Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:28, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить особенности международной миграции рабочей силы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач:
Описать теоретические основы миграции рабочей силы как формы международных отношений.
Проанализировать особенности международной миграции трудовых ресурсов.
Выявить направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы.
Анализ современных миграционных потоков;
ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ I. Теоретические основы международной трудовой миграции…….... 5
1.1. Виды трудовой миграции……………………………………..…….5
1.2. Количественные показатели миграции рабочей силы..……..…...10
1.3. Экономические мотивы миграции……………………………..….12
РАЗДЕЛ II. Анализ современных миграционных потоков..……………….…..15
2.1. Современные миграционные потоки ……………………………..15
2.2. Нормативно-правовая база для миграции кадров…………..…....23
РАЗДЕЛ III. Последствия международной миграции трудовых ресурсов……27
3.1.Социально-экономические последствия международной миграции
трудовых ресурсов ……………...………………………………….27
3.2. Последствия на рынке труда……………………………………....29
3.3. Интеллектуальная миграция и некоторые аспекты экономической
безопасности………………...……………………………….……..33
3.4. Иммиграция и бюджет……….……………………………………..37
РАЗДЕЛ IV. Украина в международной миграции рабочей силы……………..41
4.1. Последствия международной миграции рабочей силы…………..41
4.2. Современные масштабы миграционного движения населения
Украины……………………………………………………………..43
ВЫВОД……….………………………………………………………………..……47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...……….........49
Занимая рабочие места, которые непривлекательны даже для ранее переселившихся мигрантов, вновь прибывающие иностранцы дают им возможность при хозяйственном подъеме перебираться на лучшие места и в более динамичные сектора. В отличие от коренного и ранее иммигрировавшего населения, недавно приехавшие мигранты выделяются гораздо большей региональной мобильностью, готовы на издержки, связанные с переездами, и зачастую обосновываются в тех районах, где лучше перспективы занятости и заработка. Тем самым новые иммигранты способствуют мобильности рабочей силы, ее переливу из районов с несбалансированным рынком труда в более благополучные, а также сглаживанию межрегиональных различий в уровнях безработицы и заработной платы, что особенно важно при нынешнем ослаблении внутренних миграций.
К. Зиммерманн отмечает, что "иммиграция усиливает гибкость рынка труда и воздействует на него позитивно даже при высоком исходном уровне безработицы". Не менее положительно расценивает ее Дж. Борхас: "Иммиграция способствует повышению эффективности рынка труда, благодаря чему экономика (США ежегодно. - И.Ц.) может выигрывать около 10 млрд. долларов. Кстати, переливами иностранной рабочей силы во многом объясняется и тот факт, что в районах концентрации мигрантов зачастую не отмечается повышенных уровней безработицы по сравнению со средним национальным.
Установлено, что прямая, равно как и обратная, связь между иммиграцией, с одной стороны, и экономическим циклом и безработицей, с другой, сейчас отсутствует. Соответственно, иностранные рабочие не выполняют некогда им прочившуюся роль конъюнктурного буфера при росте безработицы, поскольку они увольняются почти в тех же пропорциях, что и местные работники, занятые в тех же отраслях. Более высокая безработица среди иностранцев объясняется их дискриминацией, сосредоточением в секторах, подверженных конъюнктурным колебаниям (строительстве, коммунальном хозяйстве, ресторанном и гостиничном бизнесе), отсутствием работы у вновь прибывающих мигрантов и т.п. В последнем случае она, как правило, носит краткосрочный характер и отмечается главным образом в Западной Европе. А в США в 1998 году, например, имели работу уже через месяц после приезда 95% экономических мигрантов. Естественно, среди неквалифицированных категорий мигрантов уровень безработицы выше, а продолжительность ее больше, чем среди высококвалифицированных.
В долгосрочном плане с учетом вклада иммиграции в развитие экономики ее влияние на занятость оценивается как позитивное. Иностранцы в общей сложности сохраняют и, возможно, создают больше рабочих мест, чем их забирают. По оценке П. Стокера, в 90-е годы округ Лос-Анджелес потерял бы около 90 тысяч рабочих мест, если бы не иммиграция из Мексики [5].
Кроме того, на пути замещения местных работников иностранными воздвигнуты определенные административные барьеры. В США разрешение на наем иностранных работников выдается на основе сведений об устанавливаемой им зарплате, наличии забастовки в отрасли и др., что в определенной степени обеспечивает соблюдение интересов местных тружеников. Во многих странах существуют ограничения на занятость иностранцев в ряде сфер. Период их действия может составлять, в зависимости от ситуации на рынке труда, например, в Швейцарии - от 5 до 10 лет, в Великобритании - до 4, в Нидерландах и Испании - до 3 лет.
В самом широком смысле экономическую безопасность можно определить, как способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровне. В качестве важнейших структурных элементов экономической безопасности можно выделить: экономическую независимость; стабильность и устойчивость национальной экономики; способность к саморазвитию и прогрессу; экономическую взаимозависимость всех субъектов безопасности, на каком бы уровне те не находились - национальном, региональном или отраслевом, на уровне предприятия, общности, личности.
В чем проявляется влияние миграции на состояние экономической безопасности? Применительно к Украине, можно выделить ряд аспектов, вызывающих особенную тревогу. Эмиграция научно-технических кадров, а также их уход в другие сферы деятельности создают угрозу деградации научно-технического потенциала. Поскольку внешняя миграция сопровождается вывозом и переводом капитала за рубеж, она может угрожать внешнеэкономическим и финансовым позициям страны-донора. Миграции - прежде всего внутренние, межрегиональные, в том числе высококвалифицированных кадров, способны нанести серьезный урон региональным рынкам, экономическому и трудовому потенциалу территории и т.д.
Интеллектуальная эмиграция способна привести к разрушению отечественных научных школ, многие из которых занимали (и все еще занимают) ведущие позиции в мировой науке (например, математике, биологии). Проблему воспроизводства научных кадров могут серьезно обострить принявший массовый характер отъезд молодых ученых и аспирантов для работы за границу, а также невозвращение многих российских студентов, обучающихся за рубежом. Наряду с фактором "внутренней эмиграции" (уход ученых в секторы экономики, где можно иметь несравнимо более высокие доходы) "утечка умов", особенно из сферы фундаментальных исследований, где научные школы создавались многими поколениями ученых и развитие которых требует значительных финансовых ассигнований, способна привести к утрате целых научных направлений. Как показывает опыт некоторых стран (послевоенной Германии, например), воссоздание научных школ - дело гораздо более сложное, нежели восстановление разрушенного хозяйства. Кроме того, уровень многих сохраняющихся в стране научных школ из-за оттока наиболее перспективных кадров неизбежно станет снижаться [14].
Вероятно, для науки в целом более продуктивной является ситуация, когда ученые не уходят в другую сферу деятельности, даже в своей стране, а уезжают работать за рубеж. При этом они, как правило, сохраняют контакты с родиной, своими коллегами, участвуют в совместных проектах, международных научных конференциях. Ученые и специалисты, повысив свою квалификацию и поработав на Западе, по возвращении на родину (например, в Китай, Индию) закладывали национальные научные школы. Причем речь идет не только об ученых. Получив образование и поправив свое материальное положение, нередко репатриируют и представители других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие. Возвращаются на родину многие китайцы, корейцы, югославы, индийцы, турки. В частности, высокоразвитая ныне строительная индустрия в Югославии и Турции получила импульс к прогрессу благодаря бывшим эмигрантам, длительное время работавшим в Германии.
Безвозвратный отъезд специалистов высшей квалификации безусловно наносит ущерб экономическому и научно-техническому потенциалу страны-донора. Если оценивать "плюсы" и "минусы" интеллектуальной эмиграции из России, то, по моему мнению, на нынешнем этапе негативные ее последствия явно превалируют над возможными положительными эффектами.
Какими в этой связи могут быть действия государства? Главным здесь является осознание властью и обществом значимости науки, образования и научно-технического прогресса для будущего страны. Перед государством стоит достаточно жесткая альтернатива: она либо продолжает курс на эксплуатацию природных ресурсов в качестве стратегической линии своего экономического развития и интеграции в мировую экономику, либо, не отказываясь, разумеется, от развития ТЭК, делает ставку на науку и научно-технический прогресс, на высококвалифицированные кадры, т.е. на ресурсы, которые пока еще продолжают оставаться одним из важных конкурентных преимуществ нашей страны.
Расходы на науку должны стать одним из приоритетов государственного бюджета, а их уровень не может составлять менее 2,5-3% ВВП. Очевидно, что только государственных ресурсов будет явно недостаточно для изменения положения в науке. Необходимы и другие, возможно, нетрадиционные меры по привлечению частного капитала к финансированию научной деятельности, вплоть до введения специального налога, например, на доходы сырьевых компаний. Разумеется, частный капитал необходимо стимулировать к финансированию науки и образования прежде всего экономическими методами. Бизнес должен быть заинтересован как в организации собственных научных центров, так и создании разного рода благотворительных фондов для развития научно-технического прогресса и образования. Однако роль государства в возрождении отечественной науки, прежде всего фундаментальной, остается первичной [20].
В 90-е годы существенным фактором поддержки отечественной науки (а значит, предотвращения еще более масштабной эмиграции ученых из страны) была финансовая помощь иностранных благотворительных фондов. По данным исследования, проведенного Гарвардским университетом (США), около 17% всех научно-исследовательских работ в России в 90-е годы финансировались из-за рубежа. В ряде наиболее престижных научных центров доля зарубежного финансирования достигала 50%. Разумеется, эти расходы не являлись благотворительными - значительная часть полученных научно-технических результатов уходила за рубеж. Поэтому чрезвычайно важной представляется выработка цивилизованных механизмов передачи научно-технической продукции, исключающих возможность возникновения угрозы для национальной экономической и научно-технической безопасности.
Еще одним аспектом противодействия угрозам национальной безопасности (вследствие расширяющейся интеллектуальной эмиграции) должна стать продуманная политика государственного регулирования в этой области. Само собой, речь не может идти о каких-либо ограничениях в выборе места жительства и работы того или иного специалиста (за исключением случаев, связанных с сохранением государственной тайны).
Государству
необходимо выработать политику более
активного вовлечения украинских ученых
и специалистов в международное научно-техническое
сотрудничество, программы получения
научных степеней, в кооперацию с научно-исследовательскими
фондами развитых стран, в развитие международных
научно-исследовательских проектов. Главное
здесь опять-таки состоит в том, чтобы
по достоинству оценивать национальные
научные кадры у себя в стране, стимулировать
их к работе на родине, не препятствуя
в то же время активным международным
обменам и сотрудничеству.
3.4. Иммиграция и бюджет
Влияние иммиграции на бюджет оценивается как относительно небольшое и тоже носит неоднозначный и дифференцированный характер. Оно различается в долгосрочном и краткосрочном плане, на национальном и местном уровнях, в зависимости от характера миграции, от квалификации и продолжительности пребывания мигрантов в принимающей стране и отчасти от их возраста. Примером значения двух последних факторов может служить следующее обстоятельство. Обучение детей иностранцев относится к статье расходов, связанных с иммиграцией, однако при этом вряд ли учитывается то, что они через какое-то время, став гражданами страны приема и работая, платят в бюджет уже не как иммигранты.
Согласно
исследованиям, проведенным на материалах
США и Канады, средний иммигрант
получает меньше социальных выплат и
платит больше налогов и взносов,
чем средний представитель
Дж.
Симон и А. Акбари, исключив при
расчетах государственные расходы
на пенсионное обеспечение по старости
и на образование, которые обусловлены
возрастными параметрами
Если вновь прибывшие иностранцы оказывают краткосрочное негативное воздействие на бюджет, испытывая сложности в трудоустройстве или имея низкооплачиваемую работу и нуждаясь из-за этого в усиленной государственной поддержке, то по мере увеличения срока пребывания в стране и доходов мигрантов, их выплаты в бюджет растут, а получаемые ими пособия сокращаются. В среднем пособия иммигрантским семьям, главы которых проживали в Канаде 5-9 лет, были в 1990 году на 6% больше, чем семьям коренных жителей, но они были уже на 17% меньше для лиц с иммигрантским стажем более 24 лет. Таким образом, учитывая жизненный цикл спроса на социальные услуги и фискальные взносы иммигрантов, правомерно говорить, что в долгосрочном плане интегрировавшиеся мигранты выгодны принимающему обществу [24].
Информация о работе Украина в международной миграции рабочей силы