Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование тенденций развития муниципальных (местных) бюджетов на примере МО «г.Воткинск».
Для достижения поставленной цели при написании данной работы ставились следующие задачи:
- исследование литературных источников и действующего законодательства по рассматриваемому вопросу;
- дать понятие муниципальных (местных) бюджетов;
- выявить структуру муниципальных (местных) бюджетов;
- рассмотреть основные тенденции в развитии муниципальных (местных) бюджетов;
- проанализировать осуществление бюджетной политики, выявить основные ее тенденции в МО «г.Воткинск»;
- разработать рекомендации по повышению эффективности местных бюджетов МО «г.Воткинск».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ тенденциЙ развития муниципальных (местных) бюджетов 5
1.1. Понятие муниципального бюджета в системе государственной власти 5
1.2. Законодательные основы формирования муниципального бюджета 8
2. АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Г.ВОТКИНСК» 14
2.1. Формирование доходной и расходной части муниципального бюджета 14
2.2. Анализ динамики бюджета МО «г.Воткинск» 23
2.3. Перспективы направления формирования и использования муниципального бюджета с учетом региональных и муниципальных программ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ тенденциЙ развития муниципальных (местных) бюджетов 5
1.1. Понятие муниципального бюджета в системе государственной власти 5
1.2. Законодательные основы формирования муниципального бюджета 8
2. АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Г.ВОТКИНСК» 14
2.1. Формирование доходной и расходной части муниципального бюджета 14
2.2. Анализ динамики бюджета МО «г.Воткинск» 23
2.3. Перспективы направления формирования и использования муниципального бюджета с учетом региональных и муниципальных программ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассмотрения темы курсовой работы состоит в том, что для выполнения своих задач муниципальные образования должны обладать необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, иметь право самостоятельного управления и распоряжения ими. Финансовая автономия является существенным элементом местного самоуправления. Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. При этом роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003г. №131-ФЗ и Бюджетным кодексом РФ.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, связанные с тенденциями развития муниципальных (местных) бюджетов.
Предмет исследования – муниципальный (местный) бюджет.
Целью данной курсовой работы является исследование тенденций развития муниципальных (местных) бюджетов на примере МО «г.Воткинск».
Для достижения поставленной цели при написании данной работы ставились следующие задачи:
- исследование литературных
источников и действующего
- дать понятие муниципальных (местных) бюджетов;
- выявить структуру муниципальных (местных) бюджетов;
- рассмотреть основные
тенденции в развитии
- проанализировать
- разработать рекомендации по повышению эффективности местных бюджетов МО «г.Воткинск».
Теоретической основой курсовой работы являются труды отечественных авторов, рассматривавших в своих трудах тенденции развития муниципальных (местных) бюджетов.
Методологическая основа – совокупность методов и средств, используемых в экономических науках, в частности были использованы методы анализа и сопоставления.
Информационной основой курсовой работы служит программа развития муниципального образования г.Воткинска на 2010-2014гг., данные годового отчета главы МО «г.Воткинск» за 2010-2011 года.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. В первой главе анализируются теоретические основы рассматриваемого вопроса, анализируются понятие и сущность бюджета муниципальных образований, его роль. Вторая глава посвящена рассмотрению основных направлений в развитии муниципальных (местных) бюджетов в МО «г.Воткинск».
Построенная таким образом курсовая работа служит более глубокому изучению исследуемой проблемы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ тенденциЙ развития муниципальных (местных) бюджетов
1.1. Понятие муниципального бюджета в системе государственной власти
Местными бюджетами
являются бюджеты муниципальных
образований - административно-
Бюджет каждого муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов (без учета городских и сельских поселений).
Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Федеральным законом ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1 и Бюджетным кодексом РФ.
Роль местных бюджетов
в социально-экономическом
Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, в которой записано:
"Местное самоуправление
в Российской Федерации
Создание финансовой базы - главная роль местных бюджетов.
Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.
В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов,-развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.
В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).
В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.
В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.
Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны - инфляция, расстроенность финансовой системы - не позволяют местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно также отнести бюджетный дефицит.
Роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии регионов будет возрастать по мере стабилизации экономики страны и расширения полномочий органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов и их использованию.
Доходы местного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном
порядке в соответствии с законодательством
РФ в распоряжение органов местного самоуправления.
Средства местного бюджета относятся
к объектам муниципальной собственности.
Это определяет собственника бюджетных
средств, которым является не орган местной
власти, а административно-
Формирование и исполнение местных бюджетов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
1.2. Законодательные основы формирования муниципального бюджета
Доходы местных бюджетов формируются за счет следующих источников:
1) местных налогов и сборов;
2) отчислений от федеральных
и региональных налогов и
3) неналоговых доходов;
4) безвозмездных поступлений.
Местные налоги и сборы - это налоги и сборы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ (далее НК РФ).
Отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты (муниципальных районов, поселений и городских округов) предусмотрены БК РФ по нормативам (в процентах) на предстоящий финансовый год4.
Законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) могут быть установлены единые для всех муниципальных районов и поселений субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в их бюджеты от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации.
Отчисления от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в пользу местных бюджетов осуществляются по таким видам, как:
Местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, а также неналоговые доходы и безвозмездные поступления в совокупности составляют собственные доходы местных бюджетов. Иными словами, их собственные доходы — налоговые и неналоговые доходы, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на основе БК РФ или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и направляемые в местные бюджеты.
В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими последующими законами к местным налогам относилось 23 налога. С введением в действие части первой НК РФ (1998 г.) к местным налогам было отнесено 5 налогов:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на наследование или дарение;
4) налог на рекламу;
5) местные лицензионные сборы.
В настоящее время к местным налогам отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Неналоговые доходы формируются:
1) от использования (сдачи в аренду) имущества, находящегося в муниципальной собственности;
2) от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;
3) от доходов от
продажи имущества,
4) в местный бюджет
поступают и другие
5) неналоговые доходы местных бюджетов формируются также за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления, и ряда других источников в соответствии со ст. 62 БКРФ.
Информация о работе Тенденции развития муниципальных бюджетов