Виды монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:26, контрольная работа

Краткое описание

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
1. Естественная
2. Административная
3. Экономическая.

Файлы: 1 файл

Виды монополий.doc

— 44.50 Кб (Скачать)
    1. Виды монополий.
 

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:

1. Естественная

2. Административная

3. Экономическая. 

1.Естественная  монополия 

    Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологии производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут случить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке. 

Основными признаками естественной монополии являются следующие: 

    Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными задержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

    Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

    Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньше степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли привете к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.

    Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.  

Существует два  типа естественных монополий: 

  1. Природные монополии. Рождение таких монополий  происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение  уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не может: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
  2. Технико-экономические монополии. Так условно можно назвать монополии, возникновение которых продиктовано либо, техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
 

    Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

    Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, заинтересовано.

    С.  Фишер дает другое определение  естественной монополии. Если  производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. 

2. Административная  монополия. 

Административная  монополия возникает впоследствии действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного родя деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как одни хозяйственный субъект, и между ними существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

    В  другой литературе выделяют государственную  монополию.  

Государственные монополии. 

    Существование  государственных монополий на  рынке конкретных товаров и  услуг вызвано как естественным  монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т.д.).

    В  отличии от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как  данную извне, монополия сама  определяет свои цены, исходя  из объема рыночного спроса  и величины своих издержек. Монополизация  рынка ведет, как правило, к  относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему  во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.  

3. Экономическая  монополия. 

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке.

    Что  является причиной появления  и развития монополистических  тенденций? По этому вопросу  в экономической литературе существуют  две точки зрения. По первой  монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из тех, что предпочитают такие взгляды – английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что «монополистическая власть не возникает случайно». Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

    Иной  движущей силой действий предпринимателей  в этом направлении является  закон концентрации производства  и капитала. Как известно, действие  этого закона наблюдается на  всех этапах развития рыночных  отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить больше прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предприятий возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который  приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производственных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.   
 

    1. Типы монополий.
 

    Современная экономическая теория выделяет три  типа монополий:

- монополия отдельного  предприятия;

- монополия как  соглашение;

- монополия,  основывающаяся на дифференциации  продукта.  

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать «порядочный», поскольку он предусматривает постоянное  повышение эффективности деятельности, достижения преимущества под конкурентами.

    Различают  пять основных форм монополистических  объединений. Монополии монополизируют  все сферы общественного воспроизводства:  непосредственно производства, обмен,  распределение и потребление.  На основе монополизации сферы  обращения возникли простейшие формы монополистических объединений – картели и синдикаты. 

    Картель  – это объединение нескольких  предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют  собственность на средства производства  и произведенный продукт, производственную  и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям.  

    Синдикат  – это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой. 

    Хотя  необходимо сказать пару слов  о таком способе монополизации,  как корнер.

    Корнер  – способ, придуманный еще в  XVI веке. Смысл того метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке, о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После  чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход.

    Более  сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

    Трест  – то объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производств, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.  
 
 

        

Информация о работе Виды монополий