Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:58, курсовая работа
Целевой задачей современного периода развития нашей страны является обеспечение высоких темпов роста валового внутреннего продукта, дальнейшее наращивание эффективности производства и достижение на основе этого высокого уровня и качества жизни населения. Поэтому для Беларуси, как и для стран всего мира, возникает необходимость активизации действующих и поиска новых источников и факторов положительной динамики экономического развития.
Среди факторов, мотивирующих интеграцию различных форм и организаций в отраслевой кластер, можно отметить следующие:
согласованные требования головных сборочных заводов к своим поставщикам и дилерам;
снижение затрат на внедрение новых технологий за счет эффекта масштаба;
более эффективный характер коллективных инноваций в наукоемких отраслях при вертикальной интеграции и горизонтальной кооперации при аутсорсинге;
увеличение потенциального рынка инжиниринговых и консалтинговых услуг, в том числе для малых предприятий, за счет внедрения субконтрактинга при выполнении комплексных проектов и программ;
расширение доступа к информации о потребностях рынка и продвижение продукции и услуг малого бизнеса на рынок крупных предприятий;
повышение возможности предприятий, в том числе малых, к привлечению инвестиций и грантов;
более эффективная система выхода на зарубежных партнеров и новые рынки [8].
Таким образом, развитие кластера
как новой формы
повышение производительности
и конкурентоспособности
повышение инновационного потенциала. Более развитые кластеры обладают большим инновационным потенциалом, что может быть измерено, например по количеству патентов;
стимулирование новых компаний. Развитые кластеры способствуют появлению и развитию новых малых и средних компаний;
повышение конкурентоспособности и экономическое развитие регионов. С точки зрения социально-экономического развития регионов развитие кластеров положительно влияет на уровень и структуру занятости, уровень заработной платы в регионе;
обеспечение занятости в
регионе, положительное изменение
ее структуры, повышения уровня заработной
платы.
2. опыт
функционирования кластеров
в экономически развитых странах
Кластеры обеспечивают значительный импульс развития государств с развитой экономикой, позволяют им мобилизовать новый сетевой ресурс организации территорий, становятся базой конкурентоспособности экономики.
В 1968 году в Европе в рамках ЕС был создан Генеральный директорат по региональной политике, в 1975 году - Европейский фонд регионального развития. В 1988 г. Европарламентом была принята Хартия регионализма, начал функционировать Совет региональных и местных сообществ [1]
В мире активное развитие кластеров
считается эффективным
Кластерная концепция
развития предпринимательства
В ЕС предпринимаются всевозможные
действия для повышения инновационности
европейской промышленности. С этой
целью на наднациональном уровне
было реализовано несколько проектов
по развитию кооперации между инновационными
кластерами. ЕС рассматривает кластерную
политику в качестве ключевого инструмента
повышения
Первоначально унифицированный подход к межфирменному сотрудничеству был разработан в Дании в 1989-1990 годах. На подготовку проекта в течение трех лет было выделено 25 млн. долларов США, для того чтобы определить перспективные сетевые структуры в стране. Были подготовлены специалисты, содействующие выполнению программы по созданию желаемых сетевых структур. Согласно программе, выдавались гранты на реализацию следующих фаз: концептуализация программы, планирование развития, осуществление инициатив кооперации.
На первых этапах были исследованы промышленные комплексы по схеме «спрос - предложение» в региональном разрезе по четырем отраслям: сельское хозяйство, текстильное производство, изготовление офисного оборудования, производство средств защиты окружающей среды. Затем были проанализированы механизмы передачи знаний и технологий в трех секторах: электромедицинская аппаратура, мебель, фармацевтика.
Следует отметить, что агропромышленный
комплекс по объемам производства превышает
все остальные секторы
В 1992 году в кластерах участвовало 40 процентов всех фирм страны, которые обеспечивали 60 процентов экспорта. В 1997 году в годовом отчете было отмечено, что в исследованиях принимали участие 513 аналитиков из фирм, организаций, институтов, министерств, которые были объединены в 35 рабочих групп, специализировавшихся в конкретных секторах и выдавших 1 522 предложения, из которых 66 уже были реализованы.
Предприятия отражали широкий
спектр проблем: от изменений в законодательстве,
структурах административного управления
до изменений бюджетных
Подход к кластеризации в Дании во многом идентичен британскому. Здесь выявлены 13 региональных и 16 национальных так называемых «компетентных» кластеров. Данная идентификация рассматривалась в качестве первого этапа в формировании политической стратеги и, адаптированной под потребности датских кластеров. Региональные кластеры объединяются как на основе традиционных отраслей промышленности (производство тканей, одежды, мебели, садоводства), так и вокруг новых технологий (мобильная и спутниковая связь) [16].
В Германии развитию территорий
способствует федеральное устройство,
в соответствии с которым земли
имеют большую
В целом в Германии большинство
федеральных земель имеют на своей
территории автомобильные кластеры.
Однако после объединения страны
наметилась тенденция перемещения
предприятий автомобильной
Автомобильный кластер Восточной Германии начал создаваться в 2004 году по инициативе правительства пяти федеральных земель: Берлин-Бранденбург, Тюрингия, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония и Саксония-Анхальт. В состав кластера в рамках вышеназванных территорий вошли компании по производству автомобилей и комплектующих, сервис-центры, исследовательские институты и различные объединения. Исследования проводились в течение двух лет, параллельно осуществлялась разработка программы развития кластера.
На сегодняшний день в состав кластера входят такие производители автомобилей, как BMW, DaimlerChrysler, Opel, Porsche, VW, поставщики комплектующих и оборудования КИКА Schweissanlagen GmbH, М/ТЕС Automotive A G , Schnellecke Group, Siemens VDO Automotive AG, TRIMET Aluminium AG, Немецкий индустриальный банк, Институт им. Фраунгофера, Технический университет Дрездена, Высшая школа торговли Лейпцига и др.
Цель создания кластера заключается
в повышении
Кластеры дали значительный им пульс развития регионам тех стран, которые применили их принципы. Заметный темп развития набрала экономика Австрии, где начали действовать трансграничные кластеры с Германией, Италией, Швейцарией, Венгрией, активизировались связи с Францией и Великобританией. Ключевым фактором стала политика стимулирования развития связей между исследовательскими институтами и промышленным сектором, снижение регуляторных барьеров в инновационных программах, специализация кластеров и формирование центров конкурентоспособности. Движущей силой явилась инновационно-исследовательская программа (TIP), которая была разработана в первой половине 1990-х годов. [3, с. 80].
TIP являлась одновременно инновационной, исследовательской и консалтинговой программой, основанной по инициативе федерального правительства и выполняемой австрийским Институтом экономических исследований в кооперации с Австрийским исследовательским центром.
Целями TIP являлись сбор информации, ее обработка, выработка рекомендаций, основанных на технологических изменениях и их воздействии на национальную систему инноваций. В соответствии с задачами первого этапа на макроуровне изучалось взаимодействие государственных и частных институтов с предприятиями; на мезоуровне регионов - структурные сдвиги в экономике; на микроуровне - поведение фирм. На базе проведенного анализа были разработаны мероприятия на 1996-1999 годы, получившие название «Путь в информационное общество и общество знаний». Программа включала в себя следующие модули: национальную систему инноваций; производительность: рост и занятость; регулирование как инструмент технологической политики; консультирование в области технологической политики.
Индустрия не может иметь будущего, если она не взаимодействует с наукой, не развивает производство, снабжение и реализацию. Конкретным примерам рационального и эффективного развития на основе кластерной модели может служить подъем автомобилестроения Австрии. В 2000 году около 30 тыс. работающих в автомобильном производстве, сконцентрированном в двух кластерах в землях Штирия и Верхняя Австрия, произвели 8,1 млрд. долларов США продукции, или более 10 процентов всего объема производства страны.
В автомобильный кластер Штирии входят 110 фирм. Технологическая цепочка распространяется от добычи и переработки сырья, ключевых производственных процессов, логистики и программного обеспечения до переработки отходов производства. Заключены партнерские соглашения более чем с 200 компаниями. Штирия превратилась в центр международного автомобилестроения, возникла разветвленная сфера субпоставщиков. Выпускаемая продукция поставляется для 40 автомобильных марок, в регионе собирается 150 тыс. автомобилей ежегодно. В 1999 году 307 фирм земли Верхняя Австрия решили объединиться по аналогии с фирмами Штирии. Объединив 95 процентов фирм этой отрасли в регионе, кластер начал проводить организацию обучения (обеспечение работы курсов повышения квалификации, семинаров, обучение внутри компаний), развивать общие кооперационные программы и проекты, создавать различного рода организации по передаче технологий, маркетинговым исследованиям. Ключевым звеном стала TMG компания, которая вырабатывает технологическую политику провинции. В 2000 году в этот кластер вошли компании по производству дизелей. К концу 2001 года в кластере сплотилась высокотехнологичная индустриальная группа, включающая 350 субпоставщиков; здесь работают 80 тыс. человек, объем продаж составил 1,5 млрд. долларов США. [15].
Выявленные в Австрии 76 региональных кластеров были условно поделены, исходя из их специализации, на 6 категорий: промышленные, технологические, образовательные, экспортные, смешанные, кластеры сферы услуг [16].
Информация о работе Сущность кластеров, их виды и роль в экономике