Монополия:сущность виды влияние на экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Одной из главных задач, которые решает государство в рыночной экономике является поддержка конкуренции. Конкурентная среда – важное условие развития рыночных отношений. Но часто формированию справедливой конкуренции между производителями мешают монополии. Даже в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного рынка приходится от трех и более процентов валового национального продукта. Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………3
1. Сущность, причины существования монополий в экономике. Формы монополий ………………………………………………………...........................4
1.1 Сущность монополий ………………………………………………....4
1.2 Причины монополий………………………………….......................... 7
1.3 Формы монополий ……………………………………………………..8
2. Рыночная власть и равновесие фирмы монополиста …………………9
3. Общественные издержки рыночной власти монополии. Необходимость и формы антимонопольной политики……………………….13
3.1 Общественные издержки монопольной власти……………………..13
3.2 Необходимость антимонопольной политики……………………….15
4. Антимонопольная политика и особенности демонополизации российской экономики ………………………………………………………….17
Заключение ………………………………………………………….……19
Список литературы ……………………………………………………... 20

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 98.16 Кб (Скачать)

               Содержание 

     Введение  ……………………………………………………………………3

     1. Сущность, причины существования  монополий в экономике. Формы  монополий ………………………………………………………...........................4

     1.1 Сущность монополий ………………………………………………....4

     1.2 Причины монополий………………………………….......................... 7

     1.3 Формы монополий ……………………………………………………..8

     2. Рыночная власть и равновесие  фирмы монополиста …………………9

     3. Общественные издержки рыночной  власти монополии. Необходимость  и формы антимонопольной политики……………………….13

     3.1 Общественные издержки монопольной  власти……………………..13

     3.2 Необходимость антимонопольной  политики……………………….15

     4. Антимонопольная политика и особенности  демонополизации российской экономики  ………………………………………………………….17

     Заключение  ………………………………………………………….……19

     Список  литературы ……………………………………………………... 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Одной из главных задач, которые решает государство в рыночной экономике  является поддержка конкуренции. Конкурентная среда – важное условие развития рыночных отношений. Но часто формированию справедливой конкуренции между  производителями мешают монополии. Даже в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного рынка  приходится от трех и более процентов  валового национального продукта. Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной  до тех пор, пока существуют мировые  экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

     К монополиям можно относится по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях  все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

     Проблема  монополии является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время. Они тормозят развитие рыночных отношений в нашей стране. В России большинство монополий относятся к нефтегазовой, транспортной отраслям. Влияние этих отраслей на экономику особенно велико в условиях экономического кризиса.

     Кроме того, практическую значимость исследований в данном направлении для российской экономической науки определяет отсутствие единых подходов к формированию комплексной модели регулирования  монополий, которая бы адекватно  соответствовала формирующимся  экономическим отношениям.

     Цель  данной работы – наиболее полно  осветить и проанализировать важнейшие  черты, формы и виды монополий, а  также основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной  политики в России в современных  рыночных отношениях. 
 
 

     
    1. Сущность, причины существования  монополий в экономике. Формы монополий
 
     
    1. Сущность  монополий
 

     Монополия – это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции1. Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т. е. монополистам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Монополия может возникать как продукт естественного, либо искусственного монополизма.

     В литературе термин «монополия» охватывает, как правило, широкий круг экономических  структур, для обозначения которых  в работах зарубежных экономистов  применяются наряду со словом «монополия» термины «олигополия», «двусторонняя монополия». Двусторонняя монополия – это взаимодейстие единого поставщика или объединенного покупателя (такая ситуация возможна в системах транспорта, энерго-, водо-, газоснабжения и иных существенно важных системах жизнеобеспечения общества). Олигополия – это наличие на рынках немногих поставщиков, число которых может колебаться от 2 («дуополия») до 7-8. Собственно «монополия» – явление достаточно редкое, если не сказать уникальное.

     Можно выделить характерные черты чисто  монополистического рынка:

  1. На рынке существует только один продавец (mono – один, poleo – продавец – греч.).
  2. Продукт фирмы уникален, у него не существует близких заменителей. Поэтому у покупателей нет выбора продавца.
  3. Продавец контролирует цену, диктует её рынку. Он может сохранить и даже увеличить цену и при падении спроса, уменьшив объём производства.
  4. Для проникновения на рынок существуют непреодолимые или крайне трудно преодолимые барьеры.

     По  мнению И.В. Липсица существует три типа барьеров2, мешающих проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей:

    • Юридические барьеры. Самыми древними формами таких барьеров были монопольные права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название государственных монополий. Однако государство рождает монополию и тогда, когда выгоды от этого достаются преимущественно не государственной казне, а другим лицам или организациям. Такие монополии представлены в виде лицензий и патентов на изобретения и научно-технические разработки.
    • Естественные барьеры. В некоторых случаях рождение монополии становится неизбежным по сугубо объективным причинам. Барьеры, порождающие их естественны, т.е. закономерно присущи определённому рынку. Например, монополистом может стать фирма, купившая землю с месторождением полезных ископаемых. Закон защищает права собственника, даже если в итоге он стал монополистом. Также существуют монополии, возникновение которых обусловлено техническими или экономическими причинами. К примеру, технически почти невозможно создание в городе двух сетей канализации, подвода газа.
    • Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими фирмами монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране. Почти 90% промышленного потенциала страны сосредоточено на крупнейших предприятиях. Добиться снижения этой гипермонополизации российской экономики крайне трудно в силу как раз общеэкономических причин, мешающих появлению новых фирм. Такими причинами могут быть высокие налоги, дорогая цена оборудования и т.д.

     Первоначально монополизация охватила промышленное производство, а затем и остальные  сферы экономической деятельности. Таким образом, классические капиталистические  монополии возникли из среды мелких товаропроизводителей.

     Уровень концентрации производства неизбежно  ведёт к монополизации рынков товаров и услуг путём концентрации объёмов продаж сравнительно небольшим  количеством товаропроизводителей. Эти хозяйствующие субъекты обладают рыночной и в целом экономической  властью.

     В России, как и в других странах, задолго до Октябрьской революции  1917 г. сформировались крупные монополистические структуры в сфере производства и обращения.

     Если  капиталистические монополии возникли “снизу”, из среды конкурирующих  товаропроизводителей, то социалистические монополии создавались “сверху”, государством. Второе отличие состоит  в том, что в условиях острой конкуренции  монополистом на рынке может стать  лишь предприятие с лучшими качественными  параметрами производимой продукции, что достигается наличием мощного  научно-технического потенциала. В  условиях же тотального монополизма  производство определённых видов продукции  может быть организовано на предприятиях с отсталой технической базой. Для  того чтобы получить прибыль монополисту  достаточно установить монопольно высокие цены и навязать их потребителям.

     Следующая отличительная особенность состоит  в том, что плановая монополизированная система привела к хроническому дефициту, тогда как рыночная экономика  избавлена от подобного явления. Плановое распределение ресурсов и  подавляющего вида произведенных продуктов  не способствовало удовлетворению потребностей общества. К началу 90-х гг. в стране возник дефицит практически всех товаров как потребительских, так  и производственно-технического назначения. К этому следует добавить, что  продукция отечественных товаропроизводителей все больше и больше становилась  неконкурентоспособной, весьма далекой  от аналогов зарубежных фирм.

     Отличительной чертой выступает реакция экономики, да и государства на возникновение  и развитие монополизма. Рыночная экономика  фактически отвергла монополию. Опасность  монополизации экономики была намечена давно. Но только мировые кризисные  потрясения 20 – 30-х гг. нашего столетия показали разрушительные последствия  деятельности монополий. Страны рыночной экономики, пережив экономическое  и политическое потрясение, используя  закономерности развития рынка, государственное  регулирование, сумели переломить монополистические  тенденции, твердо встали на путь защиты рыночной конкуренции, перешли от монопольных  структур в экономике к конкурентным.

     В отечественной экономике, к сожалению, все шло наоборот. Продолжались усилия по наращиванию концентрации не только производства и потребления, но и  распределения и обмена. В конце  концов, наша система превратилась в огромную организационную сверхмонополию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    1. Причины монополий
 

     Существует  несколько возможных причин появления  монополии (отрасли с единственной фирмой), в зависимости от которых  монополии делят условно на естественные и искусственные.

     Естественной  монополией называется ситуация, когда  одна большая фирма в отрасли  будет производить благо с  более низкими средними затратами, чем несколько небольших фирм.

     Причиной  такого положения может быть экономия от масштаба производства (чем больше выпуск продукта, тем ниже средние  затраты на его производство). Большая  фирма может обеспечивать гораздо  меньшие средние затраты, чем  фирма маленькая. Следовательно, цена на ее продукт может быть ниже, чем  у маленькой фирмы.

     Эта экономия от масштаба может объясняться  особенностями технологических  условий производства. Одним из лучших примеров такой естественной монополии  является транспорт. Некоторые из видов  транспорта требуют существования  определенных "линий" (совокупности рельсов, проводов, туннелей или еще  чего-либо), по которым движутся вагоны с пассажирами или грузом. Например, метро, трамваи или троллейбусы. Сама возможность существования  такой "дорогой" фирмы, как метрополитен, объясняется большим потоком  пассажиров, каждый из которых платит невысокую плату, но при большом  количестве пассажиров этой платы хватает  на покрытие затрат.

     Искусственной монополией называется ситуация, при  которой нет причин для естественной монополии, но в отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом  получает контроль над всей отраслью.

     Причины этого могут быть финансовые - если один богатый предприниматель может (честным путем или хитростью) скупить все остальные фирмы  в отрасли и превратиться в  единственного производителя данного  продукта.

     Причиной  может быть обладание уникальным ресурсом или технологией. Например, если одна фирма владеет единственным источником минеральной воды в хозяйстве, она становится единственным продавцом  этого блага. Или если только одна фирма обладает знанием технологического секрета, необходимого для производства некоторого блага, а другие нет. Причины  обладания таким секретом могут  быть разными - фирма может сама открыть  эту технологию или может купить исключительное право у ее изобретателя.

     В любом случае при естественной или  искусственной монополии другие фирмы в отрасли появиться  не могут, и единственная фирма в  отрасли является полным хозяином положения. 

Информация о работе Монополия:сущность виды влияние на экономику