Украина в международной миграции рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить особенности международной миграции рабочей силы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач:
Описать теоретические основы миграции рабочей силы как формы международных отношений.
Проанализировать особенности международной миграции трудовых ресурсов.
Выявить направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы.
Анализ современных миграционных потоков;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ I. Теоретические основы международной трудовой миграции…….... 5
1.1. Виды трудовой миграции……………………………………..…….5
1.2. Количественные показатели миграции рабочей силы..……..…...10
1.3. Экономические мотивы миграции……………………………..….12
РАЗДЕЛ II. Анализ современных миграционных потоков..……………….…..15
2.1. Современные миграционные потоки ……………………………..15
2.2. Нормативно-правовая база для миграции кадров…………..…....23
РАЗДЕЛ III. Последствия международной миграции трудовых ресурсов……27
3.1.Социально-экономические последствия международной миграции
трудовых ресурсов ……………...………………………………….27
3.2. Последствия на рынке труда……………………………………....29
3.3. Интеллектуальная миграция и некоторые аспекты экономической
безопасности………………...……………………………….……..33
3.4. Иммиграция и бюджет……….……………………………………..37
РАЗДЕЛ IV. Украина в международной миграции рабочей силы……………..41
4.1. Последствия международной миграции рабочей силы…………..41
4.2. Современные масштабы миграционного движения населения
Украины……………………………………………………………..43
ВЫВОД……….………………………………………………………………..……47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...……….........49

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 309.00 Кб (Скачать)

      Поскольку высококвалифицированные мигранты быстрее, чем малоквалифицированные, находят занятость в качестве наемных специалистов или самостоятельных работников и вносят в казну больше, чем получают из нее, на состояние бюджета благотворно действует повышение доли высокообразованных и, соответственно, снижение доли малообразованных мигрантов в их общей массе. Возьмем пример Канады. Если принять уровень пособия средней семье коренных жителей в 2000 году за 100, то пособие домохозяйствам коренных канадцев, главы которых имели университетское образование, равнялось 55, а пособие подобному иммигрантскому домохозяйству, глава которого пробыл в стране 5-9 лет, - 87. Однако этот показатель для данного типа семей падал с возрастанием иммигрантского стажа их глав. При пребывании последних в стране более 24 лет он опускался до 44. Аналогичную зависимость обнаруживают и уровни пособий иммигрантским семьям, главы которых не имели восьмилетнего образования.

      Хотя  иммиграция приносит немалые доходы принимающей стране, с ее помощью  невозможно, как следует из исследований К. Стореслеттен, решить будущие бюджетные проблемы, связанные со старением населения; мигранты, независимо от возраста, определенно не способны восполнить соответствующие потери казны. Селективная иммиграционная политика может использоваться здесь лишь как дополнительный экономический инструмент [28].

      В местах сосредоточения пришлого населения  государственная сфера социальных услуг и выплат оказывается под  его сильным прессингом. На местные  бюджеты ложится дополнительная нагрузка, вызванная необходимостью школьного обучения, медицинского обслуживания и социального обеспечения малоимущих семей иммигрантов, но никак или мало компенсируемая ими. В США особый урон от этого терпят штаты, в которые направляются наиболее интенсивные потоки нелегальной иммиграции. Проживающие, например, в Калифорнии иностранцы обходятся каждой семье коренных налогоплательщиков в 1 тысячу долларов в год.

      Итак, общее влияние иммиграции на бюджет можно оценить как позитивное. Вместе с тем нельзя не отметить, что в сфере социальной инфраструктуры существуют проблемные узлы, порождаемые повышенной нагрузкой на бюджет вновь прибывающих поселенцев и беженцев, неполных многодетных семей и территориально сконцентрированных общин мигрантов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ  IV.  УКРАИНА В МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

4.1. Последствия международной миграции рабочей силы

      Миграция  оказывает большое влияние, как  на экономику стран-экспортеров, так  и стран-импортеров рабочей силы. Мир в целом также не остается безучастным к международному перемещению  трудовых ресурсов. Рассмотрим подробнее последствия этого процесса для всех заинтересованных сторон, которые могут носить как положительный так и отрицательный характер.

1. Отталкивающая  сторона:

      Теряет (обычно лучшую) часть своей рабочей  силы, так как в своем большинстве, страну покидают наиболее квалифицированные работники. Особенно страдают развивающиеся страны, поскольку теряют крайне необходимые для развития лучшие кадры, на подготовку которых ранее были затрачены определенные средства.

      В результате постоянно осуществляющейся эмиграции получается так называемый "эффект веры" в развитие экономики страны, что в конечном итоге приводит к снижению уровня инвестиций в экономику данной страны.

      Вследствие "утечки умов" за пределы национальных границ усиливаются и без того мощные позиции конкурентов в международной торговле.

      Недополучает  определенную часть национального  дохода и налоговых поступлений  в госбюджет.

      Получает  снижение давления имеющихся у нее  избыточных трудовых ресурсов и в  конечном итоге уменьшение социального напряжения в стране.

      Пополняет доходную часть платежного баланса  за счет денежных переводов работающих за границей собственных граждан.

      Получает  значительные выгоды за счет привоза  эмигрантами различного рода материальных ценностей - денежных средств, автомобилей, товаров длительного пользования и др.

      Имеет, в конечном итоге, более квалифицированную  рабочую силу, вернувшуюся на родину и использующую накопленные знания, опыт, денежные и материальные средства для развития экономики собственной  страны.

2. Принимающая  сторона:

      Получает  дополнительную конкуренцию на рынке  труда, ведущую к росту безработицы.

      Получает  элементы социальной напряженности  в обществе в виде конфликтов на национальной, религиозной почве, а  также рост преступности и пр.

      За  счет привлечения дополнительной рабочей силы в конечном итоге стимулируется рост производительности труда и эффективности производства в стране.

      Получает  экономию на затратах на образование  и профессиональную подготовку.

      Получает  возможность экономии за счет сокращения покупки лицензий, патентов, ноу-хау за границей и соответственно за счет продажи их на мировом рынке.

      Повышает  конкурентоспособность своих товаров  вследствие уменьшения издержек производства и вследствие низкой цены иностранной  рабочей силы.

      Стимулирует собственное производство и увеличивает занятость за счет дополнительного спроса на товары и услуги въехавшей рабочей силы.

      Выигрывает  вследствие ухода от реализации различного рода социальных программ для иностранных  рабочих.

      Улучшает  демографическую ситуацию в своей стране, замедляет общий темп старения населения.

      Обобщая последствия международной миграции рабочей силы, для стран отталкивающих  и притягивающих ее, следует отметить, что международная миграция - процесс неоднозначный [26,с.40]. Она, конечно же, не определяется одним лишь количеством положительных и отрицательных аспектов. Безусловно, фундаментальной является качественная сторона процесса, позволяющая каждому гражданину в большей или меньшей степени реализовать права человека, свободно жить и трудиться в той стране, где он может внести больший вклад в мировое производство и собственное благосостояние.

      Неоднозначны  последствия международной миграции и для самих мигрантов. Кроме  возможных выгод от получения  работы, лучших условий труда и его оплаты, мигранты несут и определенные потери, связанные с проблемами:

  1. переезда и устройства на новом месте;
  2. найма на работу;
  3. оплаты труда;
  4. продолжительности и режима рабочего дня;
  5. получения образования и повышение квалификации;
    1. получение пенсий, пособий и других форм социального обеспечения;
  1. адаптации к новой культуре, языку, климату и пр.;
  2. медицинского страхования и обслуживания и др.

      Несмотря  на эти имеющиеся в некоторых  странах проблемы для иностранной  рабочей силы, выгоды все-таки являются категорией определяющей, а экономический аспект является превалирующим. Количество мигрантов, таким образом, продолжает увеличиваться как необходимость поиска лучших условий жизни.

4.2. Современные масштабы миграционного  движения населения Украины

      Миграционные  процессы не оставили в стороне и Украину, которая под влиянием углубляющейся депопуляции и расширяющейся эмиграции теряет часть своего населения. Если в 1997 году население Украины достигало 52244,1 тыс. чел, то в 1998 году его численность снижается до 52114,4 тыс. чел., а в 2001 году - до 51320 тыс. чел. Таким образом, потери населения в Украине составляют примерно 1 млн. человек [17,с.60]. А уже на 1 января 2002 года численность населения Украины составила 50,9 млн. человек, уменьшившись еще более.

      Миграционный обмен Украины характеризуется отношениями с ближним и дальним зарубежьем. Ближнее зарубежье - в основном Россия и Беларусь, являются странами миграционного выбора. Отрицательное сальдо миграции в обмене населением с Беларусью увеличивается год из года, а отток кадров Украины в Россию зафиксирован впервые с 1994 года. В Беларусь в большей массе уезжают белорусы и русские, а в Россию - русские, украинцы и крымские татары. В небольшой массе отмечено движение жителей коренных национальностей на родину - в Казахстан, Молдову, Латвию, Литву, Эстонию и другие республики. Согласно статистике из общего числа эмигрантов 78,5 % выехали в страны СНГ и Балтии, из которых 88,6 % - в Россию. За границы Украины на постоянное место проживание в 2000 году переехали 165,8 тыс. граждан Украины. Из них 61,8 % - трудоспособного возраста; 20 % - младше трудоспособного; 18,2 % - старше трудоспособного. Из общего числа лиц годами старше 15 лет имели среднее образование 37,3 %, средне специальное -28,3%, высшее - 20,1% (из них имели звание доктора наук -56 человек, кандидата наук- 172 человека) [36]. (рис. 4.1) 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 4.1  График распределение граждан Украины, работавших за рубежом, по видам деятельности, % 
 

     В Украину из Таджикистана, Грузии, Азербайджана, Армении наблюдается движения населения, как коренных, так и некоренных национальностей. Кроме того, продолжается возвращение в Крым крымских татар, депортированных в 1944 году, среди которых категории переселенцев как обычные, так и вынужденные.

      В миграционном обмене с дальним зарубежьем Украина также теряет собственное  население. Притягивающими странами здесь выступают США, Израиль, Германия, Канада, Австралия, Польша, Венгрия, Словакия, и пр. Среди эмигрантов преобладают евреи, русские, украинцы, немцы, греки, армяне. Например, среди выехавших в 1994 году в Израиль 63,9% - евреи, 16,4% - русские, 16,2% -украинцы; доля евреев, уехавших в США, составила - 53,5 %, украинцев - 27,6%, русских - 14,6%, армян - 5,5%. Наиболее ощутимые миграционные потери населения Украины по прогнозам специалистов ожидаются на рубеже ХХ-ХХI веков и оцениваются в пределах 195 тыс. человек. После чего модуль величины сальдо миграции населения Украины будет постепенно уменьшаться [36]. 

      Главные причины массовой эмиграции следующие:

  • огромная разница как в условиях жизни, так и в уровне заработной  

              платы в Украине и других странах (прежде всего в странах Запада);

  • экономическая нестабильность;
  • отсутствие безопасности граждан;
  • ухудшение экологической ситуации;
  • отсутствие перспектив профессионального роста;
  • обострение языковой проблемы.

      Дальнее зарубежье в меньшей мере является поставщиком рабочей силы для  Украины. В большей части это  беженцы. По состоянию на 1 января 2003 года статус беженца на Украине имеют: из стран Европы - 16 человек (в том числе из Боснии и Герцеговины - 10 человек), из стран Азии - 1079 человек (в том числе из Афганистана 999 человек), из стран Африки - 15 человек, лица без гражданства - 51 человек. На сегодняшний день, согласно данных государственной отчетности в Украине работает до 2 тыс. иностранцев (на начало 90-х годов - 20,3 тыс. человек).

      Увеличение  миграционных потоков требует регулирования  миграционных процессов. С этой целью  на Украине были приняты:

  1. Закон "О гражданстве Украины" (от 08.10.1991 г.);
  2. Закон "О беженцах" (от 24.11.1993 г.);
  3. Закон "О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан

             Украины" (от 21.01.1994 г.);

  1. Закон "О правовом статусе иностранцев" (от 04.02.1994 г.).

      Появились в Украине и организации, непосредственно  регулирующие процесс трудоустройства за рубежом. Это, прежде всего информационно-консалтинговые фирмы и имплоймент-агентства. 
 
 
 

Информация о работе Украина в международной миграции рабочей силы