Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:15, дипломная работа
Хозяйственная деятельность любого предприятия неосуществима без проведения денежных расчетов. Расчеты, как правило, проводятся через расчетный счет предприятия или через его кассу. Каждая хозяйственная операция вызывает либо поступление, либо расходование денежных средств. От полноты и своевременности обеспечения процессов снабжения, производства и сбыта продукции денежными ресурсами зависят результаты основной деятельности предприятия, степень его финансовой устойчивости и платежеспособности, конкурентные преимущества, необходимые для текущего и перспективного развития.
Актуальность темы данной дипл
Введение……………………………………………………………………….…… 3
Глава 1. Теоретические основы учета и анализа денежных средств 6
1.1 Сущность и содержание учета денежных средств 6
1.2 Методика анализа движения денежных средств 11
1.3 Совершенствование методов учета денежных средств в рыночных условиях 37
Глава 2. Учет денежных средств на предприятии ООО «ПОШК» 41
2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «ПОШК» 41
2.2 Учет кассовых операций и денежных средств на расчетном счете 54
2.3 Инвентаризация и отражение ее результатов в учете организации 63
Глава 3. Анализ денежных средств в ООО «ПОШК» 65
3.1 Анализ состава и структуры денежных средств 65
3.2. Анализ движения денежных потоков 68
3.3 Резервы повышения эффективности использования денежных средств 73
Заключение 80
Список литературы 82
Приложения 86
Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного покупателя, то указанные лица обязаны представить исполняющему банку: паспорт или другой, заменяющий его документ; образец своей подписи; командировочное удостоверение или доверенность, выданные организацией, открывшей аккредитив, а проверяется наличие акцептной надписи и соответствие подписи уполномоченного представленному им образцу.
Не принимаются к оплате реестры счетов без указания в них даты отгрузки, номеров товарно-транспортных документов, почтовых квитанций при отправке товара, номеров или дат приемно-сдаточных документов и видов транспорта, которым отправлен груз при приеме товара представителем покупателя на месте у поставщика. Реестр счетов представляется поставщиком банку в трех экземплярах, из которых первый экземпляр используется в качестве мемориального ордера, третий выдается поставщику в качестве расписки в приеме реестра счетов, а второй - с приложением товарно-транспортных документов и отметкой банка отсылается банку-эмитенту для вручения плательщику и одновременно отражения по счету «Аккредитивы к оплате». Выплата аккредитивов наличными деньгами не допускается. [27, стр. 125]
Банки не несут ответственности за последствия задержки или утери в пути каких-либо документов.
Закрытие аккредитива в банке поставщика производится:
-по истечении срока аккредитива;
-по заявлению поставщика
об отказе от дальнейшего
-по заявлению покупателя
об отзыве аккредитива
Расчеты чеками [27, стр. 128]
Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Отзыв чека до истечении срока для его предъявления не допускается. Это является одним из отличии чека от аккредитива.
Чек должен содержать:
- наименование «чек», включенное в текст документа;
- поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;
- наименование плательщика и указание счета, с которого должен произведен платеж;
- указание валюты платежа;
- указание даты и места составления чека;
- подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя.
Отсутствие в документе
какого-либо из указанных реквизитов
лишает его силы чека. Чек, не содержащий
указание места его составления,
рассматривается как
Расчеты требованиями-поручениями
Платежное требование представляет
собой требование поставщика к покупателю
оплатить на основании направленных
в обслуживающий банк плательщика
расчетных и отгрузочных
Платежные требования выписываются
поставщиком на установленном бланке
и вместе с документами направляются
в трех экземплярах в банк покупателя,
который передает платежное требование
плательщику, а отгрузочные документы
оставляет в картотеке к счету
Платежное требование принимается при наличии средств на счете плательщика. Об отгрузке полностью или частично оплатить платежное требование плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение трех дней. [25, стр. 356]
Учет операций по расчетному счету. Учет операций по расчетному счету ведется на активном счете 51 «Расчетный счет».
Дебет счета 51 «Расчетный счет» отражает остаток денежных средств на начало месяца и поступление средств в течение месяца, а по кредиту - расходование денежных средств с расчетного счета.
Для учета операций со счетом 51 «Расчетный счет» предназначен журнал-ордер 02 «Расчетный счет», отражающий обороты по кредиту счета 51 за месяц. Для более точного контроля операций по расчетному счету ведутся также и записи по дебету счета 51 – ведомость №2. Все записи в журнале-ордере 02 ведутся на основании выписок с расчетного счета, которые предприятие периодически получает из банка. [25, стр. 357]
Поступление денежных средств на расчетный счет отражается следующими проводками:
1. Получено на расчетный счет из кассы организации:
Дебет 51 «Расчетный счет»
Кредит 50 «Касса»;
2. Поступили платежи от покупателей продукции, товаров, услуг, имущества организации, в том числе авансы под поставку товара:
Дебет 51 «Расчетный счет»
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
3. Получены краткосрочные кредиты и займы:
Дебет 51 «Расчетный счет»
Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
4. Получены долгосрочные кредиты и займы:
Дебет 51 «Расчетный счет»
Кредит 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
5. Получены суммы вкладов в уставный капитал:
Дебет 51 «Расчетный счет»
Кредит 75 «Расчеты учредителями»;
6. Получена разная дебиторская задолженность, выручка за проданное имущество организации от покупателей имущества, оказанные услуги и выполненные работы от покупателей:
Дебет 51 «Расчетный счет»
Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
7. Сумма, поступившая на расчетный счет излишне перечисленных налогов и сборов в бюджет:
Дебет 51 «Расчетный счет»
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
8. Сумма возврата излишне перечисленных отчислений и возмещения фондами:
Дебет 51 «Расчетный счет»
Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
9. Поступили денежные средства в счет причитающейся прибыли по договору доверительного управления имуществом:
Дебет 51 «Расчетный счет»
Кредит 79 «Внутрихозяйственные расчеты»;
10. Отражены доходы, поступившие в счет будущих периодов:
Дебет 51 «Расчетный счет»
Кредит 98 «Доходы будущих периодов».
Выбытие денежных средств с расчетного счета отражается следующими бухгалтерскими проводками:
1. Получены наличные деньги в кассу:
Дебет 50 «Касса»
Кредит 51 «Расчетный счет»;
2. Перечислены наличные деньги с расчетного счета на валютный счет:
Дебет 52 «Валютный счет»
Кредит 51 «Расчетный счет»;
3. Оплата счетов и векселей поставщикам, перечисление аванса:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
Кредит 51 «Расчетный счет»;
4. Перечисление ЕСН в Федеральный бюджет и в социальные фонды:
Дебет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
Кредит 51 «Расчетный счет»;
5. Перечисление налогов и сборов бюджет (по видам налогов и сборов):
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кредит 51 «Расчетный счет»;
6. На сумму заработной платы, перечисленной работникам:
Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит 51 «Расчетный счет»;
7. На сумму денежных средств, перечисленных учредителям организациям:
Дебет 75/1 «Расчеты с учредителями»
Кредит 51«Расчетный счет»;
8. Перечислено разным кредиторам:
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит 51 «Расчетный счет».
В хозяйстве управление денежными средствами (потоками) включает:
учет движения денежных средств;
анализ потоков денежных средств;
составление бюджета денежных средств
и охватывает основные аспекты управления деятельности предприятия, что отражено на схеме (рис.1).
Рис. 1 Схема управления денежными средствами предприятия
Управление денежным потоком особенно важно для предприятия с точки зрения необходимости:
планирования временных параметров капитальных затрат;
управления оборотным капиталом (оценки краткосрочных потребностей в наличных средствах и управления запасами);
управления затратами
и их оптимизации с точки зрения
более рационального
управления капитальными
потребностями (финансирование за счет
собственных средств или
управления экономическим ростом.
Проблемы в управлении денежными средствами состоят в следующем:
менеджеры не имеют полной оперативной информации об источниках денежных поступлений, о суммах и сроках предстоящих платежей;
финансовые потоки разрознены и несогласованны по времени;
есть случаи утери платежных документов; кассовый план создается из обрывков информации;
решение о распределении денежных средств принимается при мощном давлении со стороны различных служб;
запросы на финансирование часто не соответствуют реальным потребностям;
решения о привлечении кредитов принимаются без должной оценки их необходимой величины и сроков погашения.
Чтобы избежать указанных недостатков, следует внедрить в практику работы бухгалтерии метод бюджетирования, предполагающий составление кассовых бюджетов.
Цель бюджетирования денежных средств состоит в расчете необходимого их объема и определении моментов времени, когда у компании ожидается недостаток или избыток денежных средств для того, чтобы избежать кризисных явлений и рационально использовать денежные средства предприятия.
Кассовый бюджет – это подробная смета ожидаемых поступлений и выплат денежных средств за определенный период, включающая как конкретные статьи поступлений и выплат, так и их временные параметры.
Кассовый бюджет является составной частью Основного бюджета предприятия и использует данные бюджетов продаж, закупок, затрат на оплату труда и др.
Для более точного
расчета объема денежных средств
руководству предприятия
В то же время бюджет денежных средств, как и все прочие бюджеты, во многом зависит от субъективных оценок и прогнозов (например, прогноза продаж, оценки периодов погашения дебиторской задолженности и т.п.), следовательно, общая ошибка расчетов (возможные отклонения) ведет к значительному искажению конечных результатов и может послужить основой для принятия неправильного управленческого решения. Разработка бюджета денежных средств, как и других бюджетов, является результатом тесного сотрудничества всех служб предприятия и должна быть регулярной, поскольку разовые бюджеты на основе единичных оценок могут приводить к большим отклонениям и неправильным управленческим решениям. Регулярность разработки бюджета позволит руководителю определить, какие факторы оказывают самое большое воздействие на величину денежного потока, и направить основные усилия на более точную оценку этих факторов.
Таким образом, кассовый бюджет позволяет:
Своевременно определять потребность в объеме и сроках привлечения заемных средств.
Принимать управленческие решения о более рациональном использовании ресурсов.
Получить целостное представление о совокупной потребности в денежных средствах.
Анализировать значительные отклонения по статьям бюджета и оценивать их влияние на финансовые показатели предприятия.
Основная цель составления бюджетов - определение моментов времени, в которые у хозяйства будет недостаток или избыток денежных средств для того, чтобы разумно избежать кризисных явлений или смягчить их и рационально использовать временно свободные средства.
При составлении бюджета необходимо большое количество первичной информации, которая, как правило, существует лишь в разрозненном виде в различных подразделениях предприятия. На предприятии нет единой службы, которая занималась бы сведением этой информации воедино для составления бюджетов. Эти функции распределены по разным службам, и нет возможности оперативного отслеживания и корректировок движения денежных средств. Кроме того, иногда происходит сознательное завышение показателей в разрозненных финансовых планах в надежде на то, что какому-либо подразделению предприятия выделять больше финансовых средств. Составление единого бюджета позволяет избежать подобных явлений и получить более объективную картину потребности в деньгах. Кассовый бюджет должен включать все денежные поступления и выплаты, которые удобно группировать по видам деятельности - основная, инвестиционная и финансовая. На первом этапе необходимо определить поступления и расход денежных средств по основной деятельности хозяйства, т.к. результаты планирования денежного потока по основной деятельности могут использоваться при планировании инвестиций и определении источников финансирования. Планирование денежных расходов по инвестиционной деятельности выполняется на основе инвестиционных проектов и программы развития производства, с учетом поступления денежных средств от основной деятельности или от иных источников финансирования; приток денежных средств по инвестиционной деятельности определяется ее доходами от продажи основных фондов и прочих долгосрочных вложений. Планирование денежных потоков по финансовой деятельности осуществляется в целях обеспечения источников финансирования для основной и инвестиционной деятельности предприятия.
Информация о работе Учет и анализ денежных средств организации