Управление кредитным риском в коммерческом банке (на примере Банка “Северная казна” ОАО)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:30, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить теоретические основы управления кредитным риском и применить их на практике для разработки рекомендаций по совершенствованию управления кредитным риском в Банке “Северная казна” ОАО.
Задачи исследования:
1. изучить понятие, сущность и классификации кредитных рисков банка;
2. рассмотреть систему управления кредитным риском, ее основные элементы и этапы реализации;
3. изучить методы анализа и оценки банковских кредитных рисков;
4. рассчитать индивидуальный кредитный риск коммерческого Банка “Северная казна” ОАО;
5. разработать рекомендации по управлению кредитным риском Банка “Северная казна” ОАО.

Оглавление

Введение
1 Кредитные риски в деятельности коммерческого банка
1.1 Кредитные риски как разновидность банковских рисков
1.2 Система управления кредитным риском
1.3 Методы анализа и оценки кредитного риска банка
2 Управление кредитным риском (на примере Банка “Северная казна” ОАО)
2.1 Общая характеристика Банка “Северная казна” ОАО
2.2 Анализ кредитоспособности заемщика в Банке “Северная казна” ОАО (на примере ОАО «Полоцкого завода «Проммашремонт»)
3 Разработка рекомендаций и мероприятий по управлению кредитным риском Банка “Северная казна” ОАО
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1 Management risk in projects
Приложение 2 Финансовая отчетность Банка “Северная казна” ОАО за 2007 год
Приложение 3 Финансовая отчетность Банка “Северная казна” ОАО за 2008 год
Приложение 4 Организационная структура Банка “Северная казна” ОАО
Приложение 5 Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках ОАО «Полоцкого завода «Проммашремонт»4

Файлы: 1 файл

Управление кредитным риском в коммерческом банке (на примере банка --Северная казна.doc

— 801.00 Кб (Скачать)

 

Отрасли машиностроение присваивается 60 баллов с весовым коэффициентом 0,3. Полоцкий завод «Проммашремонт» охватывает около 43% рынка машиностроения в России (35 баллов с весовым коэффициентом 0,3). Учитывая тот факт, что завод занимает 43% рынка машиностроения, можно констатировать, что конкуренция в этой отрасли низкая (25 баллов с весом 0,4). Общий вес направления рынок/отрасль – 0,20, что и показано в таблице 28.

В конечном счете, кредитные эксперты, присвоив баллы по каждому направлению оценки кредитного риска, умножают их на их весовые коэффициенты, вычисляя итоговую оценку индивидуального кредитного риска банка “Северная казна” ОАО при кредитовании Полоцкого завода «Проммашремонт» [32]:

 

0,1х30 + 0,3х(0,3х30 + 0,25х70 + 0,2х90 + 0,25х90) + 0,25х50 + 0,15х(0,2х75 + 0,3х10 + 0,5х50) + 0,2х(0,3х60 + 0,3х35 + 0,4х25) = 3 + 20,1 + 12,5 + 6,45 + 7,7 = 49,75

 

Для того чтобы дать оценку кредитному риску, имеющему 49,75 балла, воспользуемся таблицей 29.

 

Таблица 29 – Итоговая оценка уровня кредитного риска предприятия

Общее количество баллов

Категория риска

Оценка риска

От 10 до 20

1

Минимальный

От 21 до 40

2

Низкий

От 41 до 60

3

Средний

От 61 до 80

4

Высокий

81 и более

5

Очень высокий

0 баллов

X

Неприемлемый


 

Исходя из таблицы 29, риск по кредитованию Полоцкого завода «Проммашремонт» (49,75) попадает в промежуток от 41 до 60, следовательно, относится к категории 3 (средний уровень риска). Таким образом, кредитные эксперты Банка констатируют, что выдача кредита вполне вероятна.


3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ БАНКА “СЕВЕРНАЯ КАЗНА” ОАО

 

Кредитный риск – это риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов или неспособность контрагента кредитной сделки действовать в соответствии с принятыми на себя обязательствами.

Управление кредитным риском банка сводится к поиску способов снижения совокупного кредитного риска.

  1. Кредитный отдел должен постоянно систематизировать и обобщать информацию по выданным кредитам и их возвращению. Информация по выданным кредитам должна быть систематизирована по размерам выданных кредитов, должна быть построена классификация клиентов-заемщиков (физические лица, государственные органы, предприятия, другие банки).
  2. Банк должен в целом вести кредитную историю своих клиентов, в том числе и потенциальных. Банк должен отслеживать, когда, где и какие кредиты брал клиент, а также как, в каком объеме и в какие сроки возвращал их. Пока в России большинство клиентов не имеют своей кредитной истории.
  3. В банке должна быть четкая инструкция по выдаче кредита (кому какой кредит можно выдать и на какой срок).
  4. Должны быть установлены четкие полномочия по выдаче кредита: чем выше ранг работника, тем большую сумму кредита он может подписать.
  5. Для выдачи особо больших и рискованных кредитов объединяются несколько банков и выдают кредит совместно.
  6. Существуют внешние ограничения по выдаче кредитов (установленные Центральным банком) [31].
  7. Существуют страховые компании, которые страхуют невозврат кредита.
  8. Расширение и усовершенствование направлений анализа кредитоспособности заемщиков для более точного вычисления их кредитного рейтинга (кредитного риска).
  9. Программы государственной поддержки субъектов малого бизнеса, являющихся получателями кредитов. В частности, в Москве в 2007 году был проведен конкурс среди субъектов малого предпринимательства на предоставление в 2007 году субсидий для компенсации затрат, связанных с оплатой стоимости вознаграждения за предоставление банковской гарантии, по договорам поручительства в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства.

Организатором конкурса выступал Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. Целью конкурса являлось субсидирование компенсации затрат, связанных с оплатой стоимости вознаграждения за предоставление банковской гарантии, по договорам поручительства. Субсидирование осуществлялось за счет средств бюджета города Москвы, предусмотренных на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в 2007 году, и предоставлялось в виде субвенции из бюджета Российской Федерации в соответствии с Договором № 100-ГАР-05 «О финансировании мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства в 2005 году», заключенным между Минэкономразвития РФ и городом Москвой [27].

Общий размер предоставленных в рамках конкурсного отбора субсидий составлял 19 449 554,79 (девятнадцать миллионов четыреста сорок девять тысяч пятьсот пятьдесят четыре) рубля 79 коп. Субсидии, предоставленные на развитие лизинговых отношений в сфере малого предпринимательства, направлялись на компенсацию части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с выплатой вознаграждения по гарантии и по договорам поручительства между субъектами малого предпринимательства и организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по договорам лизинга, заключенным лизингодателями с субъектами малого предпринимательства не ранее 2005 года на срок не более 5 лет.

Обеспечение исполнения обязательств субъектов малого предпринимательства банковскими гарантиями, поручительствами должно было соответствовать следующим условиям:

                  субсидированию подлежат затраты, связанные с оплатой стоимости вознаграждения по банковским гарантиям и поручительства в случае подтверждения заемщиком (лизингополучателем) предоставления за счет собственных средств обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору (договора лизинга) в размере не менее 50 % от требуемого кредитором (лизингодателем) размера обеспечения;

                  размер денежного обязательства, обеспеченного банковской гарантией, поручительством, не может превышать 50% суммы основного долга и суммы процентов по кредитному договору, договору займа или лизинга;

                  субсидии предоставляются заемщикам по кредитным договорам (лизингополучателям), по которым гарантия предоставлена не ранее 1 января 2005 г., или по договорам поручительства, заключенным не ранее 1 января 2005г.

Субсидии за счет средств бюджета города Москвы предоставлялись субъектам малого предпринимательства на условиях софинансирования расходов на оплату вознаграждений за предоставление гарантий и поручительств.

Субсидирование затрат заемщика (лизингополучателя), связанных с оплатой стоимости вознаграждения по банковской гарантии, по гарантии, предоставленной страховой организацией, по договорам поручительства, осуществлялись единовременно из расчета 90 процентов произведенных субъектом малого предпринимательства подтвержденных затрат на выплату вознаграждения по гарантии или по договору поручительства, но не более четырех пятых ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату предоставления кредита.

К субсидированию в соответствии с настоящим Порядком принимались затраты субъектов малого предпринимательства на уплату вознаграждения по договорам поручительства, заключенным субъектами малого предпринимательства, в т.ч. кооперативами (сельскохозяйственными кооперативами) с организациями, учрежденными уполномоченными на то органами исполнительной власти города Москвы для целей и задач поддержки малого предпринимательства, для обеспечения исполнения их обязательств по договорам банковского кредита, займа или лизинга.

Эффективность проектов субъектов малого предпринимательства для предоставления субсидии оценивалась по следующим критериям:

                  социальные критерии оценки эффективности проектов;

                  увеличение количества рабочих мест;

                  уровень заработной платы работников субъекта малого предпринимательства. Уровень заработной платы работников субъекта малого предпринимательства должен быть установлен на уровне, не ниже определенного федеральным законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда;

                  рост производства продукции, работ, услуг субъекта малого предпринимательства;

                  экономические критерии эффективности;

                  рост капитализации производства;

                  прирост объемов товаров (работ, услуг), производимых на территории города Москвы субъектом малого предпринимательства (в том числе производимых на экспорт, в научно-технической сфере);

                  прирост производимой субъектом малого предпринимательства добавленной стоимости;

                  объем и срок привлекаемых субъектом малого предпринимательства кредитных ресурсов субъектов малого предпринимательства;

                  в случае предоставления субсидии по результатам конкурсного отбора проектов субъект малого предпринимательства предоставляет Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства данные о достижении соответствующих показателей эффективности проекта.

Конкурсная комиссия рассматривала заявки субъектов малого предпринимательства по истечении 30 дней после опубликования информационного сообщения. Результатом рассмотрения заявок является определение победителей, которые извещаются об этом в пятидневный срок после принятия решения.

Результатом проведения конкурса стали заключенные договора на предоставление субсидий. Договор заключался между Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, субъектом малого предпринимательства и лицом, предоставившим банковскую гарантию либо поручительство. Стоит отметить, что субъекты малого предпринимательства несут ответственность за нецелевое использование субсидии, а Департамент поддержки и развития малого предпринимательства вправе требовать от субъекта малого предпринимательства, которому предоставлена субсидия, расчетную, финансовую и иную документацию для проверки целевого использования предоставленных бюджетных средств, анализа хозяйственно-финансовой деятельности, контроля за исполнением обязательств по договору о предоставлении субсидии для компенсации стоимости вознаграждения за предоставление банковской гарантии, по договорам поручительства.

Аналогично поступило правительство Санкт-Петербурга, утвердив специальную программу “Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства” в рамках плана мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.11.2007 N 1423 “Об итогах реализации Плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2006-2008 годы и основных направлениях развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы”. Суть программы - предоставление субсидий из бюджета Санкт-Петербурга субъектам малого предпринимательства на возмещение следующих произведенных затрат, связанных с получением кредитов в коммерческих банках с целью приобретения основных и пополнения оборотных средств для производства (реализации) товаров, выполнения работ, оказания услуг (далее - субсидии):

                  выплаты комиссионного вознаграждения коммерческим банкам за выдачу кредитов субъектам малого предпринимательства на условиях кредитных договоров (далее - выплата комиссионного вознаграждения) согласно приложению N 1 к Программе;

                  выплаты вознаграждения некоммерческим организациям, предоставляющим поручительства по кредитам на условиях Программы (далее - выплата вознаграждения за поручительство), согласно схеме N 2 приложения N 1 к Программе;

Информация о работе Управление кредитным риском в коммерческом банке (на примере Банка “Северная казна” ОАО)