Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:36, курсовая работа
Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в Республике Беларусь выделяется реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства, которое создает необходимые условия для жизнедеятельности человека.
В стране уровень развития жилищно-коммунального хозяйства не в полой мере соответствует предъявленным к нему требованиям, что в значительной мере влияет на качество жизни населения. Жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в Беларуси.
Введение…………………………………………………………………………………..2
Глава 1: Внешнеторговая политика Республики Беларусь в сфере услуг………….…4
1.1.Характеристика и классификация услуг…………………………………………….4
1.2.Анализ современного состояния сферы услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………….………………..….9
Глава 2: Внешнеторговое сотрудничество Республики Беларусь со странами СНГ в сфере услуг ……………………………………………………………………………....15
2.1. Анализ внешней торговли услугами Республики Беларусь со странами
СНГ…………………………………………………………………………………….…15
2.2.Соотношение сферы услуг Республики Беларусь и стран СНГ на примере банковских услуг………………………………………………………………………...19
Глава 3: Перспективы развития внешней торговли услугами в Республике Беларусь…………………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………………..37
4. Неспособность услуг к хранению.
Важная отличительная черта услуг - это их сиюминутность. Услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи. Непроданные авиабилеты на рейс пропадут. И если мощности по услугам превосходят спрос на них, то теряется доход или стоимость услуг. Если спрос превышает предложение, то услуги, как физические товары, невозможно взять со склада. Колебания спроса присущи всем видам услуг. Он может меняться в зависимости от времени года, от дней недели. Неспособность услуг к хранению требует разработки стратегии.
Неспособность услуг к хранению требует разработки стратегии, обеспечивающей согласование спроса и предложения на услуги:
Классификация услуг позволяет улучшить понимание изучаемого явления, выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику.
Очевидно, что в принципе могут быть разные подходы классификации услуг. Самый общий подход предложил Ловелок. Главное в этой классификации - на кого (или что) направлены услуги и являются они осязаемыми или нет.(см. Таблица 4)
Таблица 4
Направление услуг |
Услуги |
Осязаемые действия, направленные на тело человека |
Здравоохранение, пассажирский транспорт, спорт, заведения, салоны красоты, общественное питание,
парикмахерские |
Осязаемые действия, направленные на и другие физические объекты |
Грузовой транспорт, ремонт и обслуживание оборудования, охрана, бытовые услуги, ветеринарные услуги |
Неосязаемые действия, направленные на сознание человека |
Образование, радио, ТВ, информационные услуги, театры, кино, музеи |
Неосязаемые действия с неосязаемыми активами |
Банки, юридические и консультационные услуги, страхование, операции с ценными бумагами |
Приведенная классификация является основой классификации услуг в сфере нематериального производства. Ее можно дополнять и развивать. Предприятие может добиться успеха на рынке за счет усиления участия потребителей в производстве услуг. Предлагая потребителю самому выполнить какую-то часть услуги, предприятие тем самым изменяет и саму природу услуги.
Одновременно в мире появляется тенденция диверсификации сферы услуг.
Многие ранее обособленные виды услуг объединяются в рамках своей компании. Предлагая целый комплекс услуг, компания может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет их диверсификации. Так, банковские, биржевые и посреднические услуги сливаются в единый
комплекс финансовых услуг.
Сфера услуг - сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.
Сфера услуг имеет ряд специфических особенностей по сравнению с материальным производством.
Во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг. Во-вторых, услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в
промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей товаров. Можно сказать, что во многих случаях в услуге присутствует элемент продукции, точно так же, как при продаже продукции присутствует элемент услуги. Тесное переплетение продажи товаров и предоставления услуг затрудняет выделение и учет услуг. В-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того во многих странах транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются
и регламентируются государством. Импорт услуг по мнению правительств многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету, поэтому он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами. Возрастание роли и влияния сферы услуг на экономику вызвало необходимость проведения исследований с целью классификации услуг и выявления уровней регулирования сферы услуг.
Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной из его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономики. Вместе с тем рынок услуг имеет ряд специфических особенностей, обуславливающих особый подход к предпринимательской деятельности. К основным особенностям сферы услуг можно отнести:
Особенности промышленного комплекса Республики Беларусь, ее географическое положение и исторические связи определили высокую степень открытости экономики республики, ее ориентированность на внешние рынки. Объем экспорта товаров составляет около 50% валового внутреннего продукта страны, импорта – около 60%.
В последнее десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным ростом объемов товарооборота. Это обусловлено как ростом экономического, так и научно-технического потенциала.
При этом негативные тенденции
сокращения объемов внешней торговли
всех стан мира в 2009 году, обусловленные
мировым финансово-
Отрицательное сальдо внешней
торговли товарами частично компенсируется
положительным результатом
Основной статьей экспорта являются автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские перевозки и услуги трубопровода. На них приходится 2/3 экспорта услуг.
Также к основным экспортным
позициям относятся туристические
услуги, услуги связи, компьютерные и
строительные услуги. В настоящее
время эти сферы услуг
Экспорт услуг с 2000 по 2009
годы вырос практически в 4,3 раза,
однако импорт вырос почти в 5 раз.
По данным Национального банка Беларуси,
за январь-май 2010 года сальдо внешней
торговли услугами сформировалось положительным
и составило 764, 9 млн долларов. Экспорт
услуг составил 1,714 млрд долларов и
по сравнению с январем-маем 2009 г.
увеличился на 32,9%, импорт – 949,8 млн и возрос
на 34,6%. Экспорт услуг в страны СНГ составил
25,1% от общего объема экспорта услуг, в
страны вне СНГ – 74,9%, импорт услуг из стран
СНГ – 28,8% общего объема импорта услуг,
из стран вне СНГ – 71,2%.
Транспортные услуги играют ведущую роль
в экспорте услуг Беларуси, что неудивительно
для транзитной страны. Выручка от транзита
в 2008 году составила 2,6 млрд долларов, что
на 67% больше, чем по итогам 2006 года. В минувшем
году от транзита удалось заработать 1,9
млрд долларов. В 2010 году Беларусь рассчитывает
получить более 2 млрд долларов. К 2015 году
доход от транзита планируется увеличить
на 24%.
Впрочем, среди услуг транспорта доля
трубопроводного транспорта резко преобладает
и составляет около 40%, доходя в денежном
эквиваленте до 1 млрд долларов. В разгар
кризисных явлений Беларуси удалось увеличить
выручку лишь от транзита нефти. В объемном
выражении транзит вырос на 4%, или на 2,4
млн тонн, а доход увеличился на 12 млн долларов.
Вместе с тем транзит природного газа,
например, снизился на 6,8 млрд кубометров
(или на 13%), а доходы упали на 83 млн долларов
(снижение на 18%).
Еще одна сфера, на которую сделана ставка и где активно растут объемы услуг, - это информационные технологии. Доля Беларуси в мировом экспорте ИТ-услуг за последние 7 лет выросла более чем в пять раз – с 0,02 до 0,1%. При этом суммарный объем экспорта ИТ-услуг, по официальным данным, в 2009 году составил 159,1 млн долларов против 154,7 млн в 2008 году. Это практически в десять раз больше, чем в 2003 году – 17,4 млн долл. Доля экспорта ИТ-услуг в экспорте услуг Беларуси за год увеличилась с 3,7% до 4,6%. Остальные услуги не очень сильно развиваются.
В 2010 году объем внешней торговли услугами Беларуси составил 7,2 млрд долларов, из них на экспорт пришлось 4 ,4 млрд, на импорт – 2,7 млрд.(см. Таблица 5)
Таблица 5.
Рассмотрим анализ сферы услуг по секторам.
Образование
Образование – одна из важнейших подсистем сферы услуг, представляющая собой совокупность организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики.
Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования и др.
В Республике Беларусь достигнут достаточно высокий уровень грамотности взрослого населения -- 99,0 %. Базовое, общее среднее и профессиональное образование имеют 98 % занятого населения. Беларусь по индексу уровня образования (2003 г. — 0,950) удерживает лидирующие позиции среди стран СНГ (Россия, Украина - 0,920, Узбекистан — 0,910).
Национальная система
образования включает все виды и
формы образовательной
Основным источником финансирования учреждения образования является государственный бюджет. Анализ динамики расходов на образование показывает достаточно высокий и стабильный уровень его финансового обеспечения из государственного бюджета относительно валового внутреннего продукта.
Развитие высшего образования рассматривается в качестве важного фактора, определяющего экономический рост страны и возможность личности обеспечить свое жизненное благополучие. В то же время расширение масштабов высшего образования связано с демографическими процессами, финансовыми ресурсами, в первую очередь государственными.