Стратегия судостроительной промышленности в россии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:55, реферат

Краткое описание

Под Стратегией развития судостроительной промышленности понимается взаимоувязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в комплексах и планах мероприятий правового, экономического, научно-технического, организационного и политико-дипломатического характера в рамках бюджетных целевых программ, отдельных проектах. Стратегия определяет основные принципы и направления, обеспечивающие эффективное динамичное развитие отрасли и отвечает общей идеологии, предусмотренной в решениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Реализация настоящей стратегии должна обеспечить вклад судостроительной промышленности в решение ряда приоритетных общенациональных и народнохозяйственных задач современного этапа экономического развития России.

Файлы: 1 файл

судостроительная пром.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

Использование заинтересованного в подъеме  отрасли бизнеса в рамках закона не должно ничем сдерживаться, кроме  рационально определяемых и экономически просчитываемых ограничений, связанных с обороной и безопасностью страны.

Основные  принципы структурного реформирования госсектора

судостроительной  промышленности

- Приоритетность  развития ряда предприятий в  интересах выполнения государственных программ обеспечения обороны

Данный  принцип подразумевает приоритетное развитие при соответствующей государственной  поддержке ключевых предприятий, осуществляющих свою деятельность преимущественно  в интересах выполнения государственных  программ, направленных на обеспечение обороноспособности страны.

В первую очередь здесь необходимо сохранить  государственный контроль за состоянием и кооперацией предприятий, обеспечивающих поддержание и развитие морских  стратегических ядерных сил. Объединение  или вхождение в холдинги предприятий должно получать соответствующую государственную поддержку и прежде всего отвечать интересам управляемости и безусловного выполнения заданий ГПВ и ГОЗ.

Такие предприятия и интегрированные  структуры должны быть полностью  подконтрольны государству (ФГУП или ОАО с контрольным пакетом акций в федеральной собственности).

- Равнодоступность  интеллектуального потенциала конструкторских  бюро для всех предприятий  отрасли

В ходе приватизации большинство судостроительных заводов оказались у частных владельцев, а конструкторские бюро - в государственной собственности. Загрузка большинства судостроительных заводов государственным заказом не превышает 50%, а конструкторских бюро в настоящее время составляет более 90%. Передача КБ в тот или иной холдинг ставила бы предприятия, не вошедшие в данное объединение, в неравное положение и ограничивала бы конкуренцию в отрасли. Поэтому, например, включение проектных бюро в Объединенную судостроительную корпорацию в виде самостоятельных участников обеспечит необходимую равнодоступность их интеллектуального потенциала.

- Создание  оптимальной организационной структуры  управления объединения предприятий,  обеспечивающей равноправие и  заинтересованность в совместной  деятельности

В системах управления интегрированными структурами используются два основных принципа:

- возложение  функций управляющей компании  на головное предприятие создаваемой  интегрированной структуры;

- создание  самостоятельной управляющей компании.

Форма управляющей компании зависит от типа проводимой интеграции:

- вертикальная  интеграция, когда интегрированная  структура представляет собой  головную компанию, выпускающую  конечное изделие, и цепь дочерних  предприятий, выстроенных по принципу  полного цикла создания этого  изделия;

- горизонтальная  интеграция, когда интегрированная структура не имеет единой головной компании-разработчика или изготовителя продукции и включаете себя ряд компаний, выпускающих однотипную, зачастую конкурирующую продукцию.

В случае вертикальной интеграции, как правило, функции управляющей компании целесообразно возлагать на головное предприятие в технологической цепочке, заинтересованное в ритмичной и согласованной работе всех участников процесса создания техники.

При возложении функций управляющей компании на одно из предприятий создаваемой интегрированной структуры горизонтального типа ему объективно будет трудно представлять корпоративные интересы входящих в интегрированную структуру предприятий: как правило, принимаемые решения преимущественно реализуются в его интересах, в ущерб интересам дочерних компаний. В этом случае предпочтительнее создавать специальную управляющую компанию.

На практике чаще всего встречаются смешанные  принципы интеграции, но в этих случаях  также предпочтительнее создавать  управляющую компанию.

Однако в каждом конкретном случае создания интегрированной структуры вопрос об оптимальной форме управления требует отдельного обоснования в рамках разработки соответствующего системного проекта.

- Преимущественное  объединение технологически однотипных  предприятий

Отсутствие  эффективных экономических рычагов  управления государственными заказами привело к усилению административных методов управления предприятиями  и останавливает приватизацию предприятий, не имеющих для государства принципиального  значения.

В настоящее время предприятия фактически работают по принципу максимального изготовления комплектующих. Что, в свою очередь, приводит к монополизации того или иного направления и к незаинтересованности в оптимизации процесса производства. Объединение технологически однотипных предприятий позволит решить эту проблему и будет способствовать развитию и расширению кооперации.

- Выравнивание  финансово-экономических условий  функционирования при выполнении  государственного и частного  заказов

В настоящее  время сложилась ситуация, когда любой судостроительный завод живет по разным законам, выполняя соответственно частные и государственные заказы. Это приводит к дотированию убыточных заказов, невозможности разработки современной технологической и экономической политики предприятия.

С другой стороны, послабление закона о банкротстве  в отношении стратегических предприятий, выполняющих ГОЗ, имеет и другую сторону медали. А именно, в случае выполнения таким предприятием частного заказа уровень ответственности  за его выполнение у предприятия падает, что, в свою очередь, ведет к незаинтересованности размещать частные заказы на стратегических предприятиях.

Таким образом, для всех предприятий отрасли  должны быть созданы идентичные условия  выполнения государственных и частных  контрактов в области экономической ответственности за своевременное и качественное их выполнение и в области ценообразования.

В 2007 - 2009 годах должны быть осуществлены - в  первую очередь в соответствии с  Указом Президента Российской Федерации  от 21 марта 2007 года - мероприятия по трансформации структуры отрасли.

Учреждается ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", 100% акций которого находится  в федеральной собственности.

На правах дочерних акционерных обществ ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" учреждаются ОАО "Западный центр судостроения", ОАО "Северный центр судостроения и судоремонта" и ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта", 100% акций которых находятся в федеральной собственности.

В качестве приоритетных направлений деятельности ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" и его дочерних акционерных обществ определяются разработка, проектирование, производство, поставка, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт, утилизация судостроительной техники военного и гражданского назначения и сооружений для освоения континентального шельфа в интересах государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в области судостроения.

В целях  совершенствования и повышения эффективности технологии судостроения и судоремонта, сохранения кооперации предприятий-смежников, осуществления ими согласованной инвестиционной политики в организации строительства, ремонта и модернизации кораблей, морских и речных судов ФГУП "ЦНИИ технологии судостроения" преобразовывается в ОАО "Центр технологии судостроения и судоремонта", 100% акций которого находится в федеральной собственности. В качестве приоритетных направлений деятельности ОАО "Центр технологии судостроения и судоремонта" определяются: разработка и реализация новых наукоемких судостроительных и судоремонтных технологий; технологическое обеспечение проектирования, строительства, технического обслуживания, ремонта и утилизации кораблей и судов в России и за рубежом; проектирование и технологическое перевооружение производственных мощностей центров судостроения и судоремонта; проектирование и производство судовой арматуры и изделий судового машиностроения; разработка, промышленное изготовление и поставка специализированного оборудования и средств технологического оснащения производства.

Поддерживается  присутствие на рынке гражданского судостроения существующих объединений  частного бизнеса.

Порядок и условия участия в реформировании собственников судостроительных и  судоремонтных заводов, в том числе на которых размещен гособоронзаказ, будут определяться в условиях создания частно-государственного партнерства в рамках конкретных интегрированных структур с обязательным сохранением контроля государства за ходом исполнения ГОЗ.

Проработка  механизмов вхождения в интегрированные структуры предприятий частной формы собственности более детально рассматривается в каждом конкретном случае в соответствующих системных проектах.

В результате проведенных и запланированных  мероприятий будут созданы мощные конкурентоспособные на мировом рынке интегрированные структуры, сконцентрировавшие в своем составе госсобственность, что обеспечит возможность осуществлять действенный государственный контроль и влияние за процессами дальнейшего развития этого важнейшего сектора оборонно-промышленного комплекса страны.

В итоге  реализации структурных преобразований в достаточно короткий срок будет  обеспечен контроль государства  за:

- отраслевыми  научными исследованиями и разработками;

- ключевыми  областями военного кораблестроения, судоремонта и модернизации боевых надводных кораблей и подводных лодок;

- процессами  создания ВВСТ для кораблей (боевых  информационно-управляющих систем, гидроакустических и радиолокационных  систем, морского оружия и др.).

Глубокий  анализ всего диапазона потенциальных возможностей отечественных судостроительных заводов показывает, что для большинства классов и типов кораблей и судов в настоящее время проблемы антимонопольного обеспечения не существует.

Тяжелое положение, сложившееся сегодня  в российском судостроении и вызванное неравными с судостроением зарубежных стран экономико-правовыми условиями работы и отсутствием стимулов для инвестирования строительства судов на отечественных верфях, требует безотлагательного принятия на государственном уровне решений, способствующих изменению сложившегося положения.

При этом комплекс вышеуказанных мер построен на обобщении опыта ведущих судостроительных стран мира, которые на практике реализовали мероприятия по поддержке  национального судостроения. Наших конкурентов абсолютно не смущает, что комплекс таких мер в их стратегиях составляли и составляют налоговые льготы, снижение таможенных тарифов и дотации на строительство судов и модернизацию предприятий, - вплоть до прямого запрета на использование судов иностранного производства в каботажных перевозках.

В зарубежной практике широко используются следующие  меры поддержки национального судостроения:

- дотации  на строительство судов;

- помощь  в модернизации и реструктуризации  верфей;

- принятие  программ финансирования верфей;

- помощь  при строительстве судов на  экспорт;

- помощь  национальным предприятиям;

- налоговое  облегчение;

- снижение  таможенных тарифов;

- национализация  верфей, правительственное участие;

- помощь  в проведении научных исследований.

В первую очередь у нас должны быть приняты меры, выравнивающие условия строительства судов под российский флаг на отечественных предприятиях с условиями строительства судов на зарубежных верфях.

Информация о работе Стратегия судостроительной промышленности в россии