Сущность кластеров, их виды и роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Целевой задачей современного периода развития нашей страны является обеспечение высоких темпов роста валового внутреннего продукта, дальнейшее наращивание эффективности производства и достижение на основе этого высокого уровня и качества жизни населения. Поэтому для Беларуси, как и для стран всего мира, возникает необходимость активизации действующих и поиска новых источников и факторов положительной динамики экономического развития.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 118.76 Кб (Скачать)

Toyota и Guangzhou Automobile также  имеют совместное предприятие  в Гуанчжоу. Toyota основала завод  в индустриальной зоне Наньша и в 2006 году начала производство легковых автомобилей Camry. 30 компаний - поставщиков Toyota первого уровня также располагаются в Наньша. Многие компании - смежники также находятся в гг. Шуньде и Фошане около Наньша. Компании - поставщики второго и третьего уровней поставляют автозапчасти и комплектующие не только для корпорации Toyota, но также и для Nissan и Honda. Руководство корпорации требует от своих компаний - поставщиков размещения производств в непосредственной близости к Гуанчжоу. Toyota предъявляет также высокие требования к качеству и цене комплектующих. Поставщики обязаны закупать автокомпонеты у китайских производителей. Китайские компании - производители запчастей отвечают требованиям корпорации к качеству и цене и поставляют свою продукцию на автосборочные заводы совместно с японскими компаниями - поставщиками первого уровня. Большое число компаний, входящих в концерн Toyota , основало свои представительства в Гуанчжоу. В их числе Toyota Boshoku Foshan (производство масляных фильтров), Takagi Auto Parts (производство пластиковых компонентов), Aisin Seiki Automotive Parts (производство двигателей), Daiict1i Bussan (производство изоляционных материалов), Fost1an Melx Leather (производство кожаных покрытий), Коуо Lioho Automotive Parts (производство подшипников).

Очевидно, что в Гуанчжоу сформировался крупный автомобильный кластер, главной задачей которого является реализация практических проектов между производителями и поставщиками. Основные направления деятельности данного кластера: интенсификация коммуникации между участниками; активизация видов деятельности, необходимых для автоиндустрии; повышение конкурентоспособности поставщиков благодаря применению новых знаний, полученных в результате выполнения кооперативных проектов; укрепление конкурентоспособности за счет выхода на новые рынки, в том числе и за рубеж; применение инноваций.

Гуанчжоуский автомобильный  кластер в настоящее время  находится в стадии роста и  активного развития. В целом на территории Гуанчжоу сосредоточено более 300 заводов-производителей автокомплектующих и поставщиков сырья. Среди них производители стали, каучука, запчастей, электроники и аксессуаров. Широко представлена также сеть организаций, занимающихся реализацией и сбытом произведенной продукции. Их число в настоящее время достигает 100 компаний и постоянно увеличивается. Новые компании, привлеченные успехом нынешних лидеров кластера, будут приходить на этот рынок, пытаясь занять свою нишу в производственном процессе, получая в первое время поддержку со стороны нынешних автомобильных гигантов и правительства. Таким образом, связи между предприятиями будут продолжать расширяться, вероятно, именно за счет разработки и внедрения новых технологий, которые привнесут новые игроки на рынке [26].

Следует отметить, что в  Китае имеются перспективы дальнейшего  развития инновационных кластеров. Данные образования расположены  вокруг лучших университетов, таких  как Циньхуа в Пекине и Фудань в Шанхае, а также в специальных  научно-исследовательских и научно-технических  парках, созданных местными властями в качестве бизнес-инкубаторов. Эти  кластеры привлекают гранты от правительства, китайский венчурный капитал, лучших сотрудников из Китая и из-за границы (в основном китайцев, получивших образование  в Европе и США) [27].

В условиях глобализации и  возрастающей международной конкуренции  процесс кластеризации и можно  наблюдать в различных развивающихся  странах, таких как Индия, Индонезия, Малайзия, Мексика, Нигерия, Чили и др., а также в арабских государствах (Марокко, Иордания, Сирия, Ливан, Египет, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и др.) 19; 13J.

В Индии действует свыше 2 000 кластеров, из которых 388 промышленных и 1 657 объединяющих ремесленнические предприятия. Кластеры поставляют свыше 60 процентов экспортной продукции страны, а некоторые крупные кластеры производят до 90 процентов отдельных видов продукции, выпускаемой в Индии (производство одежды, ювелирных и кожаных изделий). Индийские малые предприятия стремятся к концентрации вокруг крупных промышленных компаний, в метрополиях либо в больших городах, где существует огромный потребительский рынок и есть трудовые ресурсы в сочетании с развитой промышленной и социальной инфраструктурой. Количество малых предприятий, действующих в составе различных кластеров, колеблется от 40-50 до 1 700 (в кластере по производству технического оборудования в Дели). Особенно эффективны подходы индийского правительства к стимулированию роста экспортных возможностей кластеров в развитии высокотехнологичных производств и услуг (коммуникационные технологии, программное обеспечение, фармацевтика и др.). Этому способствует государственная техническая политика в сочетании с тесным сотрудничеством центральных правительственных органов с региональными и местными администрациями, заинтересованными в ускоренном экономическом развитии на основе взаимодействия крупных, средних и множества малых предприятий [9].

Итак, опыт стран переходного  периода подтверждает тот факт, что  идея развития кластеров не должна восприниматься как инструмент государственного вмешательства в экономику, как  некая государственная программа  по созданию кластеров. В противном  случае складывается неправильное понимание  того, что кластеры можно создать  целенаправленно с помощью инструментов политики.

Кластерный подход в управлении промышленностью в корне меняет принципы государственной промышленной политики. Особенно это относится  к постсоциалистическим государствам и требует полной перестройки  аппарата государственного управления, изменения менталитета местных  властей, другого среза информации о состоянии дел в экономике - не по отраслям, а на уровне отдельных  рынков и компаний.

Как показывает мировая практика, кластеры редко возникают искусственно и с нуля, они появляются и эволюционируют естественным путем там, где есть предпосылки для этого в виде межотраслевых производственных связей. Роль политики при этом заключается  в создании условий для развития предпринимательства, создания новых  фирм, поощрения инноваций, улучшения  инвестиционного климата и т.д.

 

Заключение

 

Мировая практика свидетельствует  о том, что в настоящее время  промышленный прогресс обеспечивают не разрозненные предприятия, а их объединения, группы, кластеры и сети.

Кластер рассматривается  как сетевая организация территориально взаимосвязанных и взаимодополняемых  предприятий (включая специализированных поставщиков, в том числе услуг, а также производителей и покупателей) , объединенных вокруг научно-образовательного центра, которая связана вертикальными  связями с местными учреждениями и органами власти с целью повышения  конкурентоспособности предприятий, регионов и национальной экономики.

Исходя из зарубежного  опыта, кластерный подход во всем мире признается как политика повышения конкурентоспособности экономик. Деятельность по реализации кластерного подхода может быть обозначена как кластеризация и представляет собой комплекс организационно-экономических мероприятий, проводимых государственными и общественными поддерживающими институтами с целью объединения предприятий в кластеры и установления между ними неформальных взаимоотношений и сетевого сотрудничества.

Кластерный подход, являясь  новой технологией повышения  конкурентоспособности, преследует ряд  целей: повышение жизненного уровня населения, усиление конкурентоспособности  бизнеса, находящегося на территории региона, поддержание эффективного бизнес-климата, который увеличивает конкурентные преимущества бизнеса и переход  к комплексному использованию потенциала развития территории государства.

Как показывает мировая практика, кластеризация не только служит средством  достижения целей промышленной политики (повышение конкурентоспособности, усиление инновационной направленности и т.п.), но является также мощным инструментом для стимулирования регионального  развития.

Во многих развитых странах (США, Канада, Япония, Финляндия, Германия, Италия и др.) отраслевые кластеры стали  привычной формой организации бизнес-сообществ, эффективным инструментом повышения  конкурентоспособности территорий.

При этом следует учитывать, что в каждом отдельном государстве  кластеры имеют свои характерные  черты, специфику организации и  функционирования. В связи с этим при изучении возможности использования  в отечественной практике зарубежного  опыта по кластерным технологиям  необходимо учитывать особенности, имеющиеся как на региональном, так и на общегосударственном уровнях, выделяя условия, факторы, преимущества кластерного подхода и оценивать эффект от его внедрения.


Информация о работе Сущность кластеров, их виды и роль в экономике