектом отношений не хватает предлога «при»: …при экспортных операциях. Отношения валютного  контроля при экспортных операциях  корреспондируют с другой важной частью государственного контроля –  экспортным контролем, цели и задачи которого определены Федеральным законом  РФ «Об экспортном контроле».

     Определение понятия «валютные операции»  содержится в упомянутом федеральном  законе. В соответствии со ст. 1 Закона к валютным операциям относятся:

     -         операции, связанные с переходом  права собственности и иных  прав на валютные ценности, в  том числе операции, связанные  с использованием в качестве  средства платежа иностранной  валюты и платежных документов  в иностранной валюте;

     -         ввоз и пересылка в Российскую  Федерацию, а также вывоз и  пересылка из Российской Федерации  валютных ценностей;

     -         осуществление международных денежных  переводов;

     -         расчеты между резидентами и  нерезидентами в валюте Российской  Федерации.

     При этом законодатель разграничивает текущие  валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. В связи с таким разделением  строятся различия в регулировании.

     Под экспортом товаров понимается режим, при котором товары вывозятся  за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства  об их ввозе на эту территорию (ст. 97 ТК РФ). Ст. 2 Федерального закона  «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» определяет экспорт как вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу  без обязательства об обратном ввозе.

     Субъектами  рассматриваемых отношений являются:

     -          органы и агенты валютного  контроля;

     -          участники экспортных операций.

     В соответствии со ст. 11 Закона органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный  банк Российской Федерации, а также  Правительство Российской Федерации  в соответствии с законами Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются организации, которые в  соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. В  частности, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.

     Физические  и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие  участие в валютных операциях  в Российской Федерации (в том  числе и при экспорте), делятся  на резидентов и нерезидентов.

     Резидентами являются:

     -         физические лица, постоянно проживающие  в России, в том числе временно  находящиеся за границей;

     -         юридические лица, созданные в  соответствии с Российскими законами, с местонахождением на территории  Росси;

     -         дипломатические и иные официальные  представительства России за  ее пределами и другие.

     Нерезидентами считаются:

     -         физические лица, постоянно проживающие  за границей, в том числе временно  находящиеся в России;

     -         юридические лица, созданные в  соответствии с законодательством  иностранных государств с местонахождением  за пределами России; находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации и другие. 

       
 
 
 
 

     ВИДЫ  ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

     Перечислим  основные направления валютного  регулирования и валютного контроля:

     1. Таможенно-банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспортных операций:

     Первой  задачей, поставленной правительством РФ перед Центральным Банком России (ЦБ РФ) и ГТК России в 1993 году , было обеспечение возврата валютной выручки по экспортным операциям. Правовой поддержкой этого мероприятия было утверждение 12.10.1993 г. совместной инструкции ЦБ РФ № 19 и ГТК России № 01-20-10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» ( далее Инструкция). В инструкции установлен порядок осуществления и механизм реализации валютного контроля за поступлением валютных средств на счета предприятий, организаций-резидентов, осуществляющих экспорт товаров, на основе организации обмена информацией между таможенными органами и уполномоченными банками.

     В совместном письме ЦБ РФ № 73 и ГТК  РФ № 01-20/746 от 21.01.1994 «О некоторых вопросах организации валютного контроля  и применения инструкции» уточнена сфера применения инструкции. Действие последней распространяется на все  сделки, предусматривающие вывоз  товаров с таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта, по которым:

     -         расчеты между резидентами РФ  и нерезидентами осуществляются  в валютах иных чем валюта Российкой Федерации;

     -         хотя бы часть требований российского  экспортера к иностранному покупателю  будет удовлетворена платежами  в иностранной валюте, т.е контроль предусматривает компенсацию экспортируемого товара частично платежом в иностранной валюте и частично встречными поставками товаров либо платежами в рублях;

     В инструкции определен перечень учетной  документации, с помощью которой  обеспечивается контроль как за прохождением товаров через таможенную границу, так и за поступлением валютной выручки  на счета экспортера.

     В перечень обязательных документов входит:

     -         паспорт сделки (ПС) – базовый  документ валютного контроля, оформляемый  экспортером в уполномоченном  банке, по стандартизованной форме;

     -         учетная карточка (УК) – возвратный  документ, составляемый таможенными  органами на основании ГТД  и направляемый ими для контроля  в уполномоченные банки;

     -         реестр – документ, объединяющий  УК и включающий информацию  об отгрузках товаров на экспорт,  ожидаемых сроках и суммах  поступления выручки;

     -         досье – специальная подборка  документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. 

     2. Валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте по импортным товарам.

     Необходимость введения таможенно-банковского контроля за импортными операциями была вызвана широким применением отечественными импортерами при расчетах – предоплаты, завышением импортных цен по сравнению с мировыми и т.п., что привело к значительным переводам валютных средств за рубеж, не подтвержденных поставками товаров.

     Методическое  и техническое решение задачи организации валютного контроля при импорте товаров базировалось на опыте, приобретенном таможенными  органами и уполномоченными банками  при осуществлении контроля за поступлением валютной выручки от экспорта.

     Правовой  основой для создания эффективной  системы валютного контроля по импортным  операциям явилось создание совместной инструкции ЦБ РФ №30 и ГТК России № 01-20/10538 от 26.07.95 «О порядке осуществления  валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары», далее инструкция. Действие инструкции распространяется на все сделки, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт» по которым:

     -         расчеты осуществляются в валютах  иных, чем валюта РФ;

     -         контракт предусматривает передачу  российским резидентом компенсации  за поставленных товар хотя  бы частично в виде денежных  средств в иностранной валюте;

     Инструкция  жестко предписывает в обязанности  отечественным предприятиям и организациям-импортерам в обеспечение ввоза в Россию товара, эквивалентного по стоимости  уплаченными за него средствами в  иностранной валюте, а в случаях  непоставки товара должны добиться возврата этих средств в установленные контрактом сроки.

               Указом Президента Российской Федерации от 21.11.93 № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» предписано: в случаях, когда импортеры-резиденты не обеспечили или не полностью обеспечили ввоз уже оплаченного товара или не добились возврата средств в иностранной валюте в установленные контрактом сроки, то они должны нести ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее произведенной в оплату товаров.

Информация о работе Валютный контроль