Сущность кластеров, их виды и роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Целевой задачей современного периода развития нашей страны является обеспечение высоких темпов роста валового внутреннего продукта, дальнейшее наращивание эффективности производства и достижение на основе этого высокого уровня и качества жизни населения. Поэтому для Беларуси, как и для стран всего мира, возникает необходимость активизации действующих и поиска новых источников и факторов положительной динамики экономического развития.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 118.76 Кб (Скачать)

Высокую конкурентоспособность  и стабильный экономический рост определяют факторы, стимулирующие  распространение новых технологий. Это, прежде всего, характер и структура взаимодействия науки, образования, финансирования, государственной политики и промышленности. Наиболее жизнеспособные кластеры инновационной активности формируются на основе диверсификации межсекторальных (межотраслевых) связей. Разнообразие различных источников технологических знаний и связей облегчает комбинацию факторов производства и становится предпосылкой любой инновации.

Территориальные инновационно-промышленные кластеры имеют в своей основе определенную устойчивую систему распространения  новых знаний, технологий и продукции - так называемую технологическую  сеть. Они опираются на совместную научную базу. Предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение  инноваций. Важной особенностью таких  кластеров является наличие в  их структуре гибких предпринимательских  структур малого бизнеса, позволяющих  формировать так называемые инновационные  точки роста.

Территориальные промышленные кластеры чрезвычайно важны для  развития предпринимательства по нескольким причинам. Прежде всего, они обеспечивают фирмам высокую степень специализации. Это позволяет предпринимателям создавать новые фирмы, обслуживающие  конкретную промышленную нишу. При  этом меньшая степень вертикальной интеграции структур внутри кластера облегчает вхождение в последний  новых фирм. В кластерных структурах возможен доступ к капиталу, так  как географическая концентрация фирм имеет большую притягательную силу для «бизнес-ангелов» и венчурного капитала, многие из которых сделали  свою карьеру в расположенных  в этих кластерах отраслях промышленности. Близость большого количества фирм предполагает обмен идеями и передачу знаний от специалистов входящих в кластер  фирм, начинающих свое собственное  дело.

Задача формирования и  укрепления региональных инновационных  кластеров в США поставлена в  число важнейших национальных приоритетов [19].

В США М.Портер был пионером - разработчиком кластерной модели. Штаты Аризона, Калифорния, Коннектикут, Флорида, Миннесота, Северная Каролина, Огайо, Орегон, Вашингтон возглавили этот процесс формирования кластеров и приняли соответствующие программы; сотни городов и территорий разработали свои кластерные стратегии. Ярким примерам кластера является «Силиконовая долина», где заработная плата специалистов составляет 125 тыс. долларов США в год и заняты 2,5 млн. человек. Венчурные вложения в 2001 г. составили 68,8 млрд. долл. (в 1991 г. - 2 млрд. долл.) [1].

В штате Аризона при  участии центра М.Портера была разработана  программа стратегического партнерства  для экономического развития. В результате были выделены модели 9 кластеров.

Деятельность на протяжении 1991-1999 годах показала способность кластеров к выживанию и совершенствованию. Они функционировали как сетевые структуры, основными целями которых являются совместное обучение, проведение маркетинга, закупка, производство и создание экономических структур и фондов [1].

В штатах создаются комиссии по инициированию создания кластеров. Аналитическую работу ведут научные  центры и университеты. Комиссии распределяют доли участников кластеров, помогают преодолевать препятствия, укреплять кластеры. Первоначальный капитал выделяется штатом, затем  привлекаются средства частных компаний. Характерным для американских кластеров  является их участие в глобальной конкуренции. Приоритетами считаются  инновационные подходы, работа основана на принципах партнерства.

Ввиду отсутствия единой модели для определения необходимой  и целесообразной структуры формирующегося кластера в Соединенных Штатах ведутся  обширные и глубокие исследования кластерных комплексов. Используя компоненты методики факторного и матричного анализа, исследователи  Института региональных исследований США сделали попытку рассмотреть  проблему национальной экономики через призму существующих кластерных объединений. В ходе исследований интенсивности связей между отраслями, кластерами, секторами кластеров было выделено 23 производственные кластерные группы, объединенные в 4 блока, в которые входили от 5 до 116 секторов-участников. Последние включали от 82 до 102 тыс. предприятий с количеством занятых от 38 тыс. до 4,5 млн. человек, которые создавали добавленную стоимость от 4,5 до 324 млрд. долларов США [15].

Опыт кластерного развития экономики Канады характеризуется  наличием развитой структуры промышленности, ее высокой инновационной составляющей, а также успешными примерами  создания высокотехнологичных кластеров.

Канада имеет опыт в  реализации следующих кластерных инициатив: биотехнологического кластера (Монреаль, Торонто, Ванкувер, Оттава, Галифакс); информационно-телекоммуникационного  кластера (Ванкувер, Калгари, Квебек и др.); кластера высоких технологий (Монреаль, Онтарио и др.); мультимедийного кластера (Монреаль, Торонто, Ванкувер); винодельческого кластера (Ниагара); кластера пищевой промышленности (Торонто) и др. Представляет интерес опыт Канады в создании комплексных региональных кластеров, включающих в себя ряд промышленных кластеров (Эдмонтон).

Содействие кластерным инициативам  бизнеса оказывают в Канаде все  уровни власти: федеральный, региональный и муниципальный, но конкретные формы  поддержки различаются на каждом уровне.

В то же время кластерная стратегия является частью национальной инновационной политики страны. Координацию  данной стратегии осуществляет Национальный исследовательский совет (НИС) - ведущее  федеральное агентство по научно-исследовательскому развитию. Он состоит более чем  из 20 институтов и национальных программ, охватывающих широкий спектр дисциплин и предлагающих ряд услуг по всей территории Канады для помощи в стимулировании инновационной деятельности на местном уровне.

Основной целью инновационной  стратегии Канады является вовлечение существующих наработок в области  исследований, технологий и инноваций  в повседневную деятельность правительства, академий и частного сектора для  повышения общего инновационного потенциала, квалификации и уровня знаний. Для  достижения поставленной цели НИС были запущены Технологические кластерные инициативы. Они возникли как ответная реакция на низкий уровень научно-исследовательской  деятельности в канадских компаниях  и необходимость оживить региональные экономики.

В настоящее время в  программе задействованы кластеры самого разного размера и стадий развития, среди которых: Сагенейские алюминиевые технологии, Эдмонтонские нанотехнологии, Ванкуверское объединение топливных и водородных технологий, Саекатунская пищевая промышленность, Виннипегские биомедицинские технологии, фотонные технологии в Оттаве. Данные образования включают в свой состав отраслевые местные основные компании, университеты, промышленные объединения, колледжи, исследовательские центры. Каждая региональная кластерная инициатива находится в ведении региональных представительств НИС.

Отличительной чертой региональных кластерных инициатив, сформированных при участии НИС, является то, что  все кластеры входят в сети, выходящие  за пределы их регионов.

Помимо Технологических  кластерных инициатив НИС на федеральном  уровне правительство Канады оказывает  поддержку кластерам в реализации политики по привлечению инвестиций, содействие в реализации продукции  компаний на внешних рынках, регулировании рынка рабочей силы, инвестировании в перспективные научные исследования и разработки, создании образовательных программ, защите интеллектуальной собственности и т.д.

На уровне провинций Канады кластерная политика получает активную поддержку. Она заключается в  финансировании научных разработок, реализации образовательных программ, привлечении внешних инвестиций и оказании сопутствующих услуг. Ведущую роль в управлении кластерной политикой на уровне провинций играют агентства регионального развития - управляющие компании при правительстве  провинций. Данные агентства выступают  своего рода фундаментом для образования  и поддержки кластерных инициатив, формируя стратегический подход к развитию региона и среднесрочные бизнес-планы  по достижению ближайших целей.

Среди основных задач агентств регионального развития можно выделить следующие:

  • помощь компаниям в определении потенциальных стратегических возможностей кластера и анализ того, как они могут быть использованы наилучшим образом;
  • разработка институциональных или сетевых механизмов построения сотрудничества между ключевыми участниками кластера;
  • повышение качества обмена ин формацией между исследовательскими организациями и компаниями, а также содействие в коммерциализации разработок;
  • привлечение инвестиций для покрытия дефицита инвестиционных источников финансирования в кластере;
  • совершенствование инфраструктуры;
  • формирование и реализация образовательных программ, направленных на повышение уровня участников кластера;
  • развитие цепи поставщиков;
  • поддержка развития новых бизнес-инициатив.

Наиболее существенная роль в реализации кластерной политики отводится  органам местного самоуправления. В  их задачи входит широкий спектр вопросов от создания образовательных программ до обновления всех ключевых инфраструктур  для нужд кластеров. Наиболее успешным примерам управления реализацией кластерных инициатив на муниципальном уровне является проект кластерного развития Большого Эдмонтона, который, по сути, является уникальным примерам создания крупного регионального кластера [7].

Одним из примеров процесса создания кластеров может служить  опыт экономики Японии, первоначально  основанный на создании системы субподрядных и субконтрактных связей между рядом  крупных и сетью средних и малых предприятий. Типичный крупный японский кластер состоит из одного относительно большого головного предприятия, пользующегося услугами двух или трех уровней субподрядных фирм, расположенных обычно в географической близости к нему. Вместо вертикальной интеграции самостоятельные субподрядчики первого уровня связаны с головным предприятием долгосрочными договорами. Аналогичным образом установлены связи поставщиков первого и последующих уровней. Например, автопромышленный кластер фирмы «Toyota» имеет многоступенчатую сеть из 122 прямых поставщиков и почти 36 тыс. субподрядных малых и средних предприятий. Субподрядчики всех звеньев образуют своего рода клуб с высокими рыночными барьерами для новичков и иностранных конкурентов. Это в значительной мере исключает потенциальную конкуренцию, свойственную свободному рынку. Однако ценовой фактор при закупке компонентов способствует оптимизации субконтрактного производства [9].

В Японии по реализации кластерных решений имеется опыт острова  Хоккайдо, где в первой половине 1990-х годов была создана Центральная организация по обеспечению устойчивого развития и стимулированию развития промышленных кластеров [1].

Опыт развитых стран подтверждает, что в настоящее время создание современных технологий может базироваться только на процессах интеграции, в  том числе посредством развития кластеров, Этот опыт особенно актуален для стран с переходной экономикой и развивающихся государств, для которых превращение в технологические державы видится объективной и настоятельной необходимостью, Экономика, основанная на кластерах, - это модель конкурентоспособной и инвестиционно привлекательной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения и вовлекающей в процесс производства не только крупные предприятия региона, но и малый и средний бизнес. Использование кластерных технологий наиболее перспективно на тех территориях, где бизнес и власть намерены создать конкурентоспособную отрасль промышленности. 

3. опыт Развития кластеров в странах 
с переходной экономикой

 

Государства с транзитивной экономикой в настоящее время  имеют свой опыт в развитии кластерных технологий и механизмов. В странах  Восточной Европы наблюдаются процессы кластеризации промышленности. В пяти странах Вышеградской группы (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия, Словения) кластеризация поддерживается специальной программой. К участию в ней подключаются и другие страны, в том числе Болгария, Румыния, Украина [15].

Организацией «Центральная европейская инициатива», которая  объединяет 17 государств, разработаны принципы кластеризации для пяти стран Вышеградской группы. Данная организация содействует развитию сотрудничества между местными и региональными партнерам и, частными и государственными структурам и, проводит исследования кластеров, выявляет основные проблемы и препятствия на пути развития кластеризации, определяет основные положения кластерного анализа и вырабатывает на их основе свод стратегических рекомендаций для регионов, устанавливает перспективы их развития и решает связанные с ними проблемы.

Страны Выше градской группы переориентировали свою государственную  политику в сторону европейского рынка и являются наиболее последовательными  в реализации кластеризации. Эти  государства имеют более благоприятные  показатели в области иностранных  инвестиций и снижения инфляции, чем  другие страны с переходной экономикой. Из 27 восточноевропейских стран с переходной экономикой страны Вышеградской группы за последние годы сумели превзойти уровень валового национального продукта, который они имели до начала реформ. Этому в немалой степени способствовало внедрение новых производственных систем - кластеров [13].

Информация о работе Сущность кластеров, их виды и роль в экономике