Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:08, реферат
Цель данной работы – рассмотреть валютный контроль и валютное регулирование.
Введение
1. Валютное регулирование и валютный контроль
1.1 Понятие валютного контроля и валютного регулирования
1.2 Принципы валютного регулирования и валютного контроля
2. Анализ и перспективы развития валютного контроля и регулирования
2.1 Анализ осуществления валютного контроля на современном этапе
2.2 Перспективы валютного регулирования
Заключение
Литература
Введение
1. Валютное регулирование и валютный контроль
1.1 Понятие валютного контроля и валютного регулирования
1.2 Принципы валютного регулирования и валютного контроля
2. Анализ и перспективы развития валютного контроля и регулирования
2.1 Анализ осуществления валютного контроля на современном этапе
2.2 Перспективы валютного регулирования
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
В целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка был введен особый порядок контроля по валютным операциям резидентов с нерезидентами - валютный контроль.
Специфика института валютного контроля заключается в его межотраслевом или смешанном характере, так как он основан на совокупности норм валютного, банковского и таможенного права. Учитывая, что данные отрасли появились в системе российского права недавно, наряду с ними институт валютного контроля переживает период своего бурного роста и становления, сопровождаемого проблемами как нормотворческого, так и правоприменительного характера.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, получившие лицензии Центрального банка Российской Федерации на проведение операций в иностранной валюте.
Цель данной работы - рассмотреть валютный контроль и валютное регулирование.
Валютное регулирование - деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты.
Валютный контроль - контроль со стороны государства за порядком приобретения юридическими и физическими лицами иностранной валюты и проведения валютных операций, за перемещением валюты через таможенную границу.
Создание действенного финансово-правового механизма валютного контроля является необходимым условием обеспечения государственных экономических интересов. Механизм валютного контроля за экспортными и импортными операциями позволяет также осуществлять их учет и выявлять нарушения валютного законодательства, допущенные в процессе исполнения внешнеэкономических сделок. Вместе с тем финансово-правовой механизм валютного контроля не должен ущемлять права подконтрольных субъектов. В этих целях валютным законодательством установлено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:
а) знакомиться с актами проверок, проведенными органами и агентами валютного контроля;
б) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в административном и судебном порядке;
в) на возмещение в установленном законодательством порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
При осуществлении валютных операций на территории Российской Федерации резиденты и нерезиденты обязаны:
а) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
б) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
в) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
Осуществление контрольных мероприятий в любой сфере финансовой деятельности, а в валютной особенно, должно основываться на адекватном законодательстве. Несовершенство валютного законодательства, просчеты и недостаток опыта в работе контролирующих и правоохранительных органов используются в криминальных целях посредством совершения сделок, наносящих ущерб экономической безопасности государства.
Как показывает мировой опыт, только страны с мощным экономическим и финансовым потенциалом могут справиться с серьезными финансовыми проблемами без установления жесткого валютного контроля за международным движением платежей и капиталов. Несмотря на усиление в мире тенденции к отмене валютных ограничений, современное состояние экономики и финансов России, в значительной мере подорванное бесконтрольным вывозом национальных ресурсов, не позволяет в настоящее время полностью отказаться от применения государством мер валютного регулирования и контроля.
Одной из важнейших задач проводимых контрольных мероприятий должно стать своевременное выявление, пресечение и предотвращение нарушений установленных законодательством правил валютного регулирования, призванных обеспечить устойчивость национальной валюты РФ.
Валютный контроль и регулирование в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом и иными федеральными законами.
Органами валютного контроля и регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты. Его основными направлениями являются:
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России;
в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.
На таможенные органы как агентов валютного контроля возложен контроль за соблюдением валютных ограничений в сфере внешнеэкономической деятельности, связанной с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
В соответствии с приказом ФТС России от 08.05.2008 № 557 осуществляется реализация аналитической программы ФТС России «Разработка и внедрение прогрессивных методов осуществления таможенными органами валютного контроля, основанных на использовании современных информационных технологий».
Совместно с Банком России с июля 2008 года ведется работа по внесению изменений в Соглашение об информационном обмене от 26.11.2006 в части расширения состава представляемой Банком России в ФТС России информации за счет включения в нее сведений о расчетах по контрактам на экспорт и импорт работ и услуг, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (в настоящее время в ФТС России поступают сведения только по договорам купли - продажи) и значительного сокращения сроков передачи информации - до технологически необходимого срока формирования банковской отчетности (1 - 1,5 месяца), а также расширения состава представляемой ФТС России Банку России информации за счет включения в нее сведений о расхождениях данных об оформленных паспортах сделок и ГТД.
ФТС России совместно с Банком России в результате применения автоматизированной технологии валютного контроля (основанной на применении паспортов сделок), осуществляемого таможенными органами, выявлены схемы проведения незаконных валютных операций по переводу денежных средств за рубеж (на основании представляемых в банки поддельных таможенных деклараций). По данным фактам в 2008 году возбуждено 32 уголовных дела.
В 2008 году при осуществлении валютного контроля таможенными органами достигнуты следующие результаты.
Рис. 1. Объем экспортно-импортных операций с расчетами денежными и иными платежными средствами, средствами, охваченных технологиями валютного контроля, в 2007 - 2008 годах
Объем экспортных операций с расчетами денежными и иными платежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля, за 2008 год составил 462,2 млрд. долларов США и по сравнению с 2007 годом увеличился на 30%.
Объем импортных операций с расчетами денежными и иными платежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля, за 2008 год составил 240,5 млрд. долларов США, что на 27% превышает объем импортных операций за 2007 год.
За 2008 год таможенными органами проведено более 23 тыс. проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства Российской Федерации, в ходе которых выявлено более 37 тыс. нарушений на сумму 105,6 млрд. рублей. По сравнению с прошлым годом количество проверок сократилось на 30%, административная нагрузка на участников ВЭД снизилась, однако количество выявленных нарушений выросло на 34%, а их сумма - в 2,8 раза, что говорит о значительном росте эффективности проверочной работы подразделений валютного контроля.
По нарушениям валютного законодательства, выявленным в 2008 году, таможенными органами возбуждено 9,3 тыс. дел об АП, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, что на 28% превышает показатель 2007 года. Рассмотрение дел данной категории осуществляет орган валютного контроля - Росфиннадзор.
Рис. 2. Сведения о перемещении наличной иностранной валюты физическими лицами и юридическими лицами в 2007 - 2008 годах
За 2009 год по делам о нарушениях валютного законодательства, возбужденным таможенными органами, Росфиннадзором наложены штрафы на сумму 4 млрд. рублей, что на 28% больше, чем за 2008 год.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 80 между ФТС России и Росфиннадзом централизованно осуществляется обмен информацией и документами о нарушениях валютного законодательства. За 2009 год ФТС России передала в Росфиннадзор 37,5 тыс. сообщений о выявленных таможенными органами нарушениях валютного законодательства на сумму 105,6 млрд. рублей, а также направила 13,3 тыс. документов, подтверждающих данные нарушения.
Истощающая валютные резервы страны спекулятивная атака на рубль требует серьезной инвентаризации мер валютного контроля.
Российские экономисты спорят, что более оправданно: проводить обесценение рубля в несколько этапов или обвалить курс разом, а потом, если не будет противопоказаний, начать постепенный разворот? Другими словами, предлагается выбор между «плохим» и «очень плохим» сценариями, которые рассматриваются как вынужденная мера ввиду отсутствия разумных альтернатив.
При этом продолжают по инерции повторяться мысли о необходимости диверсификации экономики, об уменьшении ее экспортной и сырьевой направленности, о погашении внешнего долга, о превращении рубля в полноценную мировую валюту, о снижении инфляции - хотя решение всех этих системных задач серьезно усложняется в условиях интенсивного ослабления курса национальной валюты.
В последние годы (до нынешних кризисных событий) население и бизнес стали более охотно работать с рублями и сберегать в рублях. Эта тенденция была крайне важна, ведь доверие и предпочтения в валютной сфере - вещи очень инерционные, они формируются в течение длительного времени, и их весьма трудно переломить. И вот с начала острой фазы финансового кризиса за какие-то неполные шесть месяцев доля валютных депозитов предприятий и граждан вновь возросла до уровня восьмилетней давности, и этот показатель продолжает быстро расти. Как же можно рассчитывать на оживление внутреннего спроса, необходимое для оживления всей экономики, когда обесценение национальной валюты ведет к прямо обратному - обесценению рублевых активов и депозитов населения и бизнеса и, следовательно, сжатию спроса?
Конечно, роль валюты определяется в первую очередь положением внутри самой экономики, но с помощью целенаправленной курсовой политики можно ситуацию как улучшить, так и ухудшить, причем существенно.
Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль