Транспортный комплекс региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 13:01, контрольная работа

Краткое описание

Транспортный комплекс - важнейшая составная часть производственной инфраструктуры и сферы услуг Калининградской области. Устойчивое и эффективное функционирование, динамичное развитие и сбалансированность транс¬портного комплекса являются необходимым условием высоких темпов экономического роста, обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения качества жизни населения, рациональной интеграции Калининградской области в российскую и мировую экономику. Транспортный комплекс Калининградской области объединяет в себе автомобильный, железнодорожный, морской, речной, воздушный транспорт и объекты соответствующей инфраструктуры (дороги, железнодорожные станции, порты и аэропорт, пункты пропуска через государственную границу).

Оглавление

Введение
Транспортный комплекс региона
Стратегическое региональное планирование
Задача
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ.docx

— 553.59 Кб (Скачать)

Несмотря на то, что по густоте дорог Калининградская область находится в лидерах среди субъектов РФ, существующей дорожной сети недостаточно для эффективного обслуживания внешних связей области с сопредельными государствами ЕС. Для устранения этой проблемы в рамках «Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на среднюю долгосрочную перспективу» было принято решение о строительстве 700 км современных скоростных магистралей, а также об устранении «узких мест» на уже существующих. На эти средства к настоящему времени:

1. Завершено строительство обхода  п. Чернышевское на автомобильной дороге А-229 «Калининград-Черняховск-Нестеров» до границы с Литовской Республикой, 1-я очередь, к новому многостороннему автомобильному пункту пропуска «Чернышевское» (протяженностью 3,26 км), а также участка трассы от МАПП до границы с Литовской Республикой (протяженностью 0,376 км).

2. Продолжено строительство обхода  г. Советска с мостовым переходом через р. Неман на автомобильной дороге А-216 «Гвардейск -- Неман» до границы с Литовской Республикой (протяжённостью 11,88 км). Особо следует отметить окончание строительства кольцевого маршрута Приморской рекреационной зоны, которая соединит между собой областной центр, международный аэропорт и города -- курорты Балтийского побережья. Кроме развития дорожной системы области, для создания эффективного транспортного сообщения между Калининградской областью и странами ЕС, необходимо развитие пунктов пропуска через государственную границу. Существующие сегодня пункты пропуска работают с превышением своей проектной пропускной способности. В связи с этим необходимо не только модернизировать уже имеющиеся пункты пропуска, но и строить новые. Среди приоритетных задач в этом направлении -- развитие пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в Калининградской области: «Мамоново-2 -- Гжехотки», «Чернышевское -- Кибартай» и прилегающей к ним дорожной инфраструктуры. Сюда же можно отнести проект, находящийся на стадии согласования: речь идет о строительстве АПП «Советск», автодорожных обходов городов Советск и Панемуне (Литовская Республика), а также пограничного моста через р. Неман. Реализация намеченных идей позволит транспортному комплексу области реально включится в систему европейских автотранспортных коридоров. На сегодняшний день участки областной автомобильной трассы входят в различные панъевропейские коридоры. Областная трасса Советск -- Талпаки -- Калининград -- Мамоново входит в международный транспортный коридор 1А Хельсинки -- Таллин -- Рига -- Варшава («Виа Балтика»), с ответвлением Рига -- Калининград -- Гданьск («Виа Ганзиатика»). Областная дорога Калининград -- Черняховск -- Нестеров входит в международный транспортный коридор 9D Клайпеда -- Вильнюс -- Минск -- Киев, с ответвлением Калининград -- Каунас. Европейская транспортная система связывает все крупнейшие европейские города: от Хельсинки на севере до Стамбула на юге; от Нижнего Новгорода на востоке до Нюрнберга на западе.

[8.http://economy.gov39.r9./ http://www.kaliningrad-rda.org/ 
10. http://www.maprex.ru/pager.php?id=95]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

                                   Стратегическое планирование

Стратегический план развития региона- это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности по развитию региона. Подготовка такого документа предусматривает: 
 
 
* постановку целей развития региона; 
 
* определение путей достижения поставленных целей; 
 
* анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов; 
 
* разработку методов организации движения по избранным направлениям; 
 
* обоснование рациональных способов использования ресурсов. 
 
Стратегический план социально-экономического развития региона  это индиктивный документ, который позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать совместно. Это документ не исключительно администрации, а в большей мере всех субъектов процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников политического процесса. Это  не директива сверху, направленная от региональной администрации к предпринимателям и жителям региона, а ориентир, выработанный с участием всех агентов экономической деятельности.

Такой план предусматривает взвешенные и согласованные действия всех субъектов по решению имеющихся проблем. Он представляет собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и осуществления эффективных стратегических действий во всех сферах жизни региона. 
 
К основным характеристикам стратегического планасоциально-экономического развития региона относятся: 
 
* выделение сильных и слабых сторон региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона с ориентиром прежде всего на создание лучших условий жизни людей; 
 
* краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития; 
 
* партнерское взаимодействие всех региональных сил. 
 
Составляющей стратегического плана развития региона должен стать прилагаемый к нему план действий администрации по реализации намеченных мероприятий. Этапы разработки стратегического планасоциально-экономического развития региона включают: 
 
1) оценку достигнутого уровня и особенностей социально-экономического развития региона, предполагающую также проведение анализа региональной ресурсной базы этого развития; 
 
2) выработку концепции развития экономики региона, проработку сценариев модернизации регионального хозяйства в целях адаптации к новой системе связей и взаимозависимостей; 
 
3) выбор и обоснование направлений перспективного развития региона.

Эти направления классифицируются в зависимости от возможных, определенных на основе предварительного анализа сценариев перспективного развития, основанных на расчетах различных вариантов специализации регионального хозяйственного комплекса. Исходным пунктом разработки концепции должно стать определение целей развития региона, а также его отраслевых приоритетов («полюсов» развития региона). Основная цель развития регионавидится в решении проблемы самодостаточности региона, т.е. способности самостоятельно выполнять полный набор функций, определенный его статусом. Основной целевой установкой стратегического планаразвития региона является повышение уровня и качества жизни населения региона. Для повышения жизненного уровня населения предлагается формирование и выполнение «социального заказа». В понятие «социальный заказ» входит набор услуг, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения. 
 
Для реализации этой установки разрабатываются следующие нормативы: 
 
* достигнутые в настоящее время нормативы потребления товаров и услуг; 
 
* фактический уровень потребления в развитых странах; 
 
* рациональные нормативы. 
 
Для реализации этой установки разрабатываются следующие нормативы: 
 
* достигнутые в настоящее время нормативы потребления товаров и услуг; 
 
* фактический уровень потребления в развитых странах; 
 
* рациональные нормативы.

В этой стратегии может быть несколько вариантов: санация или полная ликвидация неэффективных производств; отсечение лишнего, т.е. свертывание тех производств, экономическая неэффективность которых обусловливает падение результатов по региону в целом; сокращение и переориентация: ликвидация части производств с направлением высвобождаемых средств в перепрофилированные и модернизированные предприятия региона. 
 
Определение «полюсов» регионального развитияявляется важнейшей задачей при разработке стратегии развития региона. Главным направлением реформирования экономики большинства регионов на современном этапе выступает постепенное движение к формированию нового общественного уклада постиндустриального типа на основе использования новых технологических способов производства в условиях многоукладной социально ориентированной экономической системы с современными характеристиками качества жизни населения и с активной ролью государственных органов в регулировании экономики. Важным принципом развития отраслей социальной сферы будет снижение давления данных отраслей на бюджет региона с одновременным увеличением финансирования данных отраслей в бюджете. 
 
Реализация этого положения означает: 
 
* расширение возможных источников финансирования отраслей социальной сферы, привлечение для этого средств населения и предприятий на взаимовыгодных условиях вплоть до создания предприятий со смешанным капиталом в бюджетных отраслях социальной сферы; 
 
* снижение затратности социальной сферы за счет режима экономии ресурсов, проведение адресных социальных мероприятий, структурной перестройки и расширения самоокупаемых видов деятельности, в связи с чем учреждения и предприятия социальной сферы должны пользоваться режимом налоговых льгот и наибольшего благоприятствования;

* проведение политики развития  конкуренции на рынке социальных  услуг с обязательным контролем  органов регионального управления  за качеством услуг; стимулирование  создания конкурентной среды  на монопольных рынках социальных  услуг; проведение конкурсов и  торгов за право выполнения  социальных услуг; формирование  муниципального заказа на социальные  услуги по всем основным видам  социальной сферы. 
 
Еще одним направлением модернизации региона является обеспечение условий экономического роста на базе расширения производства конкурентоспособных товаров, поддержки инновационных производств и новых технологий. Регион должен более активно участвовать в формировании приоритетных направлений по развитию предприятий всех форм собственности и уровней подчинения. В основу должно быть заложено преимущественное развитие отраслей, работающих для обслуживания населения. В связи с этим реструктуризация промышленности, особенно крупных предприятий, должна предусматривать поддержку тех предприятий, которые в результате проводимых исследований рынка имеют реальный платежеспособный спрос на продукцию. Необходимы также поддержка инновационного типа развития и налаживание конкурентоспособных на других рынках производств. 
 
Для решения задачи реструктуризации промышленности на первых этапах предусматривается выделение приоритетных отраслей экономикии предприятий-лидеров,позволяющих обеспечить сбалансированный рост производства по всем отраслям. Поддержка предприятий-лидеров позволит создать необходимую финансовую устойчивость экономики региона, станет источником увеличения занятости населения, обеспечит работой предприятия сопутствующих отраслей по кооперационным связям, сконцентрирует финансовые ресурсы на прорывных направлениях экономики, не распыляя их. Такая поддержка предполагает более тесные связи между предприятиями как одной отрасли, так и в рамках межотраслевой кооперации с целью поэтапного включения в процесс развития всех предприятий региона. Реструктуризация промышленности предполагает увеличение гибкости и адаптируемости предприятий, поддержку малого и среднего предпринимательства. 
 
Производства массового и крупносерийного характера в большинстве отраслей промышленности в условиях кризиса недостаточно рентабельны. Поэтому необходима поддержка политики сокращения масштабов производства с одновременным увеличением числа малых предприятий в различных сферах деятельности.

Проведение политики диверсификации позволит на базе крупных промышленных предприятий сформировать несколько средних и малых, более эффективно использующих те же производственные мощности. Однако это возможно лишь при условии создания определенного механизма реализации процедуры разукрупнения предприятий и разделения собственности. Одним из вариантов такого механизма является создание на базе крупных предприятий промышленной группы с управляющей компанией, отвечающей за решение совместных задач и вмешивающейся в дела каждого из предприятий только в рамках своих полномочий. 
 
Поддержка малого и среднего предпринимательства необходима для проведения регионом политики по созданию рабочих мест без снижения эффективности производства и производительности труда. Малое предпринимательство, особенно в области производства и сферы услуг, имеет большие резервы для обеспечения занятости населения. 
 
Одной из целей реструктуризации экономики является насыщение товарного рынка, достижение которого невозможно без поддержки местных товаропроизводителейи производств, работающих в условиях, замкнутых на рынке региона. Поддержка местных товаропроизводителей ориентирована на обеспечение стабильности экономики, ее стратегической независимости от внешних рынков, концентрацию финансовых потоков в регионе и, как следствие, обеспечение стабильности его бюджета. Изменение направления поддержки в сторону внутреннего производства и потребления не означает ориентации на замкнутость рынка, что практически нереально в условиях мировой глобализации экономических связей. Речь идет о корректировке экономических связей, устранении диспропорций между ввозом и вывозом продукции с точки зрения ее общественной полезности и влияния на экономику региона.

Создание кооперационный структур в виде максимально замкнутых в пределах региона технологических цепочек производителей продукции позволит обеспечить более полную загрузку производственных мощностей, снизить издержки, получить экономию на налогах. Реструктуризация экономики страны на современном этапе невозможна без поддержки ресурсосберегающих и энергосберегающих производств,проведения политики ресурсосбережения. Высокая материалоемкость и низкая эффективность использования ресурсов являются одним из главных препятствий роста производства в условиях ориентации на пшатежеспособный спрос, поэтому ресурсосбережение можно рассматривать как основной критерий оценки мер по реструктуризации и развитию данного производства. С этой целью предлагается создание механизма сопоставления ресурсных затрат по всем проектам развития. Предприятия должны обосновывать в расчетах затраты ресурсов и раскрывать альтернативные возможности по их использованию, особенно вслучае получения инвестиционных кредитов. Требуют решения проблемы межбюджетных отношений, распределения дотаций и трансфертов по регионам страны. Для реализации этого направления необходима политика жесткого контроля за доходами и расходами региона и должна быть повышена эффективность управления имуществом региона. Повышение эффективности регионального хозяйства возможно также через повышение производительности, загрузки и эффективности использования производственных мощностей, чего можно достичь за счет внедрения интенсивных технологий и, как следствие, сокращения расходов. Долгосрочным перспективным направлением реализации данных мероприятий является достижение финансовой стабильности регионального бюджета, изменение его структуры, изыскание дополнительных источников финансирования. 
 
Основными составляющими стратегиисоциально-экономического развития должны стать: 
 
* проведение целенаправленной структурной, научно-технической и инвестиционной политики; 
 
* решение социальных проблем при реформировании экономики; 
 
* стимулирование деловой активности реального сектора экономики. 
 
Главным направлением экономической политики является создание среднего класса собственников.

Структурная перестройка отечественной промышленности возможна на базе организационно-экономической реорганизации научно-технического становления эффективной системы исследований и разработок, активизации на этой базе науки и реализации ее достижений в жизнь. Решение социальных проблем является важнейшим критерием эффективности проводимых в стране реформ. 
 
В зависимости от временного горизонтамогут ставиться те или иные целевые установки и намечаться мероприятия по решению социальных проблем: 
 
* в рамках долгосрочной перспективы глобальной целевой установкой при проведении социальной политики является приближение уровня жизни россиян к стандартам постиндустриального общества; 
 
* в рамках среднесрочного периода ставится задача достижения докризисного уровня жизни населения России; 
 
* в качестве оперативной цели можно поставить задачу обеспечения условий для физического выживания людей, предотвращения социального взрыва в обществе. 
 
В области стимулирования деловой активности в реальном секторе экономики важнейшими мерам являются: 
 
* установление в законодательном порядке минимальных размеров гарантированной заработной платы, которая отражает цену неквалифицированного труда и должна быть ориентирована на прожиточный минимум в стране; приведение параметров Единой тарифной сетки в соответствие с величиной прожиточного минимума; 
 
* гарантирование своевременности выплаты заработной платы работодателем; 
 
* законодательное определение способа и порядка индексации доходов населения в целях сохранения реальной покупательной способности Денежной заработной платы в условиях инфляции;

Информация о работе Транспортный комплекс региона