Теоретические основы исследования монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, а также методы борьбы и контроля над монополистическими объединениями. Проблема монополий в экономике является одной из основных для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы:
• изучить причины возникновения монополий,
• рассмотреть общие понятия монополий, их поведение на рынке,
• сущность монополий, их виды, проследить динамику становления монополизма в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические основы исследования монополии
1.1. Возникновение развитие и сущность монополии……………….……….4
1.2. Формы и виды монополий…………………………………………………9
1.3 Монопольная цена. Поведение фирмы-монополиста на рынке………18
1.4 Рыночная власть и равновесие фирмы монополиста………………….20
Глава II Эффективность регулирования монополии
2.1 Монополия и эффективность…………………………………………….26
2.2 Монополия и эластичность спроса…………………………………….28
Глава III Перспективы развитий монополий
3.1 Их эффективность. Роль государства……………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………36

Файлы: 1 файл

Курсовой проект.docx

— 202.69 Кб (Скачать)

В отечественной экономике, к сожалению, все шло наоборот. Продолжались усилия по наращиванию  концентрации не только производства и потребления, но и распределения  и обмена. В конце концов, наша система превратилась в огромную организационную сверхмонополию.

 

1.3 Монопольная  цена. Поведение фирмы-монополиста  на рынке.

Особенность монопольной  цены заключается в том, что она  сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. “Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода” (чаще всего в форме монопольной сверхприбыли). Такой доход представляет экономическую реализацию господства монополистов на рынке, проще говоря – это дань, которой они облагают других предпринимателей и население. Чтобы получить сверхприбыль, монополии не проводят никаких улучшений в производстве товаров. Поэтому при установлении выгодных цен для них, они утрачивают экономические стимулы к техническому и иному прогрессу. А противоположность конкуренции, побуждающей к совершенствованию производства, всякая монополия хотя бы временно порождает застой в этом отношении.

Монополии овладевают законами спроса и предложения, устанавливают  два вида монопольных цен. С их помощью образуется механизм монополистического обогащения за счет остальной части  общества.

Так, монополистические объединения  стремятся сосредоточить у себя значительную часть всех товаров  отрасли. Это позволяет устанавливать  монопольно высокую цену, превышающую  общественно необходимые затраты  труда. Одновременно они искусственно создают товарный дефицит, ограничивая  выпуск продукции до таких пределов, чтобы спрос на нее превышал предложения. В данном случае, монопольный доход  представляет собой разницу между  монопольно высокой ценой и стоимостью товара (или равновесной ценой). Естественно, что покупатели теряют часть своего нормального дохода в пользу монополий. Обогащение монополий за сет повышенных цен – одно из решающих причин инфляции.

“Монополия стремится  также быть единственным покупателем  определенного продукта. Они искусственно ограничивают на какое-то время свои закупки, добиваясь того, чтобы предложение  товаров со стороны продавцов  превышало спрос со стороны монополии. Это позволяет установить монопольно низкую цену, уровень которой не достигает общественно – необходимых затрат труда”. В данном случае монопольный доход – это разница между стоимостью товара ( или равновесной ценой) и монопольно низкой ценой. Он является вычетом их нормального дохода продавцов.

Следует учитывать и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она  вынуждена учитывать реакцию  покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только товар, на который существует неэластичный спрос. Но и в такой  ситуации подорожание продукции  приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит  для удержания высокой цены, или  увеличивать объем продажи, но уже  по сниженным ценам.

Может показаться, что монополия  и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устраивать свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке.

В современных условиях капиталистические  объединения не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет  соперничество.

1.4 Рыночная власть и равновесие фирмы монополиста

По существу выбор монополиста  сводится к выбору точки на кривой спроса на его продукт. Предположим, что на рис. 1 изображена кривая спроса на продукт монополиста. Монополист может выбрать точки А, Б, В или любую другую точку на кривой спроса. Точки, лежащие над кривой спроса, ему недоступны. Почему он не выбирает точки, лежащую под кривой спроса? Конечно, он может выбрать такую точку = например, точку Г = производить количество Q1 и продавать его по цене Р1. Но это будет противоречить его желанию получить максимум прибыли = ведь он может запросто поднять цену до значения Р2 и увеличить свою выручку на величину площади заштрихованного прямоугольника. Какое бы количество продукта ни решил монополист выставить на рынок, он попытается назначить на него максимально возможную цену.

Следовательно, если монополист хочет получить максимальную прибыль, то он должен выбрать одну из точек на кривой спроса.

А какую точку?

Ответ на этот вопрос зависит  от формы кривой спроса и формы  кривой средних затрат монополиста.

Предположим для простоты, что кривая спроса на продукцию монополиста  является прямой линией (см. рис. 1). Предположим также, что мы имеем дело с искусственной монополией, которая образовалась следующим образом. В спичечной отрасли существовала конкуренция нескольких десятков примерно одинаковых фирм, которые имели одинаковые средние затраты на производство коробки спичек. В отрасли существовало равновесие длительного периода, при котором все заводы производили 1 млн. коробков, продавали по цене, равной средним затратам, и экономическая прибыль всех фирм была равна нулю. Неожиданно некий предприниматель скупил все фирмы в этой отрасли и стал монополистом.

Средние затраты производства спичек монополиста в этом случае можно считать одинаковыми для  любого выпуска, так как для изменения  выпуска он будет просто закрывать  отдельные заводы, оставляя другие работать в «нормальном» режиме.

Чтобы определить цену и  объем выпуска, которые принесут ему наибольшую прибыль, монополист должен перебрать все точки на кривой спроса, рассчитать прибыль  в каждой из них и выбрать точку, в которой прибыль максимальна.

Для фирмы в условиях совершенной  конкуренции характерно равенство  среднего и предельного доходов  и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного  спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее. «Почему кривая предельного спроса лежит ниже кривой спроса? Поскольку монополист – единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую» (рис. 1)

Рис.1

Если монополист начнет понемногу  уменьшать выпуск, он обнаружит, что  это увеличивает прибыль. Например, выпуск 800 тысяч коробок в неделю он сможет продать по более высокой  цене 15 рублей за коробку (точка Д на графике). Его выручка составит таким образом 12 млн., средние затраты 8 млн., а прибыль вырастет с нуля до 4 млн. рублей.

Если монополист решит  уменьшить выпуск еще немного до 600 тысяч коробок в неделю, он сможет повысить цену до 20 рублей за коробку (переход в точку Г) и его прибыль составит уже 6 млн. рублей.

Но если он уменьшит свой выпуск еще на 200 тысяч короб и перейдет в точку В, он обнаружит, что прибыль его не изменилась, даже несмотря на повышение цены коробок до 25 рублей. А если он еще уменьшит выпуск и перейдет в точку Б, то он обнаружит, что его прибыль уменьшилась до 4 млн. рублей.

Таким образом, монополисту  невыгодно выходить за пределы отрезка  ВГ и следует искать оптимальную  точку внутри него. Перебрав все возможные варианты он обнаружит, что максимальная прибыль достигается в точке M и равна 6,25 млн. рублей. Любая соседняя точка будет означать уменьшение прибыли. Так как точка М является самой выгодной для монополиста, он установит выпуск 500 тысяч коробков в неделю и будет продавать их по цене 22,5 рубля.

 Рис.3

Прибыль монополиста в  этой точке равна площади заштрихованного  прямоугольника (произведению выпуска Q и разности P=v=AC). И монополист мог бы решать эту задачу «геометрическим способом» = для этого ему нужно просто найти прямоугольник с наибольшей площадью, вписанный в фигуру, образуемую кривой D, кривой АС и вертикальной осью координат.

А может ли монополист уменьшить  выпуск легко, чтобы не изменились его  средние затраты? В нашем случае при искусственной монополии, возникшей  в результате объединения множества  мелких фирм, монополист просто закрывает  часть заводов, оставляя другие работать в оптимальном режиме, дающем минимум  средних затрат. Поэтому сокращение выпуска с 1 миллиона до 500 тысяч коробков в неделю = это просто закрытие половины заводов.

Можно заметить, что подобное повышение цены коробка спичек более  чем в 2 раза (с 10 до 22,5 рублей) совершенно невыгодно потребителям, которые  в результате вынуждены наполовину сократить потребление этого  блага.

Поскольку монополист сократил выпуск отрасли в 2 раза, это означает уменьшение в 2 раза объема спроса этой отрасли на все ресурсы, которые  она приобретает для производства спичек (сырье, оборудование, труд рабочих). А это не выгодно поставщикам  этих ресурсов = производители промежуточных  благ оказываются не в состоянии  продать продукцию, рабочие вынуждены  искать новое место работы.

Таким образом, искусственная  монополия действует противоположно интересам практически всего  хозяйства (может быть, за исключением  производителей зажигалок или других заменителей блага «спички», на продукцию которых может возрасти спрос). Всегда ли монополисту будет выгодно сильно сокращать выпуск и поднимать цену? Это зависит от формы кривой спроса и формы кривой средних затрат.

Если, например, кривая спроса очень неэластична (рис. 3), то монополисту будет действительно выгодно сильно сократить выпуск и поднять цену, так как увеличение цены будет сопровождаться незначительным увеличением объема спроса. Наибольшую площадь под такой кривой спроса будет иметь прямоугольник с небольшим основанием и длинными боковыми сторонами (заштрихован на рис.3)

Рис. 4

Если же спрос на продукт  монополиста высоко-эластичный и кривая спроса имеет пологий вид (рис. 4), монополисту не выгодно будет значительно повышать цену, так как это очень сильно сократит объем спроса, а сокращение объема спроса уничтожит всю выгоду от увеличения цены. В этом случае монополист выберет точку А (именно эта точка соответствует прямоугольнику под кривой спроса, имеющему максимальную площадь). Цена при этом вырастает очень незначительно (на графике = всего на 20 или 30%).

А как устанавливается  равновесие в случае естественной монополии, когда фирма-монополист не является объединением множества маленьких  фирм?

В этой ситуации фирма также  может воспользоваться возможностью выбрать и цену своего продукта, и объем всего рыночного предложения, чтобы увеличить свою прибыль. Правда, от предыдущего примера эта ситуация отличается тем, что средние затраты  фирмы при увеличении выпуска  постоянно снижаются и кривая средних затрат имеет отрицательный наклон. Но принципов действия монополиста это не меняет.

Любая фирма, спрос на продукцию  которой является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут  соответственно выше и ниже, чем  в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной  конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая  конкуренция) каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.

 

 

 

 

 

Глава II Эффективность регулирования монополии

 

2.1 Монополия и  эффективность.

Современные монополии снижают  экономическую эффективность по крайней мере по трем причинам:

Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена – выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных средних валовых издержек, тем самым производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.

Во – вторых, являясь  единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений.

В - третьих, барьеры для  вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и  средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной  рыночной власти, оказывают сдерживающие воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.

Но несмотря на негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), можно выделить и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по их мнению, состоят в следующем:

1. совершенная конкуренция  требует от каждого производителя  использовать наиболее эффективную  технику технологию из уже  существующих. Однако разработка новых прогрессивных технических решений не под силу отдельной конкурентной фирме. Необходимы значительные средства для финансирования, которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабильную экономическую прибыль. В то время как монополии или олигополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располагают достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в научно-технический прогресс.

Информация о работе Теоретические основы исследования монополии