Торговля услугами РБ со странами СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в Республике Беларусь выделяется реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства, которое создает необходимые условия для жизнедеятельности человека.
В стране уровень развития жилищно-коммунального хозяйства не в полой мере соответствует предъявленным к нему требованиям, что в значительной мере влияет на качество жизни населения. Жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в Беларуси.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………..2
Глава 1: Внешнеторговая политика Республики Беларусь в сфере услуг………….…4
1.1.Характеристика и классификация услуг…………………………………………….4
1.2.Анализ современного состояния сферы услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………….………………..….9
Глава 2: Внешнеторговое сотрудничество Республики Беларусь со странами СНГ в сфере услуг ……………………………………………………………………………....15
2.1. Анализ внешней торговли услугами Республики Беларусь со странами
СНГ…………………………………………………………………………………….…15
2.2.Соотношение сферы услуг Республики Беларусь и стран СНГ на примере банковских услуг………………………………………………………………………...19
Глава 3: Перспективы развития внешней торговли услугами в Республике Беларусь…………………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 203.26 Кб (Скачать)

    

Здравоохранение

Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Развитие здравоохранения ориентировано на обеспечение надлежащего состояния окружающей среды, в которой живет человек; создание благоприятных условий труда, быта и отдыха для его активного долголетия; своевременное оказание полноценной медицинской помощи больным, предупреждение возникновения и распространения болезней среди населения.

Роль  здравоохранения в экономике  Беларуси определяется следующими показателями: в структуре ВВП доля здравоохранения (включая физическую культуру и социальное обеспечение) составляет 7,5 %; сосредоточено 9,8 % общей численности занятого населения; 6,4 % инвестиций в основной капитал (2009 г.). Велика роль отрасли в сохранении здоровья нации — этого особого богатства страны и фундамента ее дальнейшего развития. Уровень развития здравоохранения отражается на социальном и экономическом благосостоянии населения, результатах производственной деятельности, демографических процессах и качестве народонаселения.

В сфере здравоохранения остаются нерешенными такие проблемы, как  экстенсивность развития отрасли, низкий уровень финансирования и значительные диспропорции в распределении ресурсов: по видам медицинской помощи, в  региональном аспекте, между городской  и сельской местностью. Преобладает  затратный принцип финансирования, который связан с выделением бюджетных  ассигнований по объему вовлеченных  ресурсов, а не по объему и качеству услуг. Материально-техническая база отрасли характеризуется высоким  износом основных фондов. Из-за недостаточного финансирования уменьшаются объемы ввода новых и реконструкции  действующих фондов, применяются  упрощенные медицинские технологии. Проблема  лекарственного обеспечения  формируется под влиянием неблагоприятных  факторов, прежде всего связанных  с низкой ценовой доступностью лекарственных  средств для населения.

Развитие  отрасли в перспективный период направлено на создание эффективной  системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого  гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью. Намечается увеличить долю финансирования на развитие здравоохранения к  2020 г. до 10 % к  ВВП. Государственные минимальные  стандарты должны быть приведены  в соответствие с нормативами  бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете  на одного жителя. Объемы финансирования будут увеличиваться также за счет расширения внебюджетной деятельности, роста платных медицинских услуг  с учетом платежеспособного спроса населения, развития добровольного  медицинского страхования. Инвестиции целесообразно направлять в наиболее приоритетные направления деятельности — развитие первичной медико-санитарной помощи, службы охраны материнства  и детства, профилактики социально  опасных заболеваний. Необходимы дальнейшее формирование потребности населения  в  соблюдении принципов здорового  образа жизни, разработка и реализация эффективных программ активного  приобщения населения к здоровому  образу жизни.

 

Физическая культура и спорт

Физическая  культура и спорт относятся к  числу важных факторов повышения  долголетия, продления жизни населения, активного отдыха. Физкультурно-спортивному  движению придан статус одного из главных  приоритетов политики государства. С физической культурой и спортом  тесно взаимосвязан туризм — новая  отрасль национальной экономики.

В настоящее время физическая культура и спорт представляют собой самостоятельную  динамично развивающуюся отрасль  национальной экономики со сложившейся  структурой управления, материально-техническим  и кадровым потенциалом, сетью специализированных физкультурно-оздоровительных и  спортивных учреждений, организаций  и учебных заведений. Физическая культура и спорт интегрированы  в другие отрасли социально-культурного  комплекса, имеют там свои объекты, учреждения, кадры.

Законом РБ «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» по отрасли «Физическая  культура и спорт» предусмотрены  бюджетные ассигнования в размере 71,4 млрд. р., что составляет 0,5 % расходов бюджета. Наряду с этим возрастает роль внебюджетного финансирования. Основными  источниками поступления внебюджетных средств являются такие виды деятельности  как оказание платных спортивно-оздоровительных  услуг, сдача в аренду помещений  и спортивных сооружений, а также  спонсорская помощь; растет количество занятых.

На  современном этапе в тесной взаимосвязи  с физической культурой и спортом  развивается туризм — крупная межотраслевая система, которая обеспечивает отдых и оздоровление людей, а также является потенциальным источником доходов государственного бюджета (отрасль работает с прибылью).

Туристские  услуги в Республике Беларусь оказывают  более 350 туристских организаций, из них 13 — государственной формы собственности. Анализ направлений деятельности туристских фирм показывает, что практически 95 % из них работают на внешний рынок. Сохраняется тенденция преобладания выездного туризма над въездным. В 2009 г. Беларусь посетили 73,3 тыс. иностранных туристов, 1208 тыс. наших граждан с туристскими целями выехали за рубеж, в том числе в страны СНГ — 298,0 тыс. человек и в другие иностранные государства — 924,2 тыс. человек.

В Беларуси осуществляются организационные  меры по развитию индустрии туризма путем координации деятельности министерств и ведомств, причастных к этой сфере. Создано Национальное агентство по туризму, которое обеспечивает сертификацию и стандартизацию туристских услуг, а также переподготовку кадров. Вместе с тем переход на принятые в международной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживания туристов осуществляется крайне медленно. Несмотря на наличие соответствующего туристского потенциала, в туристских целях используется менее 10 % . Удельный вес стоимости туристских услуг в объеме ВВП страны составляет лишь 0,3 %.

Государственное управление и регулирование сферой туризма направлено на формирование современного высокоэффективного и  конкурентоспособного туристского  комплекса, обеспечивающего широкие  возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных граждан в туристских поездках, а  также значительный вклад туризма  в национальную экономику.

 

Культура и  искусство

К сфере культуры и искусства принято  относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных  и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных  с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров  и услуг культурного, социально-информационного  и декоративного назначения.

Значение культуры и искусства  в национальной экономике страны определяется следующими параметрами: 0,9 % в структуре ВВП, 2,1 % в общей  численности занятого населения (2009 г.)

Вместе с тем национальная культура является важнейшим компонентом  современной общественной жизни, стратегическим ресурсом страны. Культурный уровень  граждан в большой степени  обусловливает экономические достижения общества его социально-политическую, идеологическую, образовательную и  духовно-моральную структуры.

Воздействие культуры и искусства на экономику  страны проявляется в том, что  данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет собственные  автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства конкретного региона.

 

Бытовое обслуживание населения

Бытовое обслуживание населения  объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий  личного потребления, ремонт предметов  культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги.

Систему управления бытовым  обслуживание населения образуют Белорусское  объединение организаций бытового обслуживания населения (’’Белбыт’’) и управления бытового обслуживания облисполкомов и Минского горисполкома.

Бытовые услуги населению  оказывают также предприятия  коммунального хозяйства, автотранспорта, местной промышленности и индивидуального (по патентам) бизнеса.

За последние годы в  сфере бытового обслуживания произошла  определенная реструктуризация. Так, в 2008г. негосударственный сектор экономики  оказывал 66,3% объема бытовых услуг, в том числе более половины – индивидуальные предприниматели. На долю государственных субъектов  хозяйствования приходилось 33,3% бытовых  услуг, иностранных предпринимателей – 0,6%.

Основную долю в бытовом  обслуживании занимают производственные услуги, которые в общем объеме реализации бытовых услуг достигают 80%. Они оказываются как в индивидуальном порядке, так и через специализированные организации.

 

Торговля и  общественное питание

Торговля – одна их крупных  отраслей экономики Республики Беларусь. В 2009г общий объем розничного товарооборота в стране составил 18,2 трлн. р. в.

Торговля представляет собой  обособившуюся на основе общественного  разделения труда совокупность предприятий, реализующих товары народного потребления  путем купли-продажи.

Торговля подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя торговля осуществляет реализацию товарной продукции на внутреннем рынке страны. Она охватывает оптовую и розничную  торговлю. Именно розничная торговля завершает процесс товарного  обращения, так как с ее помощью  товары, произведенные в других отраслях экономики, доводятся до потребителей.

Развитие и состояние  розничной торговли анализируются  с использованием ряда показателей. Важнейшим среди них является объем розничного товарооборота, который  в значительной степени отражает и уровень жизни населения.

 

Строительный  комплекс

Строительный  комплекс рассматривается как межотраслевая  система, включающая совокупность предприятий, объединений и организаций, деятельность которых направлена на создание, реконструкцию  и освоение объектов производственного  и непроизводственного назначения. Продукцией строительного комплекса  считаются полностью завершенные  строительством и сданные в эксплуатацию здания и сооружения, производственные мощности, объекты социальной инфраструктуры.

Строительный  комплекс объединяет подрядные и  специализированные строительные организации, предприятия промышленности строительных материалов и строительной индустрии, механизации и транспорта, проектно-изыскательские, конструкторско-технологические и научно-исследовательские организации, строительные фирмы, биржи и другие формирования, специализирующиеся в области строительства (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), включая отраслевые органы управления. На долю строительного комплекса Республики Беларусь в составе взаимосвязанных секторов — собственно строительства и промышленности строительных материалов и конструкций - приходится 10,3 % объема ВВП страны.

 

Транспорт

Транспорт и связь являются важнейшими отраслями  национальной экономики, они обеспечивают перевозки грузов и пассажиров, передачу и распространение информационных потоков, необходимых для удовлетворения потребностей населения, нормального функционирования производственных процессов всех субъектов хозяйствования и управления государством.

Транспорт — одна из базовых отраслей, которая  формирует инфраструктуру экономики  и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Велико влияние транспортных издержек на себестоимость и цены товаров. Одновременно транспорту принадлежит огромная роль в расширении экономических связей на межгосударственном уровне.

Место и роль транспорта в экономике  Беларуси характеризуются такими показателями, как доля транспорта в валовом  внутреннем продукте — 10,4 %, в основных фондах страны — 18,4, структуре инвестиций в основной капитал — 13,5 %. В транспортном комплексе трудится 7,3 % занятых в  экономике (2009 г.). Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции.

 

Связь

Связь — отрасль экономики  страны, обеспечивающая передачу и  распространение различных информационных потоков. Связь играет важную роль в  производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения.

Развитие систем связи  и информатизации стало одним  из важнейших приоритетов научно-технической  и экономической политики Республики Беларусь. В условиях формирования рыночной экономики возросла потребность в высококачественных, на уровне мировых стандартов, услугах связи. В 2009г. доля отрасли «Связь» в структуре валового внутреннего продукта страны увеличилась до 4 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2:Внешнеторговое сотрудничество Республики Беларусь со странами СНГ  в сфере услуг .

2.1. Анализ внешней торговли  услугами Республики Беларусь  со странами СНГ.

Двусторонние отношения со странами СНГ являются одним из приоритетов внешней политики Республики Беларусь на современном этапе и имеют значительный потенциал. Особый характер отношений со странами СНГ определяется рядом обстоятельств:

• государства СНГ в  значительной степени продолжают сохранять единое геополитическое пространство с характерными для него общими историческими, экономическими, политическими, культурными, технологическими факторами. Вследствие этого отношения носят более «близкий», «психологический» характер по сравнению с классическими межгосударственными отношениями;

  • Содружество Независимых Государств, объединяющее в настоящее время одиннадцать стран, состоялось как форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация, отличительными особенностями которой являются взаимодействие в различных сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов сотрудничества. СНГ играет значительную роль в обеспечении безопасности, стабильности и взаимодействия государств-участников;
  • фрагментация интеграционных объединений на пространстве СНГ позволяет ряду государств участвовать в более продвинутых по уровню взаимодействия союзах (Таможенный союз и Единое экономическое пространство, Евразийское экономическое сообщество, Союзное государство Беларуси и России, Организация Договора о коллективной безопасности);
  • государства СНГ находятся приблизительно на одном уровне социально-экономического развития, имеют в большинстве случаев статус стран с переходной экономикой, решают сложные задачи развития и укрепления национальных экономик, интеграции в международную финансово-экономическую систему и объективно вынуждены координировать свою экономическую политику;
  • центральная роль на пространстве СНГ принадлежит России, которая во многом определяет развитие событий в данном регионе и влияет на государства СНГ, используя политико-дипломатические и экономические механизмы (на Россию приходится более 70 % совокупного регионального валового внутреннего продукта).

Информация о работе Торговля услугами РБ со странами СНГ