Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:28, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить особенности международной миграции рабочей силы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач:
Описать теоретические основы миграции рабочей силы как формы международных отношений.
Проанализировать особенности международной миграции трудовых ресурсов.
Выявить направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы.
Анализ современных миграционных потоков;
ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ I. Теоретические основы международной трудовой миграции…….... 5
1.1. Виды трудовой миграции……………………………………..…….5
1.2. Количественные показатели миграции рабочей силы..……..…...10
1.3. Экономические мотивы миграции……………………………..….12
РАЗДЕЛ II. Анализ современных миграционных потоков..……………….…..15
2.1. Современные миграционные потоки ……………………………..15
2.2. Нормативно-правовая база для миграции кадров…………..…....23
РАЗДЕЛ III. Последствия международной миграции трудовых ресурсов……27
3.1.Социально-экономические последствия международной миграции
трудовых ресурсов ……………...………………………………….27
3.2. Последствия на рынке труда……………………………………....29
3.3. Интеллектуальная миграция и некоторые аспекты экономической
безопасности………………...……………………………….……..33
3.4. Иммиграция и бюджет……….……………………………………..37
РАЗДЕЛ IV. Украина в международной миграции рабочей силы……………..41
4.1. Последствия международной миграции рабочей силы…………..41
4.2. Современные масштабы миграционного движения населения
Украины……………………………………………………………..43
ВЫВОД……….………………………………………………………………..……47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...……….........49
• Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих им мигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в, рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы.
• Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем хозяйстве.
• Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в ней, требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну.
• Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона.
• Запреты.
Явные и скрытые запреты нанимать иностранную
рабочую силу обычно содержатся в законах
о профессиях, которыми иностранцам заниматься
запрещено. Явные запреты прямо перечисляют
отрасли или специальности, в которых
работать иностранцам нельзя. Скрытые
запреты, напротив, устанавливают перечень
отраслей или специальностей, в которых
могут работать только граждане данной
страны, перекрывая тем самым доступ к
ним иностранцев. Обычно для любых передвижений
иммигранта, изменения специальности,
смены места работы требуется получать
дополнительное разрешение иммиграционных
властей, которые могут и отказать в его
выдаче. Разумеется, запрещена нелегальная
иммиграция, которая в большинстве стран
пресекается полицейскими методами, которые,
правда, далеко не всегда эффективны.
• Программы стимулирования
реэмиграции. Они включают широкий круг
мероприятий, начиная от мер по принудительной
репатриации незаконных иммигрантов до
оказания материальной помощи иммигрантам,
желающим вернуться на родину. В западноевропейских
странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались
программы материального поощрения реэмиграции,
предусматривающие выплаты выходных пособий
при добровольном увольнении иммигрантов
и их отъезде на родину.
• Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двусторонних отношениях ФРГ и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции [23].
РАЗДЕЛ III. ПОСЛЕДСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
3.1. Социально-экономические
последствия международной
миграции трудовых ресурсов
По мере развития глобализации международной экономики в мировом хозяйстве постоянно растут и масштабы миграции рабочей силы.
В
экономическом плане
Следует особо подчеркнуть, что официальные цифры иммиграции из Украины в США мало что говорят о реальных масштабах "утечки умов". Так, по официальным данным Службы иммиграции и натурализации США, в 2000 г. в страну на постоянное место жительство въехали 1,5 тыс. специалистов с высшим образованием. Реальная же цифра, если иметь в виду работу по контракту, выше на порядок.
Другой
яркий пример преимущественно позитивного
влияния иммиграции на экономику
страны - Израиль, проводящий целенаправленную
политику привлечения в страну евреев
со всего мира. Во многом благодаря
иммиграции научных и
Каковы для стран-доноров последствия эмиграции вообще и интеллектуальной в частности? Позитивным моментом являются финансовые переводы (трансферты) работников-мигрантов своим семьям, а также определенные платежи в бюджеты своих стран. По имеющимся данным, в ряде случаев такие перечисления достигают весьма заметных величин. Так, масштабы переводимых доходов составили в начале ХХI века для Пакистана - более 3% ВВП, Бангладеш - 4%, Ямайки - свыше 5%, Шри-Ланки - 6,2%. По мнению экспертов, перевод, например, в Египет доходов эмигрантов в размере 2,8 млрд. долл. стимулировал создание дополнительного ВВП на сумму 6,8 млрд. долл., что составило 16% ВВП страны.
В 2006 году официальные денежные переводы в развивающиеся страны составляли около 200 млрд. долл. США, что значительно превышает объемы международной технической помощи этим странам, объемы портфельных инвестиций и почти равно объемам привлеченного капитала в форме прямых инвестиций. В течение 1970—2005 годов объемы поступления денежных переводов в мире (преимущественно из развитых государств в развивающиеся страны) возросли в 13 раз, тогда как количество мигрантов — только в 2,3 раза.
Таким
образом, трансферты денежных переводов
по сути формируют отдельную
3.2. Последствия на рынке труда
Воздействие
иммиграции на условия труда и
занятости местного населения уже
многие десятилетия находится под
пристальным вниманием в
Однако
многочисленные западные исследования
свидетельствуют, что влияние иммиграции
в целом на рынок труда статистически
не значимо, а нередко и позитивно. Вместе
с тем рассматриваемый эффект иммиграции
имеет дифференцированные проявления,
разнящиеся во времени и пространстве
(по регионам), среди различных этнических
и социопрофессиональных групп местного
населения и во многом зависящие от структурных
параметров иммиграции. Весьма показательны
результаты исследования, проведенного
в начале 2000-х годов в США Е. Соренсен [26].
Оно подтвердило малозначительность и
в то же время неоднозначность реакции
занятости и заработков основных этнических
групп коренного населения на увеличение
численности иммигрантов различных категорий.
( таблица 4)
|
Влияние
10%-ного роста численности иммигрантов
в США на количество недель, отработанных
коренным населением мужского пола, и
его заработки
Таблица
4
Такой
характер эффекта иммиграции связан
с тем, что в одних случаях
экономические мигранты, в силу своей
профессии и квалификации, непосредственно
конкурируют с местным
Если
сферы занятости
Эта дифференциация закрепляется особой ролью, которую играют в занятости иммигрантов, особенно малоквалифицированных, их сети социальных связей и неформальные системы рекрутмента (набора кадров) и профессионального обучения. Концентрация мигрантов в отраслях, требованиям которых соответствует их квалификация и профессиональный опыт, объясняется во многом тем, что их трудоустройство осуществляется благодаря родственникам и знакомым. Подобный порядок найма имеет преимущества и для предпринимателей, не только снижая их расходы по рекрутменту, но и облегчая профессиональную подготовку: рекомендующий берет на себя ответственность за введение новичка в курс дела и обучение его элементарным операциям.
Самостоятельно занятые мигранты также нередко концентрируются в определенных сферах деятельности, как, например, в Нью-Йорке корейские владельцы бакалейных лавок или пакистанские и индийские владельцы газетных киосков. А мигранты, работающие в подобных нишах по найму, приобретают не только необходимую квалификацию, но и деловую информацию и финансовую поддержку, позволяющую им самим в дальнейшем открыть свое дело. Помимо указанных ниш, специфические возможности самозанятости иммигрантов формируются также в анклавах соответствующих этнических групп. В Лос-Анджелесе в 2001-2002 годах 48% корейского населения были самостоятельно занятыми или предпринимателями, 28% работали по найму на фирмах последних и только 25% трудились за пределами этнической экономики.
Информация о работе Украина в международной миграции рабочей силы