Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:36, курсовая работа
Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в Республике Беларусь выделяется реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства, которое создает необходимые условия для жизнедеятельности человека.
В стране уровень развития жилищно-коммунального хозяйства не в полой мере соответствует предъявленным к нему требованиям, что в значительной мере влияет на качество жизни населения. Жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в Беларуси.
Введение…………………………………………………………………………………..2
Глава 1: Внешнеторговая политика Республики Беларусь в сфере услуг………….…4
1.1.Характеристика и классификация услуг…………………………………………….4
1.2.Анализ современного состояния сферы услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………….………………..….9
Глава 2: Внешнеторговое сотрудничество Республики Беларусь со странами СНГ в сфере услуг ……………………………………………………………………………....15
2.1. Анализ внешней торговли услугами Республики Беларусь со странами
СНГ…………………………………………………………………………………….…15
2.2.Соотношение сферы услуг Республики Беларусь и стран СНГ на примере банковских услуг………………………………………………………………………...19
Глава 3: Перспективы развития внешней торговли услугами в Республике Беларусь…………………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………………..37
- повышением уровня и качества жизни граждан на основе экономического роста, увеличения реальных денежных доходов населения и повышения его занятости;
- улучшением финансового состояния предприятий реального сектора экономики;
- активизацией инвестиционной и внешнеэкономической деятельности;
-стабилизацией государственных финансов, низкими показателями дефицита консолидированного бюджета и государственного долга;
- замедлением инфляционных и девальвационных процессов;
- дедолларизацией и монетизацией экономики;
- ростом золотовалютных резервов государства;
- снижением номинальных процентных ставок на финансовом рынке и поддержанием их реальных значений на положительном уровне;
- развитием и укреплением банковского сектора, повышением его роли в социально-экономическом развитии страны, выразившемся в росте ресурсов, собственного капитала и уставного фонда банков, расширении их активных операций, улучшении структуры активов и эффективности, надежности и безопасности функционирования платежной системы.
Развитие банковского сектора
в 2001 – 2005 годах было подчинено общим
целям и задачам, предусматривающим
повышение функциональной роли банковской
системы в социально-
На этом этапе позитивные тенденции в общей макроэкономической ситуации и денежно-кредитной сфере в целом создали благоприятные предпосылки для динамичного развития банковского сектора.
Активы и капитал банков увеличивались темпами, значительно превышающими темпы роста ВВП и инвестиций в основной капитал; возросло доверие к банкам со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, что выражается в увеличении уставных фондов, доли нерезидентов Республики Беларусь в уставных фондах банков, росте объемов привлекаемых средств от физических лиц, коммерческих и бюджетных организаций.
К началу 2006 года соотношение капитала банковского сектора с ВВП составило 6,3 процента (к началу 2001 года – 4,2%); в абсолютном выражении собственный капитал банковского сектора увеличился в 10,4 раза.
При этом рост собственного капитала банковского сектора на 64% был обеспечен увеличением доли государственных органов и юридических лиц, основанных на государственной форме собственности, в совокупном уставном фонде банковского сектора.
Соотношение активов банковского сектора с ВВП составило 32,2%, в том числе кредитов предприятиям и населению соответственно 20,8 и 16,5%.
В абсолютном выражении активы банковского сектора увеличились в 8,1 раза, кредиты экономике – в 8,8 раза.
Одной из важных особенностей институционального развития банковского сектора в 2001 – 2005 годах является существенное уменьшение количества филиалов банков с 529 до 440, что связано с оптимизацией банками филиальной сети, ликвидацией убыточных филиалов, переходом на современные технологии управления.
Для банковского сектора Республики Беларусь характерны все основные виды рисков, присущие банковской деятельности. К числу важнейших видов рисков, управление которыми играет главную роль в условиях функционирования банковского сектора, относятся кредитный риск и риск ликвидности.
Анализ рынка банковских розничных услуг свидетельствует о его многообразии (см. рисунок 3). Условно по блокам их можно разделить на депозитные, кредитные, услуги по расчетно-кассовым операциям, включая расчетные операции с использованием различных инструментов, услуги по валютно-обменным операциям, по операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями, с ценными бумагами, консультационно-информационные услуги.
Рисунок 3. Услуги, предоставляемые Белорусскими банками населению.
Предоставление банковских услуг в странах СНГ.
Большинство стран СНГ
достигли значительного прогресса
в предоставлении банковских услуг
по сравнению с уровнем, на котором
они находились в начале 1990-х годов,
когда вступали на путь перехода к
рыночной экономике. Состояние 12 банковских
систем стран СНГ весьма неоднородно,
отражая региональные и национальные
различия. Результативность процессов,
происходящих в банковских системах
стран СНГ в последние годы,
неодинакова, что объясняется прежде
всего различиями в макроэкономической
и политической обстановке, а также
проводимой государственными органами
политикой в отношении
Предстоит еще много работы.
Уровень рисков в банковских системах
стран СНГ — один из самых высоких
в мире. Бурный рост активов и
ссудной задолженности, недостаточная
информационная прозрачность, низкая
капитализация и высокая
Совокупные активы банковских
систем стран СНГ составляют порядка
240 млрд долл. В международном контексте
банковские системы стран СНГ
очень невелики, и каждая из них
в отдельности очень
В банковских системах стран СНГ слишком много небольших банков, размеры бизнеса которых не позволяют реализовать эффект экономии на масштабе.
За последнее десятилетие
численность банков в большинстве
государств СНГ значительно сократилась
вследствие банкротств, слияний и
отзывов лицензий. Эффективными средствами
укрепления банковских систем и стимулирования
процесса консолидации стали меры по
реструктуризации, а также ужесточение
требований к минимальному капиталу
и повышение коэффициентов
Концентрация. Страны СНГ
различаются также по степени
рыночной концентрации в банковском
секторе, которая варьируется от
сравнительно умеренной в Украине
(где в середине 2004 г. доля пяти крупнейших
банков в совокупных активах банковской
системы составляла 45%, причем собственная
доля ни одного из них не превышала
15%) до исключительно высокой в
Узбекистане и Азербайджане (в
каждой из этих стран удельный вес
одного крупнейшего банка в совокупных
активах банковской системы составляет
70%). Это также относится к
Высокая концентрация рынка финансовых услуг, обеспечивающая крупнейшим банкам возможность отстаивать свои коммерческие интересы и устанавливать выгодные для себя цены, дестабилизирует условия конкуренции и может привести к недооценке кредитного риска банковским сектором в целом и неготовности повышать премию за риск. Крупнейшим и недосягаемым для других кредитных организаций по масштабам операций не только в России, но и в СНГ в целом является российский государственный Сбербанк (нет рейтинга), контролирующий 40% всего российского рынка привлекаемых вкладов (в том числе две трети рынка вкладов физических лиц) и 30% российского рынка кредитования корпоративных клиентов. Если оставить в стороне Сбербанк, то окажется, что структура российского банковского сектора сильно фрагментирована: в стране нет ни одного банка, доля которого в совокупном объеме выданных ссуд или привлеченных вкладов превышала бы 6%, и лишь порядка 15 частных банков имеют долю от 1 до 4%. Аналогичным образом в Беларуси доминирует Беларусьбанк (нет рейтинга; в прошлом — белорусский филиал советского Сбербанка): ему принадлежит 40% всех активов национальной банковской системы и 60% остатков средств на счетах физических лиц.
Глава 3: Перспективы развития внешней торговли услугами в Республике Беларусь
Развитие сферы услуг в прогнозном периоде предполагается с максимальным использованием таких конкурентных преимуществ страны, как выгодное экономико-географическое положение, развитый научно-технический потенциал, высокое качество человеческого капитала. В связи с этим при разработке Комплексной программы большое внимание уделено развитию транспортных услуг, услуг связи, науки и научного обслуживания, образования, культуры и здравоохранения, а также услуг, обеспечивающих инфраструктуру рыночного хозяйства (консалтинговых, риэлтерских, банковских, страховых, информационных и др.).
Комплексной программой
предусмотрено также, что развитие
платных услуг населению будет
осуществляться с целью обеспечения
территориальной и ценовой
Важным направлением будет административная и экономическая поддержка бытового обслуживания в сельской местности, совершенствование сельской службы быта. В этих целях предусматривается дальнейшее восстановление, модернизация и открытие новых сельских комплексных приемных пунктов, расширение выездного обслуживания.
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить:
В основе динамичного развития сферы услуг находится ряд факторов:
— рост потребностей и спроса на услуги, причем в основном на нетрадиционные;
— либерализация торговли услугами;
— выделение услуг из других отраслей экономики в самостоятельную сферу;
— приватизация государственных услуг;
— зависимость торговли услуг от торговли товарами.
Рост потребностей и спроса на услуги связан не только с увеличением доходов и изменением моды. Важную роль играет изменение демографической структуры, поскольку большую долю потребителей услуг составляют молодежь и пожилое население. Желание повысить качество жизни также является мотивом для увеличения потребления услуг и переориентации потребителей на нетрадиционные услуги даже при сохранении текущего уровня дохода. Кроме того, развитию нетрадиционных услуг способствуют технологические инновации. В свою очередь, рост требовательности к качеству услуг со стороны потребителей вызывает необходимость у компаний постоянно улучшать качество как традиционных, так и нетрадиционных услуг.
Важную роль в развитии услуг играет либерализация торговли. Либерализация торговли услугами приводит к росту конкуренции со стороны поставщиков, что приводит к разносторонним эффектам. Со стороны продавца услуги или товара в конкурентной борьбе возникает необходимость усиливать свои торговые позиции за счет приобретения дополнительных услуг. К таким дополнительным услугам относятся реклама, маркетинг, страхование, бухгалтерские и консалтинговые услуги, разработка бизнес-планов, инвестирование и кредитование, информационные услуги и т. д.
Все это способствует развитию сферы услуг, особенно финансовых, расширению их ассортимента. Со стороны покупателя конкуренция приводит к падению цен на традиционные и нетрадиционные услуги, которые со временем становятся традиционными.
Сфера услуг может получить революционное развитие за счет признания самостоятельности и отделения от других отраслей экономики. Многие виды деятельности, ранее не относившиеся к самостоятельной сфере услуг, отделились от промышленности, непроизводственных отраслей и вошли в сферу услуг. Например, транспортные и финансовые услуги часто предоставляются отдельными департаментами крупных промышленных компаний самим компаниям. Иногда эти департаменты отделяются, преобразуясь в самостоятельные юридические лица по предоставлению соответствующих услуг. Это способствует развитию сферы услуг в стране.
Необходимо отметить, что многие виды услуг, которые предоставлялись в промышленности, относились на себестоимость промышленной продукции как фиксированные издержки. Например, в крупных компаниях, на заводах и фабриках функционируют собственный автопарк и сервисы техобслуживания. Когда эти сервисы становятся самостоятельными или промышленные компании пользуются услугами не собственных, а иных, возможно, более дешевых или более качественных поставщиков услуг, то данный вид услуг становится не фиксированными, а переменными издержками в себестоимости промышленной продукции.
Выделение отдельных видов услуг из отрасли происходит в связи с ростом специализации. Появление инвестиционных, брокерских компаний с развитием рынка ценных бумаг, кредитных бюро с увеличением спроса на ссудный капитал, пенсионных фондов в результате пенсионной реформы — все это свидетельство отделения небанковских учреждений от банковских институтов. Многие новые виды услуг, в том числе финансовых, связаны не с объективной необходимостью, которую создает спрос на эти услуги, а с проводимой политикой поставщиков услуг.
Развитию сферы услуг также способствует приватизация традиционно государственных отраслей. Эффект от приватизации во многом схож с эффектом от либерализации, выражающимся в росте конкуренции, повышении экономической эффективности и качества услуг. Частными становятся не только образование, здравоохранение, телекоммуникации, связь, транспорт, но и частично такие области, как содержание тюрем и колоний, национальная безопасность. Важно понимать, что приватизация отдельных услуг не должна означать переход от государственной монополии к частной. Приватизация должна создавать, а не исключать конкуренцию.