Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 13:51, курсовая работа
Так банки делают все возможное, чтобы свести риски потребительских кредитов до минимума. Они выдают большие суммы денежных средств на длительный срок лишь в том случаи, если клиент имеет проверенную и достаточно хорошую предварительную кредитную историю, имеют постоянный доход и могут подтвердить свою платежеспособность документально.
Введение 3
1 Теоретические аспекты рисков банковского кредитования 5
1.1 Сущность и особенности потребительского кредитования 5
1.2 Виды рисков потребительского кредитования 9
1.3 Управление кредитными рисками 12
2 Управление кредитным риском в коммерческих банках 14
2.1 Анализ потребительского кредитования и просроченной задолженности 14
2.2 Региональные особенности розничного кредитования 19
2.3 Актуальные проблемы взыскания просроченной задолженности по потребительским кредитам 27
2.4 Перспективы снижения рисков потребительского кредитования 33
Заключение 37
Список литературы 39
Содержание
Для любого банка, какой он не был бы большой или маленький потребительское кредитование будет одним из самых рискованных. Риск потребительских кредитов в первую очередь связан с огромным процентом невыплаты суммы кредита банку.
Такой вид кредитования подразумевает выдачу кредита населению на улучшение своего финансового состояния и решение все возможных денежных проблем, но при том причин, по которым банк может не получить свои деньги, у населения может быть очень много.
Так банки делают все возможное, чтобы свести риски потребительских кредитов до минимума. Они выдают большие суммы денежных средств на длительный срок лишь в том случаи, если клиент имеет проверенную и достаточно хорошую предварительную кредитную историю, имеют постоянный доход и могут подтвердить свою платежеспособность документально.
А также, если заемщик может внести залог или предоставить надежных поручителей, что смогут в случаи не способности заемщика ответить за погашение его кредита.
Так как зарплаты большинства граждан не очень высокие и получить ссуду под залог имущества не каждый сможет, поэтому банки вынуждены значительно снизить основные требования к клиентам. Чем больше клиентов банк привлечет, тем большие риски потребительских кредитов.
Чтобы обезопасить себя от дальнейших проблем, банки – кредиторы устанавливают большие процентные ставки на потребительский кредит, что для них является небольшой гарантией возвращения основной части ссуды и компенсацией риска, так как по данному виду кредитования случаи непогашения кредита наиболее частые. Но риски при таком кредите имеются не только у кредитора, а и заемщика. В первую очередь, договор выдачи ссуды может быть не совсем «прозрачным», и это приводит к тому, что заемщик не только выплачивает основную сумму долга, а значительно переплачивает за счет скрытых процентных ставок.
Все вышесказанное определяет актуальность темы на сегодняшний день.
Цель курсовой работы - охарактеризовать риски потребительского кредитования.
Поставленную цель планируется реализовать посредством решения следующих задач:
- рассмотреть сущность и особенности потребительского кредитования;
- охарактеризовать виды рисков потребительского кредитования;
- проанализировать процесс управ
- проанализировать потребительское кредитование и динамику просроченной задолженности;
- рассмотреть региональные особенности рисков розничного кредитования;
- выявить актуальные проблемы взыскания просроченной задолженности по потребительским кредитам;
- проанализировать перспективы снижения рисков потребительского кредитования.
Объект исследования - потребительское кредитование в современных условиях.
Предмет исследования - риски потребительского кредитования в банковской сфере.
Методы исследования - монографический, компиляционный, интерпретации, табличный, графический и другие.
При написании курсовой работы использовались различные книги, учебные пособия, а также данные периодической печати по теме исследования и Интернет-ресурсы.
В нашей стране потребительскими кредитами называют кредиты, предоставляемые населению, в том числе ссуды на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды и прочие. Это, в принципе, соответствует определению потребительского кредита в законодательстве западных стран, в том числе родины потребительского кредита – Соединенных Штатов Америки.
Под потребительским кредитом в федеральном законодательстве США и отдельных штатов понимается получение физическим лицом кредита для удовлетворения личных и семейных потребностей, а также нужд домашнего хозяйства. Очевидно, что такое толкование включает в себя как покупку товаров и услуг для текущего потребления, так и товаров длительного пользования и покупку недвижимости. Последний вид потребительского кредита принято выделять в отдельную отрасль в силу ее специфики [17, c. 134].
Классификация потребительских ссуд может быть проведена по ряду признаков, в том числе по типу заемщика, видам обеспечения, срокам и методам погашения, целевому направлению использования, объемам кредитования, объему и т.д.
По направлениям использования (объектам кредитования) в России выделяют ссуды: на неотложные нужды, на приобретение жилья, капитальный ремонт жилья, приобретения автотранспорта.
По субъектам кредитной сделки различают:
По срокам кредитования
В настоящее время в России деление потребительских ссуд по срокам носит условный характер. Банки, предоставляя ссуды, обычно делят их на краткосрочные и долгосрочные.
По способу предоставления потребительские ссуды делят на:
По обеспечению различают ссуды:
Главная причина, по которой банк требует обеспечение – риск понести убытки в случае нежелания или неспособности заемщика погасить ссуду в срок и полностью. Обеспечение не гарантирует погашение ссуды, но уменьшает риск, так как в случае банкротства заемщика банк получает преимущество перед кредиторами в отношении любого вида активов, которые служат обеспечением банковской ссуды.
По методу погашения различают ссуды:
В целом предоставленная выше классификация отражает многообразие потребительских ссуд, но не исчерпывает всех возможных критериев классификации, поэтому её можно продолжить в зависимости от других признаков [11, c. 227].
С точки зрения практического применения схемы потребительского кредитования не представляют собой ничего сложного. Это не своп-сделки, не сложные схемы страхования финансовых рисков - технология потребительского кредитования, в принципе, не сложнее выдачи обычных коммерческих кредитов. Единственное объективное условие, необходимое для широкого распространения потребительского кредитования, - это нормализация политического и экономического климата в стране, включая упорядочение и четкое соблюдение хозяйственного законодательства.
В соответствии с вышесказанным, а также, опираясь на приведенную классификацию можно выделить две принципиальные схемы продажи товаров длительного пользования в кредит:
1. Двусторонняя (два основных варианта схемы):
2. Трехсторонняя («покупатель - продавец – кредитор»), при которой продавец товара немедленно предъявляет счет покупателя (потребителя) к оплате финансовому институту (банк, финансовая компания). Эту схему, как правило, обслуживают три договора: договор купли-продажи между потребителем и продавцом, кредитный договор между потребителем и финансовым институтом и договор участия между банком и продавцом о переводе банку счетов, выставленных на потребителя, за оговоренный дисконт [15, c. 196].
Если оценивать существующую российскую практику, то можно выделить две основные схемы (технологии) проведения операций потребительского кредитования:
В схеме 1 кредитование потребителя осуществляется за счет оборотных средств торговой компании, а сам кредит является чисто товарным. Удобство такой схемы заключается в том, что потребитель имеет дело только с одним контрагентом.
В схеме 2 кредитором выступает банк, а торговая компания выступает в роли пункта продажи, как товара, так и кредита, так как банк, заключив кредитный договор с покупателем, перечисляет средства на счет торгового предприятия.
В обоих случаях потребитель не имеет доступа к денежным средствам. Разница схем, по существу, состоит в наличии двух принципиально разных кредиторов (либо банк, либо торговое предприятие).
Наибольший интерес представляет последняя схема, так как она получила наибольшее распространение в практике потребительского кредита. При этом названными схемами не исчерпывается всё их многообразие. Возможны и другие варианты. Например, потребитель может получить кредит наличными, или схема 1 может быть дополнена связями торговой организации с банком по поводу финансирования оборотных активов.
Роль потребительского кредита заключается в том, что он очень сильно стимулирует эффективность труда. То есть, получая заработную плату, недостаточную для покупки за наличный расчет необходимых товаров, в частности предметов длительного пользования, люди имеют возможность покупать эти товары в кредит или брать кредит под их покупку. В последствии, деньги за эти товары должны быть выплачены, поэтому каждый взявший в кредит старается не потерять свое рабочее место. Только так клиент банка может быть уверенным в возможности выплатить кредит и зарекомендовать себя перед кредиторами как платежеспособное и добросовестное лицо для дальнейших связей [12, c. 274].
Важно также заметить, что потребительский кредит уменьшает текучесть кадров, так как вынуждает людей как можно крепче держаться за своё рабочее место и опять же не потерять свою работу, чтобы оставаться платежеспособным и иметь возможность выплатить долг перед банком. Уменьшение текучести кадров благоприятно влияет на экономику страны. Таким образом, можно отметить, что потребительский кредит является сильным фактором подъема народного благосостояния.
Но следует учесть, что «потребительский кредит, временно форсируя рост производства и создавая видимость высокой конъюнктуры, в итоге может способствовать выходу производства за рамки платёжеспособного спроса населения, нарастания перепроизводства и обострению экономических кризисов».
Под риском потребительского кредитования обычно понимают вероятность того, что стоимость активов банка, прежде всего портфеля займов, уменьшится в связи с неспособностью или нежеланием пайщика (заемщика) вернуть долг или часть долга, включая причитающиеся по договору проценты.
Самый рискованный вид кредита - это потребительское кредитование, именно в случае дачи заемщику именно этого кредитного продукта, банк подвергается наибольшему риску, это связано с тем, что особенности данного кредитного продукта, степень проверки платежеспособности потенциальных клиентов - все это очень специфично в данном продукте. Зачастую именно в таких кредитах наибольшее число людей не платят по кредитным обязательствам, это происходит по различным причинам, в основном это невозможность клиентом найти нужную сумму вовремя. Изначально все происходит по одной простой причине, для того, чтобы привлечь к своему продукту наибольшее количество клиентов, банк смягчает определенные условия по получению данного вида кредита, это приводит к слабой и не очень адекватной проверке платежеспособности клиента. Также для получения такого кредита не нужны поручители и залог, поэтому и надавить банку особенно нечем [16, c. 52].
Однако усилить контроль и ужесточить методы проверки каждого клиента банк не может, так как только лояльные условия кредитования и привлекают клиентов, как быть в такой ситуации - непонятно. Для того чтобы уменьшить свой риск в данном кредитном продукте, банки идут на увеличение процентных ставок по кредиту, но это не очень удачный выход из положения, так как страдают не только злостные неплательщики, но и ответственные клиенты. Граждане, которые платят свои взносы регулярно и даже стараются делать это заранее или платят немного больше, чем обязательный минимальный платеж по кредиту. Для последней категории клиентов была придумана специальная программа лояльности, то есть, если клиент не первый раз берет потребительский кредит, его кредитная история не имеет черных сторон, тогда ставки по процентам могут быть значительно снижены.
Информация о работе Управление кредитным риском в коммерческих банках