Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 15:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение исторических аспектов развития рекламы. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
исследовать особенности рекламы в древнем обществе
рассмотреть историю рекламы в России и за рубежом
проанализировать мировые тенденции развития рекламы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
История развития рекламы за рубежом…………………………….…5
Роль и значение рекламы в современном обществе………….….…...5
Зарождение и эволюция рекламы и рекламной деятельности за рубежом..............................................................................................................7
Регулирование рекламной деятельности за рубежом…………….…9
Развитие отечественной рекламы…………………………………….13
Реклама в средневековой Руси………………………………...…......13
Развитие русской рекламы в новое время…………..…………...…..15
Реклама советского периода…………………………………...……..21
Отечественная реклама в постсоветское время……………………..26
Мировые тенденции развития рекламы………………………..….....34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..………………………..….…...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………....……4
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..…………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………....……41
ВВЕДЕНИЕ
Изучая рекламу, мы имеем дело с многоликим явлением, затрагивающим многие социально-экономические сферы. Реклама– это не просто рекламное объявление само по себе, это часть нашего общества, социальное явление, которое оказывает влияние на стиль нашей жизни и, в свою очередь, зависит от него»
Понятие «реклама» стало в последние годы термином, вызывающим вполне определенный круг ассоциаций в экономическом, социокультурном и политическом смыслах. В экономическом смысле реклама чаще всего ассоциируется с производством, бизнесом, торговлей, коммерцией, товарами, услугами, занятостью в социокультурном– со зрелищными мероприятиями, путешествиями, модой, шоу, религиозными и благотворительными акциями, знакомствами ,в политическом– с политическими партиями, лидерами, выборами, лозунгами, листовками ,акциями протеста, манифестациями. Реклама начинает играть значительную эстетическую роль, постепенно превращаясь в одну из форм искусства.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что реклама давно уже стала фактором культурной, политической и экономической жизни общества. Являясь важным связующим звеном между производителем и потребителем, реклама способствовала развитию общества. Она всегда была одним из важных рычагов, стимулирующих процесс производства, совершенствование выпускаемых товаров, и в этом качестве выступает не только как «двигатель торговли», но и как своеобразный «двигатель прогресса».
Таким образом, диапазон воздействия рекламной информации распространяется практически на все основные формы человеческой жизнедеятельности, что позволяет говорить о некоем феномене рекламы, порожденным современным обществом и ставшего непременным атрибутом.
Целью курсовой работы является изучение исторических аспектов развития рекламы. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
Жизнь современного общества невозможно представить без рекламы. Реклама— динамичная, быстро трансформирующаяся сфера человеческой деятельности. Характер рекламы, ее содержание и форма претерпевают кардинальные перемены. Роль рекламы в современном обществе не ограничивается ни рамками коммерческих коммуникаций, ни даже всей рыночной деятельностью. Значение рекламы возрастает практически во всех областях экономики и общественной жизни. Нельзя не отметить ее значительную идеологическую, образовательную, психологическую и эстетическую роль.
Экономическая роль рекламы реализуется в том, что она обеспечивает налаживание связей между субъектами хозяйствования, между производителями и потребителями товаров. Тем самым реклама способствует росту деловой активности, повышению объемов капиталовложений и числа рабочих мест. Следствием этого является общее развитие общественного производства.
Реклама поддерживает и обостряет конкуренцию, позволяя потребителям товаров расширить их выбор. Реклама также способствует расширению рынков сбыта, стимулирует ускорение обращения средств. Этим она повышает общую эффективность функционирования национальных экономик и международной экономики в целом.
Но не всеми специалистами роль рекламы признается как позитивная. Со стороны некоторых экономистов наиболее частыми обвинениями рекламы является то, что она требует большие средства производственно-коммерческой сферы на продвижение товаров. Как следствие это в значительной мере способствует повышению цен на товары. Критики даже называют подобное явление «рекламным налогом», который косвенно оплачивает каждая семья. Однако экономикой сфера воздействия рекламы далеко не ограничивается.
Ученые неоднократно отмечали важную роль рекламы в развитии самого общества. В современном обществе инструментарий рекламы все чаще используется для решения острых социальных проблем.
Широкое применение в этом плане получила социальная реклама. Она выходит за рамки экономических задач и направлена на достижение более гармоничных отношений в обществе:
•популяризация здорового образа жизни;
•поддержка незащищенных слоев населения;
•борьба с бедностью, преступностью, загрязнением окружающей среды;
•популяризация многочисленных общественных организаций и фондов и многие другие, не менее важные цели.
Тесно связана с политикой и ее идеологическая роль, что не удивительно, так как в современном обществе реклама становится одним из важнейших факторов формирования мировоззрения человека.
Вместе с тем нельзя не отметить значительную образовательную роль рекламы. В процессе внедрения новых прогрессивных товаров и технологий она способствует распространению знаний из различных сфер человеческой деятельности, прививает потребителям определенные практические навыки. Из рекламы ее получатели могут извлечь разнообразную информацию в широком диапазоне сведений: от факторов быстрого износа автомобильных двигателей до иллюстраций реальных событий из учебников истории; от знакомства с бытом различных слоев населения до мини-путешествий в экзотические страны. Очевидно, что данный перечень можно продолжать до бесконечности. Американский писатель Э.Доктороу по этому поводу отметил: «Каждый обращает внимание на рекламу. Это современная школа, люди. Менее чем за минуту телевизионная реклама прокрутит перед вами целую жизнь. Покажет ребенка, дом, автомобили, вручение дипломов...Расскажет, какой ты солидный и каким ты мог бы стать. Реклама — это обучающая единица» ).
Оценка значения рекламы была бы неполной, если упустить ее важную эстетическую роль. Лучшие образцы рекламных обращений со времен их первого появления и до наших дней можно по праву считать произведениями прикладного искусства.
В качестве примеров можно привести рекламные вывески, плакаты и щиты, написанные выдающимися художниками, внесшими большой вклад в развитие мирового искусства живописи.
Выполненные на высоком профессиональном и художественном уровне, рекламные послания способствуют формированию у аудитории чувства прекрасного, воспитывают хороший вкус.
К сожалению, отмечая положительную сторону рекламы в современном обществе, нельзя не упомянуть о ее отрицательной роли, проистекающей из-за непрофессиональной, некорректной работы рекламистов.
Таким образом, следует общий вывод, что роль рекламы в современном обществе достаточно высока. Саморегулирование рекламного бизнеса становится необходимым фактором гармонии между рекламой и обществом. В этой связи возрастает значение овладения рекламистами знаниями о роли рекламы в современном обществе и принципах формирования поведенческих установок в данной сфере профессиональной деятельности.
В самых ранних исторических документах древних государств — Китая, Египта, Греции и Рима — можно найти сведения, отражающие явления общественной жизни, в том числе и рекламной деятельности, имеющей сходные элементы с современной рекламой.
С древнейших времен в странах, относящихся к разным цивилизациям, специально подобранные люди за особое вознаграждение занимались оповещением народа о важнейших событиях, законах и предписаниях владык, а также о наличии товара и определенных услуг. На площадях и улицах они выкрикивали необходимые сведения о товаре и месте его происхождения. Так родилась реклама— постоянный спутник торговли.
Термин «реклама» произошел от латинских слов «сlamо» — кричать, провозглашать, объявлять и «гесlamо» — громко выкрикивать. Таким образом, устная реклама дала название такому явлению общественной жизни, как рекламная деятельность.
На античных рынках, в том числе невольничьих, формировались
определенные требования и правила продажи
товара. Например, на римском острове Делосе
эти правила включали в себя «У рабов,
выставленных на продажу, были отличительные
знаки: выкрашенные белой краской
йоги или шерстяной колпак на голове».
На рынке римской недвижимости тоже существовали
определенные требования, качество товара
рекламировалось соответствующим образом.
Кроме того, рекламируя свои товары, римляне расписывали стены домов объявлениями о боях гладиаторов по маршрутам разного рода шествий, а финикийцы разрисовывали скалы по пути следования кораблей. Таким образом, кроме устной рекламы постепенно появлялись прообразы современной графической и наружной рекламы.
В Средние века при проведении рыцарских турниров, собраний ремесленников и горожан активно использовались формы оповещения населения глашатаями и трубадурами. В это время происходит формирование культуры использования цвета и различной символики, которая позже будет активно применяться при разработке рыночной атрибутики.
Гербовые символы и цвета становятся визитными карточками государств и отдельных представителей знати — изображение цветка лилии, например, ассоциируется с французскими королями, двуглавого орла, известное со времен Византии, закрепляется за Российской Империей и некоторыми другими государствами. В геральдике и атрибутике появляются фантазийные образы.
Решающие вехи в истории рекламной деятельности. Поворотный
пункт в истории рекламы, с позиций развития
технологии и обеспечения массовости
воздействия, связан с изобретением в
1440 г. Иоганном Гуттенбергом печатного
станка. Благодаря этому значительно облегчился
процесс тиражирования объявлений рекламного
характера, во многом исключался ручной
труд. Первое отпечатанное на английском
языке объявление датируется 1478 г. Появилась
печатная реклама.
В 1622 г. реклама получила мощную поддержку — начала выходить первая газета «Уикли ньюс» на английском языке.
Переломный этап в развитии рекламы приходится на ХVI-ХVII вв., эпоху великих географических открытий и постепенного формирования капиталистических отношений. По мере развития рынка реклама начинает приобретать новые черты, приближаясь к современным формам.
Следующий этап эволюции рекламного дела наступил в связи с начавшейся в XVIII в. в Европе, а затем охватившей весь мир эпохой промышленных революций. В этот период окончательно сложились капиталистические отношения, бурно развивались наука и техника, четко выявились тенденции волнообразного, циклического развития социально-экономических систем.
В Англии, США, Франции, Германии, Австрии, России, других странах мира реклама завоевывает все более прочные позиции, становясь важным элементом рыночных отношений. В это время возрастает роль выставок и ярмарок в международной торговле. Их грандиозное оформление с использованием новых материалов привлекает внимание миллионов посетителей.
1.3. Регулирование рекламной деятельности за рубежом
За рубежом система регулирования рекламной деятельности формировалась со второй половины XIX века. Основными силами, в наибольшей степени влияющими на рекламную деятельность, являются потребители, общественные организации, государство. Так, потребители для защиты своих интересов и законных прав обращаются чаще всего в органы государственной власти и управления, апеллируют к широкому общественному мнению, объединяются в движения по защите своих прав. Рассмотрим наиболее важные особенности участия указанных выше сил в регулировании рекламной деятельности.
Потребитель, который является адресатом большинства рекламных обращений, играет все более заметную роль в регулировании рекламной деятельности. К его безусловным традиционным правам относятся: право на безопасность потребления купленного товара; право рассчитывать на то, что товар будет функционировать в точном соответствии с утверждениями продавца; право на исчерпывающую информацию о товаре; право на защиту от сомнительных товаров, маркетинговых и рекламных приемов.