Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:26, контрольная работа
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
1. Естественная
2. Административная
3. Экономическая.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
1. Естественная
2. Административная
3. Экономическая.
1.Естественная
монополия
Естественная
монополия возникает вследствие объективных
причин. Она отражает ситуацию, когда спрос
на данный товар в лучшей степени удовлетворяется
одной или несколькими фирмами. В ее основе
– особенности технологии производства
и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция
невозможна или нежелательна. Примером
могут случить энергообеспечение, телефонные
услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует
ограниченное количество, если не единственное
национальное предприятие, и поэтому,
естественно, они занимают монопольное
положение на рынке.
Основными признаками
естественной монополии являются следующие:
Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными задержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньше степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли привете к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
Сетевой
характер организации рынка, то есть наличие
целостной системы протяженных в пространстве
сетей, посредством которых производится
оказание определенной услуги, в том числе
наличие организованной сети, для которой
необходимо Управление и контроль из единого
центра в реальном масштабе времени.
Существует два
типа естественных монополий:
Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, заинтересовано.
С.
Фишер дает другое определение
естественной монополии. Если
производство любого объема
2. Административная
монополия.
Административная
монополия возникает
В
другой литературе выделяют
Государственные
монополии.
Существование
государственных монополий на
рынке конкретных товаров и
услуг вызвано как
В
отличии от совершенного
3. Экономическая
монополия.
Экономическая
монополия является наиболее распространенной.
Ее появление обусловлено
Что
является причиной появления
и развития монополистических
тенденций? По этому вопросу
в экономической литературе
Иной
движущей силой действий
Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:
- монополия отдельного предприятия;
- монополия как соглашение;
- монополия,
основывающаяся на
Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать «порядочный», поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества под конкурентами.
Различают
пять основных форм
Картель
– это объединение нескольких
предприятий одной сферы
Синдикат – это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Хотя
необходимо сказать пару слов
о таком способе монополизации,
Корнер – способ, придуманный еще в XVI веке. Смысл того метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке, о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход.
Более
сложные формы
Трест
– то объединение ряда предприятий
одной или нескольких отраслей промышленности,
участники которого теряют собственность
на средства производства и произведенный
продукт, производственную и коммерческую
самостоятельность. Иными словами, они
объединяют производств, сбыт, финансы,
управление, а на сумму вложенного капитала
собственники отдельных предприятий получают
акции треста, которые дают им право принимать
участие в управлении и присваивать соответствующую
часть прибыли треста.