Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:46, курсовая работа
Одной из главных задач, которые решает государство в рыночной экономике является поддержка конкуренции. Конкурентная среда – важное условие развития рыночных отношений. Но часто формированию справедливой конкуренции между производителями мешают монополии. Даже в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного рынка приходится от трех и более процентов валового национального продукта. Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.
Введение ……………………………………………………………………3
1. Сущность, причины существования монополий в экономике. Формы монополий ………………………………………………………...........................4
1.1 Сущность монополий ………………………………………………....4
1.2 Причины монополий………………………………….......................... 7
1.3 Формы монополий ……………………………………………………..8
2. Рыночная власть и равновесие фирмы монополиста …………………9
3. Общественные издержки рыночной власти монополии. Необходимость и формы антимонопольной политики……………………….13
3.1 Общественные издержки монопольной власти……………………..13
3.2 Необходимость антимонопольной политики……………………….15
4. Антимонопольная политика и особенности демонополизации российской экономики ………………………………………………………….17
Заключение ………………………………………………………….……19
Список литературы ……………………………………………………... 20
Проблемами
общественных издержек монопольной
власти занимается государство. В следующей
главе рассматриваются методы регулирования
деятельности монополий со стороны
государственных органов.
Монополия,
как мы убедились, сопряжена с
целым букетом резко
Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.
Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.
Антимонопольная
политика - одно из направлений государственного
регулирования экономики, представляющее
комплекс государственных мер (соответствующее
законодательство, система налогообложения,
денационализация, разгосударствление
и приватизация собственности, поощрение
создания малых предприятий и
пр.), направленных против монополизации
производства и рынка и обеспечивающих
развитие конкуренции среди
Антимонопольное законодательство - законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления.
Государство не стремится сделать все рынки совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго. Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:
Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля.
Можно
выделить два направления
Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.
Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.
В
результате преобразований в Российской
Федерации разрушены устои
В
России на сегодняшний день наблюдается
очень высокая степень
Правительству России приходится постоянно действовать по принципу «шаг вперед - два назад»: то открывать внутренний рынок для поставок зарубежных товаров, чтобы усмирить отечественных монополистов, то снова «прикрывать дверь», чтобы не допустить полной гибели отечественной промышленности.
Именно из-за этого, например, в России за последние годы так часто менялись условия ввоза иностранных легковых автомобилей, конкурирующих с отечественными «Жигулями», «Москвичами» и «Волгами». Правительство то повышало государственные пошлины на импорт машин, то снижало их, что соответственно вызывало относительное удорожание или удешевление иномарок по сравнению с продукцией отечественного автомобилестроения.
Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Сейчас
в России действует Федеральный
закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите
конкуренции на рынке финансовых услуг»
(с изменениями от 30 декабря 2001 г.): «Предметом
регулирования настоящего Федерального
закона являются отношения, влияющие на
конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке
банковских услуг, рынке страховых услуг
и рынке иных финансовых услуг (далее -
рынок финансовых услуг) и связанные с
защитой конкуренции на рынке финансовых
услуг. Настоящий Федеральный закон применяется
также в случаях, когда действия и соглашения,
совершаемые и заключаемые резидентами
Российской Федерации за пределами территории
Российской Федерации, приводят или могут
привести в Российской Федерации к ограничению
конкуренции на рынке финансовых услуг».
Заключение
В
настоящей курсовой работе были рассмотрены
основные вопросы, раскрывающие сущность
монополии как крайней формы
несовершенной конкуренции. Монополия
представляет собой и самую крайнюю
форму несовершенной
Главной
целью монополиста является получение
максимальной прибыли. Для этого
предприятие действует
Наибольшее распространение получили естественные монополии. В частности, российские естественные монополии по своим характеристикам находятся на уровне лучших мировых стандартов. Их реформирование должно быть продуманным, с объективной оценкой последствий.
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что монополизм представляет
собой серьезную проблему рыночной
экономики и требует
Список литературы
Дело, 2000
Информация о работе Монополия:сущность виды влияние на экономику