Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 13:01, контрольная работа
Транспортный комплекс - важнейшая составная часть производственной инфраструктуры и сферы услуг Калининградской области. Устойчивое и эффективное функционирование, динамичное развитие и сбалансированность транс¬портного комплекса являются необходимым условием высоких темпов экономического роста, обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения качества жизни населения, рациональной интеграции Калининградской области в российскую и мировую экономику. Транспортный комплекс Калининградской области объединяет в себе автомобильный, железнодорожный, морской, речной, воздушный транспорт и объекты соответствующей инфраструктуры (дороги, железнодорожные станции, порты и аэропорт, пункты пропуска через государственную границу).
Введение
Транспортный комплекс региона
Стратегическое региональное планирование
Задача
Заключение
Список литературы
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ
Балтийская государственная академия
рыбопромыслового флота
по дисциплине « Региональная экономика»
Содержание
Введение
Транспортный комплекс региона
Стратегическое региональное планирование
Задача
Заключение
Список литературы
Калининградская область – одна из самых своеобразных в Российской Федерации и по ее географическому положению и по особенностям природы и благодаря ее историческому прошлому. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это и многие другие факторы создают определенные трудности для развития экономики Калининградской области. Сущность современной региональной стратегии, реализуемой областной администрацией, заключается в создании на территории области особой (свободной) экономической зоны. Особая экономическая зона (ОЭЗ) включает всю территорию Калининградской области, кроме оборонных объектов и нефтедобычи на шельфе. Главная ее особенность, непосредственно установленная самим законом, - режим свободной таможенной зоны, то есть все товары ввозятся в область (и из российских регионов, и из-за рубежа) без взимания таможенных пошлин. И все произведенные в области товары вывозятся за ее пределы тоже беспошлинно.
Транспортный комплекс региона
Транспортный
комплекс - важнейшая составная часть
производственной инфраструктуры и сферы
услуг Калининградской области. Устойчивое
и эффективное функционирование, динамичное
развитие и сбалансированность транспортного
комплекса являются необходимым условием
высоких темпов экономического роста,
обеспечения национальной безопасности
и обороноспособности страны, повышения
качества жизни населения, рациональной
интеграции Калининградской области в
российскую и мировую экономику. Транспортный
комплекс Калининградской области объединяет
в себе автомобильный, железнодорожный,
морской, речной, воздушный транспорт
и объекты соответствующей инфраструктуры
(дороги, железнодорожные станции, порты
и аэропорт, пункты пропуска через государственную
границу).
Особенности экономико-географического
положения Калининградской области, влияющие
на развитие её транспортного комплекса:
- географическая изолированность от остальной
территории страны;
- близость к развитым странам Европы;
- действие режима Особой экономической
зоны;
- наличие единственного, принадлежащего
Российской
Федерации на Балтийском море незамерзающего
портового комплекса;
-
прохождение по территории
По территории Калининградской области
проходят два ответвления трансъевропейских
транспортных коридоров что указывает
на формальную интеграцию области в европейскую
транспортную систему:
- № 1-А (Рига - Калининград - Гданьск) маршрута
№ 1 «Виа Балтика»)- Таллин - Рига - Каунас
- Варшава);
- №9-Д (Каунас - Калининград) маршрута №9
(Киев - Минск - Вильнюс - Каунас - Клайпеда).
Особенности экономико-географического
положения Калининградской области определяют
необходимость развития её транспортного
комплекса (прежде всего для обеспечения
надёжного транспортного сообщения с
остальной территорией Российской Федерации
и расширения обслуживания российских
внешнеторговых и международных транзитных
перевозок). В области должен быть создан
мощный транспортный узел, обеспечивающий
устойчивые пассажирские и грузовые транспортные
связи с субъектами Российской Федерации,
государствами ближнего и дальнего зарубежья.[
1.Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная
экономика. - Калининград: Янтарный сказ,
2008]
Приоритетные мероприятия, необходимые
для дальнейшего развития транспортного
комплекса Калининградской области, определены
на основе анализа перспективных объёмов
и направлений движения грузопотоков,
следующих в область, из области и через
её территорию.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе основной грузопоток будет формироваться, как и в настоящее время, в портовом комплексе области (терминалы Балтийска, Светлого и Калининграда). С учётом строительства нового глубоководного порта в Балтийске объёмы перевалки портовыми терминалами в 2016 году составят 40 - 45 млн тонн грузов в год с перспективой увеличения к 2020 году до 60 млн тонн. Данный объём формируется следующими грузами: нефть и нефтепродукты, металлы, химические удобрения, контейнерные и пакетированные грузы, строительные материалы, уголь, ферросплавы, техника. Железнодорожные грузы в основном вывозятся далее через пограничные переходы (реэкспорт, транзит). Учитывая пропускные способности основных железнодорожных магистральных направлений, очевидно, что переработка указанного объёма грузов невозможна без развития железнодорожной инфраструктуры в направлении портового комплекса области, повышения эффективности товародвижения (внедрение современных логистических и информационных технологий, развитие транспортной логистики), развития складского хозяйства.
Значение
развития транспорта в Калининградской
области заключается не только в обеспечении
функционирования региональной экономики,
но и в обеспечении внешнеэкономических
связей многих российских регионов. Только
речной, трубопроводный, электронный и
внутригородской виды транспорта не связаны
с обслуживанием других субъектов Российской
Федерации, то есть имеет региональное
значение. В транспорте как отрасли специализации
Калининградской области наиболее высока
роль морского транспорта, обеспечивающего
внешнеэкономические связи России.[ 2.Калининградская
область: перспективы и размышления. Коллекция
произведений. Институт Янтарного края.
- Калининград, июль 2007.
3. Региональные проблемы ускорения социально-экономического
развития Калининградской области: Сб.
науч. тр./ Калинингр. Ун-т. - Калининград,
2009.]
Связи морских портов с другими российскими регионами обеспечивают железнодорожный и автомобильный транспорт.
Внешнеторговые перевозки непосредственно железнодорожным транспортом сейчас не выполняются, хотя в советское время он играл важную роль в транспортировке силезского угля из Польши. Но автомобильный транспорт -- большегрузные автопоезда -- имеет большое значение в российско-европейских экспортно-импортных перевозках.
Авиационный транспорт стал перевозить большое количество транзитных пассажиров между различными аэропортами России (а также Казахстана) и зарубежной Европы с 2007 г., когда на базе аэропорта Храброво был создан авиахаб. То есть сейчас в Храброво пересекаются состыкованные между собой рейсы с Востока и Запада и осуществляются пересадки пассажиров между этими направлениями. Транспорт относится к одной из наиболее перспективных отраслей экономики области. В программах регионального развития он входит в число приоритетных направлений. Сильное влияние на развитие транспортного комплекса и обслуживание российских внешнеторговых связей оказывают особенности транспортного сообщения с основной территорией России, определяемые эксклавным положением Калининградской области.
Важнейшее значение имеют условия транзита через территорию Беларуси и Литвы и тарифная политика российских железных дорог. Перспективы и основные направления развития транспортного комплекса региона должны рассматриваться прежде всего через призму общероссийских интересов.
В случае разрешения существующих проблем транзита транспортный комплекс Калининградской области может обеспечить устойчивую связь с российским рынком стран Центральной и Восточной Европы и наоборот -- России со странами зарубежной Европы, Америки и др.
Возможны мощные транзитные грузопотоки и переработка в области грузов, привозимых из других регионов и стран, намечается расширение пассажирских перевозок. Использование территории области в транспортных целях выгодно как для Российской Федерации, так и для третьих государств (например, Беларуси, не имеющей выхода к морю).
Тем не менее, нельзя забывать и о проблемах развития транспорта, затрагивающих интересы предприятий и населения самой Калининградской области, помимо обеспечения внешнеэкономических связей других российских регионов. Развитию внешнеэкономических связей хозяйствующих субъектов области и трансграничным перемещениям населения способствует большое количество пограничных переходов (пунктов пропуска) через государственную границу Российской Федерации. Большое количество погранпереходов способствует развитию в области импортозамещающих (а в будущем, во все большей мере, и экспортных) производств, туризма, расширению контактов между органами власти по обе стороны границы. Развитие внутриобластных связей обеспечивает густая сеть путей сообщения (по ее густоте регион уступает в Российской Федерации только Московской области).
Однако качество большинства автодорог оставляет желать лучшего; автобусное сообщение достаточно интенсивно только в пригородной зоне Калининграда и между крупными населенными пунктами, а автобусный парк представлен в основном старыми транспортными средствами; пригородные пассажирские перевозки по железным дорогам слабо развиты из-за их убыточности. В последние годы началась более интенсивная модернизация внутриобластной транспортной сети (особенно в западной части региона), но для полного ее завершения потребуются еще большие усилий.
Региональный транспортный комплекс может обслуживать грузы, перемещаемые не только в рамках Балтийского региона, но и по направлению Россия -- Европа. Объем перевозок внешнеторговых грузов, идущих из России в Европу, достигнет 700 млн тонн. Роль Калининградского узла в обслуживании этих направлений будет в значительной степени зависеть от позиции России на Балтике и характера ее взаимодействия с ЕС по ряду ключевых для Калининградской области направлений.
Морской транспорт
Основные портовые мощности Калининградской области сосредоточены в областном центре. Здесь находятся причалы трех портов -- морского торгового, морского рыбного и речного. Акватории морского торгового и рыбного портов граничат друг с другом и включают три искусственных гавани -- Вольную, Индустриальную, Лесную -- и часть реки Преголи.
По обоим берегам Вольной гавани, на северо-восточном берегу Индустриальной, а также на левом берегу Преголи к востоку от Вольной гавани расположены причалы морского торгового порта. В Лесной гавани, на юго-западном берегу Индустриальной и на левом берегу Преголи к югу от Лесной гавани расположены причалы морского рыбного порта. Калининградские порты не замерзают и доступны круглогодично.
Порты Калининграда связаны с Балтийским морем Калининградским морским каналом (КМК) длиной 43 км, шириной 50-- 80 м, глубиной 9--10,5 м. По нему могут проходить суда длиной до 170 м, осадкой -- 8 м, грузоподъемностью до 20 тыс. тонн. С июля 2007 г. по каналу начато регулярное одновременное двустороннее движение судов (до этого движение было односторонним -- по два каравана судов в день в назначенное время в каждом направлении).
У входа в канал с моря расположен аванпорт Калининграда Балтийск -- главная база Балтийского флота ВМФ России, где сооружены авто- и железнодорожные паромные терминалы. Кроме того, ведется перевалка грузов в портах и терминалах, расположенных в других населенных пунктах Калининградской области -- городах Балтийск, Светлый, Пионерский, поселке Ижевское. Основу морского транспорта региона составляет портовый комплекс. Общая его мощность составляет более 26 млн тонн грузов в год.
В состав портового комплекса Калининградской области входят следующие структуры:
Морской торговый порт Калининград. Специализируется на перегрузке и хранении генеральных, навалочных, наливных и контейнерных внешнеторговых грузов. Длина причальных линий составляет 2577 м. Перегрузочные возможности порта -- 5,7 млн тонн в год.
* Калининградский речной порт (с грузовым районом в г. Светлом). Специализируется на перегрузке и хранении навалочных и генеральных грузов, не требующих крытого хранения. Он имеет два грузовых района: в Калининграде (Балтийский грузовой район) и в г. Светлом. Суммарная проектная мощность двух районов -- более 1 млн тонн в год.
*
Государственный морской
В состав портового комплекса Калининградской области входят следующие структуры:
Морской торговый порт Калининград. Специализируется на перегрузке и хранении генеральных, навалочных, наливных и контейнерных внешнеторговых грузов. Длина причальных линий составляет 2577 м. Перегрузочные возможности порта -- 5,7 млн тонн в год.