Тенденции развития муниципальных бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование тенденций развития муниципальных (местных) бюджетов на примере МО «г.Воткинск».
Для достижения поставленной цели при написании данной работы ставились следующие задачи:
- исследование литературных источников и действующего законодательства по рассматриваемому вопросу;
- дать понятие муниципальных (местных) бюджетов;
- выявить структуру муниципальных (местных) бюджетов;
- рассмотреть основные тенденции в развитии муниципальных (местных) бюджетов;
- проанализировать осуществление бюджетной политики, выявить основные ее тенденции в МО «г.Воткинск»;
- разработать рекомендации по повышению эффективности местных бюджетов МО «г.Воткинск».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ тенденциЙ развития муниципальных (местных) бюджетов 5
1.1. Понятие муниципального бюджета в системе государственной власти 5
1.2. Законодательные основы формирования муниципального бюджета 8
2. АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Г.ВОТКИНСК» 14
2.1. Формирование доходной и расходной части муниципального бюджета 14
2.2. Анализ динамики бюджета МО «г.Воткинск» 23
2.3. Перспективы направления формирования и использования муниципального бюджета с учетом региональных и муниципальных программ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

Несмотря на организационные  трудности, бюджет города полностью  переведен на казначейское исполнение. Все муниципальные бюджетные учреждения сегодня обслуживаются через лицевые счета в системе казначейства. Казначейская система исполнения бюджета значительно расширила возможности для осуществления контроля на стадии планирования, распределения и расходования бюджетных средств.

Баланс финансовых ресурсов МО «г. Воткинск» представлен в таблице 2. Баланс финансовых ресурсов МО «г. Воткинск» представляет собой свод всех доходов и расходов городского  бюджета, территориальных отделений государственных социальных внебюджетных фондов, всех хозяйствующих субъектов  расположенных на территории г.Воткинска, финансовые взаимоотношения  городского бюджета с бюджетом Удмуртской Республики.

 

Таблица №2

Баланс финансовых ресурсов муниципального образования «город Воткинск»

Наименование

Сумма (млн.руб.)

2010 год

2011 год

1.

ДОХОДЫ

2167,5

2268,1

1.1.

Налоговые доходы

866,0

899,0

1.2.

Неналоговые доходы

46,7

48,4

1.3.

Безвозмездные поступления  из бюджета Удмуртской Республики

293,0

361,4

1.4.

Средства на  государственные инвестиции

37,2

57,9

1.5.

Прочие безвозмездные  поступления

45,9

46,3

1.6.

Средства государственных  внебюджетных фондов и единого социального  налога

583,7

545,0

1.7.

Прибыль (чистая)

180,0

190,0

1.8.

Амортизационные перечисления

115,0

120,0

2.

РАСХОДЫ

2244,8

2452,7

2.1.

Расходы на содержание  органов  местного самоуправления

24,6

22,1

2.2.

Финансирование производственных отраслей и ЖКХ

155,9

104,3

2.3.

Капитальные вложения, в  том числе:

41,9

63,1

 

- за счет средств  городского бюджета

4,7

5,2

 

- за счет средств   бюджета Удмуртской Республики  и Российской Федерации

37,2

57,9

2.4.

Расходы предприятий  за счет прибыли и амортизационных отчислений

256,0

269,0

2.5.

Финансирование социально-культурной сферы, в том числе:

1167,8

1251,0

 

- за счет средств городского бюджета

414,2

439,7

 

- за счет средств  бюджета Удмуртской Республики  и Российской Федерации

45,9

46,3

 

- за счет средств  целевых государственных внебюджетных фондов и единого социального налога.

707,7

765,0

2.6.

Прочие расходы

8,9

9,2

2.7.

Средства, передаваемые на вышестоящий уровень власти

589,7

734,0

3.

ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+)

-77,3

-184,6


 

 

Анализируя данные таблицы, можно отметить следующее:

Налоговые платежи  во все уровни бюджетов в общей  сумме доходов составляют 40 %,  доходы государственных социальных внебюджетных фондов и единый социальный налог - 26,0%, объем прибыли – 9,1%,  амортизационные отчисления – 5,7 %.

В расходной  части муниципального образования  «город Воткинск» наибольшую долю составляют  расходы на финансирование социально - культурной сферы - до 51 %.

В вышестоящие  уровни бюджетов перечисляется до 78% налоговых платежей, собираемых на территории города.

2.3. Перспективы направления формирования и использования муниципального бюджета с учетом региональных и муниципальных программ

 

В связи с принятием  на федеральном уровне нормативных  правовых актов, направленных на разграничение  расходных и доходных полномочий органов власти разных уровней и ответственности за их исполнение, новую организацию местного самоуправления, оптимизацию и повышение результативности бюджетных расходов, реформирование бухгалтерского учета и отчетности, в сфере финансов предстоят масштабные преобразования.

Для повышения результативности бюджетных расходов, в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, необходимо осуществить поэтапный переход  на новые принципы формирования бюджета, ориентированного на результат; перейти от финансирования сети бюджетных учреждений к финансированию бюджетных услуг с ориентацией на конечного потребителя.

В таблице 3 и 4 представлены перспективный финансовый план и прогнозные показатели  баланса финансовых ресурсов МО «г. Воткинск» на 2012-2013 годы.

 

Таблица № 3

Перспективный финансовый план МО «г.Воткинск» на 2011-2012 годы

Наименование

Сумма (млн.руб.)

2012г.

2013г.

ДОХОДЫ

   

Налоговые доходы

317,0

356,6

Неналоговые доходы

70,0

78,5

ИТОГО  СОБСТВЕННЫХ  ДОХОДОВ

387,0

435,1

Доходы бюджетных учреждений от предпринимательской деятельности

77,2

86,4

Безвозмездные поступления из бюджета Удмуртской Республики

400,0

452,0

ИТОГО ДОХОДОВ

864,2

973,5

РАСХОДЫ

   

Общегосударственные расходы

38,4

41,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

3,4

3,8

Национальная экономика, всего:

4,8

5,8

           в том числе капвложения

3,6

4,3

Жилищно-коммунальное хозяйство, всего:

76,0

85,0

       в  том числе субсидии населению

59,2

66,4

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА,

в том числе:

700,8

788,9

- образование

374,5

421,4

    - культура, кинематография  и СМИ 

26,3

29,8

    - здравоохранение и спорт

272,7

307,4

    - социальная  политика

27,3

30,3

Прочие расходы

77,2

86,4

ВСЕГО РАСХОДОВ

900,6

1011,4

ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+)

-36,4

-37,9


 

 

Таблица № 4

Прогнозные показатели  баланса финансовых ресурсов

муниципального образования «город Воткинск» на 2012-2013 годы

Наименование

Сумма (млн.руб.)

2012г.

2013г.

ДОХОДЫ

3660,3

4049,1

Налоговые доходы

1570,4

1728,1

Неналоговые доходы

70,0

78,5

Доходы бюджетных учреждений от предпринимательской деятельности

77,2

86,4

Безвозмездные поступления из бюджета Удмуртской Республики

400,0

452,0

Средства на  государственные  инвестиции

93,2

102,5

Прочие безвозмездные  поступления

110,0

117,0

Средства государственных  внебюджетных фондов и единого социального налога

943,5

1056,6

Прибыль (чистая)

250,0

275,0

Амортизационные перечисления

146,0

153,0

РАСХОДЫ

4025,2

4408,4

Общегосударственные расходы

38,4

41,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

3,4

3,8

Жилищно-коммунальное хозяйство

76,0

85,0

Капитальные вложения, в том числе:

96,8

106,8

    - за счет  средств городского бюджета

3,6

4,3

    - за счет  средств  бюджета Удмуртской Республики и Российской Федерации

93,2

102,5

Расходы предприятий  за счет прибыли и амортизационных отчислений

378,0

406,0

Финансирование социально-культурной сферы, в том числе:

2100,8

2305,9

      - за  счет средств городского бюджета

700,8

788,9

      - за  счет средств бюджета Удмуртской Республики и Российской Федерации

110,0

117,0

        -за счет средств целевых государственных внебюджетных фондов и единого социального налога.

1290,0

1389,0

Прочие расходы

78,4

87,9

Средства, передаваемые на вышестоящий уровень власти

1253,4

1371,5

ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+)

-364,9

-359,3


Анализируя данные таблиц 3 и 4, можно отметить следующее: на ближайшие годы прогнозируется ситуация дефицита денежных средств, что указывает на нехватку денежных средств для финансирования отраслей развития МО «г.Воткинск».

Прогнозные показатели перспективного финансового плана  и баланса финансовых ресурсов МО «город Воткинск» разработаны  на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, итогов развития муниципального образования «город Воткинск» за  2010 и 2011 годы. Разработка показателей перспективного финансового плана муниципального образования «город Воткинск» до 2013 года осуществлялась на основе действующего  на момент написания Программы  бюджетного и налогового законодательства.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При написании данной работы ставилось целью исследование тенденций развития муниципальных (местных) бюджетов на примере МО «г.Воткинск». Поставленные цели в работе отображены полностью. По работе можно сделать следующие выводы:

В настоящей работе излагаются правовые основы осуществления бюджетного процесса на муниципальном уровне, вопросы формирования и использования отдельных его компонентов.

Каждое муниципальное  образование должно иметь собственный  бюджет (местный бюджет). Бюджетный  кодекс РФ определяет его как форму  образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ. С разделением муниципальных образований на поселения, муниципальные районы и городские округа бюджетная система РФ становится четырехуровневой. При этом бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в его состав, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

Федеральный закон 2003 года N 131-ФЗ и Бюджетный кодекс РФ предусматривают установление единых для муниципальных образований по всей России нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов и единых для всех муниципальных образований каждого субъекта РФ нормативов отчислений в местные бюджеты от региональных налогов и сборов, а также от долей федеральных налогов и сборов, закрепленных за бюджетами субъектов РФ.

В целом экономическую  основу бюджета местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной  собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. В широком смысле такую основу составляет местная экономика в целом, включая деятельность хозяйствующих субъектов, не находящихся в муниципальной собственности. Местное самоуправление опирается также на экономическую поддержку государства.

В работе также анализируется  осуществление бюджетной политики в муниципальном образовании  г.Воткинска, анализируется современное  состояние бюджета города и рассматриваются  основные направления по его улучшению. Так, несмотря на организационные трудности, бюджет города полностью переведен на казначейское исполнение, которая во многом  позволила значительно расширить возможности для осуществления контроля на стадии планирования, распределения и расходования бюджетных средств.

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

          Нормативно – правовая литература

1.  Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М: Юридическая  литература, 1993. 62 с.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // РГ. 2003. 8 окт.

3. Программа  социально-экономического развития  города Воткинска.-Режим доступа: archive.votkinsk.ru

 

Учебная литература

  1. Автономов А.С. Правовые и финансовые основы самоуправления в Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2009.
  2. Баранчиков В.А. Муниципальное право: Учебник. М., 2009.
  3. Выдрин И.В. Муниципальное право России. М., 2008.
  4. Жадобина Н.Н. Бюджетно-правовой статус муниципального образования и проблемы реализации бюджетных полномочий органов местного самоуправления. Сургут, 2009.
  5. Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права. М., 2008.
  6. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М., 2008.
  7. Овчинников И. Финансовая основа местного самоуправления // Хозяйство и право. 2006. N 4.
  8. Основы местной социально-экономической политики / Под ред. А.Е. Когута. СПб., 2008.
  9. Собянин С.С. Экономические и финансовые основы функционирования местного самоуправления // Чиновникъ. 2009. N 2.
  10. Цицин П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и пути их решения. М., 2009.

1 от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ

2 ст. 130 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

3 Статья 72 Конституции РФ

4 ст. 61, 611 и 612 БК РФ

5 Крохина Ю.А. Город как субъект финансового права. – Саратов, 2009. С. 184.

Информация о работе Тенденции развития муниципальных бюджетов