Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 20:12, доклад
Валютный контроль: понятие, цели, нормативное закрепление. Виды валютного контроля. Система органов валютного контроля.
Валютный контроль: понятие, цели, нормативное закрепление.
Валютный
контроль, являясь частью государственной
валютной политики, является инструментом
реализации охранительной и регулятивной
функции государства, позволяющим
обеспечивать экономическую безопасность
и сохранять экономическую
В соответствии со ст. 10 Федерального
закона «О валютном
Основными направлениями валютного контроля являются:
-
определение соответствия
-
проверка выполнения
-
проверка обоснованности
-
проверка полноты и
Таким образом, валютный контроль является одним из взаимосвязанных звеньев всей системы валютного контроля.
В настоящее время валютный контроль экспортных операций в Российской Федерации регулируется целым рядом нормативных документов:
- Законом РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп. от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г.);
-
Распоряжением Правительства
-
Инструкцией ЦБР и ГТК РФ
от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 "О
порядке осуществления
- Распоряжением ГТК РФ от 20 декабря 1999 г. N 01-14/1418 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров";
-
Приказом МВЭС РФ от 16 февраля
1994 г. N 78 "О порядке проведения
экспертизы обоснованности
Объектом рассматриваемых отношений, как следует из определения целей валютного контроля, являются валютные операции при экспорте. Таким образом, постановка вопроса «валютный контроль экспортных операций» не совсем корректна. Следовательно, для логической увязки между самими отношениями валютного контроля с объектом отношений не хватает предлога «при»: …при экспортных операциях. Отношения валютного контроля при экспортных операциях корреспондируют с другой важной частью государственного контроля – экспортным контролем, цели и задачи которого определены Федеральным законом РФ «Об экспортном контроле».
Определение понятия «валютные операции» содержится в упомянутом федеральном законе. В соответствии со ст. 1 Закона к валютным операциям относятся:
- операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
-
ввоз и пересылка в Российскую
Федерацию, а также вывоз и
пересылка из Российской
-
осуществление международных
-
расчеты между резидентами и
нерезидентами в валюте
При
этом законодатель разграничивает текущие
валютные операции и валютные операции,
связанные с движением
Под экспортом товаров понимается режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию (ст. 97 ТК РФ). Ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» определяет экспорт как вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе.
Субъектами
рассматриваемых отношений
- органы и агенты валютного контроля;
- участники экспортных операций.
В соответствии со ст. 11 Закона органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. В частности, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.
Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие участие в валютных операциях в Российской Федерации (в том числе и при экспорте), делятся на резидентов и нерезидентов.
Резидентами являются:
- физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей;
-
юридические лица, созданные в
соответствии с Российскими
-
дипломатические и иные
Нерезидентами считаются:
- физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся в России;
-
юридические лица, созданные в
соответствии с
ВИДЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
Перечислим
основные направления валютного
регулирования и валютного
1. Таможенно-банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспортных операций:
Первой задачей, поставленной правительством РФ перед Центральным Банком России (ЦБ РФ) и ГТК России в 1993 году , было обеспечение возврата валютной выручки по экспортным операциям. Правовой поддержкой этого мероприятия было утверждение 12.10.1993 г. совместной инструкции ЦБ РФ № 19 и ГТК России № 01-20-10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» ( далее Инструкция). В инструкции установлен порядок осуществления и механизм реализации валютного контроля за поступлением валютных средств на счета предприятий, организаций-резидентов, осуществляющих экспорт товаров, на основе организации обмена информацией между таможенными органами и уполномоченными банками.
В
совместном письме ЦБ РФ № 73 и ГТК
РФ № 01-20/746 от 21.01.1994 «О некоторых вопросах
организации валютного
-
расчеты между резидентами РФ
и нерезидентами
-
хотя бы часть требований
В инструкции определен перечень учетной документации, с помощью которой обеспечивается контроль как за прохождением товаров через таможенную границу, так и за поступлением валютной выручки на счета экспортера.
В перечень обязательных документов входит:
-
паспорт сделки (ПС) – базовый
документ валютного контроля, оформляемый
экспортером в уполномоченном
банке, по стандартизованной
-
учетная карточка (УК) – возвратный
документ, составляемый таможенными
органами на основании ГТД
и направляемый ими для
-
реестр – документ, объединяющий
УК и включающий информацию
об отгрузках товаров на
-
досье – специальная подборка
документов по контролю за поступлением
валютной выручки от экспорта товаров.
2. Валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте по импортным товарам.
Необходимость введения таможенно-банковского контроля за импортными операциями была вызвана широким применением отечественными импортерами при расчетах – предоплаты, завышением импортных цен по сравнению с мировыми и т.п., что привело к значительным переводам валютных средств за рубеж, не подтвержденных поставками товаров.
Методическое
и техническое решение задачи
организации валютного контроля
при импорте товаров
Правовой основой для создания эффективной системы валютного контроля по импортным операциям явилось создание совместной инструкции ЦБ РФ №30 и ГТК России № 01-20/10538 от 26.07.95 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары», далее инструкция. Действие инструкции распространяется на все сделки, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт» по которым:
-
расчеты осуществляются в
-
контракт предусматривает
Инструкция жестко предписывает в обязанности отечественным предприятиям и организациям-импортерам в обеспечение ввоза в Россию товара, эквивалентного по стоимости уплаченными за него средствами в иностранной валюте, а в случаях непоставки товара должны добиться возврата этих средств в установленные контрактом сроки.
Указом Президента Российской Федерации от 21.11.93 № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» предписано: в случаях, когда импортеры-резиденты не обеспечили или не полностью обеспечили ввоз уже оплаченного товара или не добились возврата средств в иностранной валюте в установленные контрактом сроки, то они должны нести ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее произведенной в оплату товаров.