Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:58, курсовая работа
Целевой задачей современного периода развития нашей страны является обеспечение высоких темпов роста валового внутреннего продукта, дальнейшее наращивание эффективности производства и достижение на основе этого высокого уровня и качества жизни населения. Поэтому для Беларуси, как и для стран всего мира, возникает необходимость активизации действующих и поиска новых источников и факторов положительной динамики экономического развития.
В итоге формируется «кластер» - сообщество фирм, тесно связанных отраслей, способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Для экономики всего государства кластеры исполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается, что обеспечивается, в том числе сильными позициями отдельных кластеров, тогда как вне их даже самая развитая экономика может давать только посредственные результаты. В кластере выгода распространяется по всем направлениям связей:
новые производители, приходящие из других отраслей, ускоряют свое развитие, стимулируя научно-исследовательские работы и обеспечивая необходимые средства для внедрения новых стратегий;
происходит свободный
обмен информацией и быстрое
распространение новшеств по каналам
поставщиков или потребителей, имеющих
контакты с многочисленными
взаимосвязи внутри кластера,
часто абсолютно неожиданные, ведут
к появлению новых путей в
конкуренции и порождают
людские ресурсы и идеи образуют новые комбинации [5].
Кластер - инструмент повышения конкурентоспособности.
Мировой опыт дает примеры
повышения
В литературе существуют различные подходы к классификациям кластеров.
В настоящее время экспертами описаны 7 основных характеристик кластеров, на комбинации которых базируется выбор той или иной кластерной стратегии:
географическая: построение пространственных кластеров экономической активности от сугубо местных (например, садоводство в Нидерландах) до подлинно глобальных (аэрокосмический кластер);
горизонтальная: несколько отраслей/секторов могут входить в более крупный кластер (например, система мегакластеров в экономике Нидерландов);
вертикальная: в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного процесса. При этом важно, кто именно из участников сети является инициатором и конечным исполнителем инноваций в рамках кластера;
латеральная: в кластер объединяются разные секторы, которые могут обеспечить экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям (например, мультимедийный кластер);
технологическая: совокупность отраслей, пользующихся одной и той же технологией (например, биотехнологический кластер);
фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра - предприятия, НИИ или учебного заведения;
качественная: существенным является не только то, действительно ли фирмы сотрудничают, но и то, каким образом они это делают. Сеть далеко не всегда автоматически стимулирует развитие инноваций. Бывает, что в сетях, напротив, подавляются инновационные процессы и поощряется защитное поведение. Взаимосвязи с поставщиками могут стимулировать инновационные процессы, но они же могут использоваться для перекладывания расходов на партнеров и ущемления их в финансовом отношении. В последнем случае сети не оказываются ни стабильными, ни стимулирующими [5].
Кластеры варьируются по своим размерам, широте охвата, уровню развития в зависимости от отраслей. Природа кластеров позволяет изменять их границы по мере появления новых компаний и отраслей, с развитием и изменением условий осуществления бизнеса. По мнению М.Портера, они присутствуют как в крупномасштабной, так и в малой экономике, в городской или сельской области, а также на нескольких уровнях географического деления. Кластеры наблюдаются в условиях как развитой, так и развивающейся экономики [3, с. 77].
Промышленные кластеры представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, объединенных в производственную цепочку, в рамках которой создается конечный продукт и добавленная стоимость.
Более развитые кластеры имеют
специализированные базы поставщиков,
в большей степени
Кластер может включать в себя стратегические альянсы предприятий с университетами, исследовательскими учреждениями, потребителями, технологическими брокерами и консультантами Кластер, исходя из зарубежного опыта, обеспечивает возможность ведения конструктивного и эффективного диалога между государством и другими институтами [3, с. 76].
Процесс эволюции отрасли
может при вести к созданию
или расширению кластеров, которые
выходят за отраслевые рамки и
являются мощной силой экономического
развития. Этот процесс зависит от
состояния рыночных отношений, разнообразия
предпринимательской среды, уровня
конкуренции, а также государственной
социально-экономической
Инновационный кластер, являясь
наиболее эффективной формой достижения
высокого уровня конкурентоспособности,
представляет собой неформальное объединение
усилий различных организаций (промышленных
компаний, исследовательских центров,
индивидуальных предпринимателей, органов
государственного управления, общественных
организаций, вузов и т.д.). Объединение
в инновационный кластер на основе вертикальной
интеграции формирует не спонтанную концентрацию
разнообразных технологических изобретений,
а строго ориентированную систему распространения
новых знаний, технологий и инноваций.
При этом формирование сети устойчивых
связей между всеми участниками кластера
является важнейшим условием эффективной
трансформации изобретений в инновации,
а инноваций - в конкурентные преимущества.
Кластеры инновационной деятельности
создают новый продукт или услугу усилиями
нескольких фирм или исследовательских
институтов, что позволяет ускорить их
распространение по сети деловых взаимосвязей.
Инновационная структура кластера способствует
снижению совокупных затрат на исследование
и разработку новшеств с последующей их
коммерциализацией за счет высокой эффективности
производственно-
Наиболее успешные инновационные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается прорыв в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые рыночные ниши. В этой связи многие страны все активнее используют кластерный подход в формировании и регулировании своих национальных инновационных программ [9].
Созидательная деятельность кластера состоит еще и в том, что большинство его участников не конкурируют непосредственно между собой, а обслуживают разные сегменты отрасли. Их создание исключительно важно для пере вода экономики на инновационный путь развития, что требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих корректировать научные исследования, опытно-конструкторские разработки и производственный процесс. Такое взаимодействие имеет свои особенности, обусловленные корпоративными интересами, которые обеспечивают инновационную интеграцию любых организаций независимо от их величины. Среднему и малому бизнесу проще приспособиться к изменению конъюнктуры, они меньше зависят от состояния и уровня мировой экономики, а крупные национальные и транснациональные компании создают огромные финансовые ресурсы, позволяющие обеспечить долговременный стратегический маневр [3, с. 77].
Рассмотрение группы компаний
и организаций как кластера позволяет
выявить благоприятные
Доминирование в экономике кластеров, а не изолированных компаний и отраслей важно и для региональной экономики, где наблюдается высокая географическая концентрация взаимосвязанных отраслей. Ключевым фактором успеха при разработке и реализации стратегий развития кластеров является активная позиция лидеров бизнеса и позитивное партнерство между интересами различных предпринимательских групп в регионе [10].
Одним из условий формирования кластера в регионе является наличие специализации отраслей. Под специализацией понимается форма общественного разделения труда, которая отражает процесс сосредоточения производства отдельных видов продукции или ее частей в самостоятельных отраслях, производствах и на специализированных предприятиях [3, с. 77].
Наиболее подходящей интеграционной
моделью экономики является кластерная
модель экономики региона. Одним
из отличительных признаков
Для администрации регионов
кластеры, во-первых, наиболее современный,
удобный инструмент в промышленной
политике; во-вторых, это хорошая
площадка для взаимодействия с бизнесом;
в-третьих, на региональные администрации
возложен большой объем задач, для
решения которых требуются
Кластерный подход к анализу региональных экономических процессов предполагает, что каждая конкретная отрасль не может рассматриваться отдельно от остальных, а должна системно изучаться внутри комплекса взаимосвязанных секторов. Становление базовой отрасли служит толчком к развитию отраслей-поставщиков и отраслей-потребителей, а также сегментов услуг, образуя кластер экономической эффективности, который и должен быть объектом анализа.
В отличие от обычных форм кооперации и координации субъектов кластерные системы характеризуются следующими особенностями:
наличием предприятий-лидеров, определяющих долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы;
территориальной локализацией основной массы хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы;
устойчивостью кооперационных связей хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы, доминирующим значением этих связей для большинства ее участников;
долговременной координацией взаимодействия участников системы в рамках ее бизнес-программ и стратегических целей.
Таким образом, кластер - это, прежде всего, социальное понятие. Он образуется в сообществе людей или организаций, имеющих связанные экономические интересы. При этом регионы, на территории которых складываются кластеры, становятся лидерами экономического развития. Они определяют конкурентоспособность национальной экономики. Регионы, не имеющие кластеров, занимают заведомо худшее экономическое положение, а в большинстве случаев становятся депрессивными территориями [12].
Кластер способствует достижению
конкретного хозяйственного эффекта
и усиливает конкурентные преимущества
отдельных компаний, а следовательно,
кластера в целом. Кластеры эффективнее,
чем отрасли, охватывают важные связи,
обеспечивая
Как правило, кластеры направлены на достижение следующих целей:
повышение конкурентоспособности участников кластера за счет внедрения новых технологий;
снижение затрат и повышение качества соответствующих наукоемких услуг за счет эффекта синергии и унификации подходов в качестве, логистике, инжиниринге, информационных технологиях и т.д.;
обеспечение занятости в условиях реформирования крупных предприятий и аутсорсинга;
консолидированное лоббирование интересов участников кластера в различных органах власти. Проведенные за рубежом исследования показывают, что кластеры стимулируют значительное повышение производительности и внедрение инноваций. Компании выигрывают, имея возможность обмениваться положительным опытом и снижать затраты, используя одни и те же услуги и поставщиков.
Информация о работе Сущность кластеров, их виды и роль в экономике