Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть валютный контроль в системе валютного регулирования Российской Федерации.
Выделим следующие задачи исследования:
Изучить сущность валютного контроля и валютного регулирования.
Рассмотреть правовые основы валютного контроля.
Раскрыть сущность системы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.
СУЩНОСТЬ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
Специальный транзитный валютный счет открывается клиентам для совершения резидентами операций по покупке иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке и ее обратной продаже. С этого счета не допускается снятие наличной валюты, кроме выплат на командировочные расходы. Разрешается покупать валюту для оплаты импортных контрактов, выплаты комиссионных вознаграждений в пользу уполномоченных банков, которые выполняют поручение клиента по покупке или продаже иностранной валюты.
Клиент, представляет в уполномоченный банк заявление на покупку валюты, банк списывает рублевые средства с его расчетного счета и отправляет их на биржу. Через 3 рабочих дня на специальный транзитный счет клиента зачисляются валютные средства, где они могут находиться 7 календарных дней, в течение которых эти валютные средства могут быть переведены партнеру в оплату импортного контракта или проданы через биржу. Возможен вариант покупки и продажи валюты не только через биржу, но и через уполномоченный банк, это ускоряет покупку и «обратную» продажу валюты [21].
Валютный контроль в РФ осуществляется и за операциями нерезидентов. Законодательно установлены виды и режимы рублевых счетов нерезидентов: счет типа «Т» – текущие (в том числе корреспондентские счета банков–нерезидентов) и счета типа «И» – инвестиционные для юридических лиц и рублевые счета физических лиц – нерезидентов. Уполномоченным банкам как агентам валютного контроля предписывается осуществлять контроль за обоснованностью зачисления и целевого использования средств по данным счетам. Уполномоченные банки могут открывать нерезидентам следующие типы банковских счетов в валюте РФ:
Количество банковских счетов типа «К», «Н», «Ф», открытых на имя одного нерезидента в одном или в нескольких уполномоченных банках, не ограничивается. Эти счета открываются уполномоченными банками на основании заключенных с нерезидентами договоров банковского счета. Для открытия счета юридические лица – нерезиденты должны представить в уполномоченный банк легализованные в посольстве (консульстве) РФ за границей документы, подтверждающие правовой статус этого юридического лица по законодательству страны создания этого юридического лица, так, в частности, учредительные документы, документы, подтверждающие государственную регистрацию, заверенную в установленном порядке копию положения о филиале (представительстве), карточки с образцами подписей лиц, уполномоченных на совершение сделок от имени юридического лица. Открытие счетов физическому лицу – нерезиденту происходит только при его личном присутствии и предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего его личность и признаваемого в РФ.
Расчеты по операциям нерезидентов в валюте РФ осуществляются как в наличном, так и в безналичном порядке.
2.3 Основные приемущества банка ВТБ в сфере валютного контроля
Действующие на
территории Российской Федерации валютные
ограничения играют важную роль в
период становления новых
ВТБ, являясь одним из ведущих банков Российской Федерации, осуществляет в соответствии с действующим валютным законодательством валютный контроль за всеми видами валютных операций, проводимых в том числе по внешнеторговым договорам, кредитным договорам и договорам займа, а также за валютными операциями, проводимыми по неторговым сделкам.
Высококвалифицированные специалисты ВТБ проводят бесплатное консультирование клиентов Банка на любом этапе совершения ими сделок. Использование в работе рекомендаций квалифицированных специалистов позволяет клиентам Банка заключать договоры на условиях, соответствующих нормам валютного законодательства, а после заключения договоров позволяет предотвратить проведение валютных операций с нарушением установленного порядка и избежать множества проблем, связанных с исполнением договорных обязательств, а также с процедурой валютного контроля [10].
Полный комплекс услуг по валютному контролю выполняют все дополнительные офисы головной организации и филиалы ВТБ.
3 СИСТЕМА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ
Валютное регулирование представляет собой комплекс осуществляемых государственными органами мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на:
– создание и обеспечение функционирования государственных органов валютного регулирования и валютного контроля;
– установление и реализацию определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке;
– установление порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из–за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;
– обеспечение и защиту имущественных прав на валютные ценности;
– регламентацию международных расчетов;
– поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;
– обеспечение желательного (интеграционного или изоляционистского) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.
Объектом регулирования являются порядок и условия проведения:
– операций в валютах;
– операций и сделок с другими валютными ценностями;
– торговых и других экономических отношений с нерезидентами.
Субъектами, подвергающимися регулированию, являются:
– резиденты (юридические и/или физические лица);
– нерезиденты (юридические и/ или физические лица);
– эмиссионные (центральные) банки;
–правительства (исполнительные органы) – по вопросам возможности и объемам кредитования иностранными государствами или Центральным банком;
– девизные (уполномоченные) банки;
– экспортеры и импортеры;
– инвесторы (резиденты и/ или нерезиденты).
Методом валютного регулирования является установление и (или) изменение соотношения спроса и предложения на рынках.
В качестве предмета регулирования могут выступать:
– покупка – продажа иностранных валют на внутреннем рынке страны;
– расчеты между резидентами и нерезидентами в национальной валюте;
– расчеты между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте;
– трансфертные перемещения реальных и финансовых ресурсов;
– сроки расчетов по текущим операциям;
– обязанность и размеры продажи экспортной выручки в иностранной валюте на внутреннем рынке или Центральному банку;
– количество иностранной валюты и сроки ее нахождения в собственности юридических лиц – резидентов;
– размер ввоза и вывоза банкнот и монет валют;
– количество и виды перемещаемых через границу товаров;
– размер импортных и (или) экспортных пошлин;
–размещение активов (депозиты, участие в капитале, приобретение недвижимости и др.) в иностранных государствах резидентами и на экономической территории страны – нерезидента;
– возможность, виды и размеры сделок с драгоценными металлами и камнями;
– размер денежной массы национальной валюты (операции на открытом рынке, валютные интервенции, нормы обязательного резервирования, займы и кредиты Центрального банка);
– бюджетный дефицит;
–значение обменного курса валют.
Инструменты (способы), используемые государством для обеспечения пропорций спроса и предложения валют, можно разделить на: принудительно–властные, обязывающие субъектов исполнять определенные действия или отказаться от их совершения (императивные); экономические, предоставляющие субъектам, которые самостоятельно принимают решения, возможность участия или неучастия в сделке или проведении операции (диспозитивные).
Межгосударственное валютное регулирование осуществляется в целях создания рамочного механизма, который способствует обмену товарами и услугами и движению капиталов между сторонами и обеспечивает устойчивый экономический рост путем:
– координации валютной политики отдельных стран и общеэкономической интеграции;
– принятия совместных мер по преодолению кризисных ситуаций;
– согласования валютной политики стран – участниц соглашения в отношении третьих стран.
Проведение международной валютной политики представляет собой чрезвычайно трудную задачу, что объясняется столкновением национальных интересов стран, имеющих различный уровень экономического развития и зачастую преследующих совершенно противоположные экономические и политические цели.
Внутренне валютное регулирование по своей природе направлено на установление контроля со стороны государства за внешними (экспортными и импортными) и внутренними (межрегиональными) валютными потоками. Особенно важную роль играет валютное регулирование в странах, где национальная валюта является частично конвертируемой или неконвертируемой (замкнутой) [17, с. 124].
Валютное регулирование
на любом уровне его осуществления
может быть прямым (когда осуществляется
путем издания нормативных
3.2 Правовое регилирование валютного контроля
Основы правового
Названные функции позволяют предположить, что кроме проверки законности валютных операций, валютный контроль должен осуществляться и за их целесообразностью.
Валютный контроль в РФ осуществляется двумя видами субъектов: органами валютного контроля и агентами валютного контроля. С точки зрения полномочий одно из главных отличий органов валютного контроля от агентов заключается в праве первых издавать нормативные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов в РФ. Органами валютного контроля согласно Закону являются ЦБ РФ и Правительство РФ, а в качестве агентов валютного контроля определены уполномоченные банки. В соответствии с ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» важнейшим органом, осуществляющим широкие управленческие функции в сфере валютных отношений является Центральный банк РФ, который имеет право:
Информация о работе Валютный контроль в системе валютного регулирования