Управление закупками и поставками

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в изучении управления закупками и поставками в магазине №11 Челны-Хлеб.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и значение управления закупками и поставками товаров;
- изучить исследование товарных рынков;
- рассмотреть оперативное планирование закупок и поставок;
- привести характеристику и оценку управлениями закупками и поставками товаров в магазине № 11 ТД «Челны-Хлеб»;

Файлы: 1 файл

Управление закупками и поставками на предприятии.docx

— 87.78 Кб (Скачать)

 

 

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о снижении эффективности использования трудовых ресурсов.

Об этом обстоятельстве можно судить, прежде всего, по падению следующих показателей:

- товарооборота на 1 человека на 319,13 тыс. руб.

- валового дохода на 51,88 тыс. руб.

- чистой прибыли на 55,39 тыс. руб.

Следует отметить увеличение фонда оплаты труда на 3101,6 тыс. руб., это вызвано тем, что численность персонала выросла на 12 человек. Средняя заработная плата увеличилась на 42,77 тыс. руб., или в 1,6 раза, что свидетельствует об увеличении материальной обеспеченности работников.

В то же время следует отметить негативный момент. Так, если на начало периода уровень фонда оплаты труда к товарообороту составлял 7,71%, то на конец периода – 20,24%, что свидетельствует об относительном перерасходе фонда оплаты труда.

Также данный момент подтверждает снижение величины товарооборота приходящейся на 1 рубль фонда оплаты труда.

Проанализируем экономические показатели коммерческой деятельности магазина №11 ТД «Челны-Хлеб» (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3

Экономические показатели коммерческой деятельности магазина №11 ТД «Челны-Хлеб» за 2011-2013 гг.

Показатели

2011

2012

2013

Показатель 2013 г.

В % к 2011 году

В % к 2012 году

Торговая площадь, м2

150

150

150

100

100

Количество рабочих дней за год

305

304

305

100,0

100,3

Средняя продолжительность рабочего дня, ч

15

15

15

-

-

Выработка на 1 м2 торговой площади за час работы, тыс. руб.

52,4

52,8

42,3

80,7

80,1

Объем реализуемой продукции

35977

36130

29023

80,7

80,3


 

 

Показатели, характеризующие режим работы торгового предприятия, повлияли на выполнение плана и динамику годового товарооборота в различных направлениях: одни способствовали его росту; другие привели к уменьшению реализации товаров.

По поводу эффективности деятельности предприятия в анализируемом периоде можно сделать следующие выводы.

В целом наблюдается рост всех абсолютных показателей характеризующих финансово-хозяйственную деятельность торгового предприятия. Однако можно выделить некоторые тревожные моменты.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по проведенному анализу. Снижение чистой прибыли в основном было обусловлен отрицательным сальдо по прочим доходам и расходам, так как от основной деятельности финансовый результат уменьшился.

В связи с тем, что основное негативное влияние здесь оказало увеличение издержек, руководству предприятия необходимо организовать более четкую систему контроля над издержками.

 

 

2.2 Анализ управления  закупками и поставками товаров  в магазине №11 ТД «Челны-Хлеб»

Источниками поступления потребительских товаров в магазине №11 ТД «Челны-Хлеб» являются:

- сельскохозяйственные предприятия, местная перерабатывающая промышленность, индивидуальные производства;

- оптово-посреднические структуры;

- оптовые и оптово-розничные склады.

Основными поставщиками продукции для магазина №11 ТД «Челны-Хлеб» являются:

- ЧП Сазмиев (пиво, сигареты, вода).

- ООО «Классика» (пиво, соки, сигареты, консервы).

- ООО «Алко – С» (пиво, соки, вода).

- ЧП Пушкарев (овощи, фрукты).

- ЗАО «Челны-Хлеб» (хлебобулочные изделия).

- ООО «Челны-Бройлер» (колбаса, копчености).

Источники товарного обеспечения определяются исходя из структуры конкретного рынка товаров, контингента покупателей, ассортимента товаров, товарооборачиваемости и финансовых возможностей торгового предприятия.

Так как транспортные расходы предприятия велики, то сегодня достаточно отчетливо прослеживаются растущие требования к рынку закупок, который представляют поставщики продукции.

При рыночных отношениях соответствующим образом соединено воедино приобретение нужного товара, требуемого качества, в установленные сроки поставки, по приемлемой цене и у надежного поставщика. Определенное воздействие на рынок закупок оказывает переход от рынка продавца к рынку покупателя, сопровождающийся существенными изменениями в стратегии производства и реализации продукции.

Приспособление к спросу покупателей в условиях рыночной конкуренции потребовало радикальных перемен в производстве товаров предприятиями-изготовителями. Это также отразилось на повышении качества обслуживания торговой сферы, прежде всего в сокращении времени выполнения заказов и соблюдении согласованных графиков поставки товаров. Фактор времени наряду с качеством и ценой товара становится определяющим в деятельности торгового предприятия.

Рост требований к реализации продукции вызывает адекватные требования к источникам закупки товаров. Непременным условием организации закупочной деятельности торгового предприятия является изучение рынка закупок. Для оценки реальных и потенциальных возможностей поставщиков в магазине №11 ТД «Челны-Хлеб» используются следующие критерии:

- характер деятельности и возможности поставщика;

- конкурентное положение поставщика на рынке закупок товаров;

- процедура и порядок исполнения коммерческих сделок;

- вероятность обеспечения, необходимых, номенклатуры и объема продукции;

- условия, гарантирующие качество приобретаемого товара;

- адекватное сочетание цены и потребительских свойств товара;

- условия поставки товара: стабильность, периодичность, сроки;

- предусматриваемая форма платежа и способы расчетов.

Анализ поставщиков по приведенным критериям позволяет установить оправданные требования по закупке и поставке товаров в торговое предприятие.

Как видно из данных, магазин №11 ТД «Челны-Хлеб» закупает почти все основные гастрономические продукты питания напрямую у иногородних поставщиков – изготовителей (кроме хлебобулочных изделий), а основную часть бакалейных товаров у оптовых фирм и частных предпринимателей, так же в основном иногородних.

Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками.

Анализ структуры поставок в магазине №11 ТД «Челны-Хлеб» за 2012 – 2013 гг. приведен в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4

Анализ структуры поставок в магазине №11 ТД  «Челны-Хлеб» за 2012 – 2013 гг., (руб.)

Товарные группы

2012 г.

2013 г.

Отклонения

План

Фактически

Выполнение плана, %

От плана, руб.

От 2012, руб.

1

2

3

4

5

6

7

1.Алкогольная продукция

1199140,72

1403756

1414986,1

100,8

11230,1

215845,38

2. Пресса

15601,3

20943,7

18409,53

87,9

-2534,17

2808,23

3. Детское питание

8869,4

9977

10465,89

104,9

488,89

1596,49

4.Кондитерские товары, сдобы, хлеб

1704980,17

1849129,4

2011876,6

108,8

162747,2

306896,43

5. Кетчупы, соусы

158694,7

180927,3

187259,75

103,5

6332,45

28565,05

6. Колбасные изделия

1937090,05

2062965,9

2285766,3

110,8

222800,4

348676,25

7. Кофе

922076,3

1044960,1

1088050,03

104,1

43089,93

165973,73

8.Крупы и макаронные изделия

260082,23

298476,9

306897,03

102,8

8420,13

46814,8

9. Лимонады, соки, напитки

879903,07

931313

1038285,62

111,5

106972,62

158382,55

10.Масло подсолнечное

145433,4

164911,1

171611,41

104,1

6700,31

26178,01

11.Молоко и молочные продукты

1685839,54

1894739,2

1989290,63

105,0

94551,43

303451,09

12. Мясо и мясная продукция

1873637,33

2081240,2

2210892,03

106,2

129651,83

337254,7

13. Фрукты- овощи

351456,13

373128,8

414718,24

111,1

41589,44

63262,11

14. Пиво

982653,9

1065348,5

1159531,6

108,8

94183,1

176877,7

15. Посуда, упаковка

120108,99

129558

141716,81

109,4

12158,81

21617,82

16. Рыба и рыбные консервы

621557,49

656483,9

733437,84

111,7

76953,94

111880,35

17. Сахар

365391,2

382548,7

431161,62

112,7

48612,92

65770,42

18. Яйцо

70306,59

70728,8

82961,78

117,3

12232,98

12655,19

19. Прочие продукты

1489920,81

1573384,9

1758106,6

111,7

184721,7

268185,79

Итого

14792733,3

16194521

17455425

107,8

1260904

2662691,7


 

 

Согласно данным таблицы 2.4 в магазине №11 ТД «Челны-Хлеб» имеются следующие данные о поступлении товаров. План поступления выполнен по всем товарным группам, кроме группы «Пресса». В целом перевыполнение составило по сравнению с планом на 1260903,8 рублей или на 7,8%. По сравнению с прошлым годом соответственно на 2662292,0 рублей или на 18%.

Особенно высокие темпы роста достигнуты по поступлению товарной группы «Кондитерские штучные товары» – 125,9% и прочие бакалейные и сопутствующие товары - (это товары длительного хранения, такие как сахар, крупа, сухофрукты, макаронные изделия, сигареты и др.), что привело к увеличению их остатков.

Для оценки поступления товаров в натуральном выражении в магазине №11 ТД «Челны-Хлеб» составляют специальные аналитические таблицы, по данным которых можно изучить степень удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары. Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. Нарушений в выполнении договоров поставки по вине поставщиков (несвоевременное заключение договоров, нарушение договорных обязательств по объему, ассортименту, качеству товаров, нарушения графиков завоза товаров и другим условиям поставки) за отчетный год в магазине №11 ТД «Челны-Хлеб» не наблюдалось.

Рынок закупок товаров отражает коммерческие интересы всех его участников. Закупки товаров торговым предприятием происходят у различных поставщиков и под влиянием большого числа переменных. В этой связи важное значение имеют расширение контактов и установление коммерческих связей между торговым предприятием и поставщиками. Суть их сводится к взаимовыгодным коммерческим сделкам и товарообменным операциям при купле-продаже товаров. Коммерческие сделки рассчитаны на закупаемую продукцию и определяются под влиянием конкретных признаков: традиционная или модифицированная продукция, степень ее новизны, стадия жизненного цикла товара, рыночная ситуация. Следовательно, сделки при закупке не являются неизменными и зависят от множества воздействующих факторов.

Оперативное управление товарными запасами позволяет решать вопросы формирования и поддержания ассортимента товаров на определенном уровне. При поиске ответов на эти вопросы большое значение имеет размер заказываемых партий товаров и периодичность заказов.

Перечислим основные факторы, влияющие на размер заказа:

- характеристика и величина спроса на определенный товар;

- правила размещения и хранения товарных запасов;

- ограничения, касающиеся финансовых расходов и системы складирования;

- стратегия управления запасами.

Для рациональной организации товароснабжения в магазине №11 ТД «Челны-Хлеб» необходимо четко соблюдать порядок представления заявок и обоснование в них количества и ассортимента товаров. Ответственность за своевременное составление и представление заявки несет главный товаровед. Он осуществляет ежедневный контроль за наличием товаров на предприятии и соблюдением обязательного ассортиментного перечня.

Заявки составляются по установленной форме в двух экземплярах. В заявке указываются: наименование товара и краткая характеристика товара, единицы измерения, количество товаров к завозу, остаток единиц товара в ресторане, отметка базы об исполнении заявки. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает директор магазина №11 ТД «Челны-Хлеб», затем ее заверяют печатью и направляют в отдел снабжения для исполнения.

Частоту и оптимальные размеры завозимых партий товара определяют для того, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю товарами соответствующего ассортимента при минимальных размерах товарных запасов. При определении частоты завоза товаров учитывают физико-химические свойства товаров, предельные сроки их реализации, среднедневной объем продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы. Так, хлебобулочные изделия завозятся в ресторан, принадлежащий предприятию ежедневно, включая праздничные и выходные дни. Другие продовольственные товары, имеющие небольшие предельные сроки реализации - не реже чем через два-три дня. Продовольственные товары с длительными сроками реализации завозятся один раз в семь-десять дней.

Рациональное количество заказываемых товаров полностью обеспечивает устойчивость ассортимента и бесперебойную их реализацию до очередного завоза и вместе с тем, исключает образование излишних запасов. При определении этого количества учитывают частоту завоза товаров и среднедневную их реализацию, неснижаемые запасы и остатки товаров на день завоза.

Если составляется заявка на завоз товаров сложного ассортимента, то количество изделий заказывается с учетом в продаже их удельного веса, выявленного по данным изучения спроса.

Определяя потребность в завозе скоропортящихся товаров, учитывается емкость имеющегося в ресторане холодильного оборудования.

Товары-новинки, которыми предприятие ранее не реализовывало и возможная среднедневная реализация которых неизвестна, для начала заказываются небольшими пробными партиями.

В основу расчетов потребности в транспортных средствах положены данные об объемах заявок розничных торговых точек, грузоподъемности используемых транспортных средств и среднем количестве рейдов.

Магазин №11 ТД «Челны-Хлеб» осуществляет закупку товаров или берет их на комиссию у оптовых продавцов, а также у производителей продукции. Взаимоотношения с ними оформляются договорами поставки, купли-продажи, комиссии. Как правило, торговые отношения магазина №11 ТД «Челны-Хлеб» с контрагентами, расположенными вне территории одного региона (города), носят длительный характер и оформляются договором поставки. В договоре оговариваются условия и порядок промежуточных поставок (график поставок).

Информация о работе Управление закупками и поставками