Стратегия судостроительной промышленности в россии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:55, реферат

Краткое описание

Под Стратегией развития судостроительной промышленности понимается взаимоувязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в комплексах и планах мероприятий правового, экономического, научно-технического, организационного и политико-дипломатического характера в рамках бюджетных целевых программ, отдельных проектах. Стратегия определяет основные принципы и направления, обеспечивающие эффективное динамичное развитие отрасли и отвечает общей идеологии, предусмотренной в решениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Реализация настоящей стратегии должна обеспечить вклад судостроительной промышленности в решение ряда приоритетных общенациональных и народнохозяйственных задач современного этапа экономического развития России.

Файлы: 1 файл

судостроительная пром.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

Представляется  целесообразным проработка мер поддержки  национального судостроения, принятая в зарубежных странах, применительно к России.

Учитывая  важность для России проблемы освоения углеводородных месторождений шельфа, целесообразно утвердить разработанные  заинтересованными органами исполнительной власти Основы государственной политики в сфере изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации и комплексный план действий по ее реализации. Кроме того, представляется целесообразным проработать следующие предложения:

- разработка  комплекса мер по освоению морского шельфа, предусматривающих закрепление за российской промышленностью приоритетного права создания необходимых средств разведки, добычи, хранения и транспортировки углеводородов и обслуживания месторождений при условии сопоставимости технических, эксплуатационных и ценовых параметров мировому уровню;

- включение  в число приоритетных направлений  науки, техники и технологий, утвержденных  Президентом Российской Федерации,  самостоятельное направление "Освоение  энергоресурсов морского шельфа".

Ожидаемый экономический эффект от реализации указанных мер только за счет уменьшения доли фрахта зарубежных судов может  составить до 4,5 млрд. долларов в  год. Техническое перевооружение и  реконструкция производственных мощностей  предприятий отрасли необходимы для обеспечения выполнения ими задач программных периодов стратегии. Мероприятия техперевооружения и реконструкции в период до 2009 года должны быть направлены в первую очередь на стабилизацию ситуации - оптимизацию производственных мощностей, завершение образования интегрированных структур, поддержание активной части основных фондов. В этот период предполагается провести:

- первоочередное  обновление активной части основных  фондов ведущих предприятий и  организаций;

- сокращение  излишков производственных мощностей (в том числе и на основе создания горизонтально интегрированных структур) и определение основных направлений модернизации и развития научно-технического и производственного потенциала;

- ликвидацию  или перепрофилирование непрофильных  производств;

- обеспечение  возможности безусловного выполнения  программы ГПВ-2015 предприятиями  и организациями;

- подготовку  условий широкомасштабной модернизации  и технического перевооружения  отрасли в обеспечение развития  науки и строительства кораблей, судов и плавучих сооружений XXI века;

- подготовку  научно-технической и производственной  базы предприятий и организаций  для внедрения автоматизации  управления с применением ИПИ-технологий.

Предприятия должны произвести замену устаревшего  оборудования в объеме, необходимом для поддержания соответствующего качества и сроков строительства кораблей и судов, в первую очередь договорных обязательств по ГПВ и ВТС, а также подготовить условия для широкомасштабной модернизации и технического перевооружения на следующем этапе.

В этот период должен быть решен вопрос о  развитии производственных мощностей  для строительства крупнотоннажных  судов - создании в России как минимум  одного сухого дока и/или эллинга  с плавдоком большой грузоподъемности. Выбор места для них (Север, Северо-Запад, Дальний Восток) должен осуществляться на конкурсной основе с разработкой соответствующих технико-экономических обоснований и системных проектов.

В первую половину второго периода (охватывающего 2010 - 2015 годы) положение отрасли должно стабилизироваться и предприятия должны приступить к широкомасштабной модернизации и техническому перевооружению, созданию новых объектов научно-производственной базы в обеспечение разработки и серийного строительства перспективных кораблей, судов и плавучих сооружений XXI века.

В целом  во втором периоде основные усилия должны быть направлены на решение  следующих задач:

- комплексная  модернизация, реконструкция и техническое  перевооружение отрасли (вывод  основных предприятий, НИИ и  КБ на самый современный технический и технологический уровень);

- техническое  и технологическое обеспечение  серийного производства новых  видов продукции (крупнотоннажные  корабли и суда, плавучие сооружения);

- обеспечение  условий для разработки и освоения  важнейших технологий создания конкурентоспособной продукции военного и гражданского назначения;

- формирование  межотраслевых интегрированных  структур, занятых производством  унифицированных ВВСТ для нескольких  видов Вооруженных сил;

- создание  новых производств, участков и  т.п. для производства импортозамещающих материалов, основного оборудования и комплектации кораблей и судов;

- создание  технической и технологической  возможности расширения экспорта  судостроительной продукции (создание  условий для увеличения производительности  труда в 3 - 5 раз и обеспечения международного уровня качества выпускаемой продукции).

В течение  второго периода должны быть завершены  все мероприятия по переводу отрасли  в состояние активной деятельности. Все основные предприятия и организации  по уровню производства должны соответствовать самым современным требованиям и обеспечивать возможность строительства высокотехнологичных и конкурентоспособных изделий. В частности, должна быть завершена первая очередь работ по созданию в России условий для строительства крупнотоннажных судов.

После 2020 года в отрасли должна вестись  системная работа по поддержанию  научно-технологического и производственного  потенциала отрасли на современном  уровне.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в  соответствии с официальным текстом документа.

3. Финансирование  стратегии

Ресурсное обеспечение стратегии будет  производиться за счет использования  средств федерального бюджета и  внебюджетных средств (собственных  средств предприятий, привлеченных средств инвесторов, инвестиций в рамках партнерских соглашений и средств субъектов Российской Федерации).

Общим принципом привлечения внебюджетных ресурсов является снижение доли государственного участия по мере снижения внешних  рисков.

Основные  затраты на воплощение на практике всех намеченных мероприятий, которые обеспечивают достижение основных целей стратегии в рамках различных программ, будут направляться:

- на  техническое перевооружение и  развитие производственных мощностей  основных центров судостроения  для разработки и производства конкурентоспособной судостроительной продукции, организаций отрасли, а также развитие уникальной научно-экспериментальной базы научных центров судостроения;

- на  сохранение и развитие промышленных  критических технологий в судостроении;

- на  развитие научно-технологического потенциала по направлениям базовых критических технологий, инновационные проекты по созданию научного и проектного задела в обеспечение создания судов и кораблей новых поколений для обновления российского флота, пилотных проектов новых типов судов и специальной морской техники;

- на  развитие экспортного потенциала  и обеспечение устойчивой кооперации  с государствами - участниками  СНГ;

- на  диверсификацию производства и  обеспечение выпуска высокотехнологической  продукции двойного и гражданского назначения. На реализацию стратегически значимых бизнес-проектов по созданию высокотехнологичной продукции в интересах развития секторов экономики;

- на  организационно-институциональные  преобразования в ОПК;

- на  повышение качества и конкурентоспособности продукции;

- на  сохранение и развитие кадрового  потенциала отрасли.

4. Бюджетная  эффективность стратегии

Расчеты бюджетной эффективности от реализации Стратегии развития судостроительной промышленности до 2020 года выполнены  в соответствии с "Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов Минэкономики РФ, Минфина РФ и Госстроя РФ. Вторая редакция, исправленная и дополненная", утвержденными 21 июня 1999 года.

При проведении оценки бюджетной эффективности  стратегия рассматривалась как инвестиционный проект с большой долей инвестиций из федерального бюджета.

Совокупность  налоговых поступлений в федеральный  бюджет определялась как сумма показателей:

- прямой  налоговый денежный поток - налоговые  поступления и таможенные сборы,  связанные с реализацией стратегии, в федеральный бюджет в течение периода реализации программы напрямую от предприятий отрасли;

- косвенный  налоговый денежный поток - налоговые  поступления и таможенные сборы,  связанные с реализацией стратегии,  в федеральный бюджет от контрагентов смежных отраслей, а также от поставщиков и подрядчиков, участвующих в техническом перевооружении предприятий отрасли, в течение периода реализации программы.

Оценка  вышеперечисленных показателей  производится на основе данных прогнозируемых объемов производства и НИОКР, принятых в стратегии, и действующего налогового законодательства.

Для трех программных периодов стратегии  ниже приведены данные прогноза финансовых результатов деятельности отрасли  в виде налоговых поступлений  в бюджет. В качестве нормативов для прогноза исходных данных использовались фактически сложившиеся в 2001 - 2005 гг. (годы устойчивого роста объемов производства) соотношения между объемами производства в промышленности и научной сфере отрасли (с разбивкой на оборонную и гражданскую продукцию, экспорт и товары для внутреннего рынка) и соответствующими финансово-экономическими и иными показателями.

При прогнозе показателей налогооблагаемой (балансовой) прибыли, фонда оплаты труда (ФОТ), НДС  и некоторых налогов и сборов предусмотрено изменение пропорций 2001 - 2005 гг. (с использованием трендовых и иных моделей) в соответствии с ожидаемыми в перспективе объемными показателями отрасли.

Налог на доходы физических лиц и ЕСН  исчисляются по ставкам от прогнозируемого  размера ФОТ, а налог на прибыль - от налогооблагаемой прибыли.

Таможенные  сборы брались по средней ставке от прогнозируемой стоимости импортного комплектующего оборудования.

Расчет  выполнен для различных вариантов  изменения ставки НДС в течение  периода 2007 - 2020 гг.

В силу высокой степени неопределенности изменения законодательства за базовый  принят вариант НДС по существующим ставкам без изменений до 2015 года, в котором прогнозируется, исходя из общей тенденции, снижение ставки до 15%.

Предусмотрены в перспективе некоторые изменения в пропорциях между федеральной и региональной (местной) составляющими ряда налогов.

Ожидаемый чистый дисконтированный доход бюджета  от реализации стратегии, рассчитанный в соответствии с методическими  рекомендациями на базе прогнозов объемов финансовой поддержки и налоговых поступлений в федеральный бюджет, составляет нарастающим итогом соответственно для периода 2007 - 2010 гг. - 75 млрд. руб., для периода 2011 - 2015 гг. - около 70 млрд. руб., для периода 2016 - 2020 гг. и в последующие годы - более 230 млрд. руб.

5. Мониторинг  и контроль

Контроль  реализации стратегии осуществляется на основании плана-графика реализации основных мероприятий и соответствующих  планов выполнения федеральных целевых  программ, планов, отдельных проектов и комплексов мероприятий, в рамках которых реализуется стратегия.

Информация о работе Стратегия судостроительной промышленности в россии