Стратегия судостроительной промышленности в россии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:55, реферат

Краткое описание

Под Стратегией развития судостроительной промышленности понимается взаимоувязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в комплексах и планах мероприятий правового, экономического, научно-технического, организационного и политико-дипломатического характера в рамках бюджетных целевых программ, отдельных проектах. Стратегия определяет основные принципы и направления, обеспечивающие эффективное динамичное развитие отрасли и отвечает общей идеологии, предусмотренной в решениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Реализация настоящей стратегии должна обеспечить вклад судостроительной промышленности в решение ряда приоритетных общенациональных и народнохозяйственных задач современного этапа экономического развития России.

Файлы: 1 файл

судостроительная пром.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

Планируется также выполнение НИОКР, связанных с дальнейшим развитием научной и производственной базы отрасли, включая объекты уникальной стендовой, испытательной базы. Кроме работ, направленных на создание морской техники, предприятия отрасли будут выполнять определенный объем НИОКР в интересах диверсификации и импортозамещения в других отраслях экономики.

Значение  основного целевого индикатора стратегии - объемы производства продукции отечественной  судостроительной промышленности по сравнению  с их текущим уровнем планируется  увеличить к 2010 году более чем в 1,5 раза, к 2015 году - в 2,2 раза, к 2020 году - в 3,1 раза и к 2030-му - в 4,3 раза.

2. Обоснование  направления решения проблемы  и оценка рисков

В настоящее  время существует единственный отработанный достаточно эффективный механизм решения подобных проблем - сконцентрировать ресурсы на наиболее приоритетных направлениях и согласовать мероприятия, направленные на решение проблемы, по целевым задачам, срокам и ресурсам в существующих, разрабатываемых и перспективных целевых программах, планах, отдельных проектах и комплексах мероприятий научно-технического, правового, экономического, организационного и политико-дипломатического характера, касающихся морской деятельности, в рамках единой стратегии.

Основная  цель стратегии - создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности на основе развития научно-технического потенциала, оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения, совершенствования нормативно-правовой базы для полного удовлетворения потребностей государства и бизнеса в современной продукции судостроения.

Учитывая  высокую общегосударственную значимость судостроительной промышленности России, а также масштабы и глубину  системной проблемы, необходимо применение адекватных методов и механизмов ее решения.

Реализация  Стратегии развития судостроительной промышленности требует решения  комплекса задач, которые могут  быть сгруппированы по трем основным направлениям решения проблемы:

- развитие  научно-технического и производственного потенциала, комплексная модернизация и техническое перевооружение отрасли;

- законодательное  и нормативно-правовое обеспечение  развития судостроения;

- структурные  преобразования и оптимизация  потенциала отрасли.

Механизм  реализации стратегии в первую очередь базируется на выполнении мероприятий в области судостроения, предусмотренных федеральными целевыми программами. Во вторую очередь обеспечиваются условия оптимального использования инструментов правового характера (методы таможенно-тарифного регулирования, механизм субсидирования и т.д.).

Необходимо  также руководствоваться важнейшим  принципом иерархической системы - стратегия должна вытекать из общей  стратегии экономического развития страны в целом, долгосрочных кораблестроительных  программ, а также программ и крупных проектов в области гражданского судостроения. При этом стратегия развития судостроительной промышленности имеет общие точки соприкосновения со стратегиями других отраслей.

Для реализации стратегии планируется рационально  сконцентрировать материальные ресурсы с использованием механизма частно-государственного партнерства.

Реализация  стратегии предусматривается с  учетом следующих действующих программ и планов:

- Государственная  программа вооружения на 2007 - 2015 годы;

- ФЦП  "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007 - 2010 годы и на период до 2015 года";

- ФЦП  "Модернизация транспортной системы  России (2002 - 2010 годы)";

- ФЦП  "Национальная технологическая  база на 2007 - 2011 годы";

- ФЦП  "Ядерная и радиационная безопасность России на 2007 - 2011 годы";

- ФЦП  "Промышленная утилизация вооружения  и военной техники на 2005 - 2010 годы";

- ряд  других аналогичных программ  и планов, пришедших им на замену, включая разрабатываемый в настоящее  время проект ФЦП в области гражданского судостроения.

Реализация  мероприятий стратегии, как указано  выше, ориентируется в основном на ресурсы действующих целевых  программ. Однако принятых по ним государством и инвесторами обязательств недостаточно для решения всего комплекса  проблем, накопившихся в области гражданского судостроения.

Российское  гражданское судостроение в его  сегодняшнем состоянии в силу ряда субъективных и объективных  причин не способно не только занять достойную  нишу на мировом рынке коммерческого  судостроения, но и удержать внутренние рынки. Если указанный выше потенциальный портфель заказов уйдет за рубеж (инерционный вариант развития отрасли), то в совокупности с потерями на фрахте Россия в период до 2020 года лишится примерно 2,5 трлн. руб. и более 3 трлн. руб. в последующие 10 лет.

В данном случае не имеет значения, кто является заказчиком продукции и ее изготовителем: частник или государство. Речь идет об экономическом эффекте в пользу России (стоимость судна остается в России, а это заработная плата, налоги, и не только собственно в судостроении, но и у смежников - поставщиков оборудования).

Предотвратить потерю потенциальной выгоды, обусловленную  уходом судовладельцев с российского  рынка судостроения и массовым фрахтом  грузовладельцами зарубежных судов, является задачей национальной значимости.

Масштаб проблемы развития гражданского судостроения России в целях создания конкурентоспособной  морской техники новых поколений  требует применения адекватных методов и механизмов ее решения. Предприятия отрасли самостоятельно не в состоянии в достаточной мере проводить крайне необходимую модернизацию производств, а проектные организации - предложить на рынок перспективные разработки. В связи с этим представляется необходимым значительную долю этих работ проводить при непосредственном участии федерального бюджета.

В настоящее  время уже существует отработанный и эффективный механизм решения  подобных проблем - федеральная целевая  программа. Необходимость и целесообразность решения основной части проблем именно программно-целевыми методами определяется комплексностью, многоплановостью, сложностью поставленных целей и задач. С этой целью разрабатывается проект ФЦП в области гражданского судостроения.

Указанным проектом предусматриваются как  разработка новых технологий, концептуальных, конструкторских и технологических  решений в интересах создания перспективных образцов морской  техники всего продуктового ряда, так и формирование научно-технического задела, без которого невозможно создание приоритетных проектов и развитие судостроительной техники на дальнейшую перспективу. Мероприятия по обновлению материально-технической базы научно-исследовательских организаций будут ориентированы на сохранение и развитие потенциала отрасли для проведения исследований и разработок новой морской техники. Внепрограммные мероприятия по реализации стратегии могут быть направлены как на реализацию крупных проектов, таких как развитие производственной базы судостроения, судового машиностроения и приборостроения, разработка и осуществление проектов лизинга, поддержка экспорта, так и на решение других задач, которые по тем или иным причинам не могут быть профинансированы в рамках соответствующих ФЦП.

Так, планирование и реализацию мероприятий по повышению конкурентоспособности судостроения в технологическом плане (корпусостроение, краны большой грузоподъемности, крупногабаритный лист, сухие доки и т.п.) предполагается вести по двум направлениям одновременно.

Первое  направление (ключевое) - это реализация важнейших инвестиционных проектов государственного значения, направленных на создание современного высокотехнологичного специализированного производства, ориентированного на потенциальный портфель заказов, реализуемых за счет средств инвесторов.

Однако  с целью привлечения инвесторов необходимы в этом случае возможные  в рамках действующего законодательства меры государственной поддержки (получение  в общеустановленном порядке  государственных гарантий, использование  методов таможенно-тарифного регулирования и т.д.).

Предложения о создании на инвестиционной основе новых специализированных на гражданском  судостроении верфей должны быть оценены  только положительно. На современных  верфях будет многократно уменьшена  трудоемкость, что при существующей пока еще меньшей заработной плате в России даст возможность обратить это в некоторое, хотя и не решающее конкурентное преимущество. Массовая постройка судов в России, в особенности ледового плавания для вывоза нефти и газа из Северного и Дальневосточного регионов, предотвратит передачу ледовых технологий за рубеж. И наконец, современные верфи необходимы стране и для создания другой крупногабаритной морской техники, потребность в которой возросла при освоении месторождений на морском шельфе и в береговой полосе (плавучие и стационарные терминалы большой емкости, основания платформ для разведки и добычи и т.п.).

Второе  направление - проведение соответствующей  модернизации и обновление производственных мощностей за счет привлеченных средств  на государственных предприятиях или в открытых акционерных обществах с контрольным пакетом акций у государства с использованием такого механизма, как Инвестиционный фонд.

Таких предприятий осталось совсем немного - это в первую очередь ФГУП "Адмиралтейские верфи", ФГУП "ПО "Севмашпредприятие", ФГУП "МП "Звездочка", ФГУП "ДВЗ "Звезда" и ОАО "ПСЗ "Янтарь".

В первую очередь следует обратить внимание на Северный регион, где требуется  реконструкция гидротехнических сооружений, эллингов и создание новых технологических объектов на судостроительных предприятиях для создания специальной морской техники для освоения месторождений нефти и газа на Арктическом шельфе.

Создание  системы государственно-частного партнерства  на основе использования лизинга  как одного из финансовых инструментов способно стимулировать начало совершенствования производственных процессов и внедрения технологических инноваций в отрасли. Основная цель развития лизинга - это снижение рисков судостроителей и судовладельцев на время строительства судна.

На начальном  этапе в 2008 - 2010 гг. обеспечивается государственная  поддержка развития лизинга в  судостроении, в период 2011 - 2015 гг. - развитие за счет привлечения внебюджетных средств. Начиная с 2011 г. осуществляется возврат  государству значительной части ранее вложенных в программу средств в виде налогов, дивидендов и других финансовых выплат.

В связи  с отмеченной многовариантностью стратегии  структура ее экономических показателей  определялась на основе выявления и  сравнения всех вероятных вариантов развития событий, составляющих ее элементов и способов их взаимодействия - от минимально возможного до предельного максимального. При этом учитывалась возможность изменения на различных этапах реализации стратегии не только объемов и источников ее финансирования или сроков и этапов развития целевых программ и состава основных мероприятий, но и основных целевых индикаторов, показателей эффективности, составляющих стратегию элементов и целей ее этапов. Например, инерционный вариант развития отрасли базируется на наиболее вероятной бюджетной поддержке в рамках уже намеченных к реализации ФЦП и их пролонгации в перспективе. Объемы ВТС, на которых в основном существует отрасль, также не снижаются мгновенно - по инерции за счет контрактов с Китаем и Индией значительные средства от продаж еще будут поступать 4 - 6 лет. В свою очередь, оптимистический вариант развития событий принимается в расчетах экономических показателей и индикаторов реализации стратегии лишь с некоторой вероятностью достижения целей.

Например, при выработке программных мероприятий по развитию гражданского судостроения в рамках новой ФЦП были проанализированы и сравнивались с инерционным путем развития 2 варианта решения проблемы, каждый из которых направлен на развитие гражданской морской техники, но отличается по темпам реализации, механизмам государственной поддержки, а следовательно, объемам, динамике и структуре финансирования.

Риски неполного достижения целей при  реализации программы в этом случае определяются в основном внешними факторами:

- конъюнктурой  мирового рынка водных перевозок  и судостроительной техники, влияющей  на объем и доходность продаж  судостроительной продукции;

Информация о работе Стратегия судостроительной промышленности в россии