Понятие, сущность, виды и формы монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.
Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.

Оглавление

Введение……………………………………………………….. …………. ...3
1. Понятие, сущность, виды и формы монополий………………. ...5
1.1 Понятие монополии……………………………………….. …………….5
1.2 Сущность монополии……………………………………… ………….. .6
1.3 Причины Монополий и ее виды……………………………… 8
1.4 Формы монополии……………………………………………... ………10
2. Антимонопольная политика России…………………………………..14
2.1 Антимонопольное законодательство в России ………….. ………16
2.2 Антимонопольная политика в отношении
искусственных монополий……………………………………............. 20
3. Особенности антимонопольной политики в России……........ 24
Заключение………………………………………………………. ……… 29
Список источников и литературы…………………………………… 31

Файлы: 1 файл

курсач по микроэконоомике второй вариант.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Преодолеть  оба указанных недостатка можно было, только отказавшись от трестовской формы организации. На месте трестов стали 6образовываться концерны.

Концерн - это объединение предприятий, компаний (как юридически самостоятельных, так и несамостоятельных), связанных в единое целое системой участия, личной унией, финансовыми, кредитными, научно-техническими и прочими связями. Стержень, обеспечивающий организационное единство этого объединения, - контроль.

В концерне выделяется головная компания, в руках у которой  находятся все нити зависимостей. Данная организационная форма соединяет в себе и централизованное начало (контроль), и оперативно-хозяйственную самостоятельность подразделений. Жестко централизованы в концерне финансы, капиталовложения (инвестиции) и НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки).

Такая организационная  структура в большей степени  восприимчива к достижениям научно-технического прогресса и в меньшей мере, по сравнению с трестом, подвержена угрозе “заражения вирусом бюрократизма”7

Концерн включает в себя сложные рыночные и нерыночные связи. Критерием выбора той или иной формы трансакции (сделки) во внутрифирменном обороте концерна является сопоставление издержек, которые несет в себе каждая из трех возможных форм экономической организации, из которых руководство концерном и осуществляет конкретный выбор (рынок, контрактная система, внутрифирменная иерархия). Концерн - современная форма организации крупного капитала-монополии.

Конгломерат - это концерн, фактически потерявший свое “отраслевое лицо”, когда отдельные бизнесы в компании никоим образом не связаны между собой (ни технологически, ни организационно)8. Такая форма организации крупного капитала-монополии, по нашему мнению, является гораздо менее устойчивой по сравнению с концерном. Именно поэтому конгломераты недолговечны, преходящи, подвижны.

Грань, отделяющая концерн от конгломерата, на первый взгляд, может показаться условной. Но, как нам представляется, она  все-таки реальна. У любого крупного капитала-монополии, существующего  в организационной форме концерна, есть “отраслевое лицо”, тот вид бизнеса, который либо дает большую часть реализованной продукции, либо технологически связан с другими видами деятельности.

В современном  экономическом мире отношения между  конкуренцией и монополией достаточно сложные. Теперь одна без другой уже не может существовать. Происходят переходы конкуренции в монополию, и наоборот.

Конкуренция существует рядом с монополией, предопределяя  последнюю. С другой стороны, монополисты  становятся конкурентами, борясь за абсолютное лидерство в отрасли, и т. д9 Отныне рынок фактически имеет два начала - конкуренцию и монополию, отличаясь мерой того или другого. Появляются преимущественно конкурентные или преимущественно монополистические рынки10 .

 

2. Антимонопольная политика России

 

Под антимонопольной  политикой в современной научной  литературе понимается комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических  действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке.

Это понятие включает также  адвокатирование конкуренции –  то есть пропаганду и распространение  знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Государство не стремится сделать все рынки  совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где  поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго. Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:

  • охрана и поощрение конкуренции;
  • контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;
  • контроль над ценами;
  • защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса.

Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное поведение. С этой целью проводится антимонопольная политика. Можно выделить два ее направления. К первому относятся формы и методы регулирования, назначение которых состоит в либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным. Сюда относятся меры по снижению таможенных тарифов, количественных ограничений, улучшение инвестиционного климата, поддержка малого бизнеса. Второе направление объединяет меры непосредственного воздействия на монополию. В частности, это финансовые санкции, в случае нарушения антимонопольного законодательства, вплоть до раздела компании на части. Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.

Государство стремится  не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий, возникших на основе централизации капитала, в первую очередь направлено антимонопольное законодательство. Однако, следует помнить, что целью является не борьба с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.

Противоречивость  такого явления, как монополизм отражается и на специальном законодательстве. С одной стороны антимонопольное  законодательство направлено на защиту прав потребителя, а с другой призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это обусловлено развитием научно-технического прогресса и условиями конкуренции на мировых рынках.

 

2.1 Антимонопольное законодательство в России

 

Антимонопольное законодательство — совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.

По мнению сторонников  антимонопольного законодательства, оно  защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное  законодательство является системой нарушения  прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.

Современное антимонопольное  регулирование со стороны государственных  органов можно свести к трем группам  мер:

Первая группа мер — административно-правовое воздействие в виде;

- запрета монополии  в какой-либо отрасли хозяйства;

- роспуска существующих  монополистических объединений;

- расчленения  монополий на ряд самостоятельных  производств.

Вторая группа мер —  административно-экономическое воздействие, направленное на:

- преследование государством  торговцев, осуществляющих ценовую  дискриминацию (завышение цен,  не обусловленное издержками  производства);

- преследование торговцев,  осуществляющих фальсификацию товаров  путем использования рекламы;

- запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.

Третья группа мер — экономическое воздействие, проводимое государством:

- использование разных  приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию  назначать цены на выпускаемую  продукцию, близкие к условиям  свободной конкуренции;

- поощрение выпуска товаров-субститутов, т.е. товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;

- расширение рынка за  счет установления международных  экономических связей и увеличения  импорта; распространение научных и технологических знаний.

Для понимания антимонопольной  политики современного Российского  государства и перспектив ее дальнейшего  развития важно исследовать процессы, происходившие в антимонопольной  политике в 1990 – х годах – в период ее возникновения, становления и развития.

Масштабность  трансформации российской политической системы привела к смене политического  режима, правящих элит, формированию многопартийной системы и определению новых  направлений и приоритетов государственной политики. Одним из таких направлений стала политика содействия конкуренции и антимонопольное регулирование хозяйственных процессов вошли в число приоритетных направлений экономической политики страны, а органом осуществляющим контроль за монополистами является ФАС – Федеральная антимонопольная Служба.

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный Закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред.от 27.12.2009) «О защите конкуренции» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010).

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение  единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Закон содержит ограничения свободы предпринимательской  деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Таким субъектам  при некоторых исключениях запрещается:

1) установление, поддержание монопольно высокой  или монопольно низкой цены  товара;

2) изъятие товара  из обращения, если результатом  такого изъятия явилось повышение  цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически  или технологически не обоснованные  сокращение или прекращение производства  товара, если на этот товар  имеется спрос или размещены  заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически  или технологически не обоснованные  отказ либо уклонение от заключения  договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия  возможности производства или  поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом  не обоснованное установление  различных цен (тарифов) на  один и тот же товар, если  иное не установлено федеральным  законом;

7) установление  финансовой организацией необоснованно  высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных  условий;

9) создание препятствий  доступу на товарный рынок  или выходу из товарного рынка  другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение  установленного нормативными правовыми  актами порядка ценообразования.

Наряду с  этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями  организаций, продажей и покупкой крупных  пакетов акций компаний, а также  запрет на согласование цен между  хозяйствующими субъектами, раздел рынка  и некоторые другие практики.11

 

 

 

 

 

 

2.2 Антимонопольная  политика в отношении искусственных  монополий

 

В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех  областях, где единственный производитель  не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка, поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить конкурентов.

Главной целью  всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие  формированию таких монополий, а  порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий  спектр санкций: это и предупредительные меры (скажем, запрет слияния крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Основанием  для приведения в действие антимонопольной  политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации  рынка, а именно:

- либо концентрации  очень большой доли рынка в  руках одной фирмы,

Информация о работе Понятие, сущность, виды и формы монополий