Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 20:12, доклад
Валютный контроль: понятие, цели, нормативное закрепление. Виды валютного контроля. Система органов валютного контроля.
«Сложилась система органов, осуществляющих функции по валютному контролю. Они делятся на две группы: на органы валютного контроля и агенты валютного контроля. Органами валютного контроля являются Банк России, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на исполнение этой функции, то есть Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Агентами валютного контроля являются Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку, не являющиеся банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе регистраторы, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг - Федеральной службе по финансовым рынкам.
Принципиальная разница между ними заключается в том, что орган валютного контроля обладает более широким кругом полномочий по сравнению с остальными субъектами системы валютного контроля - он наделен правом применять меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Что касается агентов, то они эти нарушения фиксируют специальным образом и передают органу валютного контроля для принятия мер к нарушителям. Соответственно Росфиннадзор является ключевым звеном в системе валютного контроля, работая во взаимодействии с Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой в первую очередь. Росфиннадзор в этой части свою работу строит в соответствии с планом контрольной и надзорной работы, утверждаемым на соответствующий год министром финансов Российской Федерации. Кроме того, проводит внеплановые проверки в случае установления нарушений законодательства по информации Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы, правоохранительных органов, государственных органов, граждан и организаций, то есть реагирует на сигналы. В целом у нас получается, что доля проверок, проводимых в соответствии с ежегодным планом, составляет где-то 18-20 процентов, все остальное - это доля проверок по сигналам агентов валютного контроля, правоохранительных и иных органов. Всего за 2006 год мы провели 7800 проверок соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования по конкретным организациям. Основные нарушения, которые происходят у нас, - это, в первую очередь, нарушения порядка предоставления отчетности, оформления паспортов сделок при осуществлении валютных операций (примерно 67 процентов от общего числа нарушений). Второе по значимости - это незачисление валютной выручки при экспорте (порядка 20 процентов от общего числа нарушений) и, наконец, осуществление незаконных валютных операций, в том числе и наличной форме (10 процентов общей суммы нарушений). Остальное - это невозврат авансовых платежей, неисполнение обязательной продажи валютной выручки, нарушения порядка открытия счетов составляют уже исчезающую величину. За три года с того момента, как мы стали разворачивать работу как орган валютного контроля, нами проведено 13 тысяч проверок соблюдения актов валютного законодательства, возбуждено 18 тысяч дел об административных правонарушениях, вынесено порядка 14 тысяч постановлений о назначении административного наказания по статье 15.25 Кодекса об административных правонарушениях. Штрафовали, конечно, людей, но штрафы на самом деле не самое основное в нашей деятельности. Самое основное - это то, что мы смогли отладить взаимодействие с нашими коллегами из Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы. Обеспечив тем самым системность валютного контроля, в августе 2005 года мы заключили формальное соглашение о взаимодействии с Федеральной таможенной службой и в мае 2006 года - соглашение о сотрудничестве и информационном взаимодействии с Федеральной налоговой службой. В рамках взаимодействия с этими двумя уважаемыми службами в 2006 году они направили нам около 5 тысяч протоколов об административных правонарушениях в сфере валютного контроля. Где-то 60 процентов этих протоколов мы получили от Федеральной таможенной службы и 40 процентов - от Федеральной налоговой службы, что, по нашему мнению, свидетельствует о том, что мы создали систему и эта система работает».