Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:38, реферат
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. В соответствии со статьей 14 Бюджетного Кодекса РФ Местный бюджет (бюджет муниципального образования ) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления."
Глава 1. Понятие и структура муниципального бюджета.
а) Понятие муниципального
Каждое муниципальное
статьей 14 Бюджетного Кодекса РФ "Местный бюджет (
бюджет муниципального образования ) – это форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и
к предметам ведения местного самоуправления."
Традиционно к местным бюджетом относились: районные, городские, сельские и
поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. Местные бюджеты осуществляют
важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая
финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ,
медицинских и социальных учреждений.
Местные бюджеты могут формироваться из трех основных источников:
1) государственных средств,
органами государственной
источников, а также прав, предусмотренных законодательством (федеральным и
субъекта федерации, на территории которого находится муниципальное
образование);
2) собственных средств
деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций
(доходы от использования
тому подобное)
3) заемные средства или муниципальный кредит.
Соотношение этих трех основных источников в структуре местных бюджетов
определяет самостоятельность данного муниципального образования, поскольку
преимущество в структуре
порождает зависимость от органов государственной власти или кредитных
учреждений, ограничивая тем самым целевое направление средств на нужды
населения муниципального образования. Поэтому органы местного
самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко
второй группе. Следовательно, самостоятельность местных финансов зависит в
значительной степени от собственной финансовой деятельности органов местного
самоуправления, их предприятий и организаций, а также от степени
профессионализма кадров органов местного самоуправления, занимающихся
организацией финансовой деятельности.
б) Структура муниципального бюджета.
Местные бюджеты состоят из
доходной и расходной части.
Доходная часть местных
бюджетов состоит из
поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь
в различных формах (дотаций, субвенций, средств фонда финансовой поддержки
муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
К закрепленным доходам местных бюджетов относятся доходы, полностью или
в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в
установленном порядке поступающие в местный бюджет. Это местные налоги и сборы,
другие собственные доходы местных бюджетов, доля федеральных бюджетов, доли
федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные
за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются
налогоплательщиками в местные бюджеты. К другим собственным налогам местных
бюджетов относятся:
- доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
- не менее 10% доходов от приватизации государственного
имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой
в соответствии с Государственной программой приватизации;
- доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая
аренду нежилых помещений и муниципальных земель;
-
платежи за пользование
установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-
доходы от проведения
- штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в
соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской
Федерации;
- государственная пошлина, установленная в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
- не менее 50% налога на имущество предприятий (организаций);
- подоходный налог с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных
налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за
муниципальными образованиями на постоянной основе.
К ним относятся:
- часть подоходного налога с физических лиц в пределах не
менее 50% в среднем по субъекту Российской Федерации;
-
часть налога на прибыль
в среднем по субъекту Российской Федерации;
- часть налога на добавленную стоимость по товарам
отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и
драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных
металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10%
в среднем по субъекту Российской Федерации;
- часть акцизов на спирт, водку и ликеро-водочные изделия в
пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;
- часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за
исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные
подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской
Федерации.
Размеры минимальных долей (в %) федеральных налогов. закрепляемых за
муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются
законодательными (представительными) органами субъектов Российской
Федерации. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за
муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств,
переданных субъекту Российской Федерации по каждому из этих налогов. В этих
пределах законодательный (представительный) орган субъекта Российской
Федерации устанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого
муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов,
закрепляемых на постоянной основе, исходя из среднего уровня по субъекту
Российской Федерации. Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим
данным базового года.
Отчисления от вышестоящих бюджетов могут производиться через метод
квотирования
или метод присоединения
в том, что налоги в определенной процентной доле остаются в распоряжении того
муниципального образования, на территории которого они собраны, как например,
НДС, некоторые акцизы и другие. Преимущество данного метода является его
простота и наличие гарантий в получении определенной части поступлений
местными бюджетами.
Метод присоединения ставок состоит в том, что территориям разрешено взимать в
дополнении
к федеральным одноименные
определенным пределом. Этот способ отличается простотой и функционирует
эффективнее, т.к. дает простор в выборе конкретных колличественных значений
надбавок в зависимости от потребности в средствах, а также решаемых в данный
период проблем. Примером использования этого метода может служить
распределение налога на прибыль предприятий: федеральными органами власти
устанавливается максимальная ставка взимания этого налога в размере 35% и
фиксированная ставка зачисления его в бюджет – 13%. В пределах оставшихся 22%
он закреплен за территориальными органами власти.
Сверх этих долей законодательный (представительный) орган субъекта Российской
Федерации может устанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные
бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на
долговременной основе (не менее чем на три года). Регулирующие доходы –
это доходы, которые в целях
соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других
платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий
финансовый год. Нормативы отчислений от регулирующих налогов, как правило,
дифференцируются в разрезе территориальных бюджетов в целях их
сбалансированности до минимально необходимого уровня. В случаях когда
закрепленных и регулирующих доходов недостаточно, балансирование производится
при помощи субсидий, выделяемых из вышестоящего бюджета.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять выпуск муниципальных
облигации. Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным
имуществом и средствами местных бюджетов. Государство не несет
ответственности по обязательствам муниципального образования, а
муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам
государства. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям
осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом
органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год.
Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного
самоуправления не должна превышать 15% объема расходной части местного
бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до
утверждения местного бюджета на текущий финансовый год.
Для рассмотрения структуры местных бюджетов важно учитывать относительно
недавно законодательно введенное понятие минимального бюджета. Закон РФ от
15 апреля 1993 г. "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и
использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов
государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного
самоуправления." устанавливает, что доходная часть минимального бюджета
должна покрывать
необходимые расходы. При недостатке доходов расходы покрываются дотациями и
субвенциями по решению представительного органа следующего уровня.
Расходы местных бюджетов разделяются на бюджет текущих расходов и бюджет
развития. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование
инновационной и инвестиционной деятельности. В бюджет текущих расходов
включаются все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития.
Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с:
-
решением вопросов местного
законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта
Российской Федерации;
-
осуществлением отдельных
переданных органам местного самоуправления;
-
обслуживанием и погашением
- обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам.
Объем закрепленных доходов связан с величиной расходов первоочередного
характера (социально-бытовая
расходов. Увеличение расходов местных бюджетов при недостаточном росте объема
закрепленных доходов приводит к следующему. Растет доля регулирующих
источников (в доходах городов - 75%, в сельских районах - 90%)
[1]. Такая жесткая зависимость
местных бюджетов от
подрывает принцип самостоятельности органов местного самоуправления в
финансовой сфере.
В бюджетах городов областного подчинения основные расходы приходятся на
народное хозяйство (в первую очередь - ЖКХ) и социально-культурные
мероприятия (особенно - образование и здравоохранение).
В районных бюджетах основной статьей расходов являются социально-культурные
мероприятия. Доля расходов на народное хозяйство составляет около 1/4, почти
20% расходов идет на
основном - нижестоящим бюджетам).
В бюджетах городов районного подчинения вновь увеличивается доля
народнохозяйственных расходов, причем они почти на 100% состоят из затрат на
ЖКХ. Продолжает возрастать и доля расходов на социально-культурные
мероприятия (за счет ассигнований на образование). Практически сходят на нет
расходы на внутрирегиональные трансферты (здесь, как и в поселковых н
сельских бюджетах, они представлены незначительными по объему средствами,
передаваемыми в вышестоящие бюджеты в порядке взаимных расчетов).
В поселковых бюджетах 2/3 бюджетных расходов приходится на долю социально-
культурных мероприятий (в том числе половина - на образование). Расходы на