Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:49, контрольная работа
Рассматриваются валютные ограничения как разновидность валютной политики и преследующие цели: выравнивание платежного баланса, поддержание валютного курса, концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач.
ТЕМА 3: ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ВАЛЮТНЫЙ
КОНТРОЛЬ
Рассматриваются валютные ограничения
как разновидность валютной политики
и преследующие цели: выравнивание платежного
баланса, поддержание валютного курса,
концентрация валютных ценностей в руках
государства для решения текущих и стратегических
задач.
Обязательная продажа части экспортной
валютной выручки на внутреннем рынке.
Валютные ограничения в отношении физических
лиц.
Валютный контроль в Российской Федерации
в соответствии со статьей 22 Закона №173-ФЗ
осуществляется Правительством Российской
Федерации, органами и агентами валютного
контроля.
Органами валютного контроля является
ЦБ РФ и федеральная служба финансово-бюджетного
надзора. Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от
8 апреля 2004 года №198 «Вопросы федеральной
службы финансово-бюджетного надзора»
является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по контролю
и надзору в финансово-бюджетной сфере,
а также функции органа валютного контроля.
Положение о федеральной службе финансово-бюджетного
надзора утверждено Постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 июня 2004 года
№278.
Агентами валютного контроля являются,
в частности, уполномоченные банки, подотчетные
ЦБ РФ, таможенные органы и территориальные
органы федеральной службы финансово-бюджетного
надзора.
Координацию деятельности органов валютного
контроля обеспечивает Правительство
Российской Федерации, которое также обеспечивает
взаимодействие таможенных органов как
агентов валютного контроля с ЦБ РФ.
Права и обязанности органов и агентов
валютного контроля определены статьей
23 Закона №173-ФЗ.
Органы и агенты валютного контроля, их
должностные лица в пределах своей компетенции
имеют право:
§ проводить проверки соблюдения резидентами
и нерезидентами актов валютного законодательства
Российской Федерации и актов органов
валютного регулирования;
§ проводить проверки полноты и достоверности
учета и отчетности по валютным операциям
резидентов и нерезидентов;
§ запрашивать и получать документы и
информацию, которые связаны с проведением
валютных операций, открытием и ведением
счетов. Обязательный срок для представления
документов по запросам органов и агентов
валютного контроля не может составлять
менее семи рабочих дней со дня подачи
запроса.
Помимо вышеперечисленных прав органы
валютного контроля их должностные лица
также имеют право:
• выдавать предписания об устранении
выявленных нарушений актов валютного
законодательства Российской Федерации
и актов органов валютного регулирования;
• применять установленные законодательством
Российской Федерации меры ответственности
за нарушение актов валютного законодательства
Российской Федерации и актов органов
валютного регулирования.
Порядок представления резидентами и
нерезидентами подтверждающих документов
и информации при осуществлении валютных
операций агентам валютного контроля
устанавливается:
ü Правительством Российской Федерации
- для представления агентам валютного
контроля, за исключением уполномоченных
банков;
ü ЦБ РФ - для представления уполномоченным
банкам.
Агенты валютного контроля в целях осуществления
валютного контроля имеют право запрашивать
и получать от резидентов и нерезидентов,
в частности, следующие документы, связанные
с проведением валютных операций:
§ документ о государственной регистрации
физического лица в качестве индивидуального
предпринимателя;
§ документы, удостоверяющие статус юридического
лица, - для нерезидентов, документ о государственной
регистрации юридического лица - для резидентов;
§ свидетельство о постановке на учет
в налоговом органе;
§ уведомление налогового органа по месту
учета резидента об открытии счета (вклада)
в банке за пределами территории Российской
Федерации;
§ регистрационные документы в случаях,
когда предварительная регистрация предусмотрена
в соответствии с Законом №173-ФЗ;
§ документы (проекты документов), являющиеся
основанием для проведения валютных операций,
включая договоры (соглашения, контракты),
доверенности, выписки из протокола общего
собрания или иного органа управления
юридического лица;
§ документы, содержащие сведения о результатах
торгов (в случае их проведения);
§ документы, подтверждающие факт передачи
товаров (выполнения работ, оказания услуг),
информации и результатов интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительных
прав на них, акты государственных органов;
§ документы, оформляемые и выдаваемые
кредитными организациями, включая банковские
выписки;
§ документы, подтверждающие совершение
валютных операций;
§ таможенные декларации, документы, подтверждающие
ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской
Федерации, иностранной валюты, внешних
и внутренних ценных бумаг в документарной
форме;
§ паспорт сделки.
Агенты валютного контроля вправе требовать
представления только тех документов,
которые имеют непосредственное отношение
к проводимой валютной операции, причем
все документы должны быть действительными
на день представления.
Документы представляются в подлиннике
или в форме надлежащим образом заверенной
копии. Оригиналы документов принимаются
для ознакомления и возвращаются предоставившим
их лицам. В материалы валютного контроля
помещаются копии документов, заверенные
агентом валютного контроля. Если к проведению
валютной операции или открытию счета
имеет отношение только часть документа,
может быть представлена заверенная выписка
из него.
Агенты валютного контроля и их должностные
лица обязаны:
• осуществлять контроль соблюдения резидентами
и нерезидентами актов валютного законодательства
Российской Федерации и актов органов
валютного регулирования;
• представлять органам валютного контроля
информацию о валютных операциях, проводимых
с их участием, в порядке, установленном
актами валютного законодательства Российской
Федерации и актами органов валютного
регулирования.
Органы и агенты валютного контроля, их
должностные лица обязаны сохранять в
соответствии с законодательством Российской
Федерации коммерческую, банковскую и
служебную тайну, ставшую им известной
при осуществлении их полномочий.
Права и обязанности резидентов и нерезидентов,
осуществляющих в Российской Федерации
валютные операции, установлены статьей
24 Закона №173-ФЗ.
Резиденты и нерезиденты имеют право:
§ знакомиться с актами проверок, проведенных
органами и агентами валютного контроля;
§ обжаловать решения и действия (бездействие)
органов и агентов валютного контроля
и их должностных лиц в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
§ на возмещение в установленном законодательством
Российской Федерации порядке реального
ущерба, причиненного неправомерными
действиями (бездействием) органов и агентов
валютного контроля и их должностных лиц.
Резиденты и нерезиденты обязаны:
§ представлять органам и агентам валютного
контроля документы и информацию, которые
предусмотрены статьей 23 Закона №173-ФЗ;
§ вести в установленном порядке учет
и составлять отчетность по проводимым
ими валютным операциям, обеспечивая сохранность
соответствующих документов и материалов
в течение не менее трех лет со дня совершения
соответствующей валютной операции, но
не ранее срока исполнения договора;
§ выполнять предписания органов валютного
контроля об устранении выявленных нарушений
актов валютного законодательства Российской
Федерации и актов органов валютного регулирования.
Валютный контроль является важным элементом процесса валютного регулирования. Анализ законодательных и нормативно-правовых актов исполнительных органов власти позволяет сформулировать общую цель валютного контроля следующим образом: обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех валютных операций.
Основные направления валютного контроля включают:
- проведение проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
- проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
Кроме того, в области валютного контроля у банков есть еще одно направление деятельности, которое они предпочитают не афишировать: в рамках проводимой государством кампании по борьбе с «отмыванием» незаконных доходов любой коммерческий банк (КБ) должен своевременно сообщать в Комитет по финансовому мониторингу (КФМ) о следующих «подозрительных» внешнеторговых операциях, проводимых клиентами:
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
1.Приоритет экономических
мер в реализации
2.Исключение неоправданного
вмешательства государства и
его органов в валютные
3.Единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации.
4.Единство системы валютного
регулирования и валютного
5.Обеспечение государством
защиты прав и экономических
интересов резидентов и
Фундаментом правовой базы
системы валютного контроля и
валютных ограничений является Закон
РФ «О валютном регулировании и валютном
контроле» от 21 ноября 2003 г. Он определяет
принципы осуществления валютных операций
в Российской Федерации, полномочия
и функции органов валютного
регулирования и валютного
Закон состоит из трех разделов:
1.Общие положения.
2.Валютное регулирование.
3.Валютный контроль.
В первом разделе закона дается трактование основных понятий, таких как:
валюта РФ и ценные бумаги в валюте РФ, иностранная валюта, валютные ценности, резиденты и нерезиденты, текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала, уполномоченные банки,
Вторая глава освещает такие вопросы как: защита валюты РФ, право собственности на валютные ценности; внутренний валютный рынок РФ; счета резидентов в иностранной валюте; валютные операции резидентов в РФ; счета нерезидентов в иностранной валюте и в валюте РФ; валютные операции нерезидентов в РФ; ЦБ РФ как орган валютного регулирования.
В раздел, посвященный валютный контролю, входят следующие статьи:
- цель и направления валютного контроля;
- органы и агенты валютного контроля;
- полномочия органов и агентов валютного контроля;
- права и обязанности резидентов и нерезидентов;
- ответственность за нарушение валютного законодательства;
- права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля.
- В качестве одной из форм валютной политики периодически используются валютные ограничения – законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и прочими валютными ценностями. Они являются частью валютного контроля. Валютные ограничения как разновидность валютной политики преследуют следующие цели:
1) выравнивание ПБ.
2) поддержание валютного курса.
3) концентрация валютных
ценностей в руках государства
для решения текущих и
Валютные ограничения предусматривают:
1) регулирование международных
переводов платежей и
2) запрет свободной купли-
3) концентрацию в руках государства инвалюты и др. валютных ценностей
Различают следующие
принципы валютных ограничений,
1) централизация валютных
операций в ЦБ и
2) лицензирование валютных операций
3) полное или частичное блокирование валютных счетов
4) ограничение обратимости валют
различают 2 сферы валютных ограничений:
1) текущие операции ПБ – здесь практикуются следующие формы ограничений:
-блокирование выручки иностранных экспортеров
-обязательная продажа валютной выручки экспортеров ЦБ/уполномоченным банкам
-ограниченная продажа иностранной валюты импортерам
-ограничения на форвардные покупки импортерами инвалюты
-запрещение продажи товаров за рубежом на национальную -валюту
-запрещение оплаты импорта иностранной валютой
-регулирование сроков платежй по экспорту и импорту
-множественность валютных курсов
2)финансовые операции ПБ:
1. при пассивном ПБ_-
лимитирование вывоза нац. и инвалюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов
контроль за деятельностью кредитного и финансового рынков
ограничение участия нац. банков а предоставлении международных займов в инвалюте
принудительное изъятие иностранных ценных бумаг у резидентов и их продажа за валюту
полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности
2. при активном ПБ –
депонирование на беспроцентном счете в ЦБ новых заграничных обязательств банков
запрет на инвестиции нерезидентов и продажи нац. ценных бумаг иностранцам
конверсия займов в инвалюте в национальном ЦБ
запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцев в нац. валюте
введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в инвалюте
ограничение ввоза валюты в страну
ограничения на форвардные продажи национальной валюты иностранцам
схема принудительных депозитов
Валютные ограничения
необходимо приспосабливать к валютно-
12. Девальвация и ревальвация валют, анализ потерь и выгод от изменения валютного курса. Используются в кач-ве одной из форм валют политики. Девальвация – это сниж-е курса нац валюты по отнош-ю к иностр валютам или междунар валют единицам, ранее и к золоту. Ее объективной основой явл завыш-е официального валют курса по сравнению с рыночным. Этот метод нб активно исп-ся в усл фиксиров валют курсов. Сниж-е курса нац вал влияло в превую очередь на внеш торг, т.к. эксп-ры после обмена валютной выручки получали больший доход, выраж в нац вал; в свою очередь имп-ры несли убытки, т.к. для них кажд покупка становилась дороже. С переходом к плавающ валют курсам изменилось отнош-е к девальв-и: в этих усл валют курс меняется под влиянием целого набора факторов, действующ в разл направл-ях. В результате девальвацтя опр-ся не в кажд конкрет момент, а как тенденция за продолжит период времени. В случае, когда девальв-я происходит внезапно, экспорт и импорт продолжают осущ-ся на базе контрактов, заключен некот время назад при более высоком курсе нац валюты. Поэтому расходы на внезапно подорожавший в нац валюте импорт, объемы кот еще не сократились, немедленно не перекрываются увеличивающимися доходами от кол-венного роста подешевевшего в иностр валюте нац экспорта. Изначально происходит ухудшение платеж баланса. Считается, что треб-ся приблизит от 3 до 12 мес, чтобы приспособиться к новому уровню цен. После года эластичность цен возрастает, и торговый баланс в результате девальвации улучшается.
Девальв-я валюты в результате спекулятив опер дестабилизир ден рынок страны, а тж ее банк систему. Следствием сниж-я курса нац валюты явл тж рост валют и кредит рисков, кот приводит к переоценке не только междунар рейтинга круп банков и компаний, но и рейтинга страны, в результате чего страна теряет инвестицион привлекат-ть для иностр капиталов. Важной причиной ограничен исп-я девальв-и как развитыми странами, так и странами с развивающ рынками явл существ эк-кие и соц негатив последствия. Рост цен всей импортируем продукции и отечеств товаров, при пр-ве кот исп-ся импорт сырье, ведет к сниж-ю жизнен уровня населения страны, а политика пр-й по сниж-ю издержек пр-ва — к росту безработицы. Учитывая эти аргументы, многие страны исключ девальвацию из валют регулир-я, делая акцент на достиж-и фин стабилизации. Ревальвация – повыш-е курса нац валюты по отнош-ю к иностра валютам или междунар счетным валютным единицам, ранее и к золоту. Она применяется даже еще реже, т.к. сдерживает экспорт, уменьш-т поступл-е валют выручки в страну и ведет к отриц сальдо платеж баланса.
Информация о работе Валютное ограничение и валютный контроль