Теоретические основы исследования монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, а также методы борьбы и контроля над монополистическими объединениями. Проблема монополий в экономике является одной из основных для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы:
• изучить причины возникновения монополий,
• рассмотреть общие понятия монополий, их поведение на рынке,
• сущность монополий, их виды, проследить динамику становления монополизма в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические основы исследования монополии
1.1. Возникновение развитие и сущность монополии……………….……….4
1.2. Формы и виды монополий…………………………………………………9
1.3 Монопольная цена. Поведение фирмы-монополиста на рынке………18
1.4 Рыночная власть и равновесие фирмы монополиста………………….20
Глава II Эффективность регулирования монополии
2.1 Монополия и эффективность…………………………………………….26
2.2 Монополия и эластичность спроса…………………………………….28
Глава III Перспективы развитий монополий
3.1 Их эффективность. Роль государства……………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………36

Файлы: 1 файл

Курсовой проект.docx

— 202.69 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I Теоретические основы исследования монополии

    1. Возникновение развитие и сущность монополии……………….……….4

1.2. Формы и виды монополий…………………………………………………9

1.3 Монопольная цена. Поведение фирмы-монополиста на рынке………18

1.4 Рыночная власть и равновесие фирмы монополиста………………….20

Глава II Эффективность регулирования монополии

2.1 Монополия и эффективность…………………………………………….26

2.2 Монополия и эластичность спроса…………………………………….28

Глава III Перспективы развитий монополий

3.1 Их эффективность. Роль государства……………………………………29

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………………………………………36

 

 

Введение

 

В конце XIX столетия рынок  чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.

Целью моей курсовой работы является изучение и рассмотрение явления  монополизма, его форм и последствий, а также методы борьбы и контроля над монополистическими объединениями. Проблема монополий в экономике является одной из основных для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.

Исходя из цели, можно  выделить следующие задачи работы:

  • изучить причины возникновения монополий,
  • рассмотреть общие понятия монополий, их поведение на рынке,
  • сущность монополий, их виды, проследить динамику становления монополизма в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики.

Актуальность данной темы также исходит из того, что в стране, в нынешнее время появляется все больше монопольных объединений, вследствие чего государство принимает активные меры по регулированию их деятельности. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции. Разработкой данной темы занимались такие известные экономисты как: Э. Дж Долан., Д. Линдсей, К.Р. Макконнелл, С.Л Брю, Р. Пиндайк, Д. Рубенфельд, П. Самуэльсон, С. Фишер, в своих книгах и научных трудах (“Экономикс”, “Микроэкономика”, “Экономика”).

 

 

Глава I Теоретические основы исследования монополии

 

1.1. Возникновение  развитие и сущность монополии.

Существует большое количество определений монополии, ведь это  – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

  • С точки зрения рыночной структуры
  • С точки зрения рыночного поведения
  • С точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Здесь, так же будет уместным привести ещё одно определение монополии:

“Монополия – это такое явление, при котором в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают”.

Давая же определение монополии  с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование  субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама…). При монополии  субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём  внимания рыночным итогам, теория монополии  отмечает то, что при монополии  итоги связаны со следующими факторами:

  • монопольно высокими ценами
  • ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Но так как понятие  монополии очень важно для  основного предмета моей работы, необходимо, описать это понятие более  детально.

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установление монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Монополия – это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции. Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т.е. монополистам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Монополия может возникать как продукт естественного, либо искусственного монополизма.

В литературе термин «монополия» охватывает, как правило, широкий круг экономических структур, для обозначения которых в работах зарубежных экономистов применяются наряду со словом «монополия» термины «олигополия», «двусторонняя монополия».

Двусторонняя  монополия – это взаимодействие единого поставщика или объединенного покупателя (такая ситуация возможна в системах транспорта, энерго-, водо-, газоснабжения и иных существенно важных системах жизнеобеспечения общества). Олигополия – это наличие на рынках немногих поставщиков, число которых может колебаться от 2 («дуополия») до 7-8. Собственно «монополия» – явление достаточно редкое, если не сказать уникальное.

Создание крупных корпоративных  структур и их транснационализация тесно связана с монополизацией хозяйственной жизни, конкуренцией на товарных рынках. Исторически крупные корпоративные структуры рассматривались именно как монополии, и в них до недавнего времени видели больше негативного, огранивающего свободную конкуренцию, чем позитивного, способствующего союзу государства и предпринимателей, а также привлечению инвестиций. Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Так же при анализе монополии  важно учитывать неоднозначность  самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» – одно, «полио» – продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно, в использование термина монополия, а тем более «читая» монополия всегда присутствует известная доля условности.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических  ресурсов создают возможности для  ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются  в тех случаях, когда такое  ускорения способствует извлечению монопольно – высоких прибылей. Крупные фирмы, обладающие значительно  высокой властью, - это желательное  явление в экономике, поскольку  они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной  властью, могут тратить свои монопольные  прибыли на исследования, чтобы защитить или упорядочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом, но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут и задерживать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

В России появление монополий  и их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте.

История монополий неразрывно связана с развитием трех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших  из них относятся рост акционерной  собственности; новая роль банков и  развитие системы участия; монополистические  слияния, как способ централизации  капитала; эволюция форм капиталистических  объединений и новейшие формы  объединений. Каждый из этих процессов  имеет самостоятельное значение и развитие современного капитализма. И вместе с тем каждый из них  по-своему ускорял развитие монополизации  хозяйства.

Существует  два способа образования монополий: посредствам капитализации прибыли или путем слияний и поглощений. В последнее время отмечается существенное преобладание последнего способа.

Методы концентрации и  централизации капитала, применявшиеся  в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого  расширения рамок капиталистической  собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической  собственности, находящейся под  единым контролем, существовало давно, но лишь под влиянием быстрого роста  производительных сил они получили широкое распространения и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная  форма организации капиталистических  компаний.

Важнейшая сторона развития монополий связана с новой  ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. От концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширении роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочных связей для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае изменения экономической конъюнктуры. Банки из скромных посредников превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание «общего распределения средств производства». Но по содержанию это распределение частное, то есть сообразованное с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии.

В конце XIX в. возникла реальная угроза для функционирования конкуренции (необходимого атрибута рынка) в виде монополистических образований в экономике. Отношения конкуренции постепенно приобрели новые формы. Понятие отрасли утратило жесткость очертаний вследствие дифференциации продукции и роста числа многоотраслевых компаний. В результате экономика ХХ в., несмотря на постоянно усиливавшийся процесс монополизации (а точнее, благодаря ему), характеризовалась одновременным ростом как силы крупных хозяйствующих субъектов, так и интенсивности конкурентной борьбы в общей системе хозяйственных отношений. Наряду с этим с целью укрепления своей конкурентоспособности на протяжении всего столетия устойчиво нарастали масштабы и глубина координации экономических действий между субъектами рынка. Количество выпускаемой продукции перестало определять конкурентные позиции фирмы. На смену ему пришло качество, способность с наивысшей эффективностью удовлетворить растущие потребности покупателя. Постепенно произошли изменения в структуре затрат фирм. Стремление к повышению конкурентоспособности породило тенденцию к росту удельного веса постоянных издержек фирмы, что увеличило ее потери при колебаниях в объеме производства и сбыта продукции. Это ограничило возможности крупных фирм управлять размером прибыли через сокращение выпуска.

 

 

1.2. Формы и виды  монополий.

Объективной основой монополизма  является доминирующие положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет  ему оказывать решающее влияние  на конкуренцию, завышать цену и снижать  объем производства по сравнению  с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту  перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую  прибыль. Конкурентные рынки в целом  работают хорошо, чего нельзя сказать  о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции  будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».

Информация о работе Теоретические основы исследования монополии