Транспортный комплекс региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 13:01, контрольная работа

Краткое описание

Транспортный комплекс - важнейшая составная часть производственной инфраструктуры и сферы услуг Калининградской области. Устойчивое и эффективное функционирование, динамичное развитие и сбалансированность транс¬портного комплекса являются необходимым условием высоких темпов экономического роста, обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения качества жизни населения, рациональной интеграции Калининградской области в российскую и мировую экономику. Транспортный комплекс Калининградской области объединяет в себе автомобильный, железнодорожный, морской, речной, воздушный транспорт и объекты соответствующей инфраструктуры (дороги, железнодорожные станции, порты и аэропорт, пункты пропуска через государственную границу).

Оглавление

Введение
Транспортный комплекс региона
Стратегическое региональное планирование
Задача
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ.docx

— 553.59 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ 
 
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота 
 
                                                        (ИПЭМ) 
                                           КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 
                      по дисциплине « Региональная экономика» 
 
                                                    вариант 12 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнила: студентка группы Мрз 5 
 
                                                                                        Гец Ю.О. 
 
                                                                        Проверил: Швайко А.А.                      

                                                           

                                                         Калининград

                                                               2014 г.

 

Содержание

Введение

Транспортный комплекс региона

Стратегическое региональное планирование

Задача

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

                                     Введение

Калининградская область – одна из самых своеобразных в Российской Федерации и по ее географическому положению и по особенностям природы и благодаря ее историческому прошлому. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это и многие другие факторы создают определенные трудности для развития экономики Калининградской области. Сущность современной региональной стратегии, реализуемой областной администрацией, заключается в создании на территории области особой (свободной) экономической зоны. Особая экономическая зона (ОЭЗ) включает всю территорию Калининградской области, кроме оборонных объектов и нефтедобычи на шельфе. Главная ее особенность, непосредственно установленная самим законом, - режим свободной таможенной зоны, то есть все товары ввозятся в область (и из российских регионов, и из-за рубежа) без взимания таможенных пошлин. И все произведенные в области товары вывозятся за ее пределы тоже беспошлинно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Транспортный комплекс региона

Транспортный комплекс - важнейшая составная часть производственной инфраструктуры и сферы услуг Калининградской области. Устойчивое и эффективное функционирование, динамичное развитие и сбалансированность транспортного комплекса являются необходимым условием высоких темпов экономического роста, обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения качества жизни населения, рациональной интеграции Калининградской области в российскую и мировую экономику. Транспортный комплекс Калининградской области объединяет в себе автомобильный, железнодорожный, морской, речной, воздушный транспорт и объекты соответствующей инфраструктуры (дороги, железнодорожные станции, порты и аэропорт, пункты пропуска через государственную границу). 
 
Особенности экономико-географического положения Калининградской области, влияющие на развитие её транспортного комплекса: 
 
- географическая изолированность от остальной территории страны; 
 
- близость к развитым странам Европы; 
 
- действие режима Особой экономической зоны; 
 
- наличие единственного, принадлежащего Российской 
Федерации на Балтийском море незамерзающего портового комплекса;

- прохождение по территории Калининградской  области ответвлений международных  транспортных коридоров. 
 
По территории Калининградской области проходят два ответвления трансъевропейских транспортных коридоров что указывает на формальную интеграцию области в европейскую транспортную систему:  
 
- № 1-А (Рига - Калининград - Гданьск) маршрута № 1 «Виа Балтика»)- Таллин - Рига - Каунас - Варшава); 
- №9-Д (Каунас - Калининград) маршрута №9 (Киев - Минск - Вильнюс - Каунас - Клайпеда).  
 
Особенности экономико-географического положения Калининградской области определяют необходимость развития её транспортного комплекса (прежде всего для обеспечения надёжного транспортного сообщения с остальной территорией Российской Федерации и расширения обслуживания российских внешнеторговых и международных транзитных перевозок). В области должен быть создан мощный транспортный узел, обеспечивающий устойчивые пассажирские и грузовые транспортные связи с субъектами Российской Федерации, государствами ближнего и дальнего зарубежья.[ 1.Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. - Калининград: Янтарный сказ, 2008] 
 
Приоритетные мероприятия, необходимые для дальнейшего развития транспортного комплекса Калининградской области, определены на основе анализа перспективных объёмов и направлений движения грузопотоков, следующих в область, из области и через её территорию.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе основной грузопоток будет формироваться, как и в настоящее время, в портовом комплексе области (терминалы Балтийска, Светлого и Калининграда). С учётом строительства нового глубоководного порта в Балтийске объёмы перевалки портовыми терминалами в 2016 году составят 40 - 45 млн тонн грузов в год с перспективой увеличения к 2020 году до 60 млн тонн. Данный объём формируется следующими грузами: нефть и нефтепродукты, металлы, химические удобрения, контейнерные и пакетированные грузы, строительные материалы, уголь, ферросплавы, техника. Железнодорожные грузы в основном вывозятся далее через пограничные переходы (реэкспорт, транзит). Учитывая пропускные способности основных железнодорожных магистральных направлений, очевидно, что переработка указанного объёма грузов невозможна без развития железнодорожной инфраструктуры в направлении портового комплекса области, повышения эффективности товародвижения (внедрение современных логистических и информационных технологий, развитие транспортной логистики), развития складского хозяйства.

Значение развития транспорта в Калининградской области заключается не только в обеспечении функционирования региональной экономики, но и в обеспечении внешнеэкономических связей многих российских регионов. Только речной, трубопроводный, электронный и внутригородской виды транспорта не связаны с обслуживанием других субъектов Российской Федерации, то есть имеет региональное значение. В транспорте как отрасли специализации Калининградской области наиболее высока роль морского транспорта, обеспечивающего внешнеэкономические связи России.[ 2.Калининградская область: перспективы и размышления. Коллекция произведений. Институт Янтарного края. - Калининград, июль 2007. 
3.     Региональные проблемы ускорения социально-экономического развития Калининградской области: Сб. науч. тр./ Калинингр. Ун-т. - Калининград, 2009.]

Связи морских портов с другими российскими регионами обеспечивают железнодорожный и автомобильный транспорт.

Внешнеторговые перевозки непосредственно железнодорожным транспортом сейчас не выполняются, хотя в советское время он играл важную роль в транспортировке силезского угля из Польши. Но автомобильный транспорт -- большегрузные автопоезда -- имеет большое значение в российско-европейских экспортно-импортных перевозках.

Авиационный транспорт стал перевозить большое количество транзитных пассажиров между различными аэропортами России (а также Казахстана) и зарубежной Европы с 2007 г., когда на базе аэропорта Храброво был создан авиахаб. То есть сейчас в Храброво пересекаются состыкованные между собой рейсы с Востока и Запада и осуществляются пересадки пассажиров между этими направлениями. Транспорт относится к одной из наиболее перспективных отраслей экономики области. В программах регионального развития он входит в число приоритетных направлений. Сильное влияние на развитие транспортного комплекса и обслуживание российских внешнеторговых связей оказывают особенности транспортного сообщения с основной территорией России, определяемые эксклавным положением Калининградской области.

Важнейшее значение имеют условия транзита через территорию Беларуси и Литвы и тарифная политика российских железных дорог. Перспективы и основные направления развития транспортного комплекса региона должны рассматриваться прежде всего через призму общероссийских интересов.

В случае разрешения существующих проблем транзита транспортный комплекс Калининградской области может обеспечить устойчивую связь с российским рынком стран Центральной и Восточной Европы и наоборот -- России со странами зарубежной Европы, Америки и др.

Возможны мощные транзитные грузопотоки и переработка в области грузов, привозимых из других регионов и стран, намечается расширение пассажирских перевозок. Использование территории области в транспортных целях выгодно как для Российской Федерации, так и для третьих государств (например, Беларуси, не имеющей выхода к морю).

Тем не менее, нельзя забывать и о проблемах развития транспорта, затрагивающих интересы предприятий и населения самой Калининградской области, помимо обеспечения внешнеэкономических связей других российских регионов. Развитию внешнеэкономических связей хозяйствующих субъектов области и трансграничным перемещениям населения способствует большое количество пограничных переходов (пунктов пропуска) через государственную границу Российской Федерации. Большое количество погранпереходов способствует развитию в области импортозамещающих (а в будущем, во все большей мере, и экспортных) производств, туризма, расширению контактов между органами власти по обе стороны границы. Развитие внутриобластных связей обеспечивает густая сеть путей сообщения (по ее густоте регион уступает в Российской Федерации только Московской области).

Однако качество большинства автодорог оставляет желать лучшего; автобусное сообщение достаточно интенсивно только в пригородной зоне Калининграда и между крупными населенными пунктами, а автобусный парк представлен в основном старыми транспортными средствами; пригородные пассажирские перевозки по железным дорогам слабо развиты из-за их убыточности. В последние годы началась более интенсивная модернизация внутриобластной транспортной сети (особенно в западной части региона), но для полного ее завершения потребуются еще большие усилий.

Региональный транспортный комплекс может обслуживать грузы, перемещаемые не только в рамках Балтийского региона, но и по направлению Россия -- Европа. Объем перевозок внешнеторговых грузов, идущих из России в Европу, достигнет 700 млн тонн. Роль Калининградского узла в обслуживании этих направлений будет в значительной степени зависеть от позиции России на Балтике и характера ее взаимодействия с ЕС по ряду ключевых для Калининградской области направлений.

Морской транспорт

Основные портовые мощности Калининградской области сосредоточены в областном центре. Здесь находятся причалы трех портов -- морского торгового, морского рыбного и речного. Акватории морского торгового и рыбного портов граничат друг с другом и включают три искусственных гавани -- Вольную, Индустриальную, Лесную -- и часть реки Преголи.

По обоим берегам Вольной гавани, на северо-восточном берегу Индустриальной, а также на левом берегу Преголи к востоку от Вольной гавани расположены причалы морского торгового порта. В Лесной гавани, на юго-западном берегу Индустриальной и на левом берегу Преголи к югу от Лесной гавани расположены причалы морского рыбного порта. Калининградские порты не замерзают и доступны круглогодично.

Порты Калининграда связаны с Балтийским морем Калининградским морским каналом (КМК) длиной 43 км, шириной 50-- 80 м, глубиной 9--10,5 м. По нему могут проходить суда длиной до 170 м, осадкой -- 8 м, грузоподъемностью до 20 тыс. тонн. С июля 2007 г. по каналу начато регулярное одновременное двустороннее движение судов (до этого движение было односторонним -- по два каравана судов в день в назначенное время в каждом направлении).

У входа в канал с моря расположен аванпорт Калининграда Балтийск -- главная база Балтийского флота ВМФ России, где сооружены авто- и железнодорожные паромные терминалы. Кроме того, ведется перевалка грузов в портах и терминалах, расположенных в других населенных пунктах Калининградской области -- городах Балтийск, Светлый, Пионерский, поселке Ижевское. Основу морского транспорта региона составляет портовый комплекс. Общая его мощность составляет более 26 млн тонн грузов в год.

В состав портового комплекса Калининградской области входят следующие структуры:

Морской торговый порт Калининград. Специализируется на перегрузке и хранении генеральных, навалочных, наливных и контейнерных внешнеторговых грузов. Длина причальных линий составляет 2577 м. Перегрузочные возможности порта -- 5,7 млн тонн в год.

* Калининградский речной порт (с  грузовым районом в г. Светлом). Специализируется на перегрузке и хранении навалочных и генеральных грузов, не требующих крытого хранения. Он имеет два грузовых района: в Калининграде (Балтийский грузовой район) и в г. Светлом. Суммарная проектная мощность двух районов -- более 1 млн тонн в год.

* Государственный морской рыбный  порт в Калининграде. Специализируется  на перегрузке и хранении скоропортящихся  грузов, жидких и навалочных удобрений. Длина причальных линий -- 2195 м. Фактическая  мощность рыбного порта -- 2 млн тонн в год.

В состав портового комплекса Калининградской области входят следующие структуры:

Морской торговый порт Калининград. Специализируется на перегрузке и хранении генеральных, навалочных, наливных и контейнерных внешнеторговых грузов. Длина причальных линий составляет 2577 м. Перегрузочные возможности порта -- 5,7 млн тонн в год.

Информация о работе Транспортный комплекс региона