Торговля услугами РБ со странами СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в Республике Беларусь выделяется реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства, которое создает необходимые условия для жизнедеятельности человека.
В стране уровень развития жилищно-коммунального хозяйства не в полой мере соответствует предъявленным к нему требованиям, что в значительной мере влияет на качество жизни населения. Жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в Беларуси.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………..2
Глава 1: Внешнеторговая политика Республики Беларусь в сфере услуг………….…4
1.1.Характеристика и классификация услуг…………………………………………….4
1.2.Анализ современного состояния сферы услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………….………………..….9
Глава 2: Внешнеторговое сотрудничество Республики Беларусь со странами СНГ в сфере услуг ……………………………………………………………………………....15
2.1. Анализ внешней торговли услугами Республики Беларусь со странами
СНГ…………………………………………………………………………………….…15
2.2.Соотношение сферы услуг Республики Беларусь и стран СНГ на примере банковских услуг………………………………………………………………………...19
Глава 3: Перспективы развития внешней торговли услугами в Республике Беларусь…………………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 203.26 Кб (Скачать)

Тесная взаимосвязь торговли товаров с услугами приводит к тому, что увеличение торговли товарами стимулирует развитие сферы услуг. Например, экспорт товаров во многом связан с кредитованием экспортного производства, страхованием экспортных рисков. Некоторые товары требуют послепродажного обслуживания, например, продажа автомобилей сопровождается обслуживанием в специализированных сервис-центрах.

Сферу услуг нельзя однозначно относить к  торговле, понимая под услугами специфичный  товар. Торговля услугами ввиду своих  особенностей также предполагает сопутствующие  инвестиции. В связи с неразрывностью между поставщиком и покупателем  услуги необходимо, чтобы была организована доставка услуги до конечного потребителя, что иногда требует прямых инвестиций, то есть создания компаний и организаций непосредственно возле потребителя. Это касается, например, открытия больниц, школ, кафе, автопарков в труднодоступных местах. Услуги могут предоставляться исключительно с помощью торговли, когда покупатели достаточно мобильны для того, чтобы добраться до источника услуг, или источник уникален и не может быть доставлен к потребителю. Например, туризм зависит от климата и географии, образование и здравоохранение — от квалификации местного персонала. Кроме того, производители услуг могут осуществлять их продажу через посредников, что наиболее наглядно на примере финансовых услуг благодаря высоким информационным технологиям. Брокерские услуги и услуги перестрахования могут предоставляться по телефону или через Интернет с помощью посредников, находящихся недалеко от потребителя услуги. В целом развитие сферы услуг является объективно необходимым процессом, который сложно стимулировать административными методами, хотя и возможно в четко управляемых структурах. Главным стимулом развития сферы услуг должен стать спрос, возникший на основе осознанных потребностей. Спонтанно сложившийся спрос является идеальным климатом для развития нетрадиционных видов услуг, которые преобладают в потребительских расходах.

Рост  сферы услуг в Республике Беларусь  затрудняется рядом особенностей современного состояния данной сферы.

Во-первых, огромное количество услуг практически во всех отраслях экономики не учитывается национальной статистикой, поскольку или находится в сфере теневого рынка услуг, или просто не оценивается как услуги. Например, консалтинговые, транспортные (ремонтные), образовательные (репетиторство), бытовые и иные услуги часто оказываются частными или государственными структурами вне безналичного расчета, что помимо статистических проблем приносит налоговые потери государству.

Во-вторых, основная часть услуг оказывается государственными организациями. Для повышения их качества, заинтересованности в результатах необходимо оптимизировать соотношение государственных и частных услуг. Целесообразно, чтобы государственный сектор создавал необходимые условия для развития частного сектора. Государственные услуги должны не заменять, а конкурировать с частными.

В-третьих, неоптимальным является соотношение платных и бесплатных услуг, предоставляемых государственными организациями. В 2007 году государство предоставляло 63,3% всех платных услуг. В перечень государственных платных услуг должны быть отнесены те услуги, которые требуют дополнительного финансирования для своего развития. Вместе с этим отдельные отрасли должны обладать спецификой организации платных услуг. Например, в здравоохранении должен остаться ряд необходимых традиционных бесплатных услуг, а платные могут включать дополнительные косметологические и иные нетрадиционные услуги.

В настоящее  время в структуре платных  услуг Республики Беларусь основную долю занимают традиционные: жилищно-коммунальные (28%), связь (21,7%), транспорт (16,5%), бытовые (12,4%). В ретроспективе структура не изменялась, поэтому целесообразно в связи с ростом доходов населения уделить внимание развитию платных нетрадиционных услуг: финансовых, правовых, туристско-экскурсионных и прочих.

В-четвертых, достаточно серьезным остается износ материально-технической базы. В условиях ускоренного роста физического и морального износа средств, обеспечивающих функционирование сферы услуг, возникают объективные препятствия развития данной сферы. В этой связи значительный рост услуг за счет существующей базы и конъюнктуры маловероятен.

Для качественного и количественного развития данной сферы в Беларуси необходимо не только расширить номенклатуру предоставляемых услуг, но и ввести абсолютно новые нетрадиционные услуги, основываясь на опыте удовлетворения потребностей населения и юридических лиц в развитых зарубежных странах. Развитие одной рост других. В этой

связи необходимо отметить потенциал развития образовательных, почтовых, транспортных и туристических услуг.

В сфере  воздушного транспорта возможно внедрение  системы 100-процентной электронной  продажи билетов, в том числе  через Интернет. В туризме необходимо стимулировать развитие фотоохоты, безопасной рыбной ловли и иных видов экологического туризма. В целом практически в каждой отрасли сферы услуг существуют значительные резервы для внедрения новых нетрадиционных видов. Однако для преодоления препятствий развития этой сферы и обеспечения ее качественного и количественного устойчивого развития в Республике Беларусь основную роль должны сыграть финансовые услуги.

Финансовые  услуги являются основой рыночной экономики, обеспечивая функционирование ее инфраструктуры. В Республике Беларусь они занимают около 1—2% ВВП. К ним относятся  банковское кредитование, страхование, аудит. Кредитование заняло определенную нишу в национальной экономике. Наиболее развитыми видами кредитования в Беларуси стали кредитование жилищного строительства и сельского хозяйства. При этом по-прежнему недостаточно используется кредитование здравоохранения, образования, приобретения потребительских товаров. Страхование в последние годы получило тенденцию огосударствления, когда оказались недостаточно развиты добровольные виды страхования, особенно относящиеся к страхованию жизни. Активное развитие к настоящему времени получили аудиторские услуги. На начало 2007 года на рынке аудиторских услуг получили лицензии и осуществляют деятельность около 100 аудиторских организаций, включая 2 государственные и около 500 аудиторов — индивидуальных предпринимателей.

Финансовые  услуги в Республике Беларусь находятся на этапе становления и обладают резервами, которые позволят увеличить долю данной отрасли услуг в ВВП в десятки раз. Более того, финансовые услуги могут способствовать развитию всей сферы услуг и обеспечат преодоление препятствий, сдерживающих развитие многих отраслей. Так, для решения проблемы учета в сфере услуг, а также для обеспечения количественного и качественного роста финансовых услуг предлагается проведение следующих мероприятий:

1. Требуется  создание полноценной и надежной финансово-банковской инфраструктуры для обслуживания функционирования сферы услуг. Необходимо максимально увеличить безналичный оборот в сфере услуг вплоть до 100 процентов. Для достижения этой цели потребуется широкомасштабное использование безналичных расчетов во всех точках торговли услугами. Полученная банками информация о проведении операций по торговле услугами может быть использована в системе учета, а также налоговыми органами. Безналичный оборот выгоден для банковской системы, которая будет использовать временно свободные средства населения, находящиеся на пластиковых карточках. Расширение безналичного оборота в сфере услуг, сопровождающееся увеличением номенклатуры банковских услуг, будет способствовать развитию таких отраслей, как телефонная связь, почта и Интернет. Широкое использование возможностей получения информации о проведенных операциях

по  пластиковым карточкам по почте, телефону и через Интернет расширит количество услуг, предоставляемых данными видами связи.

2. Целесообразно  активизировать экспорт финансовых услуг. Экспорт банковских и страховых услуг возможен несколькими путями. В первую очередь — через открытие филиалов и представительств белорусских банков и страховых компаний за рубежом для привлечения средств и перевод их в Республику Беларусь и инвестирование их в национальную экономику. Наиболее перспективным видится открытие белорусских банковских филиалов в странах СНГ, Китае, Сербии. Во вторую очередь — через расширение зарубежной клиентуры белорусских банковских и страховых услуг внутри страны. Данная возможность является наиболее реальной ввиду реализации процесса вступления Беларуси в ВТО, который в конечном итоге предполагает либерализацию внешнефинансовых отношений.

Экспорт является резервом роста не только финансовых услуг, но и других отраслей данной сферы. В настоящее время экспорт услуг в Республике Беларусь, так же, как и импорт, находится на достаточно низком уровне, обладая значительным потенциалом для роста.

География размещения экспорта белорусских услуг может быть достаточно обширной, но упорядоченной. Целесообразно экспортировать услуги в страны, в которых рынки уже достаточно освоены белорусскими товаропроизводителями. В первую очередь необходимо рассмотреть возможность экспорта в Россию, Азербайджан, Казахстан, Украину и другие страны СНГ, затем в Великобританию, Голландию, Германию. Региональная конкуренция позволит белорусским компаниям сформироваться за рубежом, окрепнуть, получить навыки и опыт для конкурентной борьбы.

Важно понимать, что реализация механизма экспорта услуг не может быть навязана сверху. Власти должны лишь поддержать спонтанно складывающиеся инициативы белорусских компаний в данном направлении. Роль государства должна быть ограничена созданием инфраструктуры и поддержкой нуждающихся компаний на первоначальном этапе, что соответствует принципам международных экономических отношений. В противном случае результаты могут оказаться формальными, а зарубежные филиалы лягут дополнительным бременем на материнские компании и государство.

Для устойчивого  инновационного развития экономики Республики Беларусь сфера услуг является наиболее доступным и естественным обеспечением. Увеличение доли услуг в ВВП страны повысит экономическую защищенность государства от промышленных шо-ков и, соответственно, сократит энергетическую зависимость национальной экономики, поскольку основными потребителями энергии выступают именно промышленные предприятия. Активизация финансовых услуг должна создать климат для изменения отношения потребителей к услугам в Беларуси и их динамичного развития. При этом сами финансовые услуги должны питаться резервными источниками всех отраслей сферы услуг.

Преимущественное  развитие сферы услуг предполагает обеспечение сдвигов в структуре услуг в сторону более сложных, наукоемких их видов, обеспечивающих экономический рост, а также социальных услуг, повышающих качество жизни населения.

Наиболее быстрыми темпами  предусматривается развитие производственных услуг, связанных с обслуживанием отраслей народнохозяйственного комплекса (услуги транспорта, связи).

Особое внимание должно быть уделено услугам, способствующим активизации человеческого фактора в экономике - развитию эффективной системы науки, образования, здравоохранения, страховой медицины и услуг, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров, рационализацией быта, организацией досуга. Предусмотрено расширение инвестиций в формирование информационной базы учебных заведений и обновление их оборудования.

Одним из приоритетных направлений  развития сферы услуг будет рост объемов реализации новых видов  услуг, обслуживающих инфраструктуру рыночного хозяйства (маркетинговые, правовые, банковские, депозитарные, страховые, информационные, консалтинговые). Предстоит повысить значимость услуг связанных с кредитованием предприятий, организаций, фермерских хозяйств, индивидуального предпринимательства и образования.

 

Строительство

Целью развития сферы услуг в строительстве  является удовлетворение потребностей населения, юридических лиц, государства и других заказчиков в высокоэффективной, доступной по цене строительной продукции.

Для ее достижения следует решить следующие задачи:

•создание новых и расширение объемов внедрения разработанных ре 
сурсосберегающих технологий, универсальных архитектурно-конструктивно - 
планировочных систем зданий и сооружений, обеспечивающих снижение уров 
ня затрат на всех стадиях инвестиционно - строительного цикла, повышение их теплозащитных и потребительских качеств;

•развитие и модернизация производственной базы строительства с 
ориентацией на применение эффективных отечественных ресурсо- и энергосбе 
регающих материалов, изделий, конструкций, машин и механизмов, не усту 
пающих по своим характеристикам зарубежным аналогам;

  • расширение интеграции с соседними государствами, устранение технических барьеров между этими странами;
  • активизация участия в подрядных торгах на строительство объектов 
    за пределами республики, увеличение экспорта объемов строительных услуг, 
    прежде всего, в Россию;
  • совершенствование нормативно-правовой базы.

Необходимо обеспечить строительный рынок конкурентоспособными материалами, изделиями и конструкциями отечественного производства, способными конкурировать с импортной продукцией; достичь снижения стоимости строительства и эксплуатационных затрат на оказание услуг по содержанию объектов и одновременно повысить комфортность проживания в жилых домах требуемой надежности и долговечности.

 

Транспорт

Целью развития сферы услуг  транспорта является удовлетворение платежеспособного спроса населения и субъектов хозяйствования в транспортных услугах, повышение их качества, интеграция и укрепление позиции на мировом рынке транспортных услуг.

Для достижения поставленной цели предстоит создать технически и экономически развитую и надежно работающую транспортную систему, конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках транспортных услуг, условия для дальнейшего развития, модернизации и обновления транспортных коммуникаций, инфраструктурных объектов и систем, подвижного состава.

Информация о работе Торговля услугами РБ со странами СНГ