Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:58, курсовая работа
Целевой задачей современного периода развития нашей страны является обеспечение высоких темпов роста валового внутреннего продукта, дальнейшее наращивание эффективности производства и достижение на основе этого высокого уровня и качества жизни населения. Поэтому для Беларуси, как и для стран всего мира, возникает необходимость активизации действующих и поиска новых источников и факторов положительной динамики экономического развития.
ВВЕДЕНИЕ
Целевой задачей современного периода развития нашей страны является обеспечение высоких темпов роста валового внутреннего продукта, дальнейшее наращивание эффективности производства и достижение на основе этого высокого уровня и качества жизни населения. Поэтому для Беларуси, как и для стран всего мира, возникает необходимость активизации действующих и поиска новых источников и факторов положительной динамики экономического развития.
Сегодня доминирующей целью экономической политики как развитых, так и развивающихся государств являются рост национальной конкурентоспособности и расширение доли отечественных компаний на внутреннем и мировом рынках, повышение эффективности их деятельности.
Процессы глобализации, усиления международной конкуренции, характеризующие мировую экономику, я вились объективной предпосылкой смены парадигмы управления конкурентоспособностью, которая состоит в отказе от традиционной промышленной политики и переходе к новой системе организации производства, основанной на использовании преимуществ специализации и кооперации.
Бурное развитие технологий, логистики, средств транспорта привело к тому, что передача информации, движение финансовых потоков стали практически мгновенным, а транспортировка грузов - дешевой и быстрой. В связи с этим важнейшими факторами достижения и удержания превосходства над конкурентами становятся не только инновации и образование, но и взаимосвязи между предприятиями, что обеспечивает условия по созданию сетевых структур - кластеров.
Опыт так называемых новых индустриальных стран свидетельствует о том, что совершенствование промышленной структуры, повышение конкурентоспособности национальной экономики могут быть весьма эффективными при наличии диверсифицированной системы субконтрактных отношений ведущих производителей с мелкими и средними компаниями, берущими на себя решение отдельных узкоспециальных задач в конструировании и производстве отдельных узлов и компонентов.
Таким образом, мелкая промышленность,
интегрирующаяся в современный индустриальный
комплекс, становится фактором его модернизации,
а также формирования производственных
кластеров, ориентированных на выпуск
конкурентоспособной продукции. Тем самым
обеспечиваются не только развитие экспорта,
но и рост импортозамещения. Это существенно
изменяет роль малого бизнеса в экономической
системе общества. Малые предприятия становятся
не только средством обеспечения занятости
населения, но прежде всего фактором реструктуризации
производства, повышения его конкурентоспособности
и эффективности.
1.
Сущность кластеров, их виды
и роль в экономике
Кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [1].
Понятие кластера в западной литературе было введено в экономическую теорию Майклом Портером: «кластер – это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [2] Таким образом, для того чтобы быть кластером, группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности и взаимодополнять друг друга.
Термин «кластер» стал популярен среди экономистов с конца 1980-х годов. Сейчас применение кластерного подхода рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных путей развития территорий.
В книге «Конкурентные преимущества стран» (1990 г.) М.Портер раскрыл феномен кластеров, выдвинув теорию национальной, государственной и местной конкурентоспособности в контексте мировой экономики, обосновав исторические и интеллектуальные предпосылки теории кластеров. Он отметил, что кластеры оказываются ярко выраженной особенностью практически любой национальной, региональной и даже столичной экономики [3].
Степень развития и значимость источников конкурентных преимуществ определяют стадии развития конкуренции и модели экономического роста государств, регионов и предприятий.
Промышленные предприятия создают основу для потребления и увеличения национального богатства, следовательно, в рыночной экономике большое значение играет именно их конкурентоспособность [4].
В целом различаются 3 широких определения кластеров, каждое из которых подчеркивает основную черту их функционирования:
регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т.д.);
вертикальные производственные
цепочки, узко определенные секторы, в
которых смежные этапы производственного
процесса образуют ядро кластера (например,
цепочка «поставщик-производитель-
отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер») [15].
С позиции системного подхода
кластер - это совокупность субъектов
хозяйственной деятельности взаимосвязанных
различных отраслей, объединенных в
единую организационную структуру,
элементы которой находятся во взаимосвязи
и взаимозависимости, совместно
функционируют с определенной целью.
Формирование эффективных технологических
цепочек из нескольких самостоятельных
хозяйствующих субъектов
Необходимо отметить, что кластерное развитие экономики - это определенный инструмент бизнеса. Рыночно ориентированное общество формирует правила деятельности своих хозяйствующих субъектов через законы, взаимоотношения, банковский сектор, институты поддержки и т.д. Поэтому кластер, существующих в рамках данных правил, - это ни что иное, как особым образом организованное пространство, которое позволяет успешно развиваться крупным фирмам, малым предприятиям, поставщикам (оборудования, комплектующих, специализированных услуг), объектам инфраструктуры, научно-исследовательским центрам, вузам и другим организациям. При этом важно, что в кластере достигается, прежде всего, синергетический эффект, поскольку участие конкурирующих предприятий становится взаимовыгодным [6, с. 182].
Кластеры можно
Отличительная черта кластера - целевая предпринимательская деятельность. В рамках кластера объединяются не только производственный, но и инновационный бизнес, комплексное управление качеством продукции, сервисное обслуживание. Объединение усилий предпринимателей, органов управления, субъектов инвестиционной и инновационной деятельности на определенной территории дает значительные преимущества в конкурентной борьбе, способствует рационализации производственно-рыночных процессов, перераспределению рисков и проведению гибкой политики, необходимой в условиях быстро меняющейся конъюнктуры. Такое объединение усилий в развитых странах оказалось достаточно эффективным.
Следует отметить, что кластеры создают условия для вовлечения инвестиций, так как необходимые для их образования инициатива, инновации, интеграция, информация, интерес являются необходимыми составляющими для привлечения инвесторов.
Внедрение кластерных технологий
объединения предприятий
Главной задачей внедрения
кластерной модели является изменение
психологии предпринимателей, понимания
ими возможности честного, открытого
и взаимовыгодного
Кластер может включать большое
или малое количество предприятий,
а также большие и малые
предприятия в разном соотношении.
Он служит той «ареной», на которой
осуществляется реальное взаимодействие
между местными предпринимательскими
структурами, а также между
Характерные признаки кластеров можно свести к 12 показателям:
Наиболее развитые кластеры имеют пять принципиальных характеристик, первые три из которых могут рассматриваться в качестве стартовых предпосылок для формирования кластеров.
1. Наличие конкурентоспособных предприятий.
Ключевым условием для
развития кластера является наличие
конкурентоспособных на рынке предприятий
в кластере. Концентрация занятости
на депрессивных предприятиях может
быть предпосылкой для формирования
и развития кластера, но не является
критерием его наличия. В качестве
индикаторов
2. Наличие в регионе конкурентных преимуществ для развития кластера.
Например, вы годное географическое
положение; доступ к сырью; наличие
специализированных людских ресурсов,
поставщиков комплектующих и
связанных услуг, специализированных
учебных заведений и
3. Географическая концентрация и близость.
Ключевые участники кластеров
находятся в географической близости
друг к другу и имеют возможности
для активного взаимодействия. Географический
масштаб может варьироваться
от типа и особенностей кластера и
охватывать один или несколько регионов
государства. В качестве индикаторов
географической концентрации могут
рассматриваться различные
4. Широкий набор участников и наличие «критической массы».
Кластер может состоять из
компаний, про изводящих конечную
продукцию и услуги, как правило,
экспортируемые за пределы региона,
системы поставщиков
5. Наличие связей и взаимодействия между участниками кластеров.
Одним из ключевых факторов успеха для развития кластеров является наличие рабочих связей и координации усилий между участниками кластера. Эти связи могут иметь различную природу, включая формализованные взаимоотношения между головной компанией и поставщиками, между самими поставщиками, партнерство с поставщиками оборудования и специализированного сервиса; связи между компаниями, ВУЗами и НИИ в рамках сотрудничества при реализации совместных НИОКР и образовательных программ. Контакты между компаниями малого и среднего размера могут быть связаны также с координацией их усилий по коллективному продвижению товаров и услуг на существующие и новые рынки [7].
В ходе исследований М.Портер проанализировал конкурентные возможности более 100 отраслей в десяти странах. Оказалось, что наиболее конкурентоспособные транснациональные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, порой даже в одном регионе страны. Это объясняется тем, что одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании.
Информация о работе Сущность кластеров, их виды и роль в экономике