Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:07, реферат
Промышленная революция представляет собой радикальный переворот в развитии производительных сил, который начался с внедрения машин и паровой энергетики сначала в отраслях легкой промышленности, а затем охватил все основные сферы материального производства — тяжелую промышленность, транспорт и в последнюю очередь сельское хозяйство.
Промышленная революция сопровождалась коренными изменениями в социальной жизни капиталистического общества.
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Начало промышленной революции в России 50-х годов XIX в…….4
II. Особенности промышленной революции в 60-70-е годы XIX в…….6
III. Завершающий этап промышленной революции (80-90-е годы XIX в.)………………………………………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………...13
Список литературы…………………………………………………………….15
Реферат по теме:
ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В РОССИИ
Москва 2012
Cодержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В утверждении капитализма в России важнейшее значение сыграла промышленная революция, которая вызвала коренной переворот производительных сил. Этот исторический процесс утвердил фабрично-машинную систему капиталистического производства с гигантским обобществлением труда рабочего класса, который стал в ходе классовой борьбы ведущей социальной силой и главным фактором революционно-освободительного движения в стране.
Промышленная революция представляет собой радикальный переворот в развитии производительных сил, который начался с внедрения машин и паровой энергетики сначала в отраслях легкой промышленности, а затем охватил все основные сферы материального производства — тяжелую промышленность, транспорт и в последнюю очередь сельское хозяйство.
Промышленная революция сопровождалась коренными изменениями в социальной жизни капиталистического общества. Развитие фабрично-машинной индустрии вело к массовой пролетаризации трудящихся, увековечивало существование пролетариата. Ф. Энгельс подчеркивал, что «современный рабочий, пролетарий, — продукт великой промышленной революции, которая именно за последние сто лет во всех цивилизованных странах совершила полный переворот во всем способе производства, сначала в промышленности, а затем и в земледелии».
Начало промышленной революции в России 50-х годов XIX в.
Текстильное производство
Общемировая промышленная революция середины XIX века оказала огромное влияние на развитые отрасли промышленной экономики России. Массовое внедрение машинной техники началось с ведущих отраслей текстильной промышленности, где наблюдалось наибольшее применение форм наемного труда с его высокой производительностью в отличие от крепостнических мануфактур. Отчетливо наметился коренной сдвиг в сторону систематического и непрерывного перехода от мануфактуры к машинному производству с конца 40-х и особенно в 50-х годах XIX в. в ведущих отраслях обрабатывающей промышленности.
Как и в других
странах Запада, главной сферой распространения
фабрики стала молодая
Начало технической революции в хлопчатобумажном производстве не могло не оказать революционизирующего влияния и на другие отрасли текстильной промышленности. Внедрение машин в бумагопрядение в ситцепечатное дело, вызванное здесь повышением производительности труда, а, следовательно, и резкое снижение цен на бумажные товары, способствовали прочному завоеванию хлопчатобумажной продукцией внутреннего рынка и значительному вытеснению всех других текстильных товаров. Все это стимулировало другие отрасли, в первую очередь шерстяную.
Тяжелая промышленность
Первые проявления технического переворота в российской промышленности вызвали необходимость в организации массового машинного производства. Длительное время российское машиностроение существовало как вспомогательное производство на предприятиях легкой промышленности и металлургических заводах. Но в 50-х годах с началом железнодорожного строительства и развитием пароходства и под влиянием возрастающих требований развивающейся текстильной промышленности постепенно стали возникать самостоятельные машиностроительные предприятия. Наибольшее историческое значение имели заводы, возникшие в эти годы в Петербурге и Поволжье.
В 1854 г. в России насчитывалось 29 механических заводов с 3,8 тыс. рабочих при сумме производства 2 млн руб. А через 2 года, в 1856 г., только в Петербурге и его пригородах насчитывалось 10 заводов с 4 тыс. рабочих и производительностью в 2,9 тыс. руб. В последующее время под влиянием Крымской войны, развития военного флота и начала железнодорожного строительства в Петербурге был построен ряд крупных машиностроительных заводов — Невский, Балтийский, Металлический, Сан-Гали, Леснера и др.
В зарождающемся отечественном
машиностроении преобладали мелкие
предприятия, значительная часть которых
производила
При сохранении крепостного строя все
попытки модернизации техники производства
в базисной отрасли промышленности не
могли принести существенных результатов.
Основная металлургическая база России—горнозаводский
Урал продолжал пребывать в кризисном
состоянии.
Особенности промышленной революции в 60-70-е годы XIX в.
Крестьянская
реформа 1861 года положила начало утверждению
нового капиталистического строя.
Система наемного труда стала отныне основой
развития народного хозяйства страны,
обусловив действие объективных законов
капиталистического производства — получение
прибавочной стоимости и накопление капитала.
Этот главный фактор способствовал ускорению
промышленной революции, в ходе которой
в ведущих отраслях экономики стало утверждаться
крупное капиталистическое промышленное
производство.
Промышленный переворот в России в первые
десятилетия после реформы развивался
крайне неравномерно. Наивысшие темпы
становления крупной машинной индустрии
наблюдались в ведущих промышленных городских
центрах, в то время как в развитие промышленного
производства проходило в условиях длительного
сохранения сильнейших пережитков крепостничества.
Широкое распространение получила домашнекапиталистическая
система фабрики, что было связано с баснословной
дешевизной труда закабаленных сельских
рабочих, тормозившей технический прогресс
большой постепенностью, среди массы переплетающихся,
переходных форм».
Транспорт
Прогрессирующее развитие машинной техники и
рост производительности труда вызвали
глубокие преобразования в отраслевом
и территориальном размещении производительных
сил. Центральное место в этом процессе
принадлежало железнодорожному транспорту.
Революция транспорта, вызвав гигантское
распространение железных дорог и парового
флота, явилась важнейшей основой циклических
подъемов производства мирового капитализма.
Железнодорожное строительство в этот
период было главной сферой массового
расширения основного капитала капиталистического
производства в международном масштабе.
С целью создать постоянный источник финансирования
частного железнодорожного строительства
царское правительство в 1867 г. создало
специальный кредитный «железнодорожный
фонд», формально обособленный от государственного
бюджета. Из средств этого фонда царская
казна покупала акции частных железных
дорог, выдавала всевозможные ссуды, субсидии
и «вспомоществования» учредителям и
правлениям железнодорожных обществ,
доплачивала казенные заказы, выдавала
премии за выделку рельсов и подвижной
состав заводам.
Железнодорожная горячка вызвала появление
целой когорты крупнейших капиталистических
воротил — железнодорожных «королей»,
тесно связанных с банками, иностранным
капиталом, правительственной бюрократией
и придворными кругами.
За 1861— 1880 гг. протяженность железных
дорог выросла в 14 раз, достигнув 21 тыс.
верст. В результате была создана первая
разветвленная железнодорожная сеть Европейской
России с центром; в Москве, которая делилась
на четыре основных, взаимосвязанных между
собой узла железных дорог: Московский,
Прибалтийский, Азово-Черноморский и Западный.
Московский железнодорожный узел стал
главным центром сети российских железных
дорог, в него входило 18 линий длиной в
8 тыс. км.
К концу 60-х годов XIX в. железнодорожный
транспорт стал занимать решающее место
в грузообороте России. Из года в год железнодорожные
перевозки наращивали свои темпы и объем,
вытесняя речной транспорт на второстепенные
позиции. В 1861—1877 гг. грузооборот на железных
дорогах возрос в 25 раз, а на речном транспорте
всего лишь на 59 %. Эти показатели свидетельствуют
об относительной слабости развития речного
пароходства в этот период. Подавляющее
число пароходов было сосредоточено на
главной водной артерии страны — Волге
и Волжском бассейне.
Внедрение усовершенствованной техники
в пароходное дело на Волге позволило
крупным акционерным компаниям захватить
важные позиции в развитии срочного товаро-пассажирского
пароходства.Однако до середины 80-х годов
технический прогресс водного транспорта
России тормозился из-за малорентабельного
древесного топлива, используемого повсеместно
речными пароходами.
Создание первой сети железных дорог в
пореформенной России превратило железнодорожный
транспорт в важнейшую отрасль общественного
производства, от уровня развития его
организации, техники и экономики стала
зависеть торгово-промышленная жизнь
капиталистически развивающейся страны.
Тяжелая промышленность
В первые пореформенные десятилетия
наиболее сложно и противоречиво шла технико-экономическая
перестройка предприятий тяжелой индустрии,
являвшихся основой военно-промышленного
потенциала страны. Длительный застой
и отсталость производства были характерны
для базисной отрасли — черной металлургии
России.
К концу 60-х годов восемь обширных горнозаводских
округов Урала оказались полностью несостоятельными
и были переданы в казенное управление
либо в казенную опеку. Только к 1870 г. уральские
частные заводы достигли уровня 1860 г. по
выпуску чугуна, а железа лишь к 1872 г.
Техническому прогрессу в Российской
металлургии резко препятствовали феодально-крепостнические
пережитки, особенно живучие в горнозаводской
промышленности в первые пореформенные
десятилетия.
Начиная со второй половины 70-х годов царское
правительство прилагало большие усилия,
чтобы наладить внутреннее производство
продукции тяжелой промышленности для
нужд железнодорожного транспорта и военного
ведомства.
В первые пореформенные десятилетия в
противоречивой форме шло развитие российского
машиностроения. Перестройка промышленности
на рельсы фабрично-машинного производства,
железнодорожное строительство в этот
период требовали огромного количества
машинного оборудования. Под давлением
фабрикантов царское правительство разрешило
беспошлинный ввоз паровых, текстильных
и прочих машин. В то же время в целях стимулирования
развития отечественного машиностроения
в 1861 г. были утверждены «Правила для поощрения
машиностроительного дела в России».
За 1860—1879 г. наблюдался
усиленный рост машиностроительных
и механических заводов в России. Число
машиностроительных заводов возросло
почти в 2, а суммарная ценность производства
в 6,5 раза.
Слабость топливно-металлургической и
машиностроительной базы России в 70-х
годах привела к тому, что большинство
военных, механических и специализированных
железнодорожных мастерских оборудовались
и снабжались сырьем и материалами за
счет всевозрастающего импорта.
Покровительственная система финансового
стимулирования, казенных заказов и таможенных
льгот для «насаждения» отечественного
машиностроения в результате оказалась
малорезультативной для промышленного
прогресса страны.
К концу 70-х годов низкая техническая оснащенность
машиностроительной промышленности России
выражалась в слабой паровой энергетике,
на долю которой приходилось около 7 % общей
мощности паровых двигателей фабрично-заводского
производства страны. Отсталость ее базы
отражалась на низком обеспечении промышленности
паровыми двигателями отечественного
производства.
Завершающий этап промышленной революции (80-90-е годы XIX в.)
Со второй половины 80-х
годов XIX в. промышленная революция
в России вступила в завершающий этап,
в ходе которого окончательно победила
крупная машинная индустрия, обусловив
коренной сдвиг в развитии производительных
сил и производственных отношений. Этот
исторический период, связан с глубокими
преобразованиями экономической структуры
мирового капиталистического хозяйства.
Главенствующую роль в экономике капитализма
прочно завоевала тяжелая индустрия с
присущей ей гигантской концентрацией
производства, сопровождаясь усилением
господства крупного капитала, ожесточенной
конкурентной борьбой и ростом монополий
в ведущих отраслях производства.
В эти переломные годы капиталистическая
экономика России форсировала процессы
механизации и интенсификации производства,
используя достижения мирового технического
прогресса.
Тяжелая промышленность
Противоречия
в развитии промышленного капитализма,
осложненном крепостническими пережитками,
недостаточностью внутреннего накопления капитала, прогрессирующей
узостью внутреннего рынка, жестким давлением
иностранного капитала особенно резко
сказывались на неравномерном развитии
ведущих отраслей тяжелой промышленности.
В эти годы особенно остро стал ощущаться
разрыв между ключевыми отраслями тяжелой
промышленности и сырьевой металлургической
базой.
Для организации сырьевой металлургической
базы правительство вынесло решение о
необходимости строительства сети горнозаводских
железных дорог в стране.
Создание железнодорожной сети в Южном
горнопромышленном районе явилось важным
фактором, стимулирующим рост тяжелой
индустрии этого края. Наиболее интенсивно
в эти годы развивалась металлургия.
Комбинирование производства, оснащенного
передовой для того времени техникой,
крупные казенные заказы и жесточайшая
интенсификация труда обеспечивали этому
предприятию ведущие позиции в южной металлургии.
С конца 80-х годов в Южный горнопромышленный
район усиливается приток иностранного
капитала. Первым и наиболее крупным его
детищем было Южно-Русское Днепровское
металлургическое общество, учрежденное
в 1887 г. На нем были объединены все основные
процессы производства большой металлургии,
действовало восемь отделений: чугунолитейное,
бессемеровское, мартеновское, пудлинговое,
сталепрокатное, листопрокатное, железопрокатное
и механическое.
К числу нововведений следует отметить
внедрение электрических аппаратов. Внедряя
передовую технику в черную металлургию
Юга, русские и иностранные капиталисты
стремились получить таким путем максимальные
прибыли. Дальнейшее техническое усовершенствование
производства, его модернизация и механизация
при тогдашней дешевизне рабочей силы
ими тормозилась. В результате на многих
трудоемких процессах южных заводов преобладал
тяжелый физический труд.
В металлургическом производстве в эпоху
промышленной революции ведущим фактором,
обусловливающим коренной сдвиг в производительности,
являлось внедрение паровой энергетики
в технологический прогресс.
В этом отношении южная черная металлургия
коренным образом отличалась от горнозаводских
предприятий Урала, где и в 80—90-х годах
в заводском силовом хозяйстве продолжала
доминировать водная энергия.
В то же время в 90-х годах на уральских
горнозаводских предприятиях отчетливо
наметилась перестройка энергетического
хозяйства в сторону усиления паровой
энергетики.
В 90-х годах в энергетическом хозяйстве
уральских заводов появляются электродвигатели.
Так, в 1890 г. на Пермском пушечном заводе
в Мотовилихе была построена первая в
России заводская электростанция. Появление
и развитие электроэнергетики имело важнейшее
значение для механизации промышленного
производства в будущем. Однако в дореволюционную
эпоху электрификация еще не имела решающих
достижений. В конце XIX в. главным фактором
в промышленной энергетике являлись паровые
двигателе.
Нарастающее использование машин в промышленности
и транспорте стимулировало быстрое развитие
каменноугольной промышленности.
Особенностью развития каменноугольной
промышленности России, как и во всех странах
капитализма, являлась слабая механизация
основного производственного процесса.
В последние десятилетия XIX в. бурный рост
переживала нефтяная промышленность России.
Важнейшими факторами, положившими начало
капиталистическому освоению нефтяной
промышленности, явилась отмена в 1864 г.
принудительного труда приписных крестьян
и ликвидация в 1872 г. откупной системы,
длительное время тормозившей развитие
этой отрасли промышленности. С этого
времени усиливается приток капитала
в эту отрасль, что, естественно, дает мощный
толчок развитию производительных сил.
Промышленная революция в противоречивой
форме утверждала становление базисных
отраслей тяжелой индустрии страны, что
вело к полному перевороту в технике и
к широкому употреблению машин.