Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:55, реферат
Под Стратегией развития судостроительной промышленности понимается взаимоувязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в комплексах и планах мероприятий правового, экономического, научно-технического, организационного и политико-дипломатического характера в рамках бюджетных целевых программ, отдельных проектах. Стратегия определяет основные принципы и направления, обеспечивающие эффективное динамичное развитие отрасли и отвечает общей идеологии, предусмотренной в решениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Реализация настоящей стратегии должна обеспечить вклад судостроительной промышленности в решение ряда приоритетных общенациональных и народнохозяйственных задач современного этапа экономического развития России.
Планируется также выполнение НИОКР, связанных с дальнейшим развитием научной и производственной базы отрасли, включая объекты уникальной стендовой, испытательной базы. Кроме работ, направленных на создание морской техники, предприятия отрасли будут выполнять определенный объем НИОКР в интересах диверсификации и импортозамещения в других отраслях экономики.
Значение основного целевого индикатора стратегии - объемы производства продукции отечественной судостроительной промышленности по сравнению с их текущим уровнем планируется увеличить к 2010 году более чем в 1,5 раза, к 2015 году - в 2,2 раза, к 2020 году - в 3,1 раза и к 2030-му - в 4,3 раза.
2. Обоснование направления решения проблемы и оценка рисков
В настоящее время существует единственный отработанный достаточно эффективный механизм решения подобных проблем - сконцентрировать ресурсы на наиболее приоритетных направлениях и согласовать мероприятия, направленные на решение проблемы, по целевым задачам, срокам и ресурсам в существующих, разрабатываемых и перспективных целевых программах, планах, отдельных проектах и комплексах мероприятий научно-технического, правового, экономического, организационного и политико-дипломатического характера, касающихся морской деятельности, в рамках единой стратегии.
Основная цель стратегии - создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности на основе развития научно-технического потенциала, оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения, совершенствования нормативно-правовой базы для полного удовлетворения потребностей государства и бизнеса в современной продукции судостроения.
Учитывая
высокую общегосударственную
Реализация Стратегии развития судостроительной промышленности требует решения комплекса задач, которые могут быть сгруппированы по трем основным направлениям решения проблемы:
- развитие
научно-технического и
- законодательное
и нормативно-правовое
- структурные преобразования и оптимизация потенциала отрасли.
Механизм реализации стратегии в первую очередь базируется на выполнении мероприятий в области судостроения, предусмотренных федеральными целевыми программами. Во вторую очередь обеспечиваются условия оптимального использования инструментов правового характера (методы таможенно-тарифного регулирования, механизм субсидирования и т.д.).
Необходимо
также руководствоваться
Для реализации
стратегии планируется
Реализация стратегии предусматривается с учетом следующих действующих программ и планов:
- Государственная программа вооружения на 2007 - 2015 годы;
- ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007 - 2010 годы и на период до 2015 года";
- ФЦП
"Модернизация транспортной
- ФЦП "Национальная технологическая база на 2007 - 2011 годы";
- ФЦП "Ядерная и радиационная безопасность России на 2007 - 2011 годы";
- ФЦП
"Промышленная утилизация
- ряд
других аналогичных программ
и планов, пришедших им на замену,
включая разрабатываемый в
Реализация мероприятий стратегии, как указано выше, ориентируется в основном на ресурсы действующих целевых программ. Однако принятых по ним государством и инвесторами обязательств недостаточно для решения всего комплекса проблем, накопившихся в области гражданского судостроения.
Российское гражданское судостроение в его сегодняшнем состоянии в силу ряда субъективных и объективных причин не способно не только занять достойную нишу на мировом рынке коммерческого судостроения, но и удержать внутренние рынки. Если указанный выше потенциальный портфель заказов уйдет за рубеж (инерционный вариант развития отрасли), то в совокупности с потерями на фрахте Россия в период до 2020 года лишится примерно 2,5 трлн. руб. и более 3 трлн. руб. в последующие 10 лет.
В данном случае не имеет значения, кто является заказчиком продукции и ее изготовителем: частник или государство. Речь идет об экономическом эффекте в пользу России (стоимость судна остается в России, а это заработная плата, налоги, и не только собственно в судостроении, но и у смежников - поставщиков оборудования).
Предотвратить потерю потенциальной выгоды, обусловленную уходом судовладельцев с российского рынка судостроения и массовым фрахтом грузовладельцами зарубежных судов, является задачей национальной значимости.
Масштаб
проблемы развития гражданского судостроения
России в целях создания конкурентоспособной
морской техники новых
В настоящее время уже существует отработанный и эффективный механизм решения подобных проблем - федеральная целевая программа. Необходимость и целесообразность решения основной части проблем именно программно-целевыми методами определяется комплексностью, многоплановостью, сложностью поставленных целей и задач. С этой целью разрабатывается проект ФЦП в области гражданского судостроения.
Указанным
проектом предусматриваются как
разработка новых технологий, концептуальных,
конструкторских и
Так, планирование и реализацию мероприятий по повышению конкурентоспособности судостроения в технологическом плане (корпусостроение, краны большой грузоподъемности, крупногабаритный лист, сухие доки и т.п.) предполагается вести по двум направлениям одновременно.
Первое направление (ключевое) - это реализация важнейших инвестиционных проектов государственного значения, направленных на создание современного высокотехнологичного специализированного производства, ориентированного на потенциальный портфель заказов, реализуемых за счет средств инвесторов.
Однако с целью привлечения инвесторов необходимы в этом случае возможные в рамках действующего законодательства меры государственной поддержки (получение в общеустановленном порядке государственных гарантий, использование методов таможенно-тарифного регулирования и т.д.).
Предложения о создании на инвестиционной основе новых специализированных на гражданском судостроении верфей должны быть оценены только положительно. На современных верфях будет многократно уменьшена трудоемкость, что при существующей пока еще меньшей заработной плате в России даст возможность обратить это в некоторое, хотя и не решающее конкурентное преимущество. Массовая постройка судов в России, в особенности ледового плавания для вывоза нефти и газа из Северного и Дальневосточного регионов, предотвратит передачу ледовых технологий за рубеж. И наконец, современные верфи необходимы стране и для создания другой крупногабаритной морской техники, потребность в которой возросла при освоении месторождений на морском шельфе и в береговой полосе (плавучие и стационарные терминалы большой емкости, основания платформ для разведки и добычи и т.п.).
Второе направление - проведение соответствующей модернизации и обновление производственных мощностей за счет привлеченных средств на государственных предприятиях или в открытых акционерных обществах с контрольным пакетом акций у государства с использованием такого механизма, как Инвестиционный фонд.
Таких предприятий осталось совсем немного - это в первую очередь ФГУП "Адмиралтейские верфи", ФГУП "ПО "Севмашпредприятие", ФГУП "МП "Звездочка", ФГУП "ДВЗ "Звезда" и ОАО "ПСЗ "Янтарь".
В первую очередь следует обратить внимание на Северный регион, где требуется реконструкция гидротехнических сооружений, эллингов и создание новых технологических объектов на судостроительных предприятиях для создания специальной морской техники для освоения месторождений нефти и газа на Арктическом шельфе.
Создание
системы государственно-
На начальном этапе в 2008 - 2010 гг. обеспечивается государственная поддержка развития лизинга в судостроении, в период 2011 - 2015 гг. - развитие за счет привлечения внебюджетных средств. Начиная с 2011 г. осуществляется возврат государству значительной части ранее вложенных в программу средств в виде налогов, дивидендов и других финансовых выплат.
В связи с отмеченной многовариантностью стратегии структура ее экономических показателей определялась на основе выявления и сравнения всех вероятных вариантов развития событий, составляющих ее элементов и способов их взаимодействия - от минимально возможного до предельного максимального. При этом учитывалась возможность изменения на различных этапах реализации стратегии не только объемов и источников ее финансирования или сроков и этапов развития целевых программ и состава основных мероприятий, но и основных целевых индикаторов, показателей эффективности, составляющих стратегию элементов и целей ее этапов. Например, инерционный вариант развития отрасли базируется на наиболее вероятной бюджетной поддержке в рамках уже намеченных к реализации ФЦП и их пролонгации в перспективе. Объемы ВТС, на которых в основном существует отрасль, также не снижаются мгновенно - по инерции за счет контрактов с Китаем и Индией значительные средства от продаж еще будут поступать 4 - 6 лет. В свою очередь, оптимистический вариант развития событий принимается в расчетах экономических показателей и индикаторов реализации стратегии лишь с некоторой вероятностью достижения целей.
Например, при выработке программных мероприятий по развитию гражданского судостроения в рамках новой ФЦП были проанализированы и сравнивались с инерционным путем развития 2 варианта решения проблемы, каждый из которых направлен на развитие гражданской морской техники, но отличается по темпам реализации, механизмам государственной поддержки, а следовательно, объемам, динамике и структуре финансирования.
Риски неполного достижения целей при реализации программы в этом случае определяются в основном внешними факторами:
- конъюнктурой
мирового рынка водных
Информация о работе Стратегия судостроительной промышленности в россии