Украина в международной миграции рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить особенности международной миграции рабочей силы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач:
Описать теоретические основы миграции рабочей силы как формы международных отношений.
Проанализировать особенности международной миграции трудовых ресурсов.
Выявить направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы.
Анализ современных миграционных потоков;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ I. Теоретические основы международной трудовой миграции…….... 5
1.1. Виды трудовой миграции……………………………………..…….5
1.2. Количественные показатели миграции рабочей силы..……..…...10
1.3. Экономические мотивы миграции……………………………..….12
РАЗДЕЛ II. Анализ современных миграционных потоков..……………….…..15
2.1. Современные миграционные потоки ……………………………..15
2.2. Нормативно-правовая база для миграции кадров…………..…....23
РАЗДЕЛ III. Последствия международной миграции трудовых ресурсов……27
3.1.Социально-экономические последствия международной миграции
трудовых ресурсов ……………...………………………………….27
3.2. Последствия на рынке труда……………………………………....29
3.3. Интеллектуальная миграция и некоторые аспекты экономической
безопасности………………...……………………………….……..33
3.4. Иммиграция и бюджет……….……………………………………..37
РАЗДЕЛ IV. Украина в международной миграции рабочей силы……………..41
4.1. Последствия международной миграции рабочей силы…………..41
4.2. Современные масштабы миграционного движения населения
Украины……………………………………………………………..43
ВЫВОД……….………………………………………………………………..……47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...……….........49

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 309.00 Кб (Скачать)

Таблица 3    * К иностранному населению отнесены все жители данных стран, родившиеся за границей, в том числе натурализованные иммигранты, а к иностранной рабочей силе - экономически активная часть этих жителей. В остальных случаях учтены только лица, проживающие в данной стране, но не имеющие ее гражданства.  

      По  причине своей масштабности иммиграция - важный источник дополнительных трудовых ресурсов в большинстве развитых стран, особенно в периоды экономического подъема и дефицита местных рабочих  рук. Вместе с тем устойчивый рост иммиграции свидетельствует о том, что она стала автономным, мало зависимым от хозяйственной конъюнктуры процессом.

      Характерной особенностью современной миграции является то, что ее потоки состоят  из двух направлений, и, следовательно, одно и то же государство может быть как страной-донором, так и страной-реципиентом. Например, Великобритания и США являются одновременно и одними из главных стран-реципиентов в мире, и донорами для отдельных государств (США донор для Канады, Великобритания – для Австралии). В США начиная с конца 2000-х годов преобладает доля иммигрантов из развивающихся стран. Количество выходцев из Азии и Латинской Америки в иммиграционном потоке достигает 88%. Для таких иммигрантов характерно компактное расселение, что приводит к формированию этнического бизнеса. Так, по данным американских исследователей, 47,5% корейского населения были предпринимателями, 27,6% – работали по найму на этих же фирмах. Для иранских мигрантов эти цифры составляли 56,7 и 4,6%. Традиционными сферами развития этнического бизнеса являются строительство, торговля и сфера услуг. Как в США, так и в Канаде велико число нелегальных мигрантов, большинство из которых выходцы из Мексики. Поток иммигрантов, направляющихся в Канаду, также претерпел изменения по своему составу. Так, если в 2000 году выходцы из азиатских стран составляли 3%, то к 2005 году эта цифра возросла до 52%. Основными странами-донорами являются: Гонконг (15,3%), Филиппины (5,2%), Шри-Ланка (5,1%), Индия (5,1%) . Большинство иммигрантов из Гонконга – инвесторы или предприниматели, приезжающие на постоянное место жительства. По оценкам Canadian Imperial Bank of Commerce, ежегодно порядка 2–4 млрд. канадских долларов поступает в страну из бывших британских колоний.

      В последнее время увеличился приток в Канаду иммигрантов из Восточной Европы, особенно из Польши. По-прежнему существует экспорт трудовых сил из Великобритании, Германии, Италии и США.

      Западная  Европа также является одним из крупнейших центров международной миграции рабочей силы. Основными странами-донорами для некоторых европейских стран являются: Алжир, Марокко и Португалия для Франции; Италия и Марокко для Бельгии; Турция, Югославия, Италия, Греция и Польша для Германии; Турция и Марокко для Нидерландов; Италия, Югославия и Испания для Швейцарии; Индия для Великобритании. В последнее время на европейском рынке наблюдается жесткая конкуренция со стороны мигрантов из Турции, республик бывшей Югославии, Греции, Италии, Португалии и Испании за рабочие места низкой квалификации. Как правило, иностранные рабочие, особенно это относится к выходцам из стран Востока, используются в тех сферах и отраслях, где велика доля ручного труда, а работа считается не престижной или оплачивается по низким расценкам. Во Франции, например, половина всех иммигрантов была занята в обрабатывающей промышленности и торговле, а в Германии три пятых иностранных рабочих трудились в обрабатывающей промышленности. Эти цифры говорят об ориентации отдельных отраслей на иностранную рабочую силу.

      География поселения иммигрантов традиционно характеризовалась их сосредоточением в крупных городах и приграничных округах. Так, в США в 2000 году 70% иностранного населения проживали в шести штатах: Калифорнии (31%), Нью-Йорке, Флориде, Техасе, Нью-Джерси и Иллинойсе. Территориальная концентрация пришлого населения, с одной стороны, обусловливает повышенную социальную нагрузку на местные бюджеты, а с другой - создает плацдарм для развития этнической экономики и обновления городской инфраструктуры в районах его проживания. В последние годы по мере перенасыщения подобных районов иммигрантами и их неспособности абсорбировать вновь прибывающие контингенты усиливается тенденция к перемещению иммигрантов в регионы с более привлекательными условиями труда. В США, например, с 90-х годов все больше мигрантов устремляются в другие, менее населенные иностранцами штаты, - такие, как Орегон, Аризона, Айова, Арканзас, Джорджия [36].

      Хотя  уровень образования и профессиональной квалификации иммигрантов, как и  коренного населения, имеет очевидную  тенденцию к повышению, он обычно в целом более низок, чем у  местных жителей, а профессионально-квалификационный состав пришлых жителей более  поляризован. Вместе с тем в Канаде и новых странах иммиграции, в Южной и Центральной Европе, наблюдаются обратные тенденции. В Канаде в 2000-2001 годах почти 23% иммигрантов 25-44 лет имели высшее образование против 17% местных жителей той же возрастной группы, а диплома об окончании средней школы не имели соответственно 22% и 23% [38]. Такая степень дифференциации отчасти отражает поляризованность современного спроса на иностранную рабочую силу: с одной стороны - на высококвалифицированных специалистов, с другой - на низкоквалифицированных временных, в том числе сезонных, работников.

      В развитых странах находится около 1,5 млн. высококвалифицированных выходцев из развивающихся государств. В Австралии, Канаде и Новой Зеландии, согласно так называемой рейтинговой системе приема, рекрутируются и принимаются на постоянное жительство только высококвалифицированные и экономически востребованные иммигранты, набравшие нужное количество баллов. Во Франции и Великобритании для высококвалифицированных специалистов введена ускоренная процедура выдачи разрешений на работу. А в США до недавнего времени важным каналом привлечения зарубежных интеллектов было обучение иностранцев, примерно 2/3 которых после его окончания там и оставались. Так, в 2006 году 62% присужденных ученых степеней в инженерных науках пришлось на иностранцев (в основном азиатов); высок их удельный вес был также в математике, компьютерных науках, физике.

      Одновременно  осуществляются программы привлечения  временных, в том числе сезонных, неквалифицированных работников-иммигрантов в строительство, сельское хозяйство, индустрию туризма (например, в США и Канаде). Вместе с тем, высокая доля малообразованных среди пришлых жителей нередко оценивается, с точки зрения спроса, как чрезмерная. Она является следствием значительности гуманитарных и нелегальных потоков иммиграции и одним из ее факторов, пагубно влияющих на занятость, заработки местного населения и увеличивающих нагрузку на социальную инфраструктуру и бюджет государства и т.п. [3].

      В Европе в последние годы наметился некоторый сдвиг в традиционной структуре занятости иммигрантов. Увеличивается процент иностранцев, работающих в сфере услуг. Наблюдается снижение занятости в сталелитейной промышленности, металлообработке, автомобилестроении.

      Присутствие большого числа нелегальных мигрантов является серьезной проблемой для европейских стран. В начале 2000-х, по оценкам экспертов, в Европейском сообществе находилось более 3 млн. "нелегалов", в основном это выходцы из Северной Африки и Азии.

      Численность мигрантов в Греции, Ирландии, Испании, Италии и Португалии за 1990-2005 годы увеличилась на 6,4 миллиона человек и достигла 9,6 миллиона человек. В 2001 году в Греции находилось 413 тысяч иностранцев, прибывших на работу, из которых 41% составляли женщины. В Ирландии число ежегодно выдаваемых или продлеваемых разрешений на работу увеличилось с 1999 года по 2003 год с 6,3 до 47,6 тысячи, а в Италии - с 21,4 до 139,1 тысячи. В Португалии численность работающих иностранцев увеличилась почти в три раза - с 92 до 286 тысяч человек. В Испании заметно ускорились темпы прироста трудовой миграции: численность мигрантов, ежегодно въезжающих в страну, возросла с 1999 года по 2002 год более чем в четыре раза и достигла 443 тысяч человек, а контингент мигрантов - с 0,8 миллиона в 1990 году до 4,8 миллиона человек в 2005 году, причем прирост по сравнению с 2000 годом составил 3,2 миллиона человек. (рис. 2.1)

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.1 Число временных трудовых мигрантов, въезжавших в некоторые развитые страны в 1992 и 2000-2003 годы, тыс. человек

      Примерно  половина всех международных  мигрантов - женщины. Как и мужчины, они мигрируют в поисках лучших средств к существованию. Для многих женщин миграция является средством расширения их прав и возможностей. Предпринимательский потенциал женщин-мигрантов заслуживает поддержки, и необходимо признать вклад женщин-мигрантов в развитие и стран выезда, и стран назначения [1].

      Вместе  с тем миграция сопряжена и  с рисками, которые для женщин зачастую бывают более существенным, чем для мужчин, особенно когда женщинам приходится соглашаться на нежелательную низкооплачиваемую работу. Поэтому важно принять такие меры, которые учитывали бы конкретные обстоятельства и опыт женщин-мигрантов и ослабляли бы их подверженность эксплуатации и злоупотреблениям. Женщины и девочки, которые являются жертвами торговли людьми, имеют право на особую защиту.

      Удельный  вес женщин в общей численности  международных мигрантов постепенно возрастает: если в 1960 году он составлял 47%, то к 2005 году возрос до 50%. Численность  женщин-мигрантов растет быстрее в более развитых регионах мира, в которых она превышает численность мигрантов-мужчин уже с 1990 года. В развивающихся странах женщины составляют около 46% международных мигрантов, и эта доля остается довольно стабильной начиная с 1960 года [35].

      На  региональном уровне, число женщин-мигрантов  превышает число мигрантов-мужчин в Европе, особенно Западной и Северной, а также в Океании. Примерное  равенство полов по численности  отмечается среди иммигрантов Северной и Латинской Америки. (рис. 2.2) 
 
 
 
 
 
 
 

      

      Рис. 2.2

      Доля  женщин среди международных  мигрантов в основных регионах мира, 1990 и 2005 годы, %  

      Женщины-мигранты малочисленны в Азии, в частности  в государствах - членах Совета сотрудничества стран Персидского залива, где  они составляют лишь 29% от общего числа мигрантов. Когда мигранты представлены в основном работающими по контракту, доля женщин среди них, как правило, низка.

      В то же время среди мигрантов, выезжающих за границу в поисках работы из ряда стран Юго-Восточной Азии, женщины  преобладают. Так, среди трудовых мигрантов из Индонезии женщины составляли в 1995-1999 годах 69%, в 2000-2003 годах - 79,2%, а среди трудовых мигрантов из Шри-Ланки - соответственно, 70,4 и 66,1%. Повышение уровня образования женщин в Сингапуре привело к повышению их экономической активности и занятости и необходимости привлечения наемных работников ведению домашнего хозяйства и уходу за детьми и престарелыми. Эти функции на себя все чаще брали женщины из Филиппин.

2.2. Нормативно-правовая база для миграции кадров

      В большинстве принимающих стран нормативно- правовая база для иммиграции представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие: 
Профессиональная квалификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо пере подтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику поданной специальности в стране - экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребоваться также и рекомендательные письма.

Ограничения личного характера. Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

Информация о работе Украина в международной миграции рабочей силы