Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, а также методы борьбы и контроля над монополистическими объединениями. Проблема монополий в экономике является одной из основных для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы:
• изучить причины возникновения монополий,
• рассмотреть общие понятия монополий, их поведение на рынке,
• сущность монополий, их виды, проследить динамику становления монополизма в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические основы исследования монополии
1.1. Возникновение развитие и сущность монополии……………….……….4
1.2. Формы и виды монополий…………………………………………………9
1.3 Монопольная цена. Поведение фирмы-монополиста на рынке………18
1.4 Рыночная власть и равновесие фирмы монополиста………………….20
Глава II Эффективность регулирования монополии
2.1 Монополия и эффективность…………………………………………….26
2.2 Монополия и эластичность спроса…………………………………….28
Глава III Перспективы развитий монополий
3.1 Их эффективность. Роль государства……………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………36
2. высокие барьеры, которые
существуют для входа новых
фирм в отрасль, дают
3. получение монопольной
прибыли за счет более высоких
цен является стимулом
4.монополия стимулирует
конкуренцию, так как
5. в отдельных случаях
монополия способствует
2.2 Монополия и эластичность спроса.
В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, его эластичность является определяющей в оценке рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:
1. эластичность рыночного
спроса. Спрос на продукцию отдельной
фирмы не может быть менее
эластичным, чем рыночный спрос.
Чем большее количество фирм
представлено на рынке, тем
более эластичен будет спрос
на продукцию каждой из них.
Присутствие конкурентов не
Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы является той информацией, которая должна быть известна руководству фирмы. Данные об эластичности должны быть получены путем анализа сбытовой фирмы, объема продаж при различных ценах, проведения маркетинговых исследований, оценки деятельности конкурентов и т.д.
2. количество фирм на рынке. Однако само по себе количество фирм еще не дает представления от том, насколько рынок монополизирован. Для оценки конкурентности рынка используется индекс рыночной концентрации Герфиндаля.
Пример: оценим степень монополизации рынка в двух случаях: когда доля одной фирмы составляет 80% от всего объема продаж данной продукции, а остальные 20% распределяются между другими тремя фирмами, и когда каждая из четырех фирм осуществляет по 25% продаж на рынке.
Индекс рыночной концентрации составит:
В первом случае Н=802+6,672+6,67:1+6,672=6533;
Во втором случае Н=252*4=2500
В первом случае степень монополизации рынка выше.
3. Поведение фирм на
рынке. Если фирмы на рынке
будут придерживаться
Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усилие открытости российской экономики для мирового хозяйства приведет к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложнит положение отечественных монополисто
Глава III Перспективы развитий монополий
3.1 Их эффективность. Роль государства.
Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.
В России нет хороших моделей
крупных корпораций, нет и механизмов
их формирования. Имеющиеся разработки
являются слабо измененными прототипами
из прошлого. Они неспособны выжить
в условиях резкого изменения
экономического климата. В российском
законодательстве закреплено отрицательное
отношение к объединению
России нужны собственные модели современных корпораций – стратегических объединений предприятий как эффективных структур управления. Они нужны в качестве ориентиров промышленной политики, как основа практической работы, они нужны для серьезной реструктуризации промышленности. В России работают разного рода корпорации:
Крупные акционерные компании, созданные с участием стратегических предприятий и крупных банков, находящихся под имущественным государственным контролем. ( РАО « ЕЭС России», РАО « Газпром»). В их числе также вертикально интегрированных нефтяных компаний, акции которых переданы в уставные капиталы центральных компаний. ( « ЛУКойл «, устойчиво работающую на внутреннем и мировом рынке);
ФПГ, образованные по законодательному акту. На 1998 год в госреестре было зарегистрировано 76 таких групп. Некоторые из них успешно работают;
Промышленные и торгово-
Банковские холдинги, контролирующие промышленные объекты. Они имеют крупные пакеты акций промышленных предприятий. Правовая база создания и работы крупных корпораций в России до сих пор находится в фазе становления.
Вывод российской экономики
из кризиса, создание условий для
ее подъема и развития в большей
степени зависит от формирования
и успешной работы крупных компаний.
Проводимые сначала 90-х годов реформы
направили хозяйственную
ВЫВОДЫ: Рыночная власть в общем, виде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара.
Частично монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующих на рынке. Если на нем есть только одна фирма (чистая монополия), монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.
Рыночная власть может
накладывать издержки на общество.
Как и власть монополии, может
быть причиной того, что производство
находится ниже конкурентного уровня
и поэтому потребительский
4. В целом мы полагаемся
на антитрестовское
5. Сегодня действует качественно
новая конкуренция, которая
Заключение.
Подводя итоги работы, необходимо заметить, что цели и задачи, поставленные раннее и сформулированные во введении, были достигнуты. Это позволяет сделать следующие выводы:
Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, велики барьеры вступления в отрасль.
Сущность монополии
1. Монополия возникает из господства в производстве;
2. Господствуя в производстве,
монополия господствует на
3. Благодаря монопольным
ценам монополия получает
4.Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба;
5.Российские монополии в большинстве своем естественные и формировались по координально иному пути, нежели зарубежные;
6.Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства;
7.В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся;
8.Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;
9.При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма;
10.В практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют два подхода, имеющие свои достоинства и недостатки: поведенческий критерий применения санкций, структурный критерий применения санкций;
Практика антимонопольного
регулирования искусственных
Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации в России: прямое разделение монопольных структур; иностранная конкуренция; создание новых предприятий.
Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».
В данной курсовой работе мы
рассмотрели основные причины возникновения
монополий; особенности современной
монополизации экономики. Подводя
итоги, можно охарактеризовать антимонопольное
законодательство и антимонопольную
политику России как необходимые
атрибуты структурных преобразований
во всех сферах экономики страны. Бесспорно,
в некоторых случаях
Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Информация о работе Теоретические основы исследования монополии