Развитие транспортного комплекса ДФО

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:44, контрольная работа

Краткое описание

Транспорт – одна из важнейших отраслей хозяйства. Он обеспечивает производственные связи промышленности и сельского хозяйства, осуществляет перевозки грузов и пассажиров, является основой географического разделения труда. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукция транспорта – это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения.

Оглавление

Введение
Развитие транспортного комплекса ДФО
Железнодорожный транспорт ДФО
Водный транспорт ДФО
Автомобильный транспорт ДФО
Воздушный транспорт ДФО
Трубопроводный транспорт ДФО
Заключение

Файлы: 1 файл

Контрольная эконом география.docx

— 62.87 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

 

 

 

Кафедра экономической теории

и национальной экономики

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По экономической географии

Тема:                       Развитие транспортного комплекса ДФО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы

Введение

  1. Развитие транспортного комплекса ДФО
  2. Железнодорожный транспорт ДФО
  3. Водный транспорт ДФО
  4. Автомобильный транспорт ДФО
  5. Воздушный транспорт ДФО
  6. Трубопроводный транспорт ДФО

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Транспорт – одна из важнейших отраслей хозяйства. Он обеспечивает производственные связи промышленности и сельского хозяйства, осуществляет перевозки грузов и пассажиров, является основой географического разделения труда. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукция транспорта – это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения.

Развитие транспорта Дальнего Востока – одна из самых важных задач государства. Развитие транспортной системы Дальнего Востока позволяет уходить регионам от дотационности. Уникальное географическое положение региона позволяет активно сотрудничать со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, но это практически невозможно без развития транспорта. Кроме этого, отсутствие дорог не позволяет в должной мере использовать богатейшие возможности Дальнего востока. Дальний Восток богат природными ресурсами, особую ценность из которых представляют нефть и газ. Но добывать эти природные ресурсы не возможно без развитой транспортной системы.

Целью данной работы является рассмотрение развития транспортного комплекса ДФО. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный (речной и морской), авиационный и трубопроводный транспорт, их краткая характеристика.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие транспортного комплекса ДФО

Транспорт имеет исключительное значение для Дальнего Востока, учитывая редкую заселенность территории, очаговое использование природных ресурсов.

Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью показателей – длины (протяженности) и густоты транспортной сети (последняя определяется как отношение длины путей к единице площади территории или к определенному количеству жителей); доли того или иного вида транспорта (в %) в транспортной работе (в общем, грузообороте).

Грузооборот (пассажирооборот) – объёма перевозок в тоннах (или пассажирах) на расстояние транспортировки в километрах (т/км).

Одно из наиболее перспективных направлений для формирования транспортной системы ДВ – развитие контейнерных терминалов в портах, а также припортовых железнодорожных станций. Так же планируется строительство новых морских портов, которые должны отвечать требованиям международных стандартов. Действующие сейчас порты, к сожалению, не всегда можно модернизировать в силу их географического положения.

Региональной экономической политике принадлежит ведущая роль в развитии экономики страны. Ее главными задачами являются формирование экономической основы для самостоятельного развития регионов и использование преимуществ территориального разделения труда.

К перспективным задачам отнесено завершение сооружения Северо-Сибирской железной дороги, как средней части Северо-Российской Евразийской магистрали, которая проходит исключительно по территории России и соединяет мало замерзающие порты на Тихом и Северном Ледовитом океанах. Магистраль эта должна совместить эффективное углеснабжение Урала и Европейской части страны, разработки месторождений Сибири, вместе с работой контейнерного моста Азия-Европа, способного перевозить 1 млн. контейнеров (в двадцати футовом эквиваленте). Завершение Севсиба позволит существенно больше загрузить БАМ и направить по нему часть контейнерного потока из стран АТР в первую очередь из Японии. Предусматривается соединение БАМа с железными дорогами Сахалина (с последующим переходом на Хоккайдо). За счет вышеуказанных направлений экономические показатели БАМа значительно улучшаются.

Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 12 мая 2005 года № 45, ключевыми задачами развития транспорта в Дальневосточном регионе являются:

  • завершение формирования опорной магистральной железнодорожной сети (усиление Главсиба, завершение строительства БАМ и АЯМ и соединительных линий, обеспечивающих маневренность сети). Создание эксплуатационно-технологических и экономических условий для привлечения на российские железные дороги международного транзитного потока (МТК «Транссиб», «Приморье - 1», «Приморье - 2»);
  • завершение строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск. Выход железной дороги к Якутску в сочетании с развитием автодорожной сети региона радикально изменит картину транспортного обеспечения севреных территорий;
  • реконструкция железных дорог Сахалина, модернизация паромной переправы Ванино-Холмск в комплексе с вводом в строй автодороги Лидога-Ванино;
  • развитие перегрузочных мощностей базовых материковых портов - Владивостока, Находки, Восточного, Ванино, Посьета, Зарубино.  
    развитие международных пограничных переходов и терминального хозяйства, обеспечивающих ускорение технологической и таможенной обработки, комфортные условия для пассажиров.

К сожалению, в настоящее время, несмотря на географические преимущества, Россия по экспорту транспортных услуг занимает место лишь во втором десятке стран-экспортеров. Что касается Дальнего Востока, то удельный вес транспорта в структуре валового регионального продукта здесь выше, чем в среднем по России и составляет 11%. А в Хабаровском, Приморском краях и Амурской области этот показатель колеблется от 14 до 20%. Это свидетельствует о значительной роли транспорта в развитии экономики Востока России.

Главная проблема транспортного комплекса ДФО – техническая отсталость инфраструктуры всех видов транспорта, которая требует реконструкции и развития. Состояние транспортной инфраструктуры не в полной мере соответствует запланированному уровню по причине старения основных фондов и необходимости корректировки нормативов текущего содержания объектов. Прежде всего, это объекты внутренних водных путей. Больше половины гидротехнических сооружений, которые являются важной частью транспортной инфраструктуры, находятся в эксплуатации 60 и более лет.

Железнодорожная инфраструктура требует ускоренного развития, прежде всего, на подходах к портам, крупным городам, на основных угольных маршрутах, искусственных сооружениях, мостах и путепроводах. Еще сложнее положение в дорожном хозяйстве. К концу 2005 года доля автодорог, соответствующая нормативным требованиям уменьшилась, и составляет только 37%, а доля дорог, работающих в режиме перегрузки, увеличилась по сравнению с показателями 2004 года.

  1. Железнодорожный транспорт ДФО

В районе развиваются все виды транспорта, однако важнейшее место в грузообороте принадлежит железнодорожным перевозкам. По территории Дальнего Востока проходит Транссибирская магистраль, восточный участок Байкало-Амурской магистрали, малый БАМ (Тында — Веркакит — Томмот - Якутск). Железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении. По густоте железнодорожной сети выделяются Сахалинская область. Приморский край и Амурская область (соответственно 123, 98 и 83 км железных дорог на 10 тыс кв. км территории).

Основной показатель работы магистрали - грузооборот - составил около 205 млрд. 170 млн. т/км (ожидаемый уровень), что на 8,5% превышает уровень прошлого года. Пассажирооборот в границах дороги превысил запланированные параметры на 1,2%, а уровень 2010 года превышен на 1,7%.

На долю железнодорожного транспорта приходится свыше 82% грузооборота и около 40% пассажирооборота региона.

  1. Водный транспорт ДФО

Вдоль побережья Дальнего Востока расположено 32 морских порта, включая 22 торговых и 10 рыбных, а также около 300 гаваней, где имеются пристани и якорные стоянки. Всего в регионе насчитывается около 270 коммерческих предприятий, осуществляющих портовые функции.

На долю морского транспорта приходятся 15% внутренних перевозок и 5—6% внешних. Морской транспорт осуществляет перевозки малым каботажем (вдоль морей Тихоокеанского побережья) и большим каботажем (через Северный морской путь к портам арктических морей, Балтийского и Черного моря), обеспечивает экономические связи со странами бассейнов Тихого и Индийского океанов (Япония, Китай, Корея, страны Южной и Юго-Восточной Азии), Крупные морские порты — Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский, Советская Гавань, Холмск, Певек, Тикси и др. Морской транспорт занимает доминирующие позиции в обеспечении евроазиатских перевозок. На его долю приходится 98% общего объема перевозок между странами Европы и АТР.

На долю речного транспорта района приходится также почти 15% внутренних перевозок. Основными транспортными речными артериями Дальнего Востока являются реки Амур и Лена.

Перспективными направлениями развития речного транспорта, наряду с переносом базового порта в Якутск после сооружения Амуро-Якутской железной дороги, являются поддержание глубин на верхней Лене (участок Осетрово - Витим), пополнение флота Ленского и Амурского бассейнов судами смешанного (река-море) плавания.

  1. Автомобильный транспорт ДФО

Общая протяженность сети автомобильных дорог на Дальнем Востоке, включая ведомственные, составляет 78,3 тыс. км. Плотность автомобильной сети в регионе существенно ниже, чем в целом по России, и лишь Приморский край имеет показатель, близкий к среднероссийскому.

Почти 80% дорог с твердым покрытием сосредоточено в южной зоне Дальнего Востока и на Сахалине. По этим территориям проходят автомобильные дороги федерального значения "Уссури", "Колыма" и "Амур".

Автомобильный транспорт в южной зоне Дальнего Востока играет исключительно важную роль в торговле с Китаем. В последние годы здесь открыто 13 автодорожных пунктов пропуска на границе, в том числе пять в Приморском крае, три в Амурской области, два в Хабаровском крае и три в Еврейской АО.

Важнейшие автомобильные дороги: Невер – Алдан – Якутск, Якутск – Магадан, Хабаровск – Владивосток, Хабаровск – Биробиджан, Колымский тракт (в Магаданской области).. По объему грузов, перевозимых автомобильным транспортом, выделяются Приморский и Хабаровский края, а также Амурская область.

Главной задачей в автодорожном строительстве является формирование опорной магистральной дорожной сети. Кроме завершения строительства федеральной магистрали Чита – Хабаровск, планируется осуществить строительство автодорог, обеспечивающих подъезд к портам Ванино и Находка, Якутск - Мирный - Ленск, Комсомольск-на-Амуре - Николаев-на-Амуре, Билибино-Помолом и других дорог, обеспечивающих северный завоз в Якутию, Магаданскую область и другие северные территории региона, а также автодорог Раздольное - Хасан, Южно-Сахалинск - Ноглики.

  1. Воздушный транспорт ДФО

Широко развит воздушный транспорт, имеющий особое значение для севера Дальнего Востока. В целом на Дальнем Востоке доля воздушного транспорта в пассажирских перевозках составляет около 38%. Однако, в регионе есть немало районов и населенных пунктов, для которых самолет - единственное средство связи с "большой землей".

На Дальнем Востоке насчитывается более 200 аэропортов и аэродромов гражданского назначения, из них 105 находятся на юге региона. В массе своей это аэродромы с грунтовыми взлетно-посадочными полосами, которые весной и осенью выходят из строя, и лишь тринадцать имеют специальное бетонное покрытие, предназначенное для приема тяжелых пассажирских и транспортных самолетов. Главными воздушными гаванями, через которые проходит основной поток пассажиров и авиагрузов, являются административные центры краев и областей - Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Якутск.

Информация о работе Развитие транспортного комплекса ДФО