Сущность кластеров, их виды и роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Целевой задачей современного периода развития нашей страны является обеспечение высоких темпов роста валового внутреннего продукта, дальнейшее наращивание эффективности производства и достижение на основе этого высокого уровня и качества жизни населения. Поэтому для Беларуси, как и для стран всего мира, возникает необходимость активизации действующих и поиска новых источников и факторов положительной динамики экономического развития.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 118.76 Кб (Скачать)

Среди факторов, мотивирующих интеграцию различных форм и организаций  в отраслевой кластер, можно отметить следующие:

согласованные требования головных сборочных заводов к своим  поставщикам и дилерам;

снижение затрат на внедрение  новых технологий за счет эффекта  масштаба;

более эффективный характер коллективных инноваций в наукоемких отраслях при вертикальной интеграции и горизонтальной кооперации при  аутсорсинге;

увеличение потенциального рынка инжиниринговых и консалтинговых услуг, в том числе для малых  предприятий, за счет внедрения субконтрактинга  при выполнении комплексных проектов и программ;

расширение доступа к  информации о потребностях рынка  и продвижение продукции и  услуг малого бизнеса на рынок  крупных предприятий;

повышение возможности предприятий, в том числе малых, к привлечению  инвестиций и грантов;

более эффективная система  выхода на зарубежных партнеров и  новые рынки [8].

Таким образом, развитие кластера как новой формы хозяйствования, экономического взаимодействия и связей позволяет достичь определенного  социально-экономического эффекта, который  проявляется в следующих направлениях:

повышение производительности и конкурентоспособности компаний и секторов экономики. Компании, работающие в более развитых кластерах, более  производительны, чем компании в  менее развитых кластерах;

повышение инновационного потенциала. Более развитые кластеры обладают большим  инновационным потенциалом, что  может быть измерено, например по количеству патентов;

стимулирование новых  компаний. Развитые кластеры способствуют появлению и развитию новых малых  и средних компаний;

повышение конкурентоспособности  и экономическое развитие регионов. С точки зрения социально-экономического развития регионов развитие кластеров  положительно влияет на уровень и  структуру занятости, уровень заработной платы в регионе;

обеспечение занятости в  регионе, положительное изменение  ее структуры, повышения уровня заработной платы. 

2. опыт функционирования кластеров 
в экономически развитых странах

 

Кластеры обеспечивают значительный импульс развития государств с развитой экономикой, позволяют им мобилизовать новый сетевой ресурс организации  территорий, становятся базой конкурентоспособности  экономики.

В 1968 году в Европе в рамках ЕС был создан Генеральный директорат по региональной политике, в 1975 году - Европейский фонд регионального развития. В 1988 г. Европарламентом была принята Хартия регионализма, начал функционировать Совет региональных и местных сообществ [1]

В мире активное развитие кластеров  считается эффективным направлением инновационной предпринимательской  деятельности. Так, в Декларации об укреплении экономического сотрудничества в Европе (1997 г.) и Плане действий, ее детализирующем, формирование новых производственных систем на основе сетей и кластеров провозглашено в качестве одного из наиболее актуальных направлений развития европейского сотрудничества.

Кластерная концепция  развития предпринимательства фокусируется на взаимосвязях между корпоративными структурами, инвестиционными, посредническими, научными, учебными, общественными  организациями региона. Суть кластерной концепции заключается в реализации консолидированного потенциала регионов, экономическая территория которых  является основой для развития европейского сотрудничества, а решение проблем  региональной экономики - одним из главных  направлений деятельности европейского сообщества [13].

В ЕС предпринимаются всевозможные действия для повышения инновационности  европейской промышленности. С этой целью на наднациональном уровне было реализовано несколько проектов по развитию кооперации между инновационными кластерами. ЕС рассматривает кластерную политику в качестве ключевого инструмента  повышения конкурентоспособности  отраслей и регионов, повышения инновационного потенциала и экономического развития в средне- и долгосрочной перспективе. Промышленная политика также должна быть инновационной и содержать новые более либеральные инструменты регулирования, способные дать промышленности большую свободу в поиске собственных технологических решений [14].

Первоначально унифицированный  подход к межфирменному сотрудничеству был разработан в Дании в 1989-1990 годах. На подготовку проекта в течение трех лет было выделено 25 млн. долларов США, для того чтобы определить перспективные сетевые структуры в стране. Были подготовлены специалисты, содействующие выполнению программы по созданию желаемых сетевых структур. Согласно программе, выдавались гранты на реализацию следующих фаз: концептуализация программы, планирование развития, осуществление инициатив кооперации.

На первых этапах были исследованы  промышленные комплексы по схеме  «спрос - предложение» в региональном разрезе по четырем отраслям: сельское хозяйство, текстильное производство, изготовление офисного оборудования, производство средств защиты окружающей среды. Затем были проанализированы механизмы передачи знаний и технологий в трех секторах: электромедицинская аппаратура, мебель, фармацевтика.

Следует отметить, что агропромышленный комплекс по объемам производства превышает  все остальные секторы экономики  вместе взятые и является ключевым с позиции потребительского рынка  и инвестиционного потенциала. Особую роль в нем играет «молочная вертикаль»: от переработки молока до поставщиков  технологий и оборудования. Датский  Совет по развитию бизнеса как  орган, отвечающий перед правительством за разработку концепции кластеризации, инициировал ряд новых разработок в этой области. В исследования включились Министерство бизнеса и промышленности, Министерство исследований, Министерство образования, Министерство труда, Агентство  развития торговли и промышленности, а также Министерство финансов.

В 1992 году в кластерах участвовало 40 процентов всех фирм страны, которые обеспечивали 60 процентов экспорта. В 1997 году в годовом отчете было отмечено, что в исследованиях принимали участие 513 аналитиков из фирм, организаций, институтов, министерств, которые были объединены в 35 рабочих групп, специализировавшихся в конкретных секторах и выдавших 1 522 предложения, из которых 66 уже были реализованы.

Предприятия отражали широкий  спектр проблем: от изменений в законодательстве, структурах административного управления до изменений бюджетных ассигнований министерств. Проведенная работа вывела Данию в мировые лидеры по кластеризации  экономики (сегодня функционирует 29 ведущих кластеров) [15].

Подход к кластеризации  в Дании во многом идентичен британскому. Здесь выявлены 13 региональных и 16 национальных так называемых «компетентных» кластеров. Данная идентификация рассматривалась в качестве первого этапа в формировании политической стратеги и, адаптированной под потребности датских кластеров. Региональные кластеры объединяются как на основе традиционных отраслей промышленности (производство тканей, одежды, мебели, садоводства), так и вокруг новых технологий (мобильная и спутниковая связь) [16].

В Германии развитию территорий способствует федеральное устройство, в соответствии с которым земли  имеют большую самостоятельность  и осуществляют собственные программы  развития за счет своих средств. В  Германии работают 3 лучших мировых кластера из 7 кластеров высоких технологий, получивших почетное название «Силиконовая долина XXI века», - это Мюнхен, Гамбург, Дрезден [1].

В целом в Германии большинство  федеральных земель имеют на своей  территории автомобильные кластеры. Однако после объединения страны наметилась тенденция перемещения  предприятий автомобильной промышленности на территорию Восточной Германии. Это было обусловлено не только более  низкими издержками производства по сравнению с Западной Германией, но и наличием благоприятной инфраструктуры для развития автомобильной промышленности. В частности, ведущую роль в экономике  Восточной Германии играют малые  и средние предприятия с небольшим  штатом сотрудников, а уровень квалификации и образовательная инфраструктура позволяют обеспечивать производство качественными научными исследованиями. При этом ставка делается на развитие поставщиков автокомпонентов.

Автомобильный кластер Восточной  Германии начал создаваться в 2004 году по инициативе правительства пяти федеральных земель: Берлин-Бранденбург, Тюрингия, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония и Саксония-Анхальт. В состав кластера в рамках вышеназванных территорий вошли компании по производству автомобилей и комплектующих, сервис-центры, исследовательские институты и различные объединения. Исследования проводились в течение двух лет, параллельно осуществлялась разработка программы развития кластера.

На сегодняшний  день в состав кластера входят такие  производители автомобилей, как BMW, DaimlerChrysler, Opel, Porsche, VW, поставщики комплектующих  и оборудования КИКА Schweissanlagen GmbH, М/ТЕС Automotive A G , Schnellecke Group, Siemens VDO Automotive AG, TRIMET Aluminium AG, Немецкий индустриальный банк, Институт им. Фраунгофера, Технический  университет Дрездена, Высшая школа  торговли Лейпцига и др.

Цель создания кластера заключается  в повышении конкурентоспособности  и развитии автомобильной промышленности Восточной Германии. Основные направления  деятельности - налаживание эффективной  коммуникации между участниками  кластера, ВУЗами, НИИ и органами власти и управления, представление компаний на международной арене, а также поддержка инновационной деятельности. Амбиции кластера Восточной Германии выходят за пределы региона. Позиционируя себя в качестве европейского центра высокотехнологичной автомобильной продукции, участники восточногерманского кластера планируют создать в регионе центральный международный наблюдательный центр, который будет предоставлять самую разнообразную информацию, касающуюся отрасли автомобилестроения и производства автомобильных компонентов [17].

Кластеры дали значительный им пульс развития регионам тех стран, которые применили их принципы. Заметный темп развития набрала экономика  Австрии, где начали действовать  трансграничные кластеры с Германией, Италией, Швейцарией, Венгрией, активизировались связи с Францией и Великобританией. Ключевым фактором стала политика стимулирования развития связей между исследовательскими институтами и промышленным сектором, снижение регуляторных барьеров в инновационных  программах, специализация кластеров  и формирование центров конкурентоспособности. Движущей силой явилась инновационно-исследовательская программа (TIP), которая была разработана в первой половине 1990-х годов. [3, с. 80].

TIP являлась одновременно инновационной, исследовательской и консалтинговой программой, основанной по инициативе федерального правительства и выполняемой австрийским Институтом экономических исследований в кооперации с Австрийским исследовательским центром.

Целями TIP являлись сбор информации, ее обработка, выработка рекомендаций, основанных на технологических изменениях и их воздействии на национальную систему инноваций. В соответствии с задачами первого этапа на макроуровне изучалось взаимодействие государственных и частных институтов с предприятиями; на мезоуровне регионов - структурные сдвиги в экономике; на микроуровне - поведение фирм. На базе проведенного анализа были разработаны мероприятия на 1996-1999 годы, получившие название «Путь в информационное общество и общество знаний». Программа включала в себя следующие модули: национальную систему инноваций; производительность: рост и занятость; регулирование как инструмент технологической политики; консультирование в области технологической политики.

Индустрия не может иметь  будущего, если она не взаимодействует  с наукой, не развивает производство, снабжение и реализацию. Конкретным примерам рационального и эффективного развития на основе кластерной модели может служить подъем автомобилестроения Австрии. В 2000 году около 30 тыс. работающих в автомобильном производстве, сконцентрированном в двух кластерах в землях Штирия и Верхняя Австрия, произвели 8,1 млрд. долларов США продукции, или более 10 процентов всего объема производства страны.

В автомобильный кластер Штирии входят 110 фирм. Технологическая цепочка распространяется от добычи и переработки сырья, ключевых производственных процессов, логистики и программного обеспечения до переработки отходов производства. Заключены партнерские соглашения более чем с 200 компаниями. Штирия превратилась в центр международного автомобилестроения, возникла разветвленная сфера субпоставщиков. Выпускаемая продукция поставляется для 40 автомобильных марок, в регионе собирается 150 тыс. автомобилей ежегодно. В 1999 году 307 фирм земли Верхняя Австрия решили объединиться по аналогии с фирмами Штирии. Объединив 95 процентов фирм этой отрасли в регионе, кластер начал проводить организацию обучения (обеспечение работы курсов повышения квалификации, семинаров, обучение внутри компаний), развивать общие кооперационные программы и проекты, создавать различного рода организации по передаче технологий, маркетинговым исследованиям. Ключевым звеном стала TMG компания, которая вырабатывает технологическую политику провинции. В 2000 году в этот кластер вошли компании по производству дизелей. К концу 2001 года в кластере сплотилась высокотехнологичная индустриальная группа, включающая 350 субпоставщиков; здесь работают 80 тыс. человек, объем продаж составил 1,5 млрд. долларов США. [15].

Выявленные в Австрии 76 региональных кластеров были условно поделены, исходя из их специализации, на 6 категорий: промышленные, технологические, образовательные, экспортные, смешанные, кластеры сферы услуг [16].

Информация о работе Сущность кластеров, их виды и роль в экономике