Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:55, реферат
Под Стратегией развития судостроительной промышленности понимается взаимоувязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в комплексах и планах мероприятий правового, экономического, научно-технического, организационного и политико-дипломатического характера в рамках бюджетных целевых программ, отдельных проектах. Стратегия определяет основные принципы и направления, обеспечивающие эффективное динамичное развитие отрасли и отвечает общей идеологии, предусмотренной в решениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Реализация настоящей стратегии должна обеспечить вклад судостроительной промышленности в решение ряда приоритетных общенациональных и народнохозяйственных задач современного этапа экономического развития России.
Использование заинтересованного в подъеме отрасли бизнеса в рамках закона не должно ничем сдерживаться, кроме рационально определяемых и экономически просчитываемых ограничений, связанных с обороной и безопасностью страны.
Основные принципы структурного реформирования госсектора
судостроительной промышленности
- Приоритетность
развития ряда предприятий в
интересах выполнения
Данный
принцип подразумевает
В первую очередь здесь необходимо сохранить государственный контроль за состоянием и кооперацией предприятий, обеспечивающих поддержание и развитие морских стратегических ядерных сил. Объединение или вхождение в холдинги предприятий должно получать соответствующую государственную поддержку и прежде всего отвечать интересам управляемости и безусловного выполнения заданий ГПВ и ГОЗ.
Такие предприятия и интегрированные структуры должны быть полностью подконтрольны государству (ФГУП или ОАО с контрольным пакетом акций в федеральной собственности).
- Равнодоступность
интеллектуального потенциала
В ходе приватизации большинство судостроительных заводов оказались у частных владельцев, а конструкторские бюро - в государственной собственности. Загрузка большинства судостроительных заводов государственным заказом не превышает 50%, а конструкторских бюро в настоящее время составляет более 90%. Передача КБ в тот или иной холдинг ставила бы предприятия, не вошедшие в данное объединение, в неравное положение и ограничивала бы конкуренцию в отрасли. Поэтому, например, включение проектных бюро в Объединенную судостроительную корпорацию в виде самостоятельных участников обеспечит необходимую равнодоступность их интеллектуального потенциала.
- Создание
оптимальной организационной
В системах управления интегрированными структурами используются два основных принципа:
- возложение
функций управляющей компании
на головное предприятие
- создание
самостоятельной управляющей
Форма управляющей компании зависит от типа проводимой интеграции:
- вертикальная
интеграция, когда интегрированная
структура представляет собой
головную компанию, выпускающую
конечное изделие, и цепь
- горизонтальная интеграция, когда интегрированная структура не имеет единой головной компании-разработчика или изготовителя продукции и включаете себя ряд компаний, выпускающих однотипную, зачастую конкурирующую продукцию.
В случае вертикальной интеграции, как правило, функции управляющей компании целесообразно возлагать на головное предприятие в технологической цепочке, заинтересованное в ритмичной и согласованной работе всех участников процесса создания техники.
При возложении функций управляющей компании на одно из предприятий создаваемой интегрированной структуры горизонтального типа ему объективно будет трудно представлять корпоративные интересы входящих в интегрированную структуру предприятий: как правило, принимаемые решения преимущественно реализуются в его интересах, в ущерб интересам дочерних компаний. В этом случае предпочтительнее создавать специальную управляющую компанию.
На практике чаще всего встречаются смешанные принципы интеграции, но в этих случаях также предпочтительнее создавать управляющую компанию.
Однако в каждом конкретном случае создания интегрированной структуры вопрос об оптимальной форме управления требует отдельного обоснования в рамках разработки соответствующего системного проекта.
- Преимущественное
объединение технологически
Отсутствие
эффективных экономических
В настоящее время предприятия фактически работают по принципу максимального изготовления комплектующих. Что, в свою очередь, приводит к монополизации того или иного направления и к незаинтересованности в оптимизации процесса производства. Объединение технологически однотипных предприятий позволит решить эту проблему и будет способствовать развитию и расширению кооперации.
- Выравнивание
финансово-экономических
В настоящее время сложилась ситуация, когда любой судостроительный завод живет по разным законам, выполняя соответственно частные и государственные заказы. Это приводит к дотированию убыточных заказов, невозможности разработки современной технологической и экономической политики предприятия.
С другой стороны, послабление закона о банкротстве в отношении стратегических предприятий, выполняющих ГОЗ, имеет и другую сторону медали. А именно, в случае выполнения таким предприятием частного заказа уровень ответственности за его выполнение у предприятия падает, что, в свою очередь, ведет к незаинтересованности размещать частные заказы на стратегических предприятиях.
Таким образом, для всех предприятий отрасли должны быть созданы идентичные условия выполнения государственных и частных контрактов в области экономической ответственности за своевременное и качественное их выполнение и в области ценообразования.
В 2007 - 2009 годах должны быть осуществлены - в первую очередь в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 2007 года - мероприятия по трансформации структуры отрасли.
Учреждается ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", 100% акций которого находится в федеральной собственности.
На правах дочерних акционерных обществ ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" учреждаются ОАО "Западный центр судостроения", ОАО "Северный центр судостроения и судоремонта" и ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта", 100% акций которых находятся в федеральной собственности.
В качестве приоритетных направлений деятельности ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" и его дочерних акционерных обществ определяются разработка, проектирование, производство, поставка, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт, утилизация судостроительной техники военного и гражданского назначения и сооружений для освоения континентального шельфа в интересах государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в области судостроения.
В целях совершенствования и повышения эффективности технологии судостроения и судоремонта, сохранения кооперации предприятий-смежников, осуществления ими согласованной инвестиционной политики в организации строительства, ремонта и модернизации кораблей, морских и речных судов ФГУП "ЦНИИ технологии судостроения" преобразовывается в ОАО "Центр технологии судостроения и судоремонта", 100% акций которого находится в федеральной собственности. В качестве приоритетных направлений деятельности ОАО "Центр технологии судостроения и судоремонта" определяются: разработка и реализация новых наукоемких судостроительных и судоремонтных технологий; технологическое обеспечение проектирования, строительства, технического обслуживания, ремонта и утилизации кораблей и судов в России и за рубежом; проектирование и технологическое перевооружение производственных мощностей центров судостроения и судоремонта; проектирование и производство судовой арматуры и изделий судового машиностроения; разработка, промышленное изготовление и поставка специализированного оборудования и средств технологического оснащения производства.
Поддерживается присутствие на рынке гражданского судостроения существующих объединений частного бизнеса.
Порядок
и условия участия в
Проработка механизмов вхождения в интегрированные структуры предприятий частной формы собственности более детально рассматривается в каждом конкретном случае в соответствующих системных проектах.
В результате
проведенных и запланированных
мероприятий будут созданы
В итоге реализации структурных преобразований в достаточно короткий срок будет обеспечен контроль государства за:
- отраслевыми
научными исследованиями и
- ключевыми
областями военного
- процессами
создания ВВСТ для кораблей (боевых
информационно-управляющих
Глубокий анализ всего диапазона потенциальных возможностей отечественных судостроительных заводов показывает, что для большинства классов и типов кораблей и судов в настоящее время проблемы антимонопольного обеспечения не существует.
Тяжелое положение, сложившееся сегодня в российском судостроении и вызванное неравными с судостроением зарубежных стран экономико-правовыми условиями работы и отсутствием стимулов для инвестирования строительства судов на отечественных верфях, требует безотлагательного принятия на государственном уровне решений, способствующих изменению сложившегося положения.
При этом
комплекс вышеуказанных мер построен
на обобщении опыта ведущих
В зарубежной
практике широко используются следующие
меры поддержки национального
- дотации на строительство судов;
- помощь
в модернизации и
- принятие программ финансирования верфей;
- помощь при строительстве судов на экспорт;
- помощь национальным предприятиям;
- налоговое облегчение;
- снижение таможенных тарифов;
- национализация верфей, правительственное участие;
- помощь
в проведении научных
В первую очередь у нас должны быть приняты меры, выравнивающие условия строительства судов под российский флаг на отечественных предприятиях с условиями строительства судов на зарубежных верфях.
Информация о работе Стратегия судостроительной промышленности в россии