Промышленная революция в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:07, реферат

Краткое описание

Промышленная революция представляет собой радикальный переворот в развитии производительных сил, который начался с внедрения машин и паровой энергетики сначала в отраслях легкой промышленности, а затем охватил все основные сферы материального производства — тяжелую промышленность, транспорт и в последнюю очередь сельское хозяйство.
Промышленная революция сопровождалась коренными изменениями в социальной жизни капиталистического общества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Начало промышленной революции в России 50-х годов XIX в…….4
II. Особенности промышленной революции в 60-70-е годы XIX в…….6
III. Завершающий этап промышленной революции (80-90-е годы XIX в.)………………………………………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………...13
Список литературы…………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

история.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Реферат по теме:

ПРОМЫШЛЕННАЯ  РЕВОЛЮЦИЯ В РОССИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Cодержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Начало промышленной революции в России 50-х годов XIX в…….4
  2. Особенности промышленной революции в 60-70-е годы XIX в…….6
  3. Завершающий этап промышленной революции (80-90-е годы XIX в.)………………………………………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………...13

Список литературы…………………………………………………………….15

 

Введение

В утверждении капитализма  в России важнейшее значение сыграла  промышленная  революция, которая вызвала коренной переворот производительных сил. Этот исторический процесс утвердил фабрично-машинную систему капиталистического производства с гигантским обобществлением труда рабочего класса, который стал в ходе классовой борьбы ведущей социальной силой и главным фактором революционно-освободительного движения в стране.

Промышленная революция  представляет собой радикальный  переворот в развитии производительных сил, который начался с внедрения машин и паровой энергетики сначала в отраслях легкой промышленности, а затем охватил все основные сферы материального производства — тяжелую промышленность, транспорт и в последнюю очередь сельское хозяйство.

Промышленная революция  сопровождалась коренными изменениями  в социальной жизни капиталистического общества. Развитие фабрично-машинной индустрии вело к массовой пролетаризации трудящихся, увековечивало существование пролетариата. Ф. Энгельс подчеркивал, что «современный рабочий, пролетарий, — продукт великой промышленной революции, которая именно за последние сто лет во всех цивилизованных странах совершила полный переворот во всем способе производства, сначала в промышленности, а затем и в земледелии».

 

 

 

 

 

 

Начало промышленной революции в России 50-х годов XIX в.

Текстильное производство

Общемировая промышленная революция середины XIX века оказала огромное влияние на развитые отрасли промышленной экономики России. Массовое внедрение машинной техники началось с ведущих отраслей текстильной промышленности, где наблюдалось наибольшее применение форм наемного труда с его высокой производительностью в отличие от крепостнических мануфактур. Отчетливо наметился коренной сдвиг в сторону систематического и непрерывного перехода от мануфактуры к машинному производству с конца 40-х и особенно в 50-х годах XIX в. в ведущих отраслях обрабатывающей промышленности.

Как и в других странах Запада, главной сферой распространения  фабрики стала молодая хлопчатобумажная промышленность, которая по темпам роста шла впереди всех других отраслей. На хлопчатобумажных предприятиях почти не применялся крепостной труд, что было одним из важнейших факторов высоких темпов развития.

Начало технической революции  в хлопчатобумажном производстве не могло не оказать революционизирующего влияния и на другие отрасли текстильной промышленности. Внедрение машин в бумагопрядение в ситцепечатное дело, вызванное здесь повышением производительности труда, а, следовательно, и резкое снижение цен на бумажные товары, способствовали прочному завоеванию хлопчатобумажной продукцией внутреннего рынка и значительному вытеснению всех других текстильных товаров. Все это стимулировало другие отрасли, в первую очередь шерстяную.

 

 

Тяжелая промышленность

Первые проявления технического переворота в российской промышленности вызвали необходимость в организации массового машинного производства. Длительное время российское машиностроение существовало как вспомогательное производство на предприятиях легкой промышленности и металлургических заводах. Но в 50-х годах с началом железнодорожного строительства и развитием пароходства и под влиянием возрастающих требований развивающейся текстильной промышленности постепенно стали возникать самостоятельные машиностроительные предприятия. Наибольшее историческое значение имели заводы, возникшие в эти годы в Петербурге и Поволжье.

В 1854 г. в России насчитывалось 29 механических заводов с 3,8 тыс. рабочих  при сумме производства 2 млн руб. А через 2 года, в 1856 г., только в Петербурге и его пригородах насчитывалось 10 заводов с 4 тыс. рабочих и производительностью в 2,9 тыс. руб. В последующее время под влиянием Крымской войны, развития военного флота и начала железнодорожного строительства в Петербурге был построен ряд крупных машиностроительных заводов — Невский, Балтийский, Металлический, Сан-Гали, Леснера и др.

В зарождающемся отечественном  машиностроении преобладали мелкие предприятия, значительная часть которых  производила сельскохозяйственные машины, машинное оборудование для  бурно развивающегося в эти годы свеклосахарного производства, винокуренной промышленности. К 1861 г. насчитывалось 53 предприятия по изготовлению сельскохозяйственных машин и орудий. 
При сохранении крепостного строя все попытки модернизации техники производства в базисной отрасли промышленности не могли принести существенных результатов. Основная металлургическая база России—горнозаводский Урал продолжал пребывать в кризисном состоянии.

Особенности промышленной революции в 60-70-е годы XIX в.

Крестьянская  реформа 1861 года положила начало утверждению  нового капиталистического строя. Система наемного труда стала отныне основой развития народного хозяйства страны, обусловив действие объективных законов капиталистического производства — получение прибавочной стоимости и накопление капитала. Этот главный фактор способствовал ускорению промышленной революции, в ходе которой в ведущих отраслях экономики стало утверждаться крупное капиталистическое промышленное производство. 
Промышленный переворот в России в первые десятилетия после реформы развивался крайне неравномерно. Наивысшие темпы становления крупной машинной индустрии наблюдались в ведущих промышленных городских центрах, в то время как в развитие промышленного производства проходило в условиях длительного сохранения сильнейших пережитков крепостничества. Широкое распространение получила домашнекапиталистическая система фабрики, что было связано с баснословной дешевизной труда закабаленных сельских рабочих, тормозившей технический прогресс большой постепенностью, среди массы переплетающихся, переходных форм».

 

Транспорт 

 
Прогрессирующее развитие машинной техники и рост производительности труда вызвали глубокие преобразования в отраслевом и территориальном размещении производительных сил. Центральное место в этом процессе принадлежало железнодорожному транспорту.  
Революция транспорта, вызвав гигантское распространение железных дорог и парового флота, явилась важнейшей основой циклических подъемов производства мирового капитализма. Железнодорожное строительство в этот период было главной сферой массового расширения основного капитала капиталистического производства в международном масштабе. 
С целью создать постоянный источник финансирования частного железнодорожного строительства царское правительство в 1867 г. создало специальный кредитный «железнодорожный фонд», формально обособленный от государственного бюджета. Из средств этого фонда царская казна покупала акции частных железных дорог, выдавала всевозможные ссуды, субсидии и «вспомоществования» учредителям и правлениям железнодорожных обществ, доплачивала казенные заказы, выдавала премии за выделку рельсов и подвижной состав заводам. 
Железнодорожная горячка вызвала появление целой когорты крупнейших капиталистических воротил — железнодорожных «королей», тесно связанных с банками, иностранным капиталом, правительственной бюрократией и придворными кругами. 
За 1861— 1880 гг. протяженность железных дорог выросла в 14 раз, достигнув 21 тыс. верст. В результате была создана первая разветвленная железнодорожная сеть Европейской России с центром; в Москве, которая делилась на четыре основных, взаимосвязанных между собой узла железных дорог: Московский, Прибалтийский, Азово-Черноморский и Западный. Московский железнодорожный узел стал главным центром сети российских железных дорог, в него входило 18 линий длиной в 8 тыс. км. 
К концу 60-х годов XIX в. железнодорожный транспорт стал занимать решающее место в грузообороте России. Из года в год железнодорожные перевозки наращивали свои темпы и объем, вытесняя речной транспорт на второстепенные позиции. В 1861—1877 гг. грузооборот на железных дорогах возрос в 25 раз, а на речном транспорте всего лишь на 59 %. Эти показатели свидетельствуют об относительной слабости развития речного пароходства в этот период. Подавляющее число пароходов было сосредоточено на главной водной артерии страны — Волге и Волжском бассейне. 
Внедрение усовершенствованной техники в пароходное дело на Волге позволило крупным акционерным компаниям захватить важные позиции в развитии срочного товаро-пассажирского пароходства.Однако до середины 80-х годов технический прогресс водного транспорта России тормозился из-за малорентабельного древесного топлива, используемого повсеместно речными пароходами. 
Создание первой сети железных дорог в пореформенной России превратило железнодорожный транспорт в важнейшую отрасль общественного производства, от уровня развития его организации, техники и экономики стала зависеть торгово-промышленная жизнь капиталистически развивающейся страны.

 
Тяжелая промышленность

 В первые пореформенные десятилетия наиболее сложно и противоречиво шла технико-экономическая перестройка предприятий тяжелой индустрии, являвшихся основой военно-промышленного потенциала страны. Длительный застой и отсталость производства были характерны для базисной отрасли — черной металлургии России. 
К концу 60-х годов восемь обширных горнозаводских округов Урала оказались полностью несостоятельными и были переданы в казенное управление либо в казенную опеку. Только к 1870 г. уральские частные заводы достигли уровня 1860 г. по выпуску чугуна, а железа лишь к 1872 г.  
Техническому прогрессу в Российской металлургии резко препятствовали феодально-крепостнические пережитки, особенно живучие в горнозаводской промышленности в первые пореформенные десятилетия. 
Начиная со второй половины 70-х годов царское правительство прилагало большие усилия, чтобы наладить внутреннее производство продукции тяжелой промышленности для нужд железнодорожного транспорта и военного ведомства.  
В первые пореформенные десятилетия в противоречивой форме шло развитие российского машиностроения. Перестройка промышленности на рельсы фабрично-машинного производства, железнодорожное строительство в этот период требовали огромного количества машинного оборудования. Под давлением фабрикантов царское правительство разрешило беспошлинный ввоз паровых, текстильных и прочих машин. В то же время в целях стимулирования развития отечественного машиностроения в 1861 г. были утверждены «Правила для поощрения машиностроительного дела в России».

За 1860—1879 г. наблюдался усиленный рост машиностроительных и механических заводов в России. Число машиностроительных заводов возросло почти в 2, а суммарная ценность производства в 6,5 раза. 
Слабость топливно-металлургической и машиностроительной базы России в 70-х годах привела к тому, что большинство военных, механических и специализированных железнодорожных мастерских оборудовались и снабжались сырьем и материалами за счет всевозрастающего импорта. 
Покровительственная система финансового стимулирования, казенных заказов и таможенных льгот для «насаждения» отечественного машиностроения в результате оказалась малорезультативной для промышленного прогресса страны. 
К концу 70-х годов низкая техническая оснащенность машиностроительной промышленности России выражалась в слабой паровой энергетике, на долю которой приходилось около 7 % общей мощности паровых двигателей фабрично-заводского производства страны. Отсталость ее базы отражалась на низком обеспечении промышленности паровыми двигателями отечественного производства. 
 

Завершающий этап промышленной революции (80-90-е годы XIX в.)

 
Со второй половины 80-х  годов XIX в. промышленная революция в России вступила в завершающий этап, в ходе которого окончательно победила крупная машинная индустрия, обусловив коренной сдвиг в развитии производительных сил и производственных отношений. Этот исторический период, связан с глубокими преобразованиями экономической структуры мирового капиталистического хозяйства. Главенствующую роль в экономике капитализма прочно завоевала тяжелая индустрия с присущей ей гигантской концентрацией производства, сопровождаясь усилением господства крупного капитала, ожесточенной конкурентной борьбой и ростом монополий в ведущих отраслях производства. 
В эти переломные годы капиталистическая экономика России форсировала процессы механизации и интенсификации производства, используя достижения мирового технического прогресса. 

 
Тяжелая промышленность

Противоречия  в развитии промышленного капитализма, осложненном крепостническими пережитками, недостаточностью внутреннего накопления капитала, прогрессирующей узостью внутреннего рынка, жестким давлением иностранного капитала особенно резко сказывались на неравномерном развитии ведущих отраслей тяжелой промышленности. В эти годы особенно остро стал ощущаться разрыв между ключевыми отраслями тяжелой промышленности и сырьевой металлургической базой. 
 
Для организации сырьевой металлургической базы правительство вынесло решение о необходимости строительства сети горнозаводских железных дорог в стране. 
 
Создание железнодорожной сети в Южном горнопромышленном районе явилось важным фактором, стимулирующим рост тяжелой индустрии этого края. Наиболее интенсивно в эти годы развивалась металлургия. 
Комбинирование производства, оснащенного передовой для того времени техникой, крупные казенные заказы и жесточайшая интенсификация труда обеспечивали этому предприятию ведущие позиции в южной металлургии. С конца 80-х годов в Южный горнопромышленный район усиливается приток иностранного капитала. Первым и наиболее крупным его детищем было Южно-Русское Днепровское металлургическое общество, учрежденное в 1887 г. На нем были объединены все основные процессы производства большой металлургии, действовало восемь отделений: чугунолитейное, бессемеровское, мартеновское, пудлинговое, сталепрокатное, листопрокатное, железопрокатное и механическое. 
К числу нововведений следует отметить внедрение электрических аппаратов. Внедряя передовую технику в черную металлургию Юга, русские и иностранные капиталисты стремились получить таким путем максимальные прибыли. Дальнейшее техническое усовершенствование производства, его модернизация и механизация при тогдашней дешевизне рабочей силы ими тормозилась. В результате на многих трудоемких процессах южных заводов преобладал тяжелый физический труд. 
В металлургическом производстве в эпоху промышленной революции ведущим фактором, обусловливающим коренной сдвиг в производительности, являлось внедрение паровой энергетики в технологический прогресс. 
В этом отношении южная черная металлургия коренным образом отличалась от горнозаводских предприятий Урала, где и в 80—90-х годах в заводском силовом хозяйстве продолжала доминировать водная энергия. 
В то же время в 90-х годах на уральских горнозаводских предприятиях отчетливо наметилась перестройка энергетического хозяйства в сторону усиления паровой энергетики. 
В 90-х годах в энергетическом хозяйстве уральских заводов появляются электродвигатели. Так, в 1890 г. на Пермском пушечном заводе в Мотовилихе была построена первая в России заводская электростанция. Появление и развитие электроэнергетики имело важнейшее значение для механизации промышленного производства в будущем. Однако в дореволюционную эпоху электрификация еще не имела решающих достижений. В конце XIX в. главным фактором в промышленной энергетике являлись паровые двигателе. 
Нарастающее использование машин в промышленности и транспорте стимулировало быстрое развитие каменноугольной промышленности. 
Особенностью развития каменноугольной промышленности России, как и во всех странах капитализма, являлась слабая механизация основного производственного процесса.  
В последние десятилетия XIX в. бурный рост переживала нефтяная промышленность России. Важнейшими факторами, положившими начало капиталистическому освоению нефтяной промышленности, явилась отмена в 1864 г. принудительного труда приписных крестьян и ликвидация в 1872 г. откупной системы, длительное время тормозившей развитие этой отрасли промышленности. С этого времени усиливается приток капитала в эту отрасль, что, естественно, дает мощный толчок развитию производительных сил. 
Промышленная революция в противоречивой форме утверждала становление базисных отраслей тяжелой индустрии страны, что вело к полному перевороту в технике и к широкому употреблению машин.

Информация о работе Промышленная революция в России