Стратегия судостроительной промышленности в россии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:55, реферат

Краткое описание

Под Стратегией развития судостроительной промышленности понимается взаимоувязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в комплексах и планах мероприятий правового, экономического, научно-технического, организационного и политико-дипломатического характера в рамках бюджетных целевых программ, отдельных проектах. Стратегия определяет основные принципы и направления, обеспечивающие эффективное динамичное развитие отрасли и отвечает общей идеологии, предусмотренной в решениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Реализация настоящей стратегии должна обеспечить вклад судостроительной промышленности в решение ряда приоритетных общенациональных и народнохозяйственных задач современного этапа экономического развития России.

Файлы: 1 файл

судостроительная пром.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

- внешнеполитической  конъюнктурой, влияющей на объемы  международного кооперационного  сотрудничества;

- развитием  конкурирующих научно-исследовательских работ и технологий за рубежом, влияющим на возможность патентования и продажи лицензий на результаты интеллектуальной деятельности;

- изменением  общего инвестиционного климата  в стране, влияющим на возможности  привлечения инвестиций.

Реальная  эффективность стратегии возможна только при условии организации  текущего управления и контроля за ее реализацией. В частности, необходимы:

- мониторинг  реализации стратегии и всех  существующих и разрабатываемых  целевых программ, имеющих отношение к судостроительной промышленности;

- анализ  фактических уровней развития  судостроительной промышленности  и корректировка приоритетов;

- координация  ресурсных потоков и концентрация  их на критических направлениях.

Указанный динамический подход позволяет избежать неоправданных затрат на решение задач и достижение целей, которые перестали соответствовать изменившейся обстановке.

С использованием современных информационных технологий стратегия обосновывается на основе многовариантного динамического подхода и обеспечивает управление ее реализацией. Обоснование стратегии выполнялось на основе этих новых технологий.

3. Последовательность  решаемых задач, этапы 
и сроки реализации стратегии

Продолжительный период создания основной продукции  отрасли, который составляет 5 - 7 и более лет, и после этого 20 - 30-летний период ее эффективного использования определяют необходимую продолжительность программного диапазона для реализации стратегии. Он должен быть достаточен по длительности, чтобы как минимум соответствовать длительности жизненного цикла основной продукции отрасли. Перспективы развития научного и производственного потенциала отрасли должны быть увязаны с основными направлениями развития сложной морской техники, перспективный ряд которой будет запущен в серийное производство начиная с 2015 года, а также с пилотными кооперационными проектами и перспективами работ по освоению континентального шельфа.

Такой подход обеспечивает обоснованный выбор  приоритетов развития отрасли и  минимизирует возможность ошибки, связанной с принятием сиюминутных интересов за долговременные, стратегические.

Для решения  намеченных задач стратегии выделяются три программных периода, рубежами которых являются:

- ближний  - 2010 год,

- средний  - 2015 год,

- дальний  - 2020-й и последующие годы.

Каждый  период имеет свою специфику, цель, критерий и ресурсное обеспечение. Этапность решения ресурсоемких и длительных по срокам реализации задач по принципу от "простого к  сложному", с одной стороны, позволяет  концентрировать усилия на ближайших целях, а с другой - обеспечивает сохранение перспективного видения проблемы и генерального курса развития отрасли.

Основная  цель первого этапа (2007 - 2010 годы) - закрепление  на достигнутых позициях и сохранение самой ценной части потенциала отрасли.

В этот период основные усилия должны быть направлены на решение следующих задач:

- разработка  критических, в том числе прорывных  оборонных технологий (научный задел);

- развертывание  широкомасштабных работ по разработке  новых технологий в сфере гражданского судостроения;

- разработка  конкурентоспособных перспективных  проектов кораблей, судов и другой  морской техники;

- оптимизация  производственных мощностей и  образование интегрированных структур (в том числе сокращение излишних  мощностей);

- законодательное и нормативно-правовое обеспечение развития судостроения;

- определение  основных направлений модернизации  и развития научно-технического  и производственного потенциала  и развертывание работ по их  реализации.

Годовой объем выпуска продукции российского  судостроения к 2010 году должен быть увеличен примерно в 1,5 раза.

Основная  цель второго этапа (2011 - 2015 годы) - широкомасштабная модернизация и техническое перевооружение предприятий отрасли и создание новых объектов научно-производственной базы, начало строительства основных перспективных кораблей XXI века. Развертывание работ по шельфу и Севморпути.

В этот период основные усилия должны быть направлены на решение следующих задач:

- комплексная  модернизация, реконструкция и техническое  перевооружение отрасли;

- подготовка  к освоению новых видов продукции  (перспективные боевые корабли,  крупнотоннажные суда, газовозы);

- разработка, дальнейшее развитие и освоение  важнейших технологий для обеспечения  создания конкурентоспособной продукции  военного и гражданского назначения;

- создание  основных условий для ликвидации  зависимости России от зарубежных  производителей в области материалов, основного оборудования и комплектации  кораблей и судов;

- расширение  экспорта судостроительной продукции.

На втором этапе развития гражданского судостроения будет завершена разработка пилотных проектов и начато освоение производства крупнотоннажных судов различного назначения, значительно расширены масштабы строительства судов для отечественных судовладельцев, расширено создание судов и морской техники для государственных нужд, включая создание новых технических средств и передовых технологий для изучения и освоения минеральных ресурсов российского шельфа и Мирового океана, увеличен экспорт высокотехнологической продукции судостроения. Доля российского гражданского судостроения должна быть доведена до 1% от мирового объема.

Годовой объем выпуска продукции российского  судостроения к 2015 году должен быть увеличен более чем в 2,2 раза.

Основная  цель третьего этапа - (2016 - 2020-й и  последующие годы) обеспечить возрождение ВМФ, морского, речного и рыболовного флотов.

В этот период, когда прогнозируется объективный  рост ассигнований на развитие флота, должно быть обеспечено широкомасштабное серийное строительство и пополнение ВМФ высокоэффективными кораблями, судами и плавсредствами нового поколения. Должно быть развернуто также высокорентабельное производство гражданской продукции по всей номенклатуре продуктового ряда, включая крупнотоннажные транспортные суда, газовозы, а также средства для освоения минеральных ресурсов российского шельфа и Мирового океана. Должны набрать силу, подтвердить практически свою эффективность и получить дальнейшее развитие национальные и международные кооперационные проекты.

К концу  периода будут полностью удовлетворены потребности ВМФ России в современных кораблях, а также отечественного морского транспортного, промыслового флота и речного флота - в соответствующих судах, завоеваны новые сегменты рынка военно-морской техники и продукции гражданского назначения. Объем экспорта ВВСТ будет доведен до 3 - 4 млрд. долларов, а доля российского гражданского судостроения - увеличена до 2% от мирового объема.

Годовой объем выпуска продукции российского  судостроения на третьем этапе увеличится в 3 - 4 раза.

Структурные преобразования судостроительной промышленности обусловлены объективной необходимостью проведения реформирования судостроительной промышленности в тесной увязке с решением всего комплекса геополитических, технических, технологических, социальных и других проблем.

Основные  принципы и направления структурной  перестройки отрасли отвечают общей  цели - создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности, а также идеологии решений, предусмотренных  в Морской доктрине Российской Федерации, Основах политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, Основах военно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 года и дальнейшую перспективу, Энергетической стратегии до 2020 года, указах Президента Российской Федерации и решениях Правительства Российской Федерации.

Необходимость реформирования существующего госсектора судостроительной промышленности вызвана  следующими основными причинами:

- недостаточным  уровнем загрузки предприятий, в том числе работами по государственному оборонному заказу, и, как следствие, наличием избыточных производственных мощностей и низкой рентабельностью производства;

- наличием  дублирующих друг друга однотипных  производств;

- низким техническим уровнем основных фондов ряда предприятий;

- кадровыми  проблемами, в частности общим  избытком персонала и острой  нехваткой высококвалифицированных  профессиональных кадров;

- низкой  эффективностью системы корпоративного  управления в современных экономических условиях;

- наличием  неоправданной конкуренции между  отраслевыми предприятиями на  внешних рынках;

- ухудшением  качества и высокой себестоимостью  выпускаемой продукции.

В настоящее  время государство фактически делегирует государственным предприятиям полномочия (аутсорсинг) по прямому технологическому, финансовому и научному управлению. Однако разрозненные госпредприятия не в состоянии эффективно реализовать эти функции. Для обеспечения реализации этих функций необходимо создание мощных интегрированных структур.

Концентрация  государственной собственности (в  интегрированные структуры включаются все основные ФГУП и акционерные  общества с государственным контрольным  или блокирующим пакетом акций) повысит эффективность работы отрасли  в интересах обеспечения национальной безопасности и укрепления обороноспособности страны.

Проведение  структурных преобразований позволит создать условия для сохранения и развития оборонно-промышленного  потенциала судостроительной промышленности, высокотехнологичных производств, конкурентоспособных предприятий, обеспечивающих удовлетворение потребностей в продукции судостроения на внутреннем и мировом рынках.

В соответствии с принятыми в 2003 - 2004 гг. указами  Президента Российской Федерации и  решениями Правительства Российской Федерации сформированы четыре интегрированные структуры на базе 21 предприятия приборостроительного и машиностроительного профиля судостроительной промышленности:

- концерн  "Гранит-Электрон", специализирующийся  на разработке, производстве, поставках, ремонте и модернизации информационно-управляющих комплексов радиоэлектронного вооружения;

- концерн  "Морское подводное оружие - Гидроприбор", областью ответственности которого  является разработка, производство, модернизация, реализация, сопровождение  эксплуатации, ремонт и утилизация систем, комплексов и средств морского оружия;

- концерн  "Океанприбор", специализирующийся  на разработке, производстве, модернизации, сопровождении эксплуатации, ремонте  и утилизации гидроакустических  систем;

- концерн  "Моринформсистема - Агат", осуществляющий разработку, производство, поставки, модернизацию и сопровождение эксплуатации интегрированных систем управления.

Создание  четырех перечисленных интегрированных  структур в судостроительной промышленности осуществляется по единой институционально-организационной схеме. Федеральное государственное унитарное предприятие, определенное в качестве головной организации интегрированной структуры, преобразуется в открытое акционерное общество, 100% акций которого находится в федеральной собственности.

Дальнейшее  реформирование и развитие вышеизложенных интегрированных структур планируется  осуществлять путем оптимизации  системы управления и организации  производства. При этом перспективным  направлением должно стать увеличение диверсификации, избавление от излишних мощностей и тем самым создание условий для повышения экономической устойчивости предприятий.

Информация о работе Стратегия судостроительной промышленности в россии