Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть валютный контроль в системе валютного регулирования Российской Федерации.
Выделим следующие задачи исследования:
Изучить сущность валютного контроля и валютного регулирования.
Рассмотреть правовые основы валютного контроля.
Раскрыть сущность системы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.
СУЩНОСТЬ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день
одной из самых актуальных, трудно
разрешимых проблем в области
валютного регулирования
Валютное регулирование направл
В области валютного
законодательства за последние десять
лет произошли радикальные изме
Важным стало принятие в конце 2003 года нового закона «О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации», что позволяет сказать, что законодательство нашей страны приводится во все большее соответствие с международными правилами и стандартами.
В настоящее время
реформа законодательства в области
валютного регулирования и
Цель исследования – рассмотреть валютный контроль в системе валютного регулирования Российской Федерации.
Выделим следующие задачи исследования:
Независимо от юридического режима воздействия на валютные отношения, контрольные мероприятия всегда являются составной частью валютной политике государства. Однако их значение максимально, если государство использует для выравнивания платежного баланса и обеспечения устойчивости национальной валюты механизм валютного регулирования. В том случае число участников валютных отношений не ограничено, но их деятельность поставлена в жесткие рамки валютных ограничений, что создает потенциальную угрозу увеличения попыток обойти нормы валютного законодательства. Можно сказать, что расходы государства на создание системы валютного контроля – плата за экономическую эффективность валютного регулирования.
Валютный контроль в Российской Федерации в соответствии со статьей 22 Закона №173–ФЗ осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.
Органами валютного контроля является ЦБ РФ и федеральная служба финансово–бюджетного надзора. Федеральная служба финансово–бюджетного надзора в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года №198 «Вопросы федеральной службы финансово–бюджетного надзора» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово–бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля [12, с. 138].
Валютный контроль осуществляется в целях реализации государственной политики, представляя собой вид государственного контроля. В таком качестве валютный контроль может быть рассмотрен в некоторых аспектах.
Анализ отдельных элементов валютного контроля приводит к выводу, что валютный контроль является самостоятельным видом государственного контроля. Данный вид контроля обладает собственным предметом, особым кругом субъектов контрольной деятельности и подконтрольных объектов, специальными задачами и целями и определенным набором контрольных методов. Остановимся на каждом из элементов несколько подробней.
Валютные операции, совершаемые резидентами и нерезидентами на территории Российской Федерации, подвергают валютному контролю независимо от того, установлены ли законодательством ограничения на совершение тех или иных действий с валютой (валютные ограничения), однако наличие валютных ограничений сказывается на степени активности государственного контроля. Наиболее жестоко контролируют валютные операции, связанные с вывозом капитала. Как правило, совершение таких операций возможно только с согласия Центрального банка РФ. Получение разрешения Банка России всегда предполагает проверку сведений, заявлений лицом, обратившегося за разрешением.
Операции, проведение которых не ограниченно, тщательно документируются и подвергаются выборочным проверкам, преследующим цель выявить операции, ошибочно или умышленно отнесенные к текущим, но фактически направленные на вывоз капитала из страны. Кроме того, свободное совершение валютных операций, как правило, связано с выполнением ряда формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т.п.). Такие меры позволяют организовать наблюдение органов валютного контроля за проведением любых валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства. Следовательно, предметом валютного контроля выступают любые валютные операции.
Субъекты валютного контроля – это те государственные органы, а в ряде случаев – негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения валютного законодательства.
По законодательству РФ субъекты валютного контроля делятся на две группы.
Органами валютного контроля в настоящее время являются Центральный банк РФ, Федеральная служба России по валютно–экспортному контролю и Государственный таможенный комитет РФ. Законодательством к органам валютного контроля причислено также Министерство РФ по налогам и сборам.
Полномочия агентов валютного контроля по проведению проверок ограничиваются операциями, совершаемыми с их участием. Так, банк не вправе и не обязан проверять законность валютных операций своего клиента, осуществляемых через другой банк.
Подконтрольными объектами выступают физические и юридические лица, совершающие валютные операции. В системе управления валютными отношениями эти лица являются адресатами властных предписании, что вызывает необходимость контроля за выполнением таких предписаний.
Лица – участники валютных отношений подразделяются на две группы в зависимости от их связи с государством:
Валютные операции резидентов подчиняются нормам валютного законодательства РФ независимо от территории их совершения. Например, действует правило, согласно которому резидент может открыть счет в иностранном банке за пределами РФ только при наличии разрешения Центрального банка РФ. Очевидно, что деятельность резидентов в полном объеме подконтрольна российским органам и агентам валютного контроля. В приведенном примере органы валютного контроля будут вправе проверить наличие лицензии БР на открытие счета в зарубежном банке.
Что касается нерезидентов, то российские правила о валютных операциях распространяются на них лишь постольку, поскольку они совершают операции на территории РФ. При этом режимы операций, адресованные нерезидентами, отличаются от режимов, установленных для резидентов.
Соблюдение нерезидентами таких специальных режимов и правил может проверяться российскими органами и агентами валютного контроля, хотя на практике это достаточно сложно. Тем не менее, нерезиденты наряду с резидентами могут быть признаны объектами валютного контроля при совершении ими валютных операций, подпадающих под действие российских правил валютного регулирования [23, с. 117].
Цель валютного контроля может быть определена как обеспечение законности при проведении валютных операций. В первую очередь, это выражается в проверке соблюдения режимов валютных ограничений. Однако контроль за законностью распространяется и на совершение действий, не подпадающих под запреты или ограничения. Речь идет об уже упоминавшихся нормативных требованиях по предоставлению информации о валютных операциях, совершаемых свободно.
Следует особо отметить, что целью контроля не являются воздействие на режим осуществления той или иной валютной операции. Выполнение требований контролирующий субъектов по предоставлению информации не должно затруднять или делать невозможным проведение законных операций с валютой.
По своим целям валютный контроль может быть назван скорее «валютным надзором», так как контролирующие органы не решают вопросов целесообразности проверяемых операций и не наделены правом вмешательства в оперативную деятельность проверяемых объектов. Например, уполномоченный банк как агент валютного контроля может отказаться выполнить поручение клиента на проведение незаконного платежа, однако он не может ни дать указание руководителю организации об отзыве поручения, ни повлиять на решение о заключении валютной сделки.
Для выполнения своей основной цели – обеспечение правопорядка в валютной сфере – валютный контроль направлен на решение определенных задач, зависящих от проводимых государством мер валютного регулирования:
К валютному контролю относится проверка исполнения валютных требований экономического (а не юридического) характера, а также различных правил, хотя и влияющих на состояние платежного баланса страны, но не относящихся к валютному регулированию.
Используемые субъектами валютного контроля методы – это, как правило, наблюдение и проверка. Наблюдение состоит в сборе информации, регулярно предоставляемой участниками валютных операций. Проверка предполагает привлечение дополнительных источников информации. Метод наблюдения позволяет реализовать функцию контроля как элемента обратной связи в системе валютного регулирования. Метод проверки используется там, где контроль направлен на пресечение нарушений валютных правил [24].
Валютный контроль представляет собой вид государственного контроля, состоящий в осуществлении органами валютного контроля и их агентами мероприятий, направленных на обеспечение законности при проведении валютных операций. Валютный контроль в России является составной частью системы валютного регулирования, обеспечивая эффективность устанавливаемых государством валютных ограничений.
Информация о работе Валютный контроль в системе валютного регулирования