Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть валютный контроль в системе валютного регулирования Российской Федерации.
Выделим следующие задачи исследования:
Изучить сущность валютного контроля и валютного регулирования.
Рассмотреть правовые основы валютного контроля.
Раскрыть сущность системы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.
СУЩНОСТЬ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
Помимо ЦБ РФ к органу валютного контроля относится Правительство РФ в лице таких органов, как Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета РФ, правоохранительных органов. До 17 мая 2000 г. особую роль играла Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, которая была упразднена в соответствии с Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.05.2000 г. № 867. Ее функции были переданы Министерству финансов РФ и, вновь образованному, Министерству экономического развития и торговли РФ. Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 560 от 16.06.93 г. «Вопросы Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю» (в редакции Постановления Правительства РФ от 07.07.1998 г. № 725) выполняла следующие функции:
Основная задача, которая решается названными нормативными документами пресечь утечку капиталов из РФ за границу. Согласно инструкции предприятие–экспортер (резидент РФ, заключивший контракт на экспорт товаров) обязан предъявить контракт в уполномоченный банк, где находится валютный счет экспортера, на который должна поступить выручка от экспорта. Банк оформляет паспорт сделки формализованный документ, содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для валютного контроля. Паспорт, подписанный уполномоченным банком и экспортером, предоставляется в таможенные органы вместе с другими документами для оформления экспорта товара. Уполномоченный банк принимает на себя функции агента валютного контроля за поступлением валютной выручки по данному контракту.
В ходе практического применения нового валютного законодательства выявились некоторые проблемы. В частности:
1. Часть 1 Статьи 19 Закона
устанавливает обязанность
На практике российский
экспортер или импортер при заключении
контракта заинтересован в
2. Практика применения норм Статей 19 и 21 Закона, а также Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117–И и Положения от 01.06.2004 № 258–П (изданы в развитие части 1 Статьи 20 (паспорт сделки)), обозначила проблему отнесения характера сделки между резидентом и нерезидентом к понятию внешнеторговой сделки или внешнеэкономической деятельности участника ВЭД. Сейчас возникает проблема как у уполномоченных банков, так и у резидентов в квалификации ряда сделок на предмет их отнесения к внешнеторговым и необходимости оформления паспорта сделки по этим операциям, а также контроля за репатриацией выручки по ним и обязательной продажей, так как эти требования относятся только к внешнеторговой деятельности клиента–резидента. В соответствии с частью 1 Статьи 21 установлена обязанность резидентов, физических лиц – индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществлять обязательную продажу валютной выручки. При этом часть 3 данной Статьи предусматривает, что объектом обязательной продажи является валютная выручка по сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг резидентами. Поэтому определение характера сделки как сделки в оплату за товары, работы и услуги имеет принципиальное значение для своевременной обязательной продажи валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ [7, с. 124].
3. Необходимо также
совершенствовать нормативную
4. Федеральный закон от 29.06.2004 № 58–ФЗ внес изменения в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Он, в частности, определил, что таможенные органы РФ являются ныне агентами валютного контроля, а уполномоченные банки передают им для выполнения функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленном Центральным банком. С 18 июня 2004 г. ГТК России перестал быть органом валютного контроля, и, как следствие, был прекращен обмен информацией между ГТК и уполномоченными банками, в том числе прекратилось поступление реестров УК от ГТК для идентификации валютной выручки по товарным договорам. Уполномоченные банки сами стали контролировать репатриацию валютной выручки на основе подписанных ими паспортов сделок, информации о платежах и расчетах, а также представляемых клиентами копий ГТД, транспортных и других коммерческих документов. При этом порядок передачи информации в таможенные органы для выполнения функций агентов валютного контроля не был установлен. В связи со вступлением в силу с 1 октября 2004 года ФЗ о внесении изменений в Кодекс России об административных правонарушениях и Таможенный кодекс РФ стал особо актуален вопрос выполнения уполномоченными банками функций агентов валютного контроля, перечисленных в части 7 Статьи 23 Закона. С 18 июня 2007 года и поныне уполномоченные банки ведут сбор информации о нарушениях клиентами норм валютного законодательства, но из–за отсутствия порядка передачи органам валютного контроля этой информации сведения никуда не передаются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной работы мы исследовали деятельность коммерческого банка в рамках валютных операций.
Изучены понятие, основные виды и правовые основы валютного контроля. Рассмотрены нормативно – закрепленные элементы валютного контроля позволяющие сделать вывод, что в этой сфере действует в целом сложившаяся совокупность правовых норм, создающих правовую основу контрольной деятельности государства. Однако данной части валютного законодательства присущи определенные недостатки:
Такие недостатки в определенной степени влияют на эффективность системы валютного контроля, но в первую очередь их следствием является отсутствие эффективных гарантий законности деятельности субъектов контроля, а также гарантий защиты участников валютных отношений от ведомственного произвола.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(принят ГД ФС РФ 21.11.2003)
Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничеств.
Справка о документе
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Статья 3. Принципы валютного регулирования и валютного контроля
Статья 4. Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля
Глава 2. Валютное регулирование
Статья 5. Органы валютного регулирования
Статья 6. Валютные операции между резидентами и нерезидентами
Статья 7. Регулирование Правительством Российской Федерации валютных операций движения капитала. – Не действует
Статья 8. Регулирование Центральным банком Российской Федерации валютных операций движения капитала. – Не действует
Статья 9. Валютные операции между резидентами
Статья 10. Валютные операции между нерезидентами
Статья 11. Внутренний валютный рынок Российской Федерации
Статья 12. Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации
Статья 13. Счета (вклады) нерезидентов, открываемые на территории Российской Федерации
Статья 14. Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций
Статья 15. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг
Статья 16. Резервирование. – Не действует
Статья 17. Обеспечение исполнения обязательства. – Не действует
Статья 18. Предварительная регистрация. – Не действует
Глава 3. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки
Статья 19. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации
Информация о работе Валютный контроль в системе валютного регулирования