Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:40, курсовая работа
Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» определён перечень правомочий агентов валютного контроля и их должностных лиц. Все они направлены на отслеживание законности проводимых валютных операций, выявление фактов совершения нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
ХГАЭП
ХГАЭП ХГАЭП ХГАЭП
ХГАЭП исследования ДИССЕРТАНТОВ ХГАЭП
ХГАЭП ХГАЭП ХГАЭП ХГАЭП
УДК 336
Е.С. Сазонова,
аспирант
Владивостокского государственного
университета экономики
и сервиса
ОБ ОПТИМИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
In
the paper the necessity of optimizing the currency control system in
the Russian Federation by means of solving the conflict between
interests of business and supervision bodies.
Keywords:
currency legislation, currency operations, deals’
passports.
Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» определён перечень правомочий агентов валютного контроля и их должностных лиц. Все они направлены на отслеживание законности проводимых валютных операций, выявление фактов совершения нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
Проведённый
нами анализ полномочий и механизм функционирования
органов и агентов валютного контроля
позволил выявить существенные недостатки
в организации их взаимодействия, что
обусловливает необходимость разработки
более эффективной системы учёта информационных
потоков, их распределения между компетентными
структурами и актуализации в режиме реального
времени. Сфера деятельности перечисленных
агентов валютного контроля логично разграничена
в соответствии с основными направлениями
их деятельности (рисунок).
Росфиннадзор
(применение санкций) |
Таможенные
органы
(экспорт импорт) |
Налоговые органы (счета за рубежом) |
Участники
внешнеторговых сделок |
||
Резиденты | Нерезиденты | |
Физические лица | |||
Нерезиденты | |||
Инвесторы | ||
Резиденты | Нерезиденты | |
Рисунок —
Распределение полномочий по валютному
контролю
Представленная на рисунке схема позволяет рассматривать уполномоченные банки в качестве основного субъекта информационного обмена. Уполномоченные банки выполняют обязанность по контроль за валютными операциями, которая содержит в себе элемент администрирования, что в значительной степени противоречит другой ипостаси уполномоченных банков – коммерческих организаций, основной целью деятельности которых является получение прибыли.
Таким образом, деятельность кредитных организаций в качестве агентов валютного контроля связана с конфликтом интересов – бизнеса и надзора, что является негативным фактором, снижающим эффективность действующей системы валютного контроля.
На практике возникают ситуации, когда банк должен выбрать: помочь клиенту избежать наказания путём корректировки той или иной информации и тем самым заработать у клиента хорошую репутацию либо зафиксировать факт нарушения и направить в соответствующий орган для целей применения санкций, после которых клиент будет искать более «лояльный» банк. Подобные факты нередко фиксируются таможенными органами, когда, получив от участника ВЭД документы с явными фактами нарушений, они получают новые, оформленные банком «задним» числом. В качестве негативного фактора также следует отметить колоссальный документооборот в рамках существующей системы валютного контроля. В настоящее время уполномоченные банки наряду с оформлением паспортов сделок на валютные операции обязаны в рамках каждого паспорта обеспечивать сбор значительного перечня документов, подтверждающих факт приобретения (реализации) товаров, работ, услуг, а также предоставления (получения) кредитов и займов по сделкам между резидентами и нерезидентами. Кроме того, в адрес уполномоченных банков обращаются остальные агенты валютного контроля с запросами о предоставлении сведений о валютных операциях, сведений о клиентах, выписок по счетам, материалов досье, контрактов и т.д. Для обеспечения реализации возложенных на них функций уполномоченные банки самостоятельно проводят экспертизу контрактов, изучают условия поставки товаров и порядок оформления товаросопроводительных документов, проверяют подлинность представленных клиентами документов, копируют и заверяют копии с оригиналов в целях формирования досье по каждому паспорту сделки, хранят архивы не менее пяти лет с момента закрытия паспортов сделок, фиксируют выявленные нарушения и направляют информацию в адрес Банка России. У крупных банков счёт паспортов идёт на тысячи. Концентрация такого перечня делопроизводственных функций по валютному контролю в уполномоченном банке экономически нецелесообразна по следующим причинам:
– уполномоченный банк не наделён полномочиями по проведению проверок соблюдения субъектами валютных операций валютного законодательства и принятию решений по применению к ним санкций;
– большая часть документов досье, представленных клиентами и хранящихся в уполномоченных банках, востребована другими агентами валютного контроля в целях проведения проверок предприятий и организаций по вопросам соблюдения валютного законодательства;
– уполномоченный банк не обладает технологиями для проведения проверки достоверности представляемой субъектами валютных операций документов, что порождает значительное количество фальсификаций;
– в условиях жёсткой конкуренции многие уполномоченные банки в целях привлечения клиентов возлагают на себя их обязанности по оформлению документов, что не позволяет банку быть объективным при контроле за своевременностью представления документов и их достоверностью.
Сопоставляя информационный потенциал уполномоченных банков с их полномочиями в области административного принуждения экономических субъектов, следует рассмотреть наиболее эффективные пути информационного обмена и взаимодействия с другими агентами валютного контроля.
В структуре системы валютного регулирования и валютного контроля в операциях клиентов преобладают внешнеторговые операции с товарами в общем объёме сделок, подлежащих контролю.
Основным
контролирующим органом в сфере
трансграничного перемещения
В этой связи представляется целесообразным и обоснованным возложение функций по оформлению паспортов сделок на таможенные органы, которые в настоящее время в соответствии со своей компетенцией проводят проверки участников ВЭД по вопросам соблюдения таможенного и валютного законодательства.
Информация о работе Об оптимизации системы валютного контроля