Торговля услугами РБ со странами СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в Республике Беларусь выделяется реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства, которое создает необходимые условия для жизнедеятельности человека.
В стране уровень развития жилищно-коммунального хозяйства не в полой мере соответствует предъявленным к нему требованиям, что в значительной мере влияет на качество жизни населения. Жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в Беларуси.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………..2
Глава 1: Внешнеторговая политика Республики Беларусь в сфере услуг………….…4
1.1.Характеристика и классификация услуг…………………………………………….4
1.2.Анализ современного состояния сферы услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………….………………..….9
Глава 2: Внешнеторговое сотрудничество Республики Беларусь со странами СНГ в сфере услуг ……………………………………………………………………………....15
2.1. Анализ внешней торговли услугами Республики Беларусь со странами
СНГ…………………………………………………………………………………….…15
2.2.Соотношение сферы услуг Республики Беларусь и стран СНГ на примере банковских услуг………………………………………………………………………...19
Глава 3: Перспективы развития внешней торговли услугами в Республике Беларусь…………………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 203.26 Кб (Скачать)

- повышением уровня и качества жизни граждан на основе экономического роста, увеличения реальных денежных доходов населения и повышения его занятости;

- улучшением финансового состояния предприятий реального сектора экономики;

- активизацией инвестиционной и внешнеэкономической деятельности;

            -стабилизацией государственных финансов, низкими показателями дефицита консолидированного бюджета и государственного долга;

- замедлением инфляционных и девальвационных процессов;

- дедолларизацией и монетизацией экономики;

- ростом золотовалютных резервов государства;

- снижением номинальных процентных ставок на финансовом рынке и поддержанием их реальных значений на положительном уровне;

- развитием и укреплением банковского сектора, повышением его роли в социально-экономическом развитии страны, выразившемся в росте ресурсов, собственного капитала и уставного фонда банков, расширении их активных операций, улучшении структуры активов и эффективности, надежности и безопасности функционирования платежной системы.

Развитие банковского сектора  в 2001 – 2005 годах было подчинено общим  целям и задачам, предусматривающим  повышение функциональной роли банковской системы в социально-экономическом  развитии государства, укрепление ее устойчивости, расширение состава и улучшение качества банковских услуг.

На этом этапе позитивные тенденции  в общей макроэкономической ситуации и денежно-кредитной сфере в  целом создали благоприятные  предпосылки для динамичного  развития банковского сектора.

Активы и капитал банков увеличивались  темпами, значительно превышающими темпы роста ВВП и инвестиций в основной капитал; возросло доверие  к банкам со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, что выражается в увеличении уставных фондов, доли нерезидентов Республики Беларусь в  уставных фондах банков, росте объемов  привлекаемых средств от физических лиц, коммерческих и бюджетных организаций.

К началу 2006 года соотношение капитала банковского сектора с ВВП  составило 6,3 процента (к началу 2001 года – 4,2%); в абсолютном выражении собственный капитал банковского сектора увеличился в 10,4 раза.

При этом рост собственного капитала банковского сектора на 64% был обеспечен увеличением доли государственных органов и юридических лиц, основанных на государственной форме собственности, в совокупном уставном фонде банковского сектора.

Соотношение активов банковского  сектора с ВВП составило 32,2%, в том числе кредитов предприятиям и населению соответственно 20,8 и 16,5%.

В абсолютном выражении активы банковского  сектора увеличились в 8,1 раза, кредиты  экономике – в 8,8 раза.

Одной из важных особенностей институционального развития банковского сектора в 2001 – 2005 годах является существенное уменьшение количества филиалов банков с 529 до 440, что связано с оптимизацией банками филиальной сети, ликвидацией  убыточных филиалов, переходом на современные технологии управления.

Для банковского сектора  Республики Беларусь характерны все  основные виды рисков, присущие банковской деятельности. К числу важнейших  видов рисков, управление которыми играет главную роль в условиях функционирования банковского сектора, относятся  кредитный риск и риск ликвидности.

Анализ рынка банковских розничных  услуг свидетельствует о его  многообразии (см. рисунок 3). Условно по блокам их можно разделить на депозитные, кредитные, услуги по расчетно-кассовым операциям, включая расчетные операции с использованием различных инструментов, услуги по валютно-обменным операциям, по операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями, с ценными бумагами, консультационно-информационные услуги.

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Услуги, предоставляемые Белорусскими банками населению.

 

 

Предоставление банковских услуг в странах СНГ.

Большинство стран СНГ  достигли значительного прогресса  в предоставлении банковских услуг  по сравнению с уровнем, на котором  они находились в начале 1990-х годов, когда вступали на путь перехода к  рыночной экономике. Состояние 12 банковских систем стран СНГ весьма неоднородно, отражая региональные и национальные различия. Результативность процессов, происходящих в банковских системах стран СНГ в последние годы, неодинакова, что объясняется прежде всего различиями в макроэкономической и политической обстановке, а также  проводимой государственными органами политикой в отношении национальных банков. В то время как Казахстан  уже получает отдачу от реформы банковского  сектора, к которой он приступил  одним из первых, другие страны, включая  Россию и Украину, пока находятся  в положении догоняющих.

Предстоит еще много работы. Уровень рисков в банковских системах стран СНГ — один из самых высоких  в мире. Бурный рост активов и  ссудной задолженности, недостаточная  информационная прозрачность, низкая капитализация и высокая степень  концентрации бизнеса делают банки  неустойчивыми по отношению к  экономическим и политическим потрясениям  и препятствуют развитию банковских систем в целом

Совокупные активы банковских систем стран СНГ составляют порядка 240 млрд долл. В международном контексте  банковские системы стран СНГ  очень невелики, и каждая из них  в отдельности очень незначительна. Внутри региона размеры банковских систем и экономик, в которых они  оперируют, существенно разнятся. По всем параметрам доминирует Россия, на долю которой приходится 70% всей территории и половина населения стран СНГ. По состоянию на конец 2009 г. удельный вес российских банков в совокупном объеме банковских активов региона  составлял 80%, украинских банков — 8%, казахстанских  — 5%. Три крупнейшие банковские системы СНГ выглядят благополучнее других и представляют собой основной потенциал роста в регионе.

В банковских системах стран  СНГ слишком много небольших  банков, размеры бизнеса которых  не позволяют реализовать эффект экономии на масштабе.

За последнее десятилетие  численность банков в большинстве  государств СНГ значительно сократилась  вследствие банкротств, слияний и  отзывов лицензий. Эффективными средствами укрепления банковских систем и стимулирования процесса консолидации стали меры по реструктуризации, а также ужесточение  требований к минимальному капиталу и повышение коэффициентов достаточности  капитала

Концентрация. Страны СНГ  различаются также по степени  рыночной концентрации в банковском секторе, которая варьируется от сравнительно умеренной в Украине (где в середине 2004 г. доля пяти крупнейших банков в совокупных активах банковской системы составляла 45%, причем собственная  доля ни одного из них не превышала 15%) до исключительно высокой в  Узбекистане и Азербайджане (в  каждой из этих стран удельный вес  одного крупнейшего банка в совокупных активах банковской системы составляет 70%). Это также относится к Туркменистану, где два крупнейших госбанка —  Государственный банк внешнеэкономической  деятельности (нет рейтинга) и Дайханбанк (нет рейтинга) — владеют примерно 80% всех активов системы.

Высокая концентрация рынка  финансовых услуг, обеспечивающая крупнейшим банкам возможность отстаивать свои коммерческие интересы и устанавливать  выгодные для себя цены, дестабилизирует  условия конкуренции и может  привести к недооценке кредитного риска  банковским сектором в целом и  неготовности повышать премию за риск. Крупнейшим и недосягаемым для других кредитных организаций по масштабам  операций не только в России, но и  в СНГ в целом является российский государственный Сбербанк (нет рейтинга), контролирующий 40% всего российского  рынка привлекаемых вкладов (в том  числе две трети рынка вкладов  физических лиц) и 30% российского рынка  кредитования корпоративных клиентов. Если оставить в стороне Сбербанк, то окажется, что структура российского  банковского сектора сильно фрагментирована: в стране нет ни одного банка, доля которого в совокупном объеме выданных ссуд или привлеченных вкладов превышала  бы 6%, и лишь порядка 15 частных банков имеют долю от 1 до 4%. Аналогичным  образом в Беларуси доминирует Беларусьбанк (нет рейтинга; в прошлом —  белорусский филиал советского Сбербанка): ему принадлежит 40% всех активов  национальной банковской системы и 60% остатков средств на счетах физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3: Перспективы развития внешней  торговли услугами в Республике Беларусь

 

Развитие сферы  услуг в прогнозном периоде предполагается с максимальным использованием таких  конкурентных преимуществ страны, как  выгодное экономико-географическое положение, развитый научно-технический потенциал, высокое качество человеческого  капитала. В связи с этим при  разработке Комплексной программы  большое внимание уделено развитию транспортных услуг, услуг связи, науки  и научного обслуживания, образования, культуры и здравоохранения, а также  услуг, обеспечивающих инфраструктуру рыночного хозяйства (консалтинговых, риэлтерских, банковских, страховых, информационных и др.).

Комплексной программой предусмотрено также, что развитие платных услуг населению будет  осуществляться с целью обеспечения  территориальной и ценовой доступности  для населения с различным  уровнем доходности.

Важным направлением будет административная и экономическая  поддержка бытового обслуживания в  сельской местности, совершенствование  сельской службы быта. В этих целях  предусматривается дальнейшее восстановление, модернизация и открытие новых сельских комплексных приемных пунктов, расширение выездного обслуживания.

Реализация  мероприятий Программы позволит обеспечить:

  • доведение доли услуг в валовом внутреннем продукте к концу 2011 года до 46-48%;
  • увеличение доли занятых в сфере услуг;
  • увеличение объема реализации платных услуг населению в 1,6 раза.

В основе динамичного развития сферы услуг  находится ряд факторов:

— рост потребностей и спроса на услуги, причем в основном на нетрадиционные;

— либерализация торговли услугами;

— выделение услуг из других отраслей экономики в самостоятельную сферу;

— приватизация государственных услуг;

— зависимость торговли услуг от торговли товарами.

Рост  потребностей и спроса на услуги связан не только с увеличением доходов и изменением моды. Важную роль играет изменение демографической структуры, поскольку большую долю потребителей услуг составляют молодежь и пожилое население. Желание повысить качество жизни также является мотивом для увеличения потребления услуг и переориентации потребителей на нетрадиционные услуги даже при сохранении текущего уровня дохода. Кроме того, развитию нетрадиционных услуг способствуют технологические инновации. В свою очередь, рост требовательности к качеству услуг со стороны потребителей вызывает необходимость у компаний постоянно улучшать качество как традиционных, так и нетрадиционных услуг.

Важную роль в развитии услуг  играет либерализация торговли. Либерализация торговли услугами приводит к росту конкуренции со стороны поставщиков, что приводит к разносторонним эффектам. Со стороны продавца услуги или товара в конкурентной борьбе возникает необходимость усиливать свои торговые позиции за счет приобретения дополнительных услуг. К таким дополнительным услугам относятся реклама, маркетинг, страхование, бухгалтерские и консалтинговые услуги, разработка бизнес-планов, инвестирование и кредитование, информационные услуги и т. д.

Все это  способствует развитию сферы услуг, особенно финансовых, расширению их ассортимента. Со стороны покупателя конкуренция приводит к падению цен на традиционные и нетрадиционные услуги, которые со временем становятся традиционными.

Сфера услуг может получить революционное  развитие за счет признания самостоятельности  и отделения от других отраслей экономики. Многие виды деятельности, ранее не относившиеся к самостоятельной сфере услуг, отделились от промышленности, непроизводственных отраслей и вошли в сферу услуг. Например, транспортные и финансовые услуги часто предоставляются отдельными департаментами крупных промышленных компаний самим компаниям. Иногда эти департаменты отделяются, преобразуясь в самостоятельные юридические лица по предоставлению соответствующих услуг. Это способствует развитию сферы услуг в стране.

Необходимо  отметить, что многие виды услуг, которые предоставлялись в промышленности, относились на себестоимость промышленной продукции как фиксированные издержки. Например, в крупных компаниях, на заводах и фабриках функционируют собственный автопарк и сервисы техобслуживания. Когда эти сервисы становятся самостоятельными или промышленные компании пользуются услугами не собственных, а иных, возможно, более дешевых или более качественных поставщиков услуг, то данный вид услуг становится не фиксированными, а переменными издержками в себестоимости промышленной продукции.

Выделение отдельных видов услуг из отрасли происходит в связи с ростом специализации. Появление инвестиционных, брокерских компаний с развитием рынка ценных бумаг, кредитных бюро с увеличением спроса на ссудный капитал, пенсионных фондов в результате пенсионной реформы — все это свидетельство отделения небанковских учреждений от банковских институтов. Многие новые виды услуг, в том числе финансовых, связаны не с объективной необходимостью, которую создает спрос на эти услуги, а с проводимой политикой поставщиков услуг.

Развитию сферы услуг также  способствует приватизация традиционно государственных отраслей. Эффект от приватизации во многом схож с эффектом от либерализации, выражающимся в росте конкуренции, повышении экономической эффективности и качества услуг. Частными становятся не только образование, здравоохранение, телекоммуникации, связь, транспорт, но и частично такие области, как содержание тюрем и колоний, национальная безопасность. Важно понимать, что приватизация отдельных услуг не должна означать переход от государственной монополии к частной. Приватизация должна создавать, а не исключать конкуренцию.

Информация о работе Торговля услугами РБ со странами СНГ