Сущность кластеров, их виды и роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Целевой задачей современного периода развития нашей страны является обеспечение высоких темпов роста валового внутреннего продукта, дальнейшее наращивание эффективности производства и достижение на основе этого высокого уровня и качества жизни населения. Поэтому для Беларуси, как и для стран всего мира, возникает необходимость активизации действующих и поиска новых источников и факторов положительной динамики экономического развития.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 118.76 Кб (Скачать)

Наиболее приспособленной  оказалась Венгрия. В настоящее  время там функционирует 75 промышленных парков, объединяющих 556 компаний, где работают 60 тыс. человек. Промышленные парки получают некоторые привилегии: инфраструктуру, пониженный уровень налоговой нагрузки. Принципы построения программы включают в себя поддержку компаний, заинтересованность сторон, возможность закрепления на рынке и дальнейшего развития, интеграцию в отрасль и местность, открытость, прозрачность. На развитие промышленного парка предполагается 5 лет.

В 1996 году была принята Программа индустриализации регионов. Для ее реализации были предусмотрены различные источники финансирования: средства предпринимателей, местных органов власти, децентрализованные ресурсы, государственные фонды. Развитие промышленных парков стало основой для формирования кластеров. Среди семи регионов Венгрии особых темпов развития достигла Панония, в которой внедряется программа «Деловая инициатива Панонии». Все регионы Венгрии внесли свой вклад в развитие кластеров. Программы были рассчитаны на период 2001-2003 годов. Создан консультативный совет развития регионов (TERET). Местными советами были разработаны трехлетние программы по развитию микрорегионов, которые учитывали унификацию развития территорий с нормами ЕС, а также детали и специфику местности. В разработку программ были вовлечены 250 экспертов.

Совет Панонии заключил договоры с местными властями, в которых  были оговорены конкретные приоритеты: развитие трудового потенциала (образование); технологические новации; развитие региона; улучшение стандарта жизни. Были сформированы четыре комитета, в  состав которых привлечены 200 специалистов. Программа «Деловая инициатива Панонии» акцентирована на развитие автомобильного кластера PANAC; параллельно развивается деревообработка, туризм, использование термальных вод. Региональное агентство развития и холдинг объединяют три фонда, центры трудовых потенциалов, а также сеть промышленных парков.

Если в Польше и Чехии  процесс кластеризации промышленности идет медленно, то Словения в 1996 году приняла Стратегию повышения конкурентоспособности промышленности, которая была откорректирована в 1998 и 2000 годах. Была разработана Программа национального развития кластеров на 1999-2003 годы, включающая в себя три этапа: идентификации потенциальных кластеров (1 год); развития кластерной политики (1 год); реализации программы (2,5 года).

В ходе 1-го этапа были исследованы 55 тыс. предприятий в 46 отраслях в 12 регионах. Анализ выявил слабые сетевые связи, отсутствие инфраструктуры, а также достаточного уровня и опыта кластеризации.

В дальнейшей перспективе планируется создать 10 кластеров в транспортной отрасли, строительстве, электронной оптике, производстве запчастей, мебельного, текстильного, туристического, фармацевтического, бытового оборудования. В настоящее время в Словении реализуется более 130 проектов, привлекаются инвестиции, создается инфраструктура [15].

В Болгарии в рамках реформирования экономики в 2003 году была разработана Болгарская инициатива конкурентоспособности, основанная на кластерной модели. В сентябре 2004 года была утверждена Национальная инновационная стратегия развития экономики на 2007-2013 годы, базирующаяся на активизации деятельности инновационных кластеров. По данным Болгарского агентства содействия малому и среднему бизнесу, к числу наиболее приоритетных на данном этапе отнесены национальные кластеры информационно-коммуникационных технологий, агропромышленного комплекса и автомобилестроения [20].

Северная часть Италии, расположенная в предгорьях Альп, в 1950-1960 годы стала родиной формирования уникальной производственной структуры – «индустриального округа» (итальянской модели производственного кластера). Именно такого рода кластеры стали активно внедряться в экономику Румынии в последние годы. Ежегодно создается около 1 000 новых итальяно-румынских компаний.

В настоящее время «индустриальные  округа» - кластеры Румынии располагаются:

  • на северо- востоке и северо-западе (кластеры текстиля и производства одежды);
  • в районе Бухареста и на юго-востоке страны (кластеры машиностроения);
  • в центре и на северо-западе (кластеры деревообработки);
  • в южных регионах (кластеры производства продуктов питания);
  • в Бухаресте (химические кластеры).

Новые кластеры формируются  во всех регионах Румынии.

Широкое распространение  в постсоциалистических странах  получили кластерные принципы организации  производственного взаимодействия на региональном уровне. Этот подход предоставляет  большие возможности для повышения, как конкурентоспособности местного бизнеса, так и эффективности экономической политики региональной власти. В настоящее время подход к региональному развитию, основанный на кластерах, все более активно начинает внедряться в практику России и Украины.

Кластерные принципы организации  производственного взаимодействия широко обсуждаются в России и  используются при формировании и  осуществлении национальной промышленной политики, что позволяет повысить эффективность взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных  учреждений в инновационном процессе [10].

Заместитель директора департамента стратегии социально-экономических реформ Министерства экономического развития и торговли Российской Феде рации М. Курбаков отмечает, что преимущества кластерного подхода как одного из методов повышения конкурентоспособности российской экономики становятся все более очевидными для федеральных и региональных властей. Правительство Российской Феде рации рассматривает кластеры как эффективный инструмент развития территорий и запланировало на 2006-2008 гг. разработку кластерной политики на региональном уровне [21].

В Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы) среди приоритетов было выделено «содействие формированию и развитию региональных и экономических кластеров» [22].

В 2004 г. при Правительстве России созданы Совет по конкурентоспособности и предпринимательству и соответствующие органы по науке, технологиям и образованию.

Особенностью России является также деятельность «наукоградов». Под руководством Союза развития «наукоградов», который в настоящее  время охватывает 37 муниципальных формирований, активизировалась деятельность по ускорению инновационного развития страны и постепенному формированию Hi-Tech кластеров.

Все региональные формирования России в течение 2002-2007 годов разработали свои стратегии социально-экономического развития до 2020 г. Основным механизмом решения проблем повышения конкурентоспособности страны стала разработка Государственной стратегии конкурентного развития России и региональных инновационных систем, которая содержит комплекс мероприятий, реализуемых на макро-, мезо- и микроуровнях. На каждом из них кластерная политика занимает приоритетную позицию [20].

Среди основных факторов и  условий, способствующих формированию кластеров (а в большинстве случаев  определяющих саму возможность их возникновения) в конкретном регионе в российских условиях, необходимо выделить наличие  в регионе:

  • крупных и, желательно, коммерчески успешных наукоемких компаний, способных финансировать новые проекты и выступить центром кластеризации для более мелких производств;
  • НИИ, имеющего накопленные знания и потенциал НИОКР в определенной сфере, конкурентоспособные на мировом уровне, а также, желательно, опыт коммерциализации технологий;
  • малых и средних высокотехнологичных фирм, выступающих в качестве поставщиков для ведущих компаний кластера, а также осуществляющих собственные инициативные разработки;
  • крупного технического университета, осуществляющего подготовку квалифицированных специалистов по востребованным кластером специальностям, а также ведущего инициативные научные разработки;
  • технологических парков, предоставляющих доступ к современной исследовательской инфраструктуре и тем самым способствующих концентрации усилий, снижению издержек и более эффективному распространению знаний;
  • общественных групп поддержки (торгово-промышленные палаты, отраслевые ассоциации и альянсы, специализированные комиссии и советы при городской или региональной администрации и т.п.), способствующих формированию адекватной информационной среды, что позволяет достичь более глубокого взаимодействия.

Следует отметить, что кластер  нецелесообразно создавать директивным  путем. Его создают рынок и  конкуренция. Государство не может  заставить предприятия войти  в кластер, а может только создать  условия для его успешного  функционирования - инфраструктуру, стимулировать  развитие кластера благоприятной налоговой  политикой, инвестициями [6, с. 182-183].

У России уже есть опыт деятельности кластеров, например кластерная организация  группы высокотехнологических отраслей производства в г. Сосновый бор. Научно-производственный комплекс города представлен 29 предприятиями и организациями: Ленинградской атомной электростанцией им. В.И. Ленина; 8 государственными научными организациями, в числе которых Научно-исследовательский технологический институт им. А.П.Александрова, Федеральный научно-производственный центр «Научно-исследовательский институт комплексных испытаний оптико-электронных приборов и систем»; 16 малыми предприятиями научно-технической сферы, специализированным комбинатом «Радон» и другими организациями [3, с. 77].

Из числа самых перспективных  кластерных проектов выделяют Поволжский автомобильный кластер в Тольятти. Численность рабочих кластера составит, по оценкам специалистов, 20 тыс. человек. Стоимость проекта оценивается в 20 млрд. рублей, а окупаемость определяется в 1,5 года [21].

В качестве примеров потенциальных  российских кластеров можно привести авиакосмические кластеры в Москве и Самаре, информационно-телекоммуникационный кластер в Москве, пищевые кластеры в Москве, Санкт-Петербурге и Белгородской области, судостроительный и кластер  приборостроения в Санкт-Петербурге, автомобилестроительные кластеры в  Поволжье и Санкт-Петербурге, кластер  микроэлектроники в Зеленограде, биотехнологический и кластер информационно-компьютерных технологий в Томской области [5].

Сегодня в Санкт-Петербурге насчитается 9 основных городских кластеров: энергетическое машиностроение, судостроение и судоремонт, пищевой, транспортный, туризм, деревообработка, программное обеспечение и информационные технологии, оптическое приборостроение, металлургия.

Специалисты отмечают, что  в настоящее время в России существует несколько «спонтанных» кластеров, образованных вокруг ключевых отраслей промышленности (химической, нефтегазовой, металлургической, автомобиле-, машино- и судостроения). Но эти структуры еще очень хрупки и вряд ли сравнятся с настоящими кластерами с хорошо отлаженной системой множества конкурентоспособных поставщиков и клиентов.

Формирование высокоэффективных  индустриальных кластеров значительно  ускорилось бы с помощью крупных  целевых инвестиций. Богатая сырьевая база - основа для интеграции многих важнейших отраслей, таких как машиностроение, производство транспортного оборудования, химическая, целлюлозно-бумажная промышленность и полиграфия. Кластеры могут формироваться на региональной основе, где наблюдается высокая географическая концентрация взаимосвязанных отраслей (например, машиностроение в Москве и Санкт-Петербурге, автомобилестроение вокруг Тольятти, химическое производство вокруг Москвы, Тулы и Нижнего Нов города). Это позволит увеличить прилив капитала и технологий при помощи прямых иностранных инвестиций. Другой путь - придание основным экономическим регионам, городам или агломератам статуса особых зон, где иностранным инвесторам предоставят особые льготы, если они будут развивать специфические промышленные кластеры.

При формировании кластеров  следует учитывать существующие внутри них вертикальные (поставщик/потребитель) и горизонтальные кооперационные и  иные хозяйственные связи (общая  база потребления производственных и иных ресурсов, единые или, как  минимум, полностью совместимые  технологии и пр.) на региональном уровне. На первом этапе надо привлекать важнейшие  «ноу-хау» и способные к эффективной  интеграции различных предпринимательств технологии из других стран. В России необходимо сформировать конкурентоспособные  отрасли-поставщики вокруг промышленных «столпов» и секторов экономики (агробизнес, автомобиле-, корабле- и  машиностроение, здравоохранение, коммуникации, туризм, образование).

Опыт показывает, что некоторые  высококонкурентные ключевые отрасли  в результате внутрикластерного  взаимодействия в наибольшей мере способствуют развитию сети своих поставщиков  и клиентов. Средние и мелкие предприятия  формируют сателлитные образования  вокруг крупных групп и становятся их поставщиками. Диверсификация ключевых предприятий кластера позволяет  создавать все новые отрасли, используя технологии и «ноу-хау» материнских компаний [23].

Таким образом, в России в  определенных регионах сложились благоприятные  предпосылки для развития кластеров  в тех или иных отраслях: существует концентрация компаний ­ производителей, поставщиков, организаций научно-образовательного комплекса, действуют внешние факторы, специфичные для каждой отрасли, имеется заинтересованность к данным процессам со стороны органов  власти. Те территории, которые сегодня  получили статус особых экономических  зон, определенно имеют потенциал  для развития кластеров.

Для современной России актуальность концепции кластеров несомненна, поскольку:

  • значительная часть созданного в бывшем СССР промышленного потенциала изначально не была ориентирована на рынок;
  • сложившаяся в настоящее время экспортно-сырьевая ориентация национальной экономики не отвечает коренным интересам России;
  • стремительно разрушается технологический потенциал
  • низка эффективность российской промышленности; технологическое отставание от развитых стран не позволяет создавать конкурентоспособную наукоемкую продукцию [3, с. 75-76].

Вместе с тем, в России существуют серьезные ограничения  кластерной политики, так как в  результате советской политики размещения производительных сил в стране не сформировалось практически ни одного конкурентоспособного кластера. Примерно четверть всех субъектов Российской Федерации имеет монопрофильную экономику, где основным донором  бюджетов являются крупные корпорации [22].

Информация о работе Сущность кластеров, их виды и роль в экономике