Понятие, сущность, виды и формы монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.
Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.

Оглавление

Введение……………………………………………………….. …………. ...3
1. Понятие, сущность, виды и формы монополий………………. ...5
1.1 Понятие монополии……………………………………….. …………….5
1.2 Сущность монополии……………………………………… ………….. .6
1.3 Причины Монополий и ее виды……………………………… 8
1.4 Формы монополии……………………………………………... ………10
2. Антимонопольная политика России…………………………………..14
2.1 Антимонопольное законодательство в России ………….. ………16
2.2 Антимонопольная политика в отношении
искусственных монополий……………………………………............. 20
3. Особенности антимонопольной политики в России……........ 24
Заключение………………………………………………………. ……… 29
Список источников и литературы…………………………………… 31

Файлы: 1 файл

курсач по микроэконоомике второй вариант.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………….. …………. ...3

1. Понятие, сущность, виды  и формы монополий………………. ...5

1.1 Понятие монополии……………………………………….. …………….5

1.2 Сущность монополии……………………………………… ………….. .6

 1.3     Причины Монополий и ее виды………………………………   8

1.4 Формы монополии……………………………………………... ………10

2. Антимонопольная политика России…………………………………..14

2.1 Антимонопольное законодательство  в России ………….. ………16

2.2 Антимонопольная  политика в отношении 

искусственных монополий……………………………………............. 20

3. Особенности  антимонопольной политики в России……........ 24

Заключение………………………………………………………. ………   29

Список  источников и  литературы…………………………………… 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Введение

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает  монополию, которая меняет условия  конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

Проблема взаимоотношения  государства и хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.

Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий.

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое  условие развития предпринимательской деятельности.

Сегодня мы понимаем, что  чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными  к борьбе за рынки за рубежом, и  тем в более выгодном положении  оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции.

Ведь конкурентоспособная  продукция должна иметь такие  потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной  продукции конкурентов.

Именно конкуренция  превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка".

Но здоровая конкуренция  невозможна, если монополизм не будет  урегулирован. Проблемы совершенствования  конкуренции на российском рынке, повышения  конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.

Одной из главных задач, которые решает государство в  рыночной экономике является поддержка  конкуренции. Конкурентная среда - важное условие развития рыночных отношений. Но часто формированию справедливой конкуренции между производителями мешают монополии. Даже в странах с развитой конкуренции на долю монополизированного рынка приходится от трех и более процентов валового национального продукта.

Проблема монополии является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время. Они тормозят развитие рыночных отношений в нашей стране. В России большинство монополий относятся к нефтегазовой, транспортной отраслях. Влияние этих отраслей на экономику особенно велико в условиях экономического кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, сущность, виды и формы монополий

1.1 Понятие монополии

Монополия (от греч. «моно» -- один и «полео» -- продаю) -- исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

Монополия и монопсония -- это крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. «олигос» -- немногий, «полео» -- продаю) -- основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов и олигопсония (от греч. «олигос» -- малочисленный и «опсония» -- покупка) -- превышение продавцов над покупателями. Примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США -- «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер», которые вместе производят свыше 90% всей продукции.

Монополия - это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают. Монополия может возникать как продукт естественного, либо искусственного монополизма.

Давая же определение  монополии с точки зрения рыночного  поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена реклама…). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём  внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

- монопольно высокими  ценами

- ограниченной готовностью  монополии к инновациям.

Итак, можно привести следующие признаки монополии:

1. Монополистический  рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

2. Производимая продукция  является уникальной (то есть  отсутствуют товары-заменители).

3. Вход новых фирм  на рынок фактически невозможен  из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких  барьеров, к примеру:

- Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

- Система лицензий  на выполнение отдельных типов  работ, избранно выдаваемых государством.

- Монопольное право  собственности на использование  определённых ресурсов, связанное  с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

- При естественной  монополии значение имеют сами  условия производства и характер  блага.

Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей  нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета  и масштабов предприятия в целом.

4. Сложность в получении  полной информации обо всём  рынке.1

1.2 Сущность  монополии

 

Существуют  два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении  естественных монополий и антимонопольная  политика в отношении искусственных монополий. Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

1. Монополия возникает  из господства в производстве;

2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;

3. Благодаря монопольным  ценам монополия получает монопольно  высокую прибыль.

По мнению И.В. Липсица  существует три типа барьеров, мешающих проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей:

    • Юридические барьеры. Самыми древними формами таких барьеров были монопольные права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название государственных монополий. Однако государство рождает монополию и тогда, когда выгоды от этого достаются преимущественно не государственной казне, а другим лицам или организациям. Такие монополии представлены в виде лицензий и патентов на изобретения и научно-технические разработки.
    • Естественные барьеры. В некоторых случаях рождение монополии становится неизбежным по сугубо объективным причинам. Барьеры, порождающие их естественны, т.е. закономерно присущи определённому рынку. Например, монополистом может стать фирма, купившая землю с месторождением полезных ископаемых. Закон защищает права собственника, даже если в итоге он стал монополистом. Также существуют монополии, возникновение которых обусловлено техническими или экономическими причинами. К примеру, технически почти невозможно создание в городе двух сетей канализации, подвода газа.
    • Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими фирмами монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране. Почти 90% промышленного потенциала страны сосредоточено на крупнейших предприятиях. Добиться снижения этой гипермонополизации российской экономики крайне трудно в силу как раз общеэкономических причин, мешающих появлению новых фирм. Такими причинами могут быть высокие налоги, дорогая цена оборудования и т.д.2

Первоначально монополизация охватила промышленное производство, а затем и остальные  сферы экономической деятельности. Таким образом, классические капиталистические  монополии возникли из среды мелких товаропроизводителей.

Уровень концентрации производства неизбежно ведёт к монополизации рынков товаров и услуг путём концентрации объёмов продаж сравнительно небольшим количеством товаропроизводителей. Эти хозяйствующие субъекты обладают рыночной и в целом экономической властью.

                                                                                                                                                             

 

Существует несколько  возможных причин появления монополии (отрасли с единственной фирмой), в зависимости от которых монополии делят условно на естественные и искусственные.

Естественной монополией называется ситуация, когда одна большая  фирма в отрасли будет производить  благо с более низкими средними затратами, чем несколько небольших  фирм.

Причиной такого положения может быть экономия от масштаба производства (чем больше выпуск продукта, тем ниже средние затраты на его производство). Большая фирма может обеспечивать гораздо меньшие средние затраты, чем фирма маленькая. Следовательно, цена на ее продукт может быть ниже, чем у маленькой фирмы.

Эта экономия от масштаба может  объясняться особенностями технологических  условий производства. Одним из лучших примеров такой естественной монополии  является транспорт. Некоторые из видов  транспорта требуют существования определенных "линий" (совокупности рельсов, проводов, туннелей или еще чего-либо), по которым движутся вагоны с пассажирами или грузом. Например, метро, трамваи или троллейбусы. Сама возможность существования такой "дорогой" фирмы, как метрополитен, объясняется большим потоком пассажиров, каждый из которых платит невысокую плату, но при большом количестве пассажиров этой платы хватает на покрытие затрат.

Искусственной монополией называется ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в  отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью.

Причины этого  могут быть финансовые = если один богатый  предприниматель может (честным  путем или хитростью) скупить  все остальные фирмы в отрасли и превратиться в единственного производителя данного продукта.

Причиной может  быть обладание уникальным ресурсом или технологией. Например, если одна фирма владеет единственным источником минеральной воды в хозяйстве, она  становится единственным продавцом этого блага. Или если только одна фирма обладает знанием технологического секрета, необходимого для производства некоторого блага, а другие нет. Причины обладания таким секретом могут быть разными = фирма может сама открыть эту технологию или может купить исключительное право у ее изобретателя.

В любом случае при естественной или искусственной  монополии другие фирмы в отрасли  появиться не могут, и единственная фирма в отрасли является полным хозяином положения.3

1.4 Формы монополии

 

Исторически первой формой монополии стал картель.

Картель - это соглашение между юридически и коммерчески самостоятельными предприятиями, которые договариваются между собой о ценовой политике и дележе рынка. Здесь фирмы (достаточно крупные) вступают в юридическое соглашение с себе подобными. Это соглашение контрактного типа, так как его участники не теряют своей самостоятельности и являются в момент сделки равноправными.

Следует заметить, что картельная форма монополистического образования оказалась достаточно живучей. В настоящее время существует немало неформальных картелей в экспортно-импортной сфере и ряд легально действующих картелей. К ним относятся ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти, картельное соглашение между государственными нефтяными компаниями), “Семь сестер” (нефтяной картель семи ведущих западных нефтяных компаний). Картельные соглашения сейчас, как правило, попадают под действие антимонополистических законов, поэтому достаточно часто они заключаются на основе джентльменских соглашений.4

Другой формой, в которой существовал капитал-монополия, был синдикат. Это - объединение юридически самостоятельных предприятий, которые теряют коммерческую самостоятельность, так как сбыт продукции идет через единую сбытовую контору - синдикат. Здесь капитал-монополия представлен соглашением, которое ограничивает самостоятельность и суверенитет всех его участников. Можно утверждать, что это соглашение подпадает под характеристики контрактных, но оно не является только соглашением. Потеря коммерческой самостоятельности - это, возможно, первый реальный шаг к объединению разных капиталов в одну структуру (внутрифирменную). Необходимо заметить, что крупнейшие российские монополистические капиталы до 1917 года были представлены именно формой синдиката («Продамет», «Продуголь», «Продвагон» и т. д.)5

Следующей организационной  формой капитала-монополии стал трест. Трест это - объединение, участники которого теряют и юридическую, и коммерческую самостоятельность, превращаясь в структурные подразделения одной фирмы. Американские крупнейшие фирмы, обеспечившие переход к поточно-массовому производству, - это как раз тресты (“Дженерал Моторз”, “Форд Моторз”, “Стандарт Ойл”, “Дженерал Электрик” и др.).

Несмотря на очевидные плюсы внутрифирменной  иерархии, тресты имели, по крайней  мере, два существенных недостатка - неповоротливость, ведущую при определенных условиях к невосприятию достижений научно-технического прогресса, и высокую вероятность бюрократизации и полной замены экономических отношений на административные.

Информация о работе Понятие, сущность, виды и формы монополий