Валютное ограничение и валютный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:49, контрольная работа

Краткое описание

Рассматриваются валютные ограничения как разновидность валютной политики и преследующие цели: выравнивание платежного баланса, поддержание валютного курса, концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач.

Файлы: 1 файл

вал огр и вал конт.docx

— 26.51 Кб (Скачать)

ТЕМА 3: ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ  
 
Рассматриваются валютные ограничения как разновидность валютной политики и преследующие цели: выравнивание платежного баланса, поддержание валютного курса, концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач.  
Обязательная продажа части экспортной валютной выручки на внутреннем рынке.  
Валютные ограничения в отношении физических лиц.  
Валютный контроль в Российской Федерации в соответствии со статьей 22 Закона №173-ФЗ осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.  
Органами валютного контроля является ЦБ РФ и федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года №198 «Вопросы федеральной службы финансово-бюджетного надзора» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.  
Положение о федеральной службе финансово-бюджетного надзора утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года №278.  
Агентами валютного контроля являются, в частности, уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, таможенные органы и территориальные органы федеральной службы финансово-бюджетного надзора.  
Координацию деятельности органов валютного контроля обеспечивает Правительство Российской Федерации, которое также обеспечивает взаимодействие таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.  
Права и обязанности органов и агентов валютного контроля определены статьей 23 Закона №173-ФЗ.  
Органы и агенты валютного контроля, их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:  
§ проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;  
§ проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;  
§ запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.  
Помимо вышеперечисленных прав органы валютного контроля их должностные лица также имеют право:  
• выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;  
• применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.  
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:  
ü Правительством Российской Федерации - для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков;  
ü ЦБ РФ - для представления уполномоченным банкам.  
Агенты валютного контроля в целях осуществления валютного контроля имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов, в частности, следующие документы, связанные с проведением валютных операций:  
§ документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;  
§ документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;  
§ свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;  
§ уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;  
§ регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом №173-ФЗ;  
§ документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица;  
§ документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения);  
§ документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;  
§ документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки;  
§ документы, подтверждающие совершение валютных операций;  
§ таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;  
§ паспорт сделки.  
Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции, причем все документы должны быть действительными на день представления.  
Документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Оригиналы документов принимаются для ознакомления и возвращаются предоставившим их лицам. В материалы валютного контроля помещаются копии документов, заверенные агентом валютного контроля. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.  
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:  
• осуществлять контроль соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;  
• представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.  
Органы и агенты валютного контроля, их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.  
Права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, установлены статьей 24 Закона №173-ФЗ.  
Резиденты и нерезиденты имеют право:  
§ знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;  
§ обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;  
§ на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.  
Резиденты и нерезиденты обязаны:  
§ представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона №173-ФЗ;  
§ вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;  
§ выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

 

Валютный контроль является важным элементом процесса валютного регулирования. Анализ законодательных и нормативно-правовых актов исполнительных органов власти позволяет сформулировать общую цель валютного контроля следующим образом: обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех валютных операций.

Основные  направления валютного контроля включают:

-  проведение проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

-  проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

-  проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

-  проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Кроме того, в области  валютного контроля у банков есть еще одно направление деятельности, которое они предпочитают не афишировать: в рамках проводимой государством кампании по борьбе с «отмыванием» незаконных доходов любой коммерческий банк (КБ) должен своевременно сообщать в  Комитет по финансовому мониторингу (КФМ) о следующих «подозрительных» внешнеторговых операциях, проводимых клиентами:

  • ·о возврате клиентом–резидентом ранее уплаченного аванса нерезиденту (в том числе в объеме меньше суммы, эквивалентной 600 000 руб.) по договору поставки товаров, если операция резидента с нерезидентом носит разовый характер (не повторяется в течение, по меньшей мере, 6 месяцев) и (или) не связана с основной деятельностью клиента;
  • ·об уплате резидентом нерезиденту штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, если размер неустойки превышает 10% от суммы договора;
  • ·о сделке, в которой получателем денежных средств, товаров или услуг становится нерезидент, не являющийся стороной по внешнеэкономическому контракту;
  • ·о контракте, предусматривающем экспорт резидентом товаров (услуг) либо платежи по импорту товаров (услуг) в пользу нерезидентов, зарегистрированных на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим;
  • ·о сделке, когда товарные позиции в товарораспорядительных документах, грузовых таможенных декларациях (ГТД) и внешнеэкономических контрактах оформлены на разные наименования или если товарораспорядительные документы, поступившие в банк, не содержат четкого описания товаров.

Основными принципами валютного регулирования  и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1.Приоритет экономических  мер в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования.

2.Исключение неоправданного  вмешательства государства и  его органов в валютные операции  резидентов и нерезидентов.

3.Единство внешней и  внутренней валютной политики  Российской Федерации.

4.Единство системы валютного  регулирования и валютного контроля.

5.Обеспечение государством  защиты прав и экономических  интересов резидентов и нерезидентов  при осуществлении валютных операций.

 

Фундаментом правовой базы системы валютного контроля и  валютных ограничений является Закон  РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 21 ноября 2003 г. Он определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного  регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических  и физических лиц в отношении  владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность  за нарушения валютного законодательства.

Закон состоит из трех разделов:

1.Общие положения.

2.Валютное регулирование.

3.Валютный контроль.

В первом разделе закона дается трактование основных понятий, таких как:

валюта РФ и ценные бумаги в валюте РФ, иностранная валюта, валютные ценности, резиденты и нерезиденты, текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением  капитала, уполномоченные банки,

Вторая  глава освещает такие вопросы как: защита валюты РФ, право собственности на валютные ценности; внутренний валютный рынок РФ; счета резидентов в иностранной валюте; валютные операции резидентов в РФ; счета нерезидентов в иностранной валюте и в валюте РФ; валютные операции нерезидентов в РФ; ЦБ РФ как орган валютного регулирования.

В раздел, посвященный валютный контролю, входят следующие статьи:

-    цель и направления валютного контроля;

-    органы и агенты валютного контроля;

-    полномочия органов и агентов валютного контроля;

-    права и обязанности резидентов и нерезидентов;

-    ответственность за нарушение валютного законодательства;

-    права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля.

-    В качестве одной из форм валютной политики периодически используются валютные ограничения – законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и прочими валютными ценностями. Они являются частью валютного контроля. Валютные ограничения как разновидность валютной политики преследуют следующие цели:

1) выравнивание ПБ.

2) поддержание валютного  курса.

3) концентрация валютных  ценностей в руках государства  для решения текущих и стратегических  задач.

Валютные ограничения  предусматривают:

1) регулирование международных  переводов платежей и капиталов,  репатриации прибылей, движения  золота, денежных знаков, ценных  бумаг

2) запрет свободной купли-продажи  инвалюты

3) концентрацию в руках  государства инвалюты и др. валютных  ценностей

 Различают следующие  принципы валютных ограничений,  определяющие их содержание:

1) централизация валютных  операций в ЦБ и уполномоченных  банках

2) лицензирование валютных  операций

3) полное или частичное  блокирование валютных счетов

4) ограничение обратимости  валют

различают 2 сферы валютных ограничений:

1) текущие операции ПБ – здесь практикуются следующие формы ограничений:

-блокирование выручки  иностранных экспортеров

-обязательная продажа  валютной выручки экспортеров  ЦБ/уполномоченным банкам

-ограниченная продажа  иностранной валюты импортерам

-ограничения на форвардные  покупки импортерами инвалюты

-запрещение продажи товаров  за рубежом на национальную  -валюту

-запрещение оплаты импорта  иностранной валютой

-регулирование сроков  платежй по экспорту и импорту

-множественность валютных  курсов

2)финансовые операции  ПБ:

1.      при пассивном ПБ_-

лимитирование вывоза нац. и инвалюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов

контроль за деятельностью кредитного и финансового рынков

ограничение участия нац. банков а предоставлении международных займов в инвалюте

принудительное изъятие  иностранных ценных бумаг у резидентов и их продажа за валюту

полное или частичное  прекращение погашения внешней  задолженности

2.      при активном ПБ –

депонирование на беспроцентном  счете в ЦБ новых заграничных  обязательств банков

запрет на инвестиции нерезидентов и продажи нац. ценных бумаг иностранцам

конверсия займов в инвалюте в национальном ЦБ

запрет на выплату процентов  по срочным вкладам иностранцев  в нац. валюте

введение отрицательной  процентной ставки по вкладам нерезидентов в инвалюте

ограничение ввоза валюты в страну

ограничения на форвардные продажи национальной валюты иностранцам

схема принудительных депозитов

Валютные ограничения  необходимо приспосабливать к валютно-экономическому положению страны и конкуренции  на мировом рынке. 

 

12. Девальвация и ревальвация  валют, анализ потерь и выгод  от изменения валютного курса. Используются в кач-ве одной из форм валют политики. Девальвация – это сниж-е курса нац валюты по отнош-ю к иностр валютам или междунар валют единицам, ранее и к золоту. Ее объективной основой явл завыш-е официального валют курса по сравнению с рыночным.  Этот метод нб активно исп-ся в усл фиксиров валют курсов. Сниж-е курса нац вал влияло в превую очередь на внеш торг, т.к. эксп-ры после обмена валютной выручки получали больший доход, выраж в нац вал; в свою очередь имп-ры несли убытки, т.к. для них кажд покупка становилась дороже. С переходом к плавающ валют курсам изменилось отнош-е к девальв-и: в этих усл валют курс меняется под влиянием целого набора факторов, действующ в разл направл-ях. В результате девальвацтя опр-ся не в кажд конкрет момент, а как тенденция за продолжит период времени. В случае, когда девальв-я происходит внезапно, экспорт и импорт продолжают осущ-ся на базе контрактов, заключен некот время назад при более высоком курсе нац валюты. Поэтому расходы на внезапно подорожавший в нац валюте импорт, объемы кот еще не сократились, немедленно не перекрываются увеличивающимися доходами от кол-венного роста подешевевшего в иностр валюте нац экспорта. Изначально происходит ухудшение платеж баланса. Считается, что треб-ся приблизит от 3 до 12 мес, чтобы приспособиться к новому уровню цен. После года эластичность цен возрастает, и торговый баланс в результате девальвации улучшается.

Девальв-я валюты в результате спекулятив опер дестабилизир ден рынок страны, а тж ее банк систему. Следствием сниж-я курса нац валюты явл тж рост валют и кредит рисков, кот приводит к переоценке не только междунар рейтинга круп банков и компаний, но и рейтинга страны, в результате чего страна теряет инвестицион привлекат-ть для иностр капиталов. Важной причиной ограничен исп-я девальв-и как развитыми странами, так и странами с развивающ рынками явл существ эк-кие и соц негатив последствия. Рост цен всей импортируем продукции и отечеств товаров, при пр-ве кот исп-ся импорт сырье, ведет к сниж-ю жизнен уровня населения страны, а политика пр-й по сниж-ю издержек пр-ва — к росту безработицы. Учитывая эти аргументы, многие страны исключ девальвацию из валют регулир-я, делая акцент на достиж-и фин стабилизации. Ревальвация – повыш-е курса нац валюты по отнош-ю к иностра валютам или междунар счетным валютным единицам, ранее и к золоту. Она применяется даже еще реже, т.к. сдерживает экспорт, уменьш-т поступл-е валют выручки в страну и ведет к отриц сальдо платеж баланса. 

Информация о работе Валютное ограничение и валютный контроль