Монополия:сущность виды влияние на экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Одной из главных задач, которые решает государство в рыночной экономике является поддержка конкуренции. Конкурентная среда – важное условие развития рыночных отношений. Но часто формированию справедливой конкуренции между производителями мешают монополии. Даже в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного рынка приходится от трех и более процентов валового национального продукта. Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………3
1. Сущность, причины существования монополий в экономике. Формы монополий ………………………………………………………...........................4
1.1 Сущность монополий ………………………………………………....4
1.2 Причины монополий………………………………….......................... 7
1.3 Формы монополий ……………………………………………………..8
2. Рыночная власть и равновесие фирмы монополиста …………………9
3. Общественные издержки рыночной власти монополии. Необходимость и формы антимонопольной политики……………………….13
3.1 Общественные издержки монопольной власти……………………..13
3.2 Необходимость антимонопольной политики……………………….15
4. Антимонопольная политика и особенности демонополизации российской экономики ………………………………………………………….17
Заключение ………………………………………………………….……19
Список литературы ……………………………………………………... 20

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 98.16 Кб (Скачать)

     Проблемами  общественных издержек монопольной  власти занимается государство. В следующей  главе рассматриваются методы регулирования  деятельности монополий со стороны  государственных органов. 
 

    1. Необходимость антимонопольной  политики.
 

     Монополия, как мы убедились, сопряжена с  целым букетом резко отрицательных  последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное  производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических  злоупотреблений. Те же причины, которые  вынуждают клиента фирмы-монополиста  мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством  продукции, ее устарелостью (замедлением  технического прогресса), отсутствием  сервиса и другими проявлениям  пренебрежения интересами потребителя.

     Еще более опасно то, что монополия  полностью блокирует механизмы  саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.

     Всевластию  же монополиста в силу непреодолимости  барьеров на пути в отрасль ничто  не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах  разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

     Антимонопольная политика - одно из направлений государственного регулирования экономики, представляющее комплекс государственных мер (соответствующее  законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение  создания малых предприятий и  пр.), направленных против монополизации  производства и рынка и обеспечивающих развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

     Антимонопольное законодательство - законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления.

     Государство не стремится сделать все рынки  совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго. Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:

  • охрана и поощрение конкуренции;
  • контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;
  • контроль над ценами;
  • защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса.

     Пока  существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля.

     Можно выделить два направления антимонопольной  политики. К первому относятся  формы и методы регулирования, назначение которых состоит в либерализации  рынков. Не затрагивая монополию как  таковую, они нацелены на то, чтобы  сделать монополистическое поведение  невыгодным. Сюда относятся меры по снижению таможенных тарифов, количественных ограничений, улучшение инвестиционного  климата, поддержка малого бизнеса. Второе направление объединяет меры непосредственного воздействия  на монополию. В частности, это финансовые санкции, в случае нарушения антимонопольного законодательства, вплоть до раздела  компании на части. Антимонопольное  регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    1. Антимонопольная политика и особенности  демонополизации  российской экономики
 

     Первая  попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась  еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.

     Проблема  монополий в России носит более  острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный  сектор в Советском Союзе составлял  более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить  играть по рыночным правилам.

     В результате преобразований в Российской Федерации разрушены устои государственного монополизма, характер монополизации, структура рынков претерпели изменения. По отдельным товарным группам удалось  ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.

     В России на сегодняшний день наблюдается  очень высокая степень монополизации  рынка. Так, в машиностроении 85% крупных  предприятий являются полными монополистами  в производстве некоторых видов  продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался «сверху» государством. Поэтому демонополизация  является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции  между предприятиями.

     Правительству России приходится постоянно действовать  по принципу «шаг вперед - два назад»: то открывать внутренний рынок для  поставок зарубежных товаров, чтобы  усмирить отечественных монополистов, то снова «прикрывать дверь», чтобы  не допустить полной гибели отечественной  промышленности.

     Именно  из-за этого, например, в России за последние  годы так часто менялись условия  ввоза иностранных легковых автомобилей, конкурирующих с отечественными «Жигулями», «Москвичами» и «Волгами». Правительство то повышало государственные  пошлины на импорт машин, то снижало  их, что соответственно вызывало относительное  удорожание или удешевление иномарок по сравнению с продукцией отечественного автомобилестроения.

     Юридическая основа для борьбы с монополиями  и недобросовестной конкуренцией появилась  в России только в 1991 г., когда был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

     Сейчас  в России действует Федеральный  закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями от 30 декабря 2001 г.): «Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг (далее - рынок финансовых услуг) и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг. Настоящий Федеральный закон применяется также в случаях, когда действия и соглашения, совершаемые и заключаемые резидентами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести в Российской Федерации к ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В настоящей курсовой работе были рассмотрены  основные вопросы, раскрывающие сущность монополии как крайней формы  несовершенной конкуренции. Монополия  представляет собой и самую крайнюю  форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. В то же время  крупное производство в силу эффекта масштаба оказывается более выгодным, хотя и негативно влияет на рациональное использование факторов производства.

     Главной целью монополиста является получение  максимальной прибыли. Для этого  предприятие действует исключительно  в своих интересах, поэтому государственное регулирование монополий является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополий является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен устанавливаться контроль по недопущению злоупотребления монопольным положением.

     Наибольшее  распространение получили естественные монополии. В частности, российские естественные монополии по своим  характеристикам находятся на уровне лучших мировых стандартов. Их реформирование должно быть продуманным, с объективной  оценкой последствий.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что монополизм представляет собой серьезную проблему рыночной экономики и требует незамедлительного  контроля со стороны государства. Опираясь на существующие законы и принимая новые, действительно работающие законы, направленные на ограничение монопольной  власти и препятствующие созданию новых  монопольных образований, проводя  эффективную антимонопольную политику, возможно решение проблемы монополизма. 

 

      Список литературы 

     
  1. Войтов  А.Г. Экономика. Общий курс. – М.: Информац.-внедренч. центр «Маркетинг»,1999.
  2. Князева И.В. Антимонопольная политика в России/ – М: Издательство «Омега-Л», 2007.
  3. Колесов А.И., Исаенко А.В. Рынок и антимонопольное регулирование/ - Белгород: Изд. белгородского университета потребительской кооперации, 1999.
  4. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. сангл. 11-го изд. К., Хагар-Демос, 1993
  5. Основы рыночной экономики. Часть I./ В.М. Колтунов – Н. Новгород, Изд. Волго-Вятской академии государственной службы, 1996.
  6. Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Дэниел Л. Микроэкономика: Пер. с англ.-М.:

     Дело, 2000

  1. Санько Г.Г. Монополизм и антимонопольное регулирование. - Мн.:БГЭУ, 1997г
  2. Экономика/ П.Э. Самуэльсон, В.Д. Нордхаус - М.: Издательский дом “Вильяс”, 2003.
  3. Экономика: учебник. /Под ред. А.Н. Архипова. – М.: Проспект, 1998.
  4. Экономика:Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова.- М.: Экономистъ, 2005
  5. Интернет: www.fas.gov.ru

Информация о работе Монополия:сущность виды влияние на экономику