Проблемы управления кредитными рисками в банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:56, статья

Краткое описание

В банковской деятельности наиболее часто встречающийся и распространенный риск — кредитный. Кредитный риск представляет собой вероятность отрицательного изменения стоимости активов (портфеля кредитов) в результате неспособности контрагентов (заемщиков) исполнять свои обязательства, в частности, по выплате процентов и основной суммы займа в соответствии со сроками и условиями кредитного договора (к кредитному риску относят также и риск объявления заемщиком дефолта)

Файлы: 1 файл

Проблемы управления кредитными рисками в банках2.doc

— 50.00 Кб (Скачать)


Проблемы управления кредитными рисками в банках

 

Габдукаев Эдуард Илгизович,

студент Пермского Государственного университета

специальности Финансы, кредит и биржевого дела

Россия, 614990, г. Пермь, ул. им. Букирева, 15

Bashkortltd@yandex.ru

В статье рассматриваются понятие кредитного риска, проблемы связанные с его управлением в кредитных учреждениях и рекомендации по решению данных проблем.

В банковской деятельности наиболее часто встречающийся и распространенный риск — кредитный. Кредитный риск представляет собой вероятность отрицательного изменения стоимости активов (портфеля кредитов) в результате неспособности контрагентов (заемщиков) исполнять свои обязательства, в частности, по выплате процентов и основной суммы займа в соответствии со сроками и условиями кредитного договора (к кредитному риску относят также и риск объявления заемщиком дефолта)[4]. Он возникает при кредитовании, проведении расчетов, покупке долговых инструментов и т.д. От умения банка управлять этим риском фактически зависит его выживание. Последние годы все отрасли национальной экономики функционировали в условиях глобального кризиса и он вскрыл серьезные внутренние проблемы деятельности ряда кредитных организаций связанные с управлением кредитными рисками: низкий уровень корпоративного управления, слабый риск-менеджмент, высокую концентрацию рисков, использование манипулятивных “схем”, позволяющих обходить требования регулятора, в том числе по ограничению кредитных рисков и риска ликвидности. Рассмотрим некоторые факторы подробнее.

Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, уделяющие большое внимание развитию банками собственных методик оценки риска, стали важным стимулом для совершенствования технологий управления рисками. Но эти же рекомендации стали одним из факторов негативно повлиявшим на банковский сектор, так как многие банки выстраивают собственную систему риск-менеджмента за счет превалирования формы над содержанием. То есть банки выстраивают свой риск-менеджмент так, что бы только соответствовать требованиям ЦБ, но такой подход не дает банкам возможности адекватно оценивать риски.

Вторым моментом является слабость автоматизированных банковских систем. Это достаточно распространенное явление на нашем рынке, сегодня самым распространенным инструментом автоматизации по-прежнему остается MS Excel. Его используют для решения различных управленческих задач в среднем 60% банков. Хотя для целого ряда направлений, в частности финансового планирования, управленческого учета и подготовки отчетности примерно треть опрошенных отдает предпочтение специализированным системам. Из них основная часть пользуются программами, разработанными ИТ-службами банков, и только 11% опрошенных примерно в равных долях применяют покупные системы и решения на основе Хранилищ данных от профессиональных поставщиков[5]. При определении условий кредитования речь идет не только об оценке финансового состояния заемщиков, ликвидности и надежности обеспечения. Основной принцип - индивидуальный подход к каждому клиенту, который сопровождается минимальным формально необходимым пакетом документов и оперативными сроками принятия решения, но из-за того что все операции проводятся «вручную» нет возможности адекватно и быстро оценить заемщика. Все это приводит к увеличению кредитных рисков.

Третий фактор - риск-менеджеры в банках, далеко не всегда обладают достаточными полномочиями для того, чтобы донести свою точку зрения до руководства. В редких случаях они входят в правление, занимают посты вице-президентов. К сожалению, более распространенной является другая ситуация: риск-менеджеры не занимают высоких постов и никакого влияния на принятие решений не оказывают, что приводит к негативным последствиям. Но хотелось бы отметить, что кризис сыграл в этом смысле положительную роль, так как руководители банков начали осознавать    важность    правильной оценки рисков при принятии кредитных решений и стали считаться с мнением специалистов.

Представленный список не претендует на полноту. Для конкретного банка он может быть расширен или сокращен. В любой крупной организации задача управления рисками осложняется масштабами операций и большим количеством различных процессов и уровней принятия решений. Поэтому важно обеспечить интегрированный подход к управлению рисками, чтобы иметь возможность оценить общий уровень принимаемого на себя риска, т.е. определить так называемый профиль риска.

Требуется выстраивать в банке систему управления рисками соответствующей нормативной базе и опирающейся на международную практику. Разработать внутреннюю инструктивную базу, стандарты и методическое обеспечение кредитования: инструкции, регламенты по проведению кредитной операции, кредитную документацию, нормативно-методическое обеспечение проведения анализа финансового состояния предприятия, инвестиционных проектов развития производства, качественной оценки бизнес-планов; четко сформулировать кредитную политику.

На основе проведенного анализа методик оценки кредитоспособности заемщика зарубежными банками, была выбрана практика американских банков применяющих «правило пяти си»:

1С — customer’s character (характер заемщика) — репутация заем­щика, степень ответственности, готовность и желание погашать долг. Банк стремится получить психологический портрет заемщика, исполь­зуя для этого беседу с ним, досье из архива, консультации с другими банками и фирмами и прочую доступную информацию, чтобы выяс­нить, как заемщик (фирма или частное лицо) относился к своим обя­зательствам в прошлом, были ли у него задержки в погашении зай­мов, каков его статус в деловом мире;

2С—capasity to pay (финансовые возможности) — предполагает тща­тельный анализ доходов и расходов заемщика и перспектив измене­ния их в будущем. У заемщика есть три источника средств для пога­шения ссуды: текущие кассовые поступления, продажа активов, про­чие источники поступления (включая заимствования на денежном рынке). Критическое значение для погашения займа имеет динамика дебиторской задолженности предприятия и изменения его товарных запасов. Чаще всех с этими статьями связаны трудности в Погашении займа;

ЗС—capital (капитал, имущество)—большое внимание банк уделяет собственному (акционерному) капиталу фирмы, его структуре, соот­ношению с другими статьями активов и пассивов;

4С — collateral — обеспечение займа, достаточность, качество и сте­пень реализуемости залога в случае непогашения ссуды;

5С — current business conditions and goodwill (общие экономические условия) — определяют деловой климат в стране и оказывают влия­ние на положение и банка, и заемщика. Например, состояние эконо­мической конъюнктуры, конкуренция других производителей анало­гичного товара, налоги, цены на сырье.

Предметом особого внимания должно быть наличие у подразделения по контролю за рисками исчерпывающей информации, поступающей как от функциональных, так и от линейных структурных звеньев, что будет обеспечивать высокую адекватность оценки риска, для этих целей возможно использовать комплексную систему Algorothmics или менее дорогостоящие i-Flex и SAS. Еще одна компания — IPS-Sendero (теперь FiServ) в последние годы значительно увеличила присутствие в России (Банк Москвы, ПСБ, ВТБ). В части управления рисками ею предлагается продукт Kamakura Risk Manager, способный производить оценку рисков ликвидности и рыночных рисков, также имеется функционал по оценке кредитных рисков[2].

Подразделение, занимающееся риск-менеджментом, должно быть прежде всего обособлено от всех остальных структур банка. В идеальном варианте для небольшого банка желательно подчинение его напрямую председателю правления, в крупных же возможно заместителю председателя правления, который занимается только курированием этого направления. Обособленный риск-менеджер вне зависимости от размера бизнеса необходим любому банку.

Основная задача отдела риск - менеджмента - разработка методологического базиса управления рисками. Прочие функции могут зависеть от профиля и размера банка. Базовым функционалом подразделения, вне зависимости от размера бизнеса, является оценка кредитных рисков по заемщикам. Управление рыночными рисками в случае их значимого объема также необходимо концентрировать в рамках подразделения. Но если их немного, то распыление задач управления между профильными отделами в принципе оправдано.

Взаимодействие с сотрудниками, вовлеченными в управление рисками, целесообразно проводить по двум основным линиям. Это - обеспечение методологической поддержки и контроль за правильностью ее соблюдения. Причем нельзя постоянно вмешиваться непосредственно в их деятельность.

Таким образом зачастую выживание банка в непростых экономических условиях зависит от его способности своевременно идентифицировать и справляться с разнообразными банковскими рисками, которые представляют собой очень сложную, нестабильную, высокотехнологичную среду. Полностью избежать кредитного риска вряд ли удастся, но прогнозирование кредитного риска, его хеджирование, грамотное управление кредитным портфелем, как в целом, так и в рамках отдельно взятых ссуд, позволит значительно сгладить возможные негативные последствия и обеспечить максимальную доходность при определенном уровне риска.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 15.11.2010, с изм. 07.02.2011) //СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] / ЗАО «ТелекомПлюс». - Пермь, 2011.

2.       Алборова А.Л. Риск-менеджмент ВТБ предпочитает модульные системы управления рисками// Банковское обозрение. 2010. №5

3.       Беляков А.В. Банковские риски: проблемы учета, управления и регулирования.//Издательская группа «БДЦ-пресс». –Москва, 2003

4.       Лобанов А., Филин С., Чугунов А. Тенденции развития риск-менеджмента на пороге XXI века: мировой опыт и перспективы России. // Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 1999. - №4. — С. 43 - 52.

Электронные ресурсы:

5.       Автоматизация управления банковским бизнесом: текущее состояние и тенденции./ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.docflow.ru/analitics/detail.php?ID=15348 Дата обращения: 11.03.2011

6.       Банк России / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cbr.ru Дата обращения: 11.03.2011

 

 

 



Информация о работе Проблемы управления кредитными рисками в банках