Характеристика транспортного комплекса РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 09:52, доклад

Краткое описание

Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.

Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожный и трубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов. Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством.

Файлы: 1 файл

Характеристика системы.docx

— 22.14 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ 

Факультет государственного и  муниципального управления

Специальность 040101.65 «Социальная  работа» 

кафедра социальной работы и  социологии 
 
 
 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ

по  дисциплине «Территориальная организация населения» 
 
 
 

Транспортный  комплекс России 
 
 

Студент

группа 

831

_____________________

подпись

_____________________

дата

Л.А.Мочкина
Преподаватель _____________________

подпись

_____________________

дата

И.В.Бобрикова
 
 
 
 
 
 

Хабаровск 2011

Характеристика  системы

Транспортная  система России характеризуется развитой транспортной сетью, включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.

Огромные  пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного  транспорта — железнодорожный и  трубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт  играет в России значительно меньшую  роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи  с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах  лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится  больше половины грузов. Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством.

Современное состояние транспортной системы  характеризуется низким техническим  уровнем производственной базы большинства  предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а также отсутствием  инвестиций для преодоления данных проблем. Важной характеристикой транспортной системы России является тот факт, что, по данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам). Средняя подвижность населения России (на 2011 год) — около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы — 15-20 тыс. км, в США, Канаде — 25-30 тыс. км в год). Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в столице.

Транспортное  пространство представляет собой совокупность самостоятельных организаций —  перевозчиков и посредников —  с преобладанием мелкого капитала, что явилось следствием дезинтеграции  экономики в 90-е годы XX века.

Основным  государственным источником финансирования дорожного хозяйства России с 2011 года является Федеральный дорожный фонд, запланированный объём отчислений в него в 2011 году составляет 386,7 млрд. руб.

Структура системы

Транспортная  система России имеет сложную  структуру, она включает несколько  подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт. Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт наиболее развит в России (на него по данным на 2011 год приходилось 85 % внутреннего грузооборота). По протяжённости железнодорожного полотна (86 тысяч км, половина из которых электрифицирована) Россия находится на втором месте после США. В России железнодорожный транспорт подразделяется на: железнодорожный транспорт общего пользования, железнодорожный транспорт необщего пользования и технологический железнодорожный транспорт. В европейской части страны железнодорожная сеть имеет радиальный вид, железные дороги сходятся к Москве. Первая крупная железнодорожная магистраль Санкт-Петербург — Москва вступила в строй в 1851 году. Тогда же началось строительство железных дорог из Санкт-Петербурга в южном направлении.

В азиатской  части железнодорожная сеть имеет  широтное простирание и небольшую  плотность. Важнейшая магистраль —  Транссибирская — начала строиться  в 1892 году одновременно от Челябинска через Новониколаевск на Красноярск и Иркутск и от Владивостока на Хабаровск. Движение открыто в 1916 году.

В 1913 году была построена ветвь Омск — Тюмень — Екатеринбург.

Позже были построены широтные дублёры  Транссибирской магистрали: линия Карталы  — Астана — Павлодар — Барнаул  — Артышта, которая в середине ХХ века была продолжена до Усть-Кута (через  Новокузнецк, Абакан, Тайшет, Братск); линия  Семипалатинск — Барнаул —  Новосибирск; Байкало-Амурская магистраль.

В 1970—1980-х  годах для освоения нефтяных и  газовых ресурсов Западной Сибири была построена железная дорога Тюмень —  Сургут — Уренгой — Ямбург.

В 1992—1999 годах в России было построено 218 км новых железнодорожных линий  и электрифицировано 1962 км железных дорог. В 2000—2008 годах было построено 899 км новых железнодорожных линий и электрифицировано 3083 км железных дорог.

Расширяется объём грузов, перевозимых через  территорию Финляндии и её порты (чему способствует одинаковая ширина колеи). Для этого строится железная дорога Кочкома — Ледмозеро и далее к железным дорогам Финляндии.

Морской транспорт

Этому виду транспорта принадлежит главная  роль в межгосударственном грузообороте. Важность морского транспорта для России определяется её положением на берегах  трёх океанов и протяжённостью морской  границы 42 тысячи километров. Основные порты: на Чёрном море — Новороссийск, Туапсе; на Азовском море — Таганрог; на Балтийском — Санкт-Петербург, Калининград, Балтийск, Выборг; на Баренцевом — Мурманск; на Белом — Архангельск; на Японском — Ванино, Владивосток, Находка, Порт Восточный.

Речной  транспорт

Внутренние  речные судоходные пути России составляют 80 тысяч километров. Удельный вес  внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %. Роль речного транспорта резко  повышается в ряде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Основным  в России является Волго-Камский  речной бассейн, на который приходится 40 % грузооборота речного флота. Благодаря  Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому  и Волго-Донскому каналам Волга стала стержнем единой водной системы европейской части России, а Москва — «портом пяти морей».

К другим важным рекам европейской России относятся Северная Двина с притоками, Сухона, Онега, Свирь, Нева.

В Сибири основные реки — Енисей, Лена, Обь  и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевозки продовольствия и промышленных товаров в отдалённые регионы. Значение сибирских речных путей весьма значительно, вследствие неразвитости железных дорог (особенно в меридиональном направлении). Реки связывают южные районы Западной и Восточной Сибири с Заполярьем. По Оби и Иртышу транспортируется нефть из Тюмени. Обь судоходна  на протяжении 3600 км, Енисей — 3300 км, Лена — 4000 км (навигация продолжается 4-5 месяцев). Порты нижнего течения  Енисей — Дудинка и Игарка — доступны для морских судов, следующих Северным морским путём. Крупнейшие перевалочные пункты грузов с рек на железные дороги — Красноярск, Братск, Усть-Кут.

Важнейшей речной магистралью Дальнего Востока  является Амур. Судоходство осуществляется на всём протяжении реки.

Трубопроводный  транспорт

Развитие  трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х гг. XX века. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газ. Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов  перспективно, но в настоящее время  продуктопроводы не получили большого распространения. В России преобладают  трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяженности в широтном направлении.

Проектируются газопроводы Южный поток, Алтай, Якутия—Хабаровск—Владивосток и Прикаспийский  газопровод, нефтепроводы Балтийская трубопроводная система-II, Мурманский нефтепровод и Заполярье-Пурпе-Самотлор.

Автомобильный транспорт

Общая длина автомобильных дорог с  твёрдым покрытием в России составляет 754 тыс. км (2008). В 2008 году автомобильным транспортом было перевезено 6,9 млрд тонн грузов, его грузооборот в том же году составил 216 млрд тонно-километров.

С 2000 по 2008 годы объём перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличился на 17 %, грузооборот — на 41 %.

Автомобильный транспорт

По общей  протяженности автомобильных дорог  Россия превосходит почти все  европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место во всем мире. По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей, что несколько выше, чем на Украине или в Казахстане (3,3 и 5,0 соответственно), но ниже, чем ряде других стран: так, в Финляндии данный показатель составляет около 10 км, в США — около 13 км, во Франции — 15,1 км на 1 тыс. жителей. Общая протяжённость автодорог — 910 тыс. км, из них 745 тыс. км покрыты асфальтом, 45,4 тыс. км дорог федерального значения. По данным на 2011 год, 92 % протяжённости федеральных трасс страны представляют собой дороги, где движение осуществляется по одной полосе в каждом направлении; 29 % федеральных трасс работают в режиме перегрузки. Плохое состояние автодорог страны влечёт за собой крайне низкую среднюю скорость перемещения коммерческих грузов автотранспортом — около 300 км в сутки (в странах Европы — приближается к 1500 км в сутки).

Деятельность  транспортно-экспедиционных компаний по доставке грузов наземным автотранспортом  в настоящее время регулируется Уставом автомобильного транспорта.

В сентябре 2010 года было завершено строительство  автомагистрали «Амур».

Информация о работе Характеристика транспортного комплекса РФ