Валютный контроль в системе валютного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть валютный контроль в системе валютного регулирования Российской Федерации.
Выделим следующие задачи исследования:
Изучить сущность валютного контроля и валютного регулирования.
Рассмотреть правовые основы валютного контроля.
Раскрыть сущность системы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.
СУЩНОСТЬ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Файлы: 1 файл

моя.doc

— 469.00 Кб (Скачать)

Помимо ЦБ РФ к органу валютного контроля относится Правительство  РФ в лице таких органов, как Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам  и сборам, Государственного таможенного  комитета РФ, правоохранительных органов. До 17 мая 2000 г. особую роль играла Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, которая была упразднена в соответствии с Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.05.2000 г. № 867. Ее функции были переданы Министерству финансов РФ и, вновь образованному, Министерству экономического развития и торговли РФ. Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 560 от 16.06.93 г. «Вопросы Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю» (в редакции Постановления Правительства РФ от 07.07.1998 г. № 725) выполняла следующие функции:

  • координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно–импортных и иных внешнеэкономических операций;
  • организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции, выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, обоснованностью платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу, за осуществлением операций с ценными бумагами в иностранной валюте, а также за другими операциями, относящимися к сфере внешнеэкономической деятельности; организацию проверок полноты и объективности учета и отчетности по валютным и иным внешнеэкономическим операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ; – осуществление контроля и учета за соблюдением порядка предоставления предприятиям и организациям права экспорта стратегически важных сырьевых товаров, а также их квотирования и лицензирования;
  • разработку предложений по совершенствованию валютного законодательства, нормативных и методических документов по вопросам развития системы валютного и экспортного контроля; – организацию и проведение с участием заинтересованных министерств и ведомств, а также с привлечением иностранных специалистов и фирм, аудиторских проверок внешнеэкономической деятельности отдельных резидентов и нерезидентов; – взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля других государств;
  • иные функции валютного и экспортного контроля во исполнение решений Президента РФ и Правительства РФ. В развитие валютного контроля ЦБ РФ совместно с ГТК РФ разработали и ввели в действие Инструкцию от 12.10 93 г. № 19 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров» . Решением РС РФ от 03.12.98 г. данный документ был признан незаконным и не подлежащим применению. В 1999 году ЦБ РФ и ГТК РФ издали новую Инструкцию № 86–И от 13.10.99 г. под тем же названием взамен признанной ВС РФ незаконной.

Основная задача, которая  решается названными нормативными документами пресечь утечку капиталов из РФ за границу. Согласно инструкции предприятие–экспортер (резидент РФ, заключивший контракт на экспорт товаров) обязан предъявить контракт в уполномоченный банк, где находится валютный счет экспортера, на который должна поступить выручка от экспорта. Банк оформляет паспорт сделки формализованный документ, содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для валютного контроля. Паспорт, подписанный уполномоченным банком и экспортером, предоставляется в таможенные органы вместе с другими документами для оформления экспорта товара. Уполномоченный банк принимает на себя функции агента валютного контроля за поступлением валютной выручки по данному контракту.

3.3 Практика валютного регулирования и валютного контроля в РФ

 

В ходе практического  применения нового валютного законодательства выявились некоторые проблемы. В  частности:

1. Часть 1 Статьи 19 Закона  устанавливает обязанность резидентов  при ведении внешнеторговой деятельности  обеспечивать репатриацию иностранной валюты и валюты РФ в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами). Эта норма касается как валютной выручки от экспорта товаров (передачи работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), так и возврата в Россию авансов, уплаченных нерезидентам за не ввезенный товар (за невыполненные услуги).

На практике российский экспортер или импортер при заключении контракта заинтересован в установлении объективных и сжатых сроков выполнения обязательств по контракту. При этом действующая практика предусматривает включение в контракт обязательств нерезидента по уплате штрафов при нарушении своих обязательств. В связи с необходимостью выполнения положений статьи 19 Закона резидент заинтересован в установлении более длительных сроков репатриации выручки, а при приближении данных сроков в случае невыполнения нерезидентом обязательств – в подписании дополнений к контракту о пролонгации контрактных сроков. Так что коммерческие интересы участника ВЭД, в том числе получение им штрафных санкций от нерезидента, вступают в противоречие со Статьей 19 Закона. Уполномоченные банки также сталкиваются с проблемой при выполнении функций агента валютного контроля за соблюдением нормы Статьи 19. Иногда во внешнеторговых контрактах участников ВЭД нет конкретных сроков репатриации выручки по отношению к отгрузкам по экспорту или по отношению к дате перевода аванса по импорту, а есть лишь сроки завершения расчетов/выполнения обязательств сторон по договору. Тогда возникает вопрос о возможности контроля за сроками выполнения обязательств по договору или сроком завершения расчетов или, при отсутствии того и другого, за сроками действия договора. Каких–либо разъяснений по данному вопросу со стороны органов валютного регулирования нет [30].

2. Практика применения норм Статей 19 и 21 Закона, а также Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117–И и Положения от 01.06.2004 № 258–П (изданы в развитие части 1 Статьи 20 (паспорт сделки)), обозначила проблему отнесения характера сделки между резидентом и нерезидентом к понятию внешнеторговой сделки или внешнеэкономической деятельности участника ВЭД. Сейчас возникает проблема как у уполномоченных банков, так и у резидентов в квалификации ряда сделок на предмет их отнесения к внешнеторговым и необходимости оформления паспорта сделки по этим операциям, а также контроля за репатриацией выручки по ним и обязательной продажей, так как эти требования относятся только к внешнеторговой деятельности клиента–резидента. В соответствии с частью 1 Статьи 21 установлена обязанность резидентов, физических лиц – индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществлять обязательную продажу валютной выручки. При этом часть 3 данной Статьи предусматривает, что объектом обязательной продажи является валютная выручка по сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг резидентами. Поэтому определение характера сделки как сделки в оплату за товары, работы и услуги имеет принципиальное значение для своевременной обязательной продажи валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ [7, с. 124].

3. Необходимо также  совершенствовать нормативную базу  по валютному контролю. Инструкция  Банка России от 15.06.2004 № 117–И и его Положение от 01.06.2004 № 258–П установили сложную процедуру представления резидентами для учета валютных операций большого количества разных справок, составляемых на бумажных носителях и заверяемых подписями уполномоченных лиц и печатями организаций. В актах должно быть четко оговорено ограниченное количество случаев представления справок, расширен перечень валютных операций, по которым справки не нужны (в том числе по аккредитивным операциям), детализирован перечень кодов видов валютных операций для учета, четко оговорены случаи, разрешающие самостоятельное составление справок уполномоченным банкам на основании договора банковского счета не только при поступлении инвалюты (п.1.5 Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117–И), но и при списании валюты со счета резидента.

4. Федеральный закон  от 29.06.2004 № 58–ФЗ внес изменения в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Он, в частности, определил, что таможенные органы РФ являются ныне агентами валютного контроля, а уполномоченные банки передают им для выполнения функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленном Центральным банком. С 18 июня 2004 г. ГТК России перестал быть органом валютного контроля, и, как следствие, был прекращен обмен информацией между ГТК и уполномоченными банками, в том числе прекратилось поступление реестров УК от ГТК для идентификации валютной выручки по товарным договорам. Уполномоченные банки сами стали контролировать репатриацию валютной выручки на основе подписанных ими паспортов сделок, информации о платежах и расчетах, а также представляемых клиентами копий ГТД, транспортных и других коммерческих документов. При этом порядок передачи информации в таможенные органы для выполнения функций агентов валютного контроля не был установлен. В связи со вступлением в силу с 1 октября 2004 года ФЗ о внесении изменений в Кодекс России об административных правонарушениях и Таможенный кодекс РФ стал особо актуален вопрос выполнения уполномоченными банками функций агентов валютного контроля, перечисленных в части 7 Статьи 23 Закона. С 18 июня 2007 года и поныне уполномоченные банки ведут сбор информации о нарушениях клиентами норм валютного законодательства, но из–за отсутствия порядка передачи органам валютного контроля этой информации сведения никуда не передаются.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенной  работы мы исследовали деятельность коммерческого банка в рамках валютных операций.

Изучены понятие, основные виды и правовые основы валютного контроля. Рассмотрены нормативно – закрепленные элементы валютного контроля позволяющие сделать вывод, что в этой сфере действует в целом сложившаяся совокупность правовых норм, создающих правовую основу контрольной деятельности государства. Однако данной части валютного законодательства присущи определенные недостатки:

  • преобладающее значение имеют нормы подзаконных правовых актов;
  • нормы, регулирующие валютный контроль, рассредоточены в огромном массиве неупорядоченного и некодифицированного законодательства.

Такие недостатки в определенной степени влияют на эффективность  системы валютного контроля, но в  первую очередь их следствием является отсутствие эффективных гарантий законности деятельности субъектов контроля, а также гарантий защиты участников валютных отношений от ведомственного произвола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173–ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
  2. Инструкция ЦБ РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 13.10.1999 № 86–И, 01–23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров».
  3. Бабранов, Ю. И. Центральный банк и экономика. – М:  Наука,  2008. – 73 с.
  4. Баканов М. И.,  Шеремет А. Д.  Теория экономического анализа:  Учебник. 4–е издание,  дополненное и переработанное. – М.: Финансы и статистика, 2009.
  5. Белоглазова, Г.Н. Организация деятельности Центрального Банка: Учеб. пособие. СПб.: Изд–во СПбГУЭиФ, 2006. –136с.
  6. Белоглазова, Г.Н., Толоконцева, Г.В. Денежное обращение и банки: Учеб. пособие. СПб.: Изд–во СПбГУЭиФ, 2007. –343с.
  7. Белолипецкий, В. Г. Финансы фирмы. – М.: «ИНФРА–М», 2009. – 141 с.
  8. Власова,  М.Е. Валютное регулирование и валютный контроль (зарубежный и российский опыт). М., 2008. –234с.
  9. Гамза, А.В. Банковская система России: основные проблемы развития  МЭиМО. – 2008. – № 10. –214с.
  10. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. – М.: Финпресс, 2009. – 46 с.
  11. Ершов, К.М. Банковская система и развитие российской экономики. / М. Ершов // МЭиМО. – 2008. – №3.
  12. Жуков, М.Е., Банки и небанковские кредитные организации и их операции. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 89 с.
  13. Иванов, В. В. Прибыльность вложения / Рекомендации клиентам. – М.: ИНФРА–М, 2008. – 59 с.
  14. Иванов, В. В. Надежность вашего банка. – М.: ФБК–Пресс, 2009. – 61 с.
  15. Колесников, В. И., Колесникова Л. П. Банковское дело. Издание 2–е доп. –М.: «Финансы и статистика», 2007. – 214 с.
  16. Лебедева, М.Е., Шульгина, Т.С. Валютный рынок и валютные операции. Учебно–практич. пособие. М., 2007. –76с.
  17. Мельников, В.Н. Валютное регулирование и валютный контроль: Учеб. пособие. СПб.: Изд–во СПбГУЭиФ, 2007. –347с.
  18. Мельников, В.Н. Система валютного регулирования и валютного контроля в России – этапы развития и перспективы // Деньги и кредит. – 2009. – №1. –124с.
  19. Морозов, А. Ю. Оптимальное управление активами банка. Проблемы оптимальности // Актуальные проблемы современной науки. – 2008. – № 1.
  20. Полфреман, Д.К. Основы банковского дела. – М.: ИНФРА–М, 2009. –98с.
  21. Радионов, Н.В., Радионова, С.П. Основы финансового анализа: математические методы, системный подход. – Спб.: Альфа, 2009. – 117 с.
  22. Садвакасов, К.К. Коммерческие банки. Управленческий анализ деятельности. Планирование и контроль. – М.: Ось–89, 2008. – 89 с.
  23. Сапожников, Н.В. Валютные операции коммерческих банков: Правовое регулирование: Практическое пособие. – М.: Юристъ, 2008. – 15 с.
  24. Тихомиров, Е.В. Кредитные операции коммерческих банков // Деньги и кредит. – 2007. – № 2. –144с.
  25. Фетисов Г. Г. Банк России: цели, задачи, проблемы // Деньги и кредит. – 2007. – № 2. –207с.
  26. Шенаев, В.Н., Наумченко, О.В. Центральный Банк в процессе экономического регулирования. – М.: Консалтбанкир, 2009. – 98 с.
  27. Щербаков, С.Г. К вопросу о валютной и курсовой политике // Деньги и кредит. – 2009. –  №11. –124с.
  28. Банковское дело. Валютные операции. – http://www.banki–delo.ru.
  29. Официальный сайт Центрального банка РФ. – http://www.cbr.ru.
  30. Официальный сайт банка ВТБ. – http://www.vtb24.r

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"О  ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ  КОНТРОЛЕ"

от 10.12.2003 № 173–ФЗ

(принят ГД ФС РФ 21.11.2003) 

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничеств.

Справка о документе

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Статья 3. Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Статья 4. Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля

Глава 2. Валютное регулирование

Статья 5. Органы валютного регулирования

Статья 6. Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Статья 7. Регулирование Правительством Российской Федерации валютных операций движения капитала. – Не действует

Статья 8. Регулирование Центральным банком Российской Федерации валютных операций движения капитала. – Не действует

Статья 9. Валютные операции между резидентами

Статья 10. Валютные операции между нерезидентами

Статья 11. Внутренний валютный рынок Российской Федерации

Статья 12. Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации

Статья 13. Счета (вклады) нерезидентов, открываемые на территории Российской Федерации

Статья 14. Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций

Статья 15. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг

Статья 16. Резервирование. – Не действует

Статья 17. Обеспечение исполнения обязательства. – Не действует

Статья 18. Предварительная регистрация. – Не действует

Глава 3. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки

Статья 19. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации

Информация о работе Валютный контроль в системе валютного регулирования